Управление инновационными процессами на ОАО «Советский молочный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучение инновационного обеспечения инновационной деятельности, управление инновационными процессами на ОАО «Советский молочный завод». Для проведения анализа используются данные бухгалтерской финансовой отчетности предприятия за 2007-2009 гг.

Содержание

Введение 3
1. Информационное обеспечение инновационной деятельностью 5
1.1. Инновации, их экономическая сущность и значение 5
1.2. Необходимость информации на стадиях жизненного цикла инноваций 6
1.3. Состав информации для участников инновационного процесса 13
2. Управление инновационными процессами на ОАО «Советский молочный завод» 19
2.1. Общая характеристика предприятия 19
2.2. Анализ и оценка инновационного потенциала 22
2.2.1. Анализ производственного потенциала 22
2.2.2. Оценка организационно-технического уровня производства 26
2.2.3. Анализ финансового состояния и оценка финансовых ресурсов 27
2.2.4. SWOT-анализ предприятия 33
2.2.5. Комплексная оценка инновационной деятельности предприятия 37
2.3. Разработка инновационной стратегии предприятия 38
2.3.1. Оценка действующих стратегий развития предприятия 38
2.3.2. Выбор и обоснование инновационной стратегии 39
2.4. Формирование инновационной программы предприятия 41
2.4.1. Разработка концепции проекта развития предприятия 41
2.4.2. Оценка эффективности инновационного проекта 49
2.4.3. Оценка риска проекта развития 53
Заключение 57
Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

3414, оао советский, нов..doc

— 842.00 Кб (Скачать)

     Предприятия заинтересованы в распространении информации о своей продукции, возможностях производства. Для этого используются многие информационные каналы. Выпускается рекламная продукция (буклеты, каталоги и др.), даются рекламные объявления в газеты, журналы и на телевидение.

     Некоторые предприятия имеют доступ в Internet и размещают там свою информацию. Участие в выставках, ярмарках, конкурсах, презентациях и других публичных мероприятиях также дает возможность распространить информацию о своем предприятии. На некоторых предприятиях организуются специальные конференции с привлечением потенциальных потребителей продукции.

     Обеспечение информационной поддержки инновационной  деятельности включает:

  1. создание и пополнение банков данных научно-технических результатов и потенциальных возможностей исполнителей научно-технических программ и проектов по приоритетным направлениям;
  2. осуществление связи с удаленными информационными центрами и базами данных, в том числе зарубежными, с использованием украинских и иностранных телекоммуникационных систем;
  3. обеспечение доступа заинтересованных организаций и лиц к информационным базам данных (ИБД) и информационным ресурсам Интернет в области инновационной деятельности;
  4. поиск и отбор инновационных проектов, предложений по производству наукоемкой продукции для организаций и физических лиц, заинтересованных в их финансировании;
  5. создание и пополнение банков данных о потребительских свойствах товаров ведущих фирм и т.п.

     В ходе разработки и реализации инновационных  проектов руководителям и специалистам предприятий и организаций, участвующих в их реализации, а также отдельным физические лицам, самостоятельно осуществляющим исследования и разработки, приходится готовить и принимать разнообразные решения, для обоснования которых необходимы различные данные о состоянии внешней среды (научно-технической, финансово-экономической, производственно-технологической, рыночной и др.).

     При этом необходимо обеспечить [33. C. 42-43]:

     - возможности для каждого из  участников инновационного процесса  получать как общую, так и специальную (соответствующую решаемым им задачам) информацию;

     - возможность наращивания сведений  о научно-технической разработке (создание и хранение истории  разработки начиная от получения  полезной идеи до осуществления  выпуска новой продукции и сфер ее применения);

     - обеспечение доступа к различным  источникам информации, необходимым для принятия решения, а при ее отсутствии – к потенциальным контрагентам, которые могут располагать или подготовить данную информацию;

     - наличие сведений о потенциальных партнерах по осуществлению инновационного процесса на всех этапах его осуществления в разрезе основных функций (от инновационного менеджмента до оказания содействия использованию новой продукции/услуги конечным потребителем);

     - выполнение некоторых “интеллектуальных” функций.

