Управление пассивными операциями банка и основные направление его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ задач и методов управления пассивными операциями коммерческого банка, а также проблем повышения их эффективности.
В рамках поставленной цели в работе предусмотрено решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и значение пассивных операций коммерческого банка;
- охарактеризовать методы управления привлеченными средствами банка, а также определения депозитной ставки;
- выделить особенности управления заимствованными средствами банка;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПАССИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ
КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА................................................................................. 5
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА................................................................................. 11
2.1 Методы управления привлеченными средствами банка.
Определение депозитной ставки............................................................................ 11
2.2 Особенности управления заимствованными средствами банка................... 17
3. ИНДЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕПОЗИТНОГО ПОРТФЕЛЯ
КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ....... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................................. 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа_2.doc

— 487.00 Кб (Скачать)

     По  форме изъятия средств депозиты подразделяются на депозиты до востребования (обязательства, не имеющие конкретного срока исполнения) и срочные депозиты (обязательства, имеющие фиксированные сроки). В банковской практике могут встречаться и так называемые условные депозиты, которые представляют собой средства, подлежащие изъятию при наступлении каких-либо заранее оговоренных событий.

     Среди пассивных операций коммерческих банков обычно основной объем приходится на операции по формированию депозитов до востребования. Они представляют собой средства, которые без предварительного уведомления банка со стороны клиента могут быть востребованы в любой момент. Эти средства оседают в виде остатков на определенных банковских счетах, открытых их владельцами для осуществления расчетов и платежей или же для иного целевого использования средств, и, как правило, получение доходов по таким счетам не является основным мотивом их открытия.

     В банковской практике сформировались следующие  виды счетов, остатки на которых можно классифицировать как депозиты до востребования. Прежде всего это текущие (расчетные) счета, которые открываются предприятиям и предпринимателям для зачисления поступающих в их адрес средств и осуществления расчетных операций как в безналичной, так и в наличной формах. Текущий счет может быть открыт и физическому лицу. Он предназначен для осуществления операций по зачислению и переводу средств, вытекающих из гражданских правовых отношений. Согласно законодательству клиенту может быть открыт один текущий (расчетный) счет. Все условия его открытия и функционирования должны быть указаны в заключенном между банком и клиентом договоре на расчетное обслуживание. Наиболее существенными условиями этого договора является начисление банком процентов на остаток средств на счете и взимаемая с клиента плата за проведение банком расчетных операций и выдачу со счета наличных средств. В основе определения этих условий лежат разработанные банком тарифы, но в каждом конкретном случае они могут носить индивидуальный характер.

     Предприятиям  и предпринимателям, занимающимся внешнеэкономической  деятельностью, могут быть открыты  текущие счета в иностранной  валюте. Они предназначены для  учета остатков средств после обязательной продажи определенной части поступлений в иностранной валюте, поскольку это предусмотрено действующим в Республике Беларусь законодательством. С этих счетов производятся и платежи в иностранной валюте [13; c. 36].

     Разновидностью  счета до востребования является субсчет, который открывается нехозрасчетным формированиям и подразделениям, находящимся вне расположения головного предприятия, для зачисления выручки и осуществления безналичных расчетов. Эти счета могут быть открыты только в официальной денежной единице Республики Беларусь.

     В определенных законодательством случаях  могут использоваться временные счета. Они открываются строящемуся предприятию (пусковому комплексу, очереди, этапу и т.п.) на срок до полного пуска предприятия в эксплуатацию. Временные счета используются также для формирования уставного фонда создаваемых акционерных обществ (обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью) для зачисления на них средств инвесторов и в некоторых других случаях. После формирования уставного капитала и государственной регистрации общества временный счет закрывается и в общем порядке открывается текущий счет.

     Депозитами  до востребования являются также  средства, отраженные на различных благотворительных счетах в банке. Благотворительный счет – это счет целевого характера, открываемый в банке предприятием, предпринимателем или гражданами для сбора, хранения и использования денежных средств, поступающих в виде безвозмездной помощи или пожертвований с целью проведения благотворительных акций, например, для лечения граждан, строительства объектов различного общественного назначения, а также ремонта или реконструкции зданий, представляющих историческую или культурную ценность, для проведения экологических мероприятий и т.п. Этот счет может открываться как в официальной денежной единице Республики Беларусь, так и в иностранной валюте.

     Для отражения операций, осуществляемых с использованием корпоративных банковских пластиковых карточек, их владельцам – предприятиям и предпринимателям – открываются карт-счета, остатки по которым представляют собой для коммерческого банка разновидность депозитов до востребования [10; c. 59].

