Управление финансовыми результатами и рентабельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Эффективная деятельность предприятий и хозяйственных организаций, стабильные темпы их работы и конкурентоспособность в современных экономических условиях в значительной степени определяются качеством управления финансами. Оно включает в себя финансовое планирование и прогнозирование с такими обязательными элементами, как бюджетирование и бизнес-планирование, разработка инвестиционных проектов, организация управленческого учета, регулярный комплексный финансовый анализ и на его основе решение проблем платежеспособности, финансовой устойчивости, преодоление возможного банкротства предприятия.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления финансовыми результатами и рентабельностью предприятий 5
1.1 Понятие финансового результата и сущность управления им 5
1.2 Виды и методы анализа финансовых результатов 6
1.3 Система показателей анализа финансовых результатов 9
1.4 Информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия 13
1.5 Краткий обзор литературных источников 16
Глава 2. Способы управления величиной прибили и рентабельности на предприятии 17
2.1 Принятие управленческих решений на основе факторного анализа прибыли от продаж 17
2.2 Анализ финансовых результатов от прочей реализации и внереализационных операций и принятие решений на его основе 19
2.3 Управление рентабельностью продукции 21
2.4 Эффект финансового рычага 22
2.5 Операционный анализ 23
Заключение 26
Список использованных источников 29
Приложения 31

Работа содержит 1 файл

ррр2.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

     Рентабельность продукции (RП) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (ПРП) к сумме затрат по реализованной продукции (ЗРП):

     RП= ПРП / ЗРП

     Данный показатель показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам или видам продукции. [18, 221]

     Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или денежного потока, включающего прибыль и амортизацию, на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. [12, 182]

     RОБ= ПРП / В

     Изменения показателей рентабельности реализации (оборота) могут происходить под влиянием изменений структуры реализации, себестоимости, цен и тарифов отдельных видов продукции, работ, услуг.

     Рента́бельность со́бственного капита́ла, частное  от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал  организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли, т. е. какую сумму получит инвестор от вложенной им суммы. [8, 105]:

     RСК=ЧП / СК

     В процессе анализа необходимо изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню на определенном предприятии за ряд лет и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

     1.4 Информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия

     Информационное обеспечение анализа и принятия решений по управлению финансовыми результатами деятельности предприятия формируется за счет внешних и внутренних источников информации. [11, 132]

     К внешним источникам информации относятся:

     1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Система информационных показателей этой группы служит основой анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия. Это необходимо при разработке комплексной политики управления прибылью, осуществлении инвестиционной деятельности, выявлении резервов роста прибыли, ориентируясь на достигнутый уровень среднеотраслевых показателей [18, 130]. К данной группе показателей относятся такие, как национальный доход, чистый доход, среднеотраслевые нормы прибыли, средние нормы банковского процента, ставки налога на прибыль, данные об инфляции, ставка рефинансирования.

     2. Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка. Система показателей данной группы является необходимой для оценки, анализа и принятия решений в области ценовой политики и доходов по операционной деятельности, привлечения капиталов из внешних источников, определения затрат по обслуживанию дополнительно привлекаемого капитала, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений, осуществления краткосрочных финансовых вложений. В состав этих показателей включаются объемы продаж, эластичность по цене и доходу, кредитные проценты в зависимости от сумм и сроков предоставления.

     3. Показатели, характеризующие деятельность конкурентов и контрагентов. Система информационных показателей этой группы используется для осуществления оперативного анализа и регулирования отдельных аспектов формирования и использования прибыли. К ним относятся цены на сырье, комплектующие, материалы, на продукцию конкурентов, на товары-заменители, рентабельность хозяйственной деятельности конкурентов и контрагентов. [8, 155]

     К внутренним источникам информации относятся:

     1. Показатели финансового учета предприятия. Среди этих показателей можно отметить следующие: масса годовой валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. На основе этих показателей осуществляется обобщенный анализ, прогнозирование и текущее планирование прибыли. Источником данной информации являются данные финансовой отчетности. Преимуществом показателей финансовой отчетности является их унификация, что позволяет использовать типовые методики анализа и алгоритмы финансовых расчетов по отдельным вопросам формирования и использования прибыли. Данная информация обеспечивает высокую степень надежности и регулярности сведений, а также сопоставимость с показателями других предприятий. Недостатком финансовой отчетности является обобщенность информации в целом по предприятию, выражение ее только в стоимостных измерителях. [15, 62]

     2. Показатели управленческого учета. Этот вид учета получил развитие в связи с переходом к общепринятым в международной практике стандартам бухгалтерского учета. Он представляет собой систему учета всех необходимых показателей, формирующих информационную базу оперативных управленческих решений. Управленческий учет включает не только стоимостные, но и натуральные показатели. Он может быть структурирован в любом разрезе:

     - по центрам ответственности (центрам затрат, дохода прибыли, инвестиций);

     - по видам деятельности (производственная, инвестиционная, финансовая);

     - по видам продукции (по групповой номенклатуре или отдельным видам);

     - по видам ресурсов (материальные, нематериальные, трудовые, финансовые);

     - по регионам деятельности (если для предприятия характерна региональная диверсификация деятельности) [14, 63].

