Внебюджетное финансирование высших образовательных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Образование играет важную роль в жизни человеческого общества, поскольку развитие государства неразрывно связано с уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг. Образование в Российской Федерации представляет собой систему, которая не может существовать без взаимодействия с другими сферами деятельности и государством в лице государственных институтов.

Содержание

Введение …………………………………………………….. …………3
Глава 1. Система образования и её финансирование.
1.1 Общая характеристика системы образования и источники её финансирования………………………………………………………… 5

1.2 Общие вопросы внебюджетного финансирования…………………….10

1.3 Организация внебюджетного финансирования………………………..14

Глава 2. Внебюджетное финансирование образовательных учреждений.
2.1.Состав и структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования…………………………………………………….16

2.2. Анализ внебюджетного финансирования высшего образовательного учреждения от реализации продукции столовой……………………………24
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы ……………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Курсовая Гетман Скд 107.doc

— 192.50 Кб (Скачать)
    • Перечисление всех источников формирования внебюджетных средств, причем в виде исчерпывающего конкретного перечня таких источников;
    • Каждый источник получения средств должен иметь обоснование в виде ссылки на нормативный правовой акт, которым разрешено осуществление вида деятельности, служащего источником получения средств;
    • Для всех внебюджетных средств должны указываться на правления расходования получаемых средств, классифицированные по кодам раздела и подраздела бюджетной классификации;
    • При получении дохода из источника, не указанного в генеральном разрешении, полученные средства зачисляются на счет учреждения, но не могут использоваться без внесения соответствующего пункта как в генеральном разрешении, выдаваемое главному распорядителю бюджетных средств, так и в разрешение, выдаваемое бюджетополучателю.

     По  существу, требование об оформлении разрешения на открытие лицевых счетов по учету  внебюджетных средств поставило  точку на обсуждавшейся в течение нескольких лет проблеме видов внебюджетной деятельности, которые может осуществлять образовательное учреждение,  поскольку заставило разработать и постоянно пополнять перечень всех доступных источников получения доходов и, соответственно, видов деятельности, которые позволяют их привлечь.

     Определение конкретного перечня направлений  получения и расходования, по сути, практически полностью повторяет требования  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Внебюджетное финансирование образовательных учреждений.

     2.1.Состав  и структура внебюджетных  источников финансирования  учреждений образования

       Действующим законодательством образовательным учреждениям предоставлено право оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги и вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом (ст. 45 и 47 Закона РФ от 10.07.92 № 32661 “Об образовании”), т. е. привлекать внебюджетные средства. Такая деятельность является дополнительным (к бюджетному финансированию) источником средств, для обеспечения образовательного процесса, развития материально-технической базы учреждения.

     Привлечение дополнительных внебюджетных средств  не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования образовательных учреждений за счет средств учредителя. Однако платные  образовательные услуги, предоставляемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета (п. 9 ст. 41 и п. 3 ст. 45 Закона РФ “Об образовании”).

     Внебюджетные  средства поступают в образовательные учреждения различными путями:

     • за счет предоставления платных образовательных  услуг;

     • от спонсоров и благотворительности  физических и юридических лиц;

     • от сдачи помещений и оборудования в аренду;

     • от реализации произведенных товаров, работ, продуктов интеллектуальной собственности и не образовательных услуг;

     • в результате поступления целевых  средств из бюджетов других уровней (федеральные, региональные и муниципальные  программы) и др.

     •в результате организации питания учеников/стундетов.

     Практика  привлечения образовательными учреждениями внебюджетных средств постоянно  расширяется: увеличивается число  учреждений, предусматривающих внебюджетное финансирование, возрастают объемы этого  финансирования.

     Проведенные в ГУ – Высшая школа экономики исследования расходов семей на образование детей свидетельствуют о том, что более 50% семей готовы частично оплачивать обучение своих детей. Растет спрос на качественное общее образование, поскольку оно является базой для успешного получения профессионального образования, а также условием для снижения затрат на обучение в вузе.

     Поступление в государственные и муниципальные  образовательные учреждения внебюджетных средств и их расходование регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами. Основными из них являются:

     • Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145ФЗ (далее – БК РФ);

     • Гражданский кодекс РФ от 30.11.94 № 51ФЗ (часть первая), от 26.01.96 № 14ФЗ (часть  вторая);

     • Налоговый кодекс РФ от 05.08.00 № 117ФЗ (часть вторая) (далее – НК РФ);

     • Закон РФ от 10.07.92 № 32661 “Об образовании”;

     • Закон РФ от 07.02.92 № 23001 “О защите прав потребителей”;

     • Федеральный закон от 13.03.06 № 38ФЗ “О рекламе”;

     • Федеральный закон от 11.08.95 № 135ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”;

     • постановление Правительства РФ от 05.07.01 № 505 “Об утверждении правил оказания платных образовательных  услуг”.

     Государственные и муниципальные образовательные  учреждения являются бюджетными учреждениями. В соответствии с БК РФ (ст. 42) , доходы бюджетного учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Бюджетное учреждение имеет право на использование этих средств, в полном объеме для реализации уставной деятельности.

     Это положение БК РФ диктует необходимость предусматривать в уставе образовательного учреждения исчерпывающий перечень платных услуг и производимых работ, источники поступления финансовых средств или другого имущества. Именно уставы являются основанием для оформления разрешения на открытие в органах казначейства лицевого счета по предпринимательской деятельности.