     Счет-контокоррент используется для осуществления  операций только в официальной денежной единице Республики Беларусь и переход клиента на кредитно-расчетное обслуживание по этому счету возможен только при отсутствии задолженности по ранее полученным кредитам в текущую деятельность и процентам за их использование. В договоре по счету-контокорренту предусматривается не только взимание банком процентов по активным остаткам на этом счете, но и выплата в пользу клиента процентов по пассивным остаткам, являющимся для банка одним из источников ресурсов.

     Кроме рассмотренных выше видов банковских счетов по учету депозитных средств в режиме до востребования, в банковской практике могут встречаться и другие их виды. Можно отметить, что, несмотря на существование различного рода счетов до востребования, основным их видом для любого банка являются расчетные и текущие счета, и преобладающая часть депозитов до востребования аккумулируется именно на этих счетах.

     Важными условиями работы для коммерческих банков, планирующих осуществлять широкомасштабное привлечение средств клиентов в  срочные депозиты, должны стать: выработка  привлекательных для клиентов условий приема депозитов, открытость этой информации для потенциальных вкладчиков, высокий уровень культуры обслуживания. Все это играет немаловажную роль в конкурентной борьбе коммерческих банков за привлечение ресурсов.

 

2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ  ПАССИВНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

      2.1 Методы управления привлеченными средствами банка. Определение депозитной ставки

 

     Привлеченные  средства являются наиболее значительной частью пассивов банка, в несколько  раз превышающей его собственные  средства. Фактически привлеченные средства – это основной источник формирования ресурсов коммерческого банка, которые направляются на проведение активных операций.

     К привлеченным средствам банка принадлежат  остатки средств на текущих, бюджетных  и расчетных счетах клиентов, сберегательные и срочные вклады физических и юридических лиц, вклады до востребования, разные виды депозитных счетов, таких как условные, залоговые, брокерские, целевые депозиты, депозиты в иностранной валюте, а также средства на корреспондентских счетах других банков (лоро-счета). В банковской практике все счета клиентов, открытые в банке, в целом называют депозитами, а привлеченные средства – депозитными обязательствами.

     Целью банковского менеджмента в сфере  управления обязательствами банка  является привлечение достаточного объема средств с наименьшими затратами для финансирования тех активных операций, которые намеревается осуществить банк. Итак, в процессе формирования фондов менеджер должен учитывать два основных параметра управления – стоимость привлеченного средства и их объем [2; c. 28].

     Для обеспечения желательной структуры, объемов и уровня затрат по депозитным обязательствам используются разные методы привлечения средств, вообще сводящиеся к двум группам – ценовые и  неценовые методы управления привлеченным средством.

     Сущность  ценовых методов состоит в  использовании процентной ставки по депозитам как главного рычага в  конкурентной борьбе за свободные денежные средства физических и юридических  лиц. Повышение предлагаемой банком ставки позволяет привлечь дополнительные ресурсы. И, наоборот, банк, перенасыщенный ресурсами, но ограниченный немногими прибыльными направлениями их размещения, сохраняет или даже уменьшает депозитные ставки.

     Неценовые методы управления привлеченными средствами банка базируются на использовании разнообразных приемов поощрения клиентов, которые прямо не связаны с изменением уровня депозитных ставок. К таким приемам принадлежат: реклама; улучшенный уровень обслуживания; расширение спектра предлагаемых банком счетов и услуг; комплексное обслуживание; дополнительные виды бесплатных услуг; расположение филиалов в местах, максимально приближенных к клиентам; приспособление графика работы к потребностям клиентов и т.п. В условиях обострения конкурентной борьбы в банковской сфере менеджмент большое внимание уделяет именно неценовым методам управления, поскольку повышение депозитных ставок имеет ограничения, и не всегда такой метод управления можно применять. В борьбе за клиентов банки прибегают к таким приемам, как проведения лотереи среди клиентов, бесплатная рассылка выписок из счетов, открытие депозитов новорожденным как подарок от банка, оснащение бесплатных автомобильных стоянок возле банка, расположение банкоматов в общественных местах, проведение безналичных расчетов с помощью пластиковых карточек, рассылка клиентам приветствий и подарков к праздникам от лица руководства банка и т.п.