     Последнее предполагает, что при отсутствии в базах данных объектов с параметрами, необходимых участнику инновационного процесса, выдавать не только отрицательный ответ, но давать также:

  • перечни объектов частично соответствующих запросу (по отдельным параметрам или их сочетаниям);
  • разработки с близкими к запрашиваемым значениями параметров объектов;
  • адреса субъектов, которые могут осуществить разработку подобных объектов.

     Информацией должны обеспечиваться, прежде всего, лица, принимающие ключевые решения в ходе реализации инновационного процесса:

     - научный руководитель инновационного  проекта (автор полезной идеи  или основанной на ней научно-технической разработки);

     - инновационный менеджер (исполнительный  директор или технический руководитель проекта);

     - исследователь (исполнитель прикладных  НИР, отрабатывающих концепцию и основные способы реализации полезной идеи в определенных видах новой продукции/услуг и технологий);

     - конструктор (разработчик конструктивных  решений и структуры конфигураций новой продукции и модификаций новых услуг);

     - технолог (разработчик технологических  процессов производства новой продукции и предоставления новых услуг);

     - проектировщик (разработчик проектов  инновационных предприятий и  встраивания (“привязки”) технологий производства новой продукции (предоставления новых) услуг в производственную систему действующего предприятия);

     - маркетолог (специалист по определению  структуры потенциальных рынков  новых товаров и их ключевых параметров, позиционированию новой продукции/услуг на них, по определению структуры их потенциальных пользователей и возможных конкурентов и т. п.);

     - рекламист (специалист по способам  ознакомления с новыми товарами  потенциальных покупателей/пользователей);

     - правовед (специалист по интеллектуальной собственности, в т. ч. патентам, по хозяйственно-договорным отношениям и т. п.);

     - метролог (специалист по проблемам  качества продукции и производства, сертификации и метрологии);

     - финансист (потенциальный инвестор  проекта на различных его стадиях, финансовый директор проекта и т. п.);

     - экономист (специалист по технико-экономическим  обоснованиям инновационного проекта);

     - логистик (специалист по снабжению  и сбыту новых товаров);

     - руководители инновационного предприятия  и предприятия – конечного потребителя новой продукции/услуг.

1.3. Состав информации для участников инновационного процесса

 

     Состав  внешней (не формируемой в рамках самого инновационного процесса) информации, которой должны быть обеспечены эти  участники инновационного процесса, определяется несколькими группами факторов.

     Во-первых, это типы задач, решаемых участниками  инновационного процесса. В составе  задач, решаемых участниками инновационных  процессов, могут быть многократно решаемые и разовые задачи. Информационная система должна быть способной непосредственно обеспечивать внешней информацией задачи, многократно (постоянно) решаемые участниками инновационных процессов и обращение к иным источникам информации для решения разовых (специальных) задач [33. C. 56-57].

     Во-вторых, это характер вырабатываемых участниками решений. Решаться могут как “рутинные”, присущие большинству инновационных процессов задачи, так и уникальные задачи. Для первого типа задач, как правило, отработаны процедуры принятия решений, определен перечень условий и состав параметров, необходимых для принятия соответствующих решений. Соответственно в рамках информационной системы для обеспечения решения данных задач могут формироваться и поддерживаться соответствующие базы данных и “прецедентов” решения подобных задач, создаваться алгоритмы и программные комплексы, формализующие процедуры получения необходимых данных.

     Для решения второго типа задач могут  быть использованы специальные методы, и каждый раз требуется уникальный набор показателей, обеспечивающий принятие обоснованных решений.

     В-третьих, это зависимость информационных потребностей участников инновационного процесса от применяемых ими методов решения задач. У каждого из участников инновационного процесса на момент подготовки решений существует определенный набор доступных ему методов решения соответствующих задач, который определяется:

  • наличием готовых к практическому применению методик решения задач;
  • характеристиками имеющихся у него программных продуктов и технических средств, позволяющих реализовать существующие методики решения задач;
  • уровнем его подготовки (квалификации);
  • временем, которое он может затратить (располагает) для получения решения поставленных задач;
  • требуемым качеством получаемых решений (точное или приближенное решение задач).

