Формирование навыков и умений монологической речи на разных ступенях обучения английскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Согласно цели обучения иностранным языкам в рамках базового курса учащиеся должны овладеть основами иноязычного общения. Основу минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции составляют коммуникативные умения, к числу которых относятся навыки и умения монологической речи (МР). Возрастающая роль монологической речи вызвала интерес у исследователей к проблеме обучения данному виду речевой деятельности на всех ступенях обучения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3
Глава I. Общие проблемы обучения монологической речи на английском языке
1.1. Монолог как разновидность говорения……………….…………….5
1.2. Цели содержание обучения МР…………………………………....10
1.3. Требования Программы к уровню сформированности навыков и умений монологической речи………..…………………………………13
Выводы по главе I………………………………………………………………….15
Глава II. Методика формирования навыков и умений монологической речи на разных ступенях обучения английскому языку
2.1. Этапы и приёмы обучения монологической речи ……………….16
2.2. Контроль сформированности навыков и умений монологической речи…………………………………………………………..…………..24
2.3. Анализ упражнений УМК В.П. Кузовлева для обучения монологической речи на английском языке….………………………39
Выводы по главе II………………………………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………………….…..36
Библиография…………………………………………........................................38
Приложение

Работа содержит 1 файл

Федеральное агенство по образованию РФ.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Начиная с 6 класса и на более старших ступенях обучения все установки к заданиям даются на английском языке. Мы полагаем, что это не вполне оправданно, так  как грамматический и лексический  навыки сформированы в достаточной  степени не у всех учащихся, особенно на начальной ступени обучения. В конечном счёте, непонимание того что нужно сделать может сказаться на качестве выполнения упражнений.

       В плане того, что формулировки заданий  носят  проблемный характер,  данное пособие имеет большое преимущество. Учащиеся должны высказывать свое мнение относительно какой-либо проблемы, что, несомненно, развивает их коммуникативные умения, творчество.

       По  критерию способ действия, то есть, показывает ли автор как можно выполнить упражнение, мы выяснили, что в данном УМК предложено большое количество ключевых слов, фраз, опорных картинок, образцов выполнения заданий. На наш взгляд это снимает возникновение возможных трудностей при выполнении упражнений.

       Анализируя  упражнения по критерию  контроль наученности,  автор учебного пособия предлагает использовать как индивидуальную, фронтальную формы контроля, так и самоконтроль учащихся. Считаем, что применение различных форм контроля вызывает интерес у учащихся, мотивирует к изучению иностранного языка.

       В содержательном плане, в УМК под редакцией В.П.Кузовлева учебный материал представлен актуальными темами и проблемами современной жизни, ориентированными на возраст и потребности учащихся. Так на начальной ступени обучения представлены такие темы как мир вокруг, семья, путешествие, погода, здоровье, покупки.

       На  средней ступени предлагаются темы по проблемам отношения к окружающим людям, среде и самому себе, а так  же  Великобритания, спорт , книги, образование, музыка.

       Предметная  сторона содержания устных тем, предложенных на старшем этапе обучения, учитывает возрастные особенности психологии старших школьников и отражает интересные проблемы  для обсуждения: государственно-политическое устройство России и Великобритании, молодёжная субкультура, проблемы и права молодёжи, социальная защищённость граждан.

     В языковом плане актуальность передается с помощью лексики. В представленном пособии автор предлагает большое  количество разнообразной лексики, которое отвечает современным потребностям общения.

       По  критерию занимательной и познавательной ценности материала, необходимо отметить, что представленный в упражнениях материал является актуальным, вызывающим интерес у учащихся. Оформление учебного пособия, так или иначе, влияет на качество обучения. Данный  УМК содержит различные фотографии, представляющие достопримечательности, традиции, связанные с жизнью англичан; цветные и яркие картинки; вырезки статей из газет и журналов. Это привлекает внимание учащихся, расширяет их кругозор, способствует созданию мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

       Необходимо  остановиться непосредственно на приемах  и упражнениях, которые предлагает автор анализируемого нами учебного пособия. Автор учебника применяет  следующие приемы: использование  опоры на текст, план, картинку, «структурный скелет», комбинирование (опора на картинку и план). Эти приемы широко распространенны в методической литературе.