     Неценовые методы управления основываются на маркетинговых  исследованиях того сектора рынка, который обслуживается банком, в  изучении потребностей клиентуры, в разработке новых финансовых инструментов и операций, предлагающихся клиентам. В целом применение неценовых методов требует некоторых (иногда и значительных) затрат. Поэтому выбирая метод управления привлеченными средствами, менеджмент банка должен сравнить затраты, связанные с повышением депозитной ставки, и затраты, которые будут сопровождать внедрение неценовых приемов. На практике эти методы могут применяться параллельно.

     Быстрое развитие неценовых методов управления наблюдалось в США после принятия в 1933 году Закона Гласса-Стигалла, которым запрещались выплаты процентов по чековым счетам и централизованно устанавливалась верхняя граница депозитных ставок. Целью таких ограничений была защита банков от чрезмерной конкуренции в сфере привлечения средств, которая будто бы могла привести их к банкротству. Но, как показала практика, такое регулирование не дало желательных следствий и конкурентная борьба продолжалась средствами установления скрытых ставок и поиска новых методов привлечение средств, таких как выпуск коммерческих бумаг. Лишь в 1980 году Конгресс США принял Закон про дерегулирование депозитных учреждений, которым снимались ограничение относительно уровня выплат по депозитам. Итак, объективная необходимость поиска новых источников и способов финансирование оказывала содействие усовершенствованию неценовых методов управления привлеченными средствами.

     В практике работы отечественных банков преимущество имеют ценовые методы управления, поскольку депозитные ставки не подлежат регулированию и устанавливаются менеджментом банка самостоятельно в зависимости от потребности в привлеченных средствах. Неценовые методы управления еще недостаточно популярны в отечественной банковской практике, но обострение конкурентной борьбы и снижения общего уровня доходности побуждает банки к поискам новых приемов поощрения клиентов [2; c. 40].

     Определение депозитной ставки. Банки устанавливают дифференцированные ставки в зависимости от вида депозитного счета, срока размещения средств на депозите и суммы вклада. Ценообразование по депозитным обязательствам банка основывается на анализе соотношений между депозитной ставкой, отображающей рыночную стоимость привлечения средств, и затратами банка, связанными с обслуживанием каждого вида депозитных счетов. Если операционные затраты банка по счету значительные, к примеру, для расчетных счетов клиентов, то ставка будет низкой, или вообще проценты не будут выплачиваться. Иногда банк покрытие затрат на обслуживание депозита перекладывает на клиента, взимая фиксированное комиссионное вознаграждение или устанавливая стоимость проведения каждой операции по счету и одновременно выплачивает проценты за остаток средств на клиентском счете.

     На  уровень депозитной ставки влияют такие  факторы, как спрос и предложение  денежных средств на рынке, уровень ликвидности банка, структура и условия вклада, правила учета и налогообложения доходов и т.п. Но в основу формирования депозитных ставок положено определение базовой рыночной ставки, показывающей тот минимальный уровень доходности, удовлетворяющий инвестора в случае вложения собственных средств в конкретный банк.

     На  уровень базовой депозитной ставки влияют основные факторы:

     - реальные темпы экономического роста в стране;

     - ожидаемый уровень инфляции на протяжении периода вкладывания средств;

     - риск невозвращения средств, которое связывается с конкретным банковским учреждением.

     По  экономическому содержанию процентная ставка – это стоимость (цена) денег  на протяжении времени, отображающем альтернативные варианты их помещения и риски. Депозитная ставка является компенсацией собственнику временно свободных денежных средств за их использование на протяжении определенного периода времени. Собственник рассматривает разные варианты вложения средства: предпринимательскую деятельность, куплю реальных активов, предоставление кредитов, приобретение ценных бумаг и т.п. При выборе одного из направлений вложения инвестор стремится компенсировать потерянные возможности получения дохода, предполагавшиеся в других вариантах. Чтобы заинтересовать вкладчика в размещении денег в банке и заставить его отказаться от других вариантов, заемщики должны компенсировать нему средний уровень доходности в экономике данной страны в целом. Этот уровень почти равен реальным темпам экономического роста за определенный период времени. Таким способом определяется начальная, или основная, стоимость ссудных средств, отражающая соответствующий действительности рост, в противоположность инфляционному росту цен на товары и услуги, и потому известная как реальная процентная ставка. По подсчетам экономистов реальные темпы роста для стабильных экономик находятся в границах 2,5–4 % [11; c. 168]. Более высокие темпы экономического роста могут быть достигнуты некоторыми экономиками на определенных этапах развития, но периоды такого интенсивного подъема, как правило, непродолжительны.

Информация о работе Управление пассивными операциями банка и основные направление его совершенствования