     В-четвертых, это возможности участников самостоятельно создавать и поддерживать необходимые  им специальные базы данных. При  создании отдельными участниками инновационного процесса таких баз данных информационная система может выполнять либо функции пополнения этих баз за счет предоставления имеющейся в ней информации (корректировка имеющихся данных, дополнение информационных массивов и т. п.), либо функции доступа к иным информационным системам, содержащим необходимые участникам инновационного процесса “внешние” данные.

     При этом в рамках системы в первую очередь должны формироваться информационные массивы, позволяющие решать задачи нескольким различным участникам инновационного процесса.

     В условиях современной рыночной экономики, когда информация является одним из важнейших видов товаров, решение проблем информационного обеспечения участников инновационного процесса во многом зависит от их финансовых возможностей.

     Для многих из них практически невозможно получение полных массивов необходимой информации и самостоятельное осуществление поиска нужных данных.

     Вместе  с тем, участникам инновационных  процессов необходимы сведения, имеющиеся в различных базах данных.

     Для стадии фундаментальных исследований это базы данных о [33. C. 58]:

  • направлениях фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний, которые могут быть положены в основу прикладных разработок в определенных (заданных) областях (состояние исследований, период их осуществления, участники, полученные теоретические и прикладные результаты);
  • полученных в ходе фундаментальных исследований по конкретным их направлениям полезных идеях, моделях, эффектах и т.п.

     Для стадии прикладных исследований и разработок это базы данных о:

  • направлениях поисковых и прикладных исследований, направленных на определение конкретных применений полученных полезных идей, моделей, эффектов (состояние исследований, период их осуществления, участники, полученные результаты);
  • разработках по превращению результатов прикладных научных исследований в замыслы новых товаров, их лабораторные модели или экспериментальные образцы (состояние исследований, период их осуществления, участники, цели разработок и полученные результаты);
  • степени защищенности проводимых исследований и разработок (закрытие сведений о разработках, подача заявок на патенты, полученные патенты или иные документы о праве на объекты интеллектуальной собственности).

     Для стадии опытно-конструкторских работ  это базы данных о [33. C. 62-63]:

  • применяемых схемно-компоновочных и иных конструктивных решениях;
  • материалах, деталях, узлах, комплектующих и других компонентах, которые могут быть использованы при производстве и применении новых товаров;
  • технологиях производства товаров, аналогичных или подобных новым товарам инновационного предприятия;
  • технических, экологических и иных условиях, которым должны обладать производимые новые товары и технологии (в т. ч. и находящиеся в стадии разработки и обсуждения);
  • степени защищенности имеющихся конструктивных и технологических решений и правообладателях;
  • потенциальных исполнителях конструкторско-технологических разработок и иных потенциальных участников инновационных процессов.

     Для стадии массового (промышленного) производства новых товаров это базы данных о:

    1. потребительских свойствах товаров фирм, осуществляющих выпуск товаров аналогичных новому товару инновационного предприятия (товары фирм-конкурентов), а также товаров, которые новый товар способен замещать;
    2. завершенных разработкой новых товарах и иных бизнес-предложениях и бизнес-планах;
    3. возможных источниках финансирования (в т.ч. потенциальных инвесторах) массового производства новых товаров;
    4. потенциальных рынках сбыта новых товаров − емкость рынков, характеристика основных сегментов (общий объем продаж, уровень цен, динамика – рост, стагнация, уменьшение объемов продаж);
    5. потенциальных потребителях нового товара − продукта, услуги, технологии − (основные группы потребителей, их численность, потенциал с точки зрения потребления новых товаров, доступные потребителю информационные каналы и каналы материально-технического обеспечения, замещаемый у потребителя товар);
    6. возможностях конкурентов − производителей аналогичных или замещаемых товаров (объем производства и доля на рынках, уровень и структура затрат, рентабельность, цены на аналогичные товары других фирм и замещаемые товары и т. п.);
    7. ценах основных производственных факторов (финансовых и материальных ресурсов, рабочей силы, информации и т.п.);
    8. потенциальных партнерах по производству новых товаров и их производственно-технологических и финансово-экономических возможностях.

Информация о работе Управление инновационными процессами на ОАО «Советский молочный завод»