       Таким образом, проанализировав упражнения по развитию МР, содержащихся в учебных  пособиях под редакцией В.П.Кузовлева  для разных ступеней обучения, мы приходим к выводу, что  по большинству критериев предложенные упражнения и методические приёмы являются эффективными и соответствуют норме.

         Эффективность упражнений, на наш  взгляд, определяется их разнообразием, последовательностью (то есть, от более простых, соответствующих репродуктивному уровню, к более сложным, ориентированным на репродуктивно-продуктивный и продуктивный уровни).

       Все вышеизложенное позволяет сделать  вывод о том, что в процессе обучения учащихся МР целесообразно использовать УМК под редакцией В.П.Кузовлева, содержащего наиболее эффективные приемы и упражнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Выводы  по главе II 

       Изучив  и проанализировав методическую литературу по теме, мы пришли к выводу, что в процессе формирования умений и навыков МР у учащихся, важно наметить основные этапы работы над МВ, обратить внимание на пути обучения МР, т.к. именно они являются базовыми при формировании данных умений.

       Как и любые другие навыки, навыки говорения  не формируются сами. Для их становления следует использовать комплекс упражнений, которые будут способствовать снятию трудностей в овладении МР.

       На  наш взгляд, невозможно формировать  умения МР без использования опор вербальных или изобразительных, смысловых  или содержательных.

       Одной из наиболее актуальных проблем остается контроль монологических умений и навыков. Мы выяснили, что контроль будет осуществляться на должном уровне в том случае, если будут выполнены такие требования как регулярность, всесторонность, дифференцированность, объективность.

       Проанализировав упражнения для обучения МР, предложенные в УМК под редакцией В. П. Кузовлева  для разных ступеней обучения, начиная  с 5 класса, мы выяснили, что в данном учебном пособии представлено большое  количество разнообразных по уровню продуктивности упражнений. Данный комплекс отличает современность устных тем, лексики, а также большое разнообразие наглядности, что безусловно не только стимулирует, мотивирует учащихся к изучению английского языка, но и выступает в качестве опор для порождения монологического высказывания. 
 
 
 

       Заключение 

       Проблема  обучения МР в процессе изучения иностранного языка была и остается одной из самых актуальных. 

       При сравнении диалогической и монологической речи, мы выяснили, что необходимо уделять  больше внимания  обучению МР и использовать приемы активизации учащихся, учитывающие основные признаки монологического высказывания, (целенаправленность, эмоциональность, воздейственность, информативность).

       Чтобы процесс обучения был действительно  продуктивным, необходимо, чтобы учитель знал, какими умениями и навыками монологической речи должны овладеть учащиеся на каждой новой ступени обучения. При формировании данных навыков следует наметить этапы и пути обучения МР, а также использовать комплекс упражнений, различные опоры, способствующие снятию трудностей в овладении МР. 

         В курсовой работе мы подробно  остановились на вопросе контроля при обучении монологической речи. Была раскрыта актуальность контроля для достижения определенных успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку. Мы пришли к выводу, что необходимо тщательно готовить контроль монологических умений и навыков.

       Проанализировав упражнения для обучения МР, предложенные в УМК под редакцией В. П. Кузовлева для разных ступеней обучения, мы выяснили, что в данном учебном пособии представлено большое количество упражнений, направленных на развитие навыков и умений МР. В данном УМК используются различные картинки, фото, что стимулирует учащихся к выражению собственных мыслей, порождению монологического высказывания.

     Поставленная в работе цель достигнута через решение следующих задач. Изучена и проанализирована методическая литература по теме, обобщен передовой опыт, проанализированы упражнения для обучения МР, представленные в УМК В.П. Кузовлева,  накоплен и систематизирован методический материал по теме.

     В заключение необходимо подчеркнуть, что  проблема развития умений и навыков монологической речи остается актуальной и на сегодняшний день, привлекает внимание многих учителей, методистов. В связи с чем, в дальнейшем, в выпускной квалификационной работе можно продолжить изучение данного вопроса.