     БК  РФ (ст. 70) установлено, что бюджетное  учреждение вправе расходовать имеющиеся  средства:

     • на оплату труда работников;

     • перечисление страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды;

     • трансферты населению, командировочные  и иные компенсационные выплаты  работникам;

     • оплату товаров, работ и услуг  по заключенным государственным  или муниципальным контрактам;

     • оплату товаров, работ и услуг  в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

     Основным  источником получения внебюджетных средств является образовательная  деятельность. Для образовательных  учреждений эта деятельность связана  с реализацией дополнительных образовательных программ, сверх государственного стандарта общего образования. Однако образовательные учреждения обладают еще и материальным, финансовым, интеллектуальным потенциалами, которые можно и нужно использовать в целях организации деятельности по привлечению внебюджетных средств. Обладание производственными мощностями, необходимым оборудованием, помещениями позволяет производить товары, выполнять заказы, оказывать широкий спектр образовательных и не образовательных услуг, сдавать в аренду помещения и оборудование. Информационные ресурсы создают условия для развития современных образовательных технологий, создания программных продуктов, баз данных, реализации методических материалов, услуг по использованию Интернета.

     Создание  эффективного механизма привлечения внебюджетных средств начинается с определения набора деятельности, выбора конкретной услуги или продукции с учетом потенциальных возможностей конкретного учебного заведения. Для такого выбора важно провести анализ демографической ситуации, возможностей местного рынка труда, состояния экономики региона и благосостояния населения, потребности в образовательных услугах, наличия конкурирующих структур и др.

     Для успешной работы по привлечению внебюджетных средств необходимо заинтересовать в этом коллектив, каждое подразделение, каждого сотрудника, сформировать нормативную базу, определяющую порядок и последовательность действий, получить лицензии (аккредитацию, сертификаты и др.), требующиеся для осуществления большинства видов внебюджетной деятельности.

     Начиная или развивая внебюджетную деятельность, следует по возможности оценить все влияющие на нее факторы. Особенно важно это сделать, если имеется несколько вариантов использования ресурсов. Но даже ограниченный потенциал, например сельского детского сада, позволяет эффективно организовать его использование и получать дополнительные средства.

     Одной из задач является правильное определение  цены производимых товаров, работ и  услуг. Получаемая выручка как минимум  должна покрывать издержки по их производству и реализации. В цену платных услуг включаются:

     • материальные, трудовые и другие затраты, которые подразделяются на прямые, связанные непосредственно с  оказанием услуг (выполнением работ), и накладные, связанные с деятельностью  учреждения по организации предоставления услуг;

     • налоги по конкретным видам деятельности;

     • плановая прибыль.

     К прямым затратам относятся оплата труда  с учетом единого социального  налога непосредственных исполнителей работ и услуг и материальные затраты, необходимые для их производства; к накладным расходам – оплата труда,  с учетом единого социального налога административного и обслуживающего персонала, коммунальные платежи и услуги связи, затраты на ремонт и приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонт здания, транспортные расходы, командировки, повышение квалификации и др. При этом,  важно определить, в какой части эти расходы относятся к данному виду работ и услуг.

     Как известно, расходы образовательного учреждения подразделяются на текущие  и капитальные. Текущие расходы  включают в себя оплату труда с начислениями, а также материальные и приравненные к ним затраты.

     Капитальные расходы связаны с приобретением  оборудования и других основных средств, а также с затратами (отчислениями) на капитальный ремонт и амортизацию (износ основных средств).

     Существует  несколько вариантов расчета  цены образовательных услуг. В цену могут включаться:

     • только текущие затраты, относящиеся  к обеспечению учебного процесса и его обслуживанию (административные, хозяйственные и эксплуатационные расходы);

     • текущие затраты и часть капитальных  затрат;

     • все затраты: и текущие, и капитальные.

     В условиях рынка допустимо устанавливать  льготные цены применительно к конкретному  перечню или контингенту воспитанников. Такая дифференциация должна быть отражена в локальных актах учреждения (положение, приказы и др.). При этом восполнение затрат возможно за счет привлечения к занятиям большего числа воспитанников, сокращения расходов по обеспечению учебного процесса, повышения цены на услуги, пользующиеся повышенным спросом, и иными способами.

     Размер  плановой прибыли устанавливается  соответствующим органом управления образовательного учреждения (например, попечительским советом) в процентах  от совокупных затрат для каждого  конкретного вида деятельности.

     Стоимость платных услуг определяется на основании соглашения сторон, выраженного в договоре об оплате дополнительных услуг. Это означает, что все расчеты, проводимые в образовательном учреждении для определения разумной цены платных услуг, имеют смысл лишь тогда, когда родители готовы по рассчитанной цене оплачивать услуги.

     Дополнительные  платные образовательные услуги должны оплачиваться через учреждения банков по квитанции, выписанной образовательным  учреждением с указанием всех необходимых реквизитов, или в  образовательном учреждении при наличии оборудованной кассы.

     Если  учреждение обслуживается централизованной бухгалтерией и не имеет своего расчетного счета, в квитанции необходимо указать  номер или полное наименование учреждения, группу и фамилию воспитанника.

     Все юридические и финансовые отношения, связанные с оказанием платных услуг, регулируются договором.

     Договор между образовательным учреждением  и родителями (законными представителями) воспитанника заключается в письменной форме и составляется в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Стороны вправе в любой момент отказаться от договора. В этом случае заказчик должен оплатить часть оказанной услуги и возместить расходы исполнителя, исполнитель должен возместить убытки заказчику, возникшие в связи с его отказом от договора.

Информация о работе Внебюджетное финансирование высших образовательных учреждений