     3. Нормативно-справочные показатели. Основу этой системы показателей составляют различные нормы и нормативы, разработанные в рамках самого предприятия – нормативы численности, нормативы затрат времени, нормативы обслуживания, нормативы удельных расходов сырья и материалов и т.д. Эта система показателей дополняется различными справочно-нормативными показателями, действующими в целом в стране или в отрасли: нормы амортизационных отчислений, нормы отчислений прибыли в резервный фонд, ставки налогов, сроки уплаты налогов, проценты за кредит и т.д. [11, 148]

     Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения, ориентированную не только на эффективное текущее и оперативное управление формированием и использованием прибыли, но и на принятие стратегических решений.

     Но не все источники информации могут быть доступны, поскольку в настоящее время анализ финансовых результатов затруднен в связи с коммерческой тайной, засекречиванием, а иногда и искажением результатов его функционирования.

     Поэтому необходимо отметить, что основным источником анализа финансовых результатов является бухгалтерская отчетность, а именно Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), который составляется предприятиями всех форм собственности и отраслей. Аналитическая ценность этой формы заключается в том, что в ней последовательно показывается формирование и использование прибыли, начиная с выручки от продажи и заканчивая чистой прибылью. При этом данные приводятся не только за отчетный, но и за аналогичный период прошлого года. [15, 61]

     Немаловажными источниками информации анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются и такие отчетные формы бухгалтерского учета, как Бухгалтерский баланс (форма № 1), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), Пояснительная записка и др.

     Применение всех источников информации (или большей их части) в совокупности позволяет осуществить более полный анализ проблемы и сделать соответствующие выводы.

   1.5 Краткий обзор литературных источников

     Сегодня существует множество учебников, монографий учебных пособий посвященных проблеме управления финансовыми результатами и методикам их применения. Почти в каждом из них можно найти определения финансовых результатов, порядки их формирования, варианты анализов для принятия управленческих решений, способы повышения или уменьшения прибылей и др. В связи с этим большую проблему для автора представлял выбор конкретных источников для написания работы. Все дело в том, что существует множество повторений и наличие лишней информации в некоторых источниках.

     Для написания первой главы, где были указаны основные теоретические моменты управления прибылью для написания использовались учебники Ионовой А. Ф, Бланка И. А. и Ковалева. В. В. Труды Поляка Г. Б. и Глазунова В. Н., а также статья  Глазунов В.Н. в журнале «Финансы» были использованы для обоснования важности проведения финансового анализа, его методов и видов. В учебниках Губина В. Е. и Донцовой Л. В. проанализирована система показателей финансовой отчетности, также использовались тексты положений Минфина о «Доходах» и «Расходах», чтобы показать порядок формирования финансовых результатов в фирме. При написании параграфа об источниках информации для анализа финансовых результатов использовалась статья Парушиной Н. В. в журнале «Бухгалтерский учет», а также учебное пособие Незамарайкина В. Н.

     Базисом для написания практической главы послужили учебники Самсонова Н. Ф. и Поляка Г. Б. При подготовке этой главы использовались интернет-ресурсы, посвященные изучению эффектов влияния операционного и финансового рычагов.  Также мы пользовались статьей Ружанская Н. В., размещенной в журнале «Финансовый менеджмент», где наглядно показано как действует финансовый рычаг.

     Вся финансовая отчетность ОАО «Энел  ОГК-5», которая использовалась для  написания второй главы работы, была взята с официального сайта данной компании.

     Глава 2. Способы управления величиной прибили и рентабельности на предприятии

     2.1 Принятие управленческих решений на основе факторного анализа прибыли от продаж

     Под факторным анализом необходимо понимать определение влияния факторов на результат в анализе хозяйственной деятельности компаний. [3, 125] Основными факторами, влияющими на сумму прибыли являются: изменение объема продаж, изменение ассортимента реализованной продукции, изменение себестоимости продукции, изменение цены реализации продукции. Т. е. при факторном анализе прибыли от продаж выясняется, как она изменяется от влияния вышеуказанных причин.

     Прибыль от продажи продукции, работ, услуг  определяется как разница между  выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.

     Важнейшими  факторами, влияющими на сумму прибыли  от продажи продукции, работ, услуг, являются: [19]

     - изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;

     - изменение структуры ассортимента  реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

     - изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;

     - изменение цены реализации продукции.  При увеличении уровня цен  сумма прибыли возрастает, и наоборот.

     Оценка  вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе  в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

     Факторный анализ прибыли от продаж необходим  для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. задача факторного анализа – поиск путей максимизации прибыли компании. Факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений. [21, 826]

     Для проведения этого анализа составим таблицу, на основе данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях/убытках ОАО «Энел ОГК-5» (см. таблицу 1 в приложениях):

     Определим влияние факторов на сумму прибыли  компании следующим образом:

     1. Для определения влияния объема  продаж на прибыль необходимо  прибыль предыдущего периода  умножить на изменение объема  продаж. Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 57 020 561 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (57 020 561 тыс. руб. /1,12), который составил 50 911 215 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 116,8% (50 911 215 тыс. руб. /43 594 973тыс. руб. * 100%), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 16,8%. За счет увеличения объема продажи продукции прибыль отьл продажи продукции, работ, услуг увеличилась: 5 356 654 * 0,168 = 899 916 тыс. рублей.

Информация о работе Управление финансовыми результатами и рентабельностью