Внебюджетное финансирование высших образовательных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Образование играет важную роль в жизни человеческого общества, поскольку развитие государства неразрывно связано с уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг. Образование в Российской Федерации представляет собой систему, которая не может существовать без взаимодействия с другими сферами деятельности и государством в лице государственных институтов.

Содержание

Введение …………………………………………………….. …………3
Глава 1. Система образования и её финансирование.
1.1 Общая характеристика системы образования и источники её финансирования………………………………………………………… 5

1.2 Общие вопросы внебюджетного финансирования…………………….10

1.3 Организация внебюджетного финансирования………………………..14

Глава 2. Внебюджетное финансирование образовательных учреждений.
2.1.Состав и структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования…………………………………………………….16

2.2. Анализ внебюджетного финансирования высшего образовательного учреждения от реализации продукции столовой……………………………24
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы ……………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Курсовая Гетман Скд 107.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

                                    МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

  Институт  сервиса (г. Москва)(филиал) ФГБОУ ВПО  «РГУТиС» 

Кафедра: «Образовательный и гуманитарный сервис»

Специальность: 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

Специализация:  100103.23 «Образовательный сервис» 
 

Дисциплина: «Финансово-коммерческая деятельность образовательного учреждения» 
 
 

Курсовая  работа на тему «Внебюджетное финансирование высших образовательных учреждений.» 
 
 

  Преподаватель доц. Кучин М.А.

  Студентка Гетман Ю.И. 
 
 
 
 

  Москва, 2011

  Содержание    

Введение        …………………………………………………….. …………3

Глава 1. Система  образования и её финансирование.

    1. Общая характеристика системы образования и источники её финансирования………………………………………………………… 5
 
    1. Общие вопросы  внебюджетного финансирования…………………….10
 
    1. Организация внебюджетного финансирования………………………..14
 

Глава 2. Внебюджетное финансирование образовательных учреждений.

2.1.Состав и структура внебюджетных источников финансирования учреждений образования…………………………………………………….16 

2.2. Анализ внебюджетного  финансирования высшего образовательного  учреждения от реализации продукции  столовой……………………………24

    Заключение………………………………………………………………..31

    Список литературы ……………………………………………………...33 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение

     Образование играет важную роль в жизни человеческого  общества, поскольку развитие государства  неразрывно связано с уровнем  и качеством предоставляемых  образовательных услуг. Образование в Российской Федерации представляет собой систему, которая не может существовать без взаимодействия с другими сферами деятельности и государством в лице государственных институтов.

     Роль  образования на современном этапе  развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

     Образование как важнейшей фактор формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта и знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов.

     Актуальность  данной темы обусловлена той ролью, которую играет образование в жизни высокоразвитого рыночного общества. В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в XX веке в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.

     Нехватка собственных финансовых ресурсов в образовательных учреждениях отрицательно сказывается на развитии материальной базы и качестве подготовки специалистов, вызывает отток наиболее одаренной части научно-педагогического персонала, снижает уровень социально-экономического развития региона, его конкурентоспособности на мировом рынке. В современных условиях, когда финансирование учреждений образования ведется лишь по статьям текущих расходов, региональным и местным властям следует брать на себя часть забот о развитии системы образования региона и увеличении числа учащихся и детей в учебных заведениях.

     Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.

     В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование становятся средства бюджетов разных уровней.

     За  федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие  цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения; осуществление федеральных образовательных программ; на образовательные пособия в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам. В современных условиях происходит передача ответственности за финансирование профессионального образования с федерального на региональный и муниципальный уровни.

     Рыночные  преобразования в России существенно  расширили возможности образовательных  учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей  основной деятельности. Образовательные  учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Система образования  и её финансирование.

1.1 Общая характеристика системы образования и источники её финансирования.

     Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает  в качестве приоритетных направлений  государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Основы регулирования государственной политики в области образования сформулированы в федеральном законе от 13 января 1996 года №125 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утверждённой постановлением правительства РФ от 4 октября 2004 года №751.

     Гражданам РФ гарантируется возможность получения  образования без каких-либо условий  и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранять единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальных объём учебной нагрузки обучающихся.

       Реализация государственных гарантий  права граждан на образование  обеспечивается путём создания  системы и соответствующих условий  для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты;  образовательные программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление. В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основными признаками региональной системы образования с точки зрения его организации являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности; программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона. Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо подчёркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные условия для функционирования и развития системы образования за счёт средств и местных бюджетов. С позиции ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется из бюджета местного органа самоуправления.

       Одним из условий обоснованности расходов и эффективного использования средств является научно обоснованная типологизация образовательных программ и учреждений. Содержание образования определённого уровня и направленности определяют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования и среднего (полного) общего образования. Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, её адаптации к жизни в обществе,  создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации и решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

       Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своимв организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

        - дошкольные;

        - образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

        - начального, среднего, высшего и  послевузовского профессионального  образования;

        - дополнительного образования взрослых;

        - дополнительного образования детей;

        - специальные (коррекционный) для  обучающихся воспитанников с  отклонениями в развитии;

        - для детей-сирот, оставшихся  без попечения родителей (законных  представителей);

        - другие учреждения, осуществляющие  образовательный процесс.

        Видовые наименования учреждений  определяются в соответствии  с уровнями реализуемых образовательных  программ и направлениями деятельности.

       Кроме образовательных учреждений  в систему образования включается  также широкая сеть учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, так называемые прочие учреждения: научно-методические центры, фильмотеки и видеотеки, централизованные бухгалтерии, службы технического надзора за ходом капитального ремонта и строительства объектов образования, службы по    хозяйственному содержанию зданий и др.

       Каждое образовательное учреждение  создаётся одним или несколькими  учредителями, которые финансируют  его деятельность. В соответствии  со ст.120 ГК РФ «учреждением  признаётся организация, созданная  собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование. Объём бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%.       

Информация о работе Внебюджетное финансирование высших образовательных учреждений