     Материалы нашей курсовой работы имеют  практическое значение и могут  быть использованы как молодыми преподавателями, так  и опытными педагогами при обучении английскому языку в процессе формирования навыков и умений МР.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография

1. Ахмадиева, А.М. приёмы активизации устной речи учащихся на уроках английского языка в рамках коммуникативной методики обучения [Текст] / А.М. Ахмадиева // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал. – 2007. - № 24. – С. 8-9.

2. Гальскова,  Н.Д. Теория обучения иностранным  языкам: лингвистика и методика: учебное пособие для студентов  высших педагогических учебных  заведений [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Издательский центр Академия, 2005. – 336с.

3. Гез,  Н.И. Методика обучения иностранным  языкам в средней школе: учебник  [Текст] / Н.И. Гез [и др.]. – М.: Высшая школа, 1980. – 373с.

4. Горчев, А.Ю. Объекты, уровни и приемы  контроля [Текст]  / А.Ю. Горчев // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал. – 1984. - № 6. – С. 68-72.

5. Дениченко,  О.А. Обучение говорению [Текст] / О.А. Денисенко // Английский язык  в школе: учебно-методический  журнал. – 2006. - № 1. – С. 50-52.

6.  Заверюха, Т.А. Памятка: языковой контроль [Текст] / Т.А. Заверюха // Иностранный язык: приложение к газете «Первое сентября». – 2007. - № 24. – С. 5-7.

7. Зырянова, О.Б. Способы и приёмы усвоения  языкового материала при пересказе  текстов [Текст] / О.Б. Зырянова // Иностранный язык: приложение к газете «Первое сентября». – 2004. - № 21. – С. 19-20.

8. Киреева,  Т.В. Совершенствование и контроль  разговорных навыков учащихся  на уроках английского языка  [Текст]  / Т.В. Киреева // Английский  язык: приложение к газете «Первое сентября». – 2006. - № 3. – С. 46-52.

9.  Колкова,  М.К. Методика обучения иностранным  языкам в средней школе: учебное  пособие для вузов [Текст]  / М.К. Колкова [и др.]. – СПб.: КАРО, 2006. – 224с.

10. Кузовлев, В.П. Английский язык: Учеб. для  5 кл. общеобразоват. учреждений  [Текст]  / В.П. Кузовлев [и др.]. – 5-е изд. -  М.: Просвещение, 2001. – 363с.: ил.

11. Кузовлев, В.П. Английский язык: Учеб. для  6 кл. общеобразоват. учреждений  [Текст]  / В.П. Кузовлев [и др.]. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. – 336с.: ил.

12. Кузовлев, В.П. Английский язык: Учеб. для  7 кл. общеобразоват. учреждений  [Текст]  / В.П. Кузовлев [и др.]. – 4-е изд. -  М.: Просвещение, 2004. – 319с.: ил.

13. Кузовлев, В.П. Английский язык: Учеб. для  8 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / В.П. Кузовлев [и др.]. – 10-е изд., испр. -  М.: Просвещение, 2005. – 253с.: ил.

14. Кузовлев, В.П. Английский язык: Учеб. для  9 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / В.П. Кузовлев [и др.]. – 10-е изд. -  М.: Просвещение, 2005. – 288с.: ил.

15. Кузовлев, В.П. Английский язык: Учеб.  для  10-11 кл. общеобразоват. учреждений  [Текст]  / В.П. Кузовлев [и др.]. – 5-е изд. -  М.: Просвещение, 2003. – 336с.: ил.

16. Маслыко,  Е.А. Настольная книга преподавателя  иностранного языка: справочное  пособие  [Текст]  / Е.А. Маслыко [и др.]. – М.: Высшая школа, 1999. – 522с.

17.  Миньяр-Белоручев,  Р.К. Вопросы теории контроля  в обучении иностранным языкам [Текст] / Р.К. Миньяр-Белоручев // Иностранные  языки в школе: научно-методический  журнал. – 1984. - № 6. – С. 64-67.

18. Немов,  Р.С. Психология: учебник для студентов  высших педагогических заведений  [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС, 2003. –  688с.

19.  Пасов,  Е.И. Обучение говорению на  иностранном языке: учебное пособие  [Текст] / Е.И. Пассов, Е.С. Кузнецова. – Воронеж: НОУ Интерлингва, 2002. – 40с.

20.  Петрова,  Л.В. Игровые технологии на  уроках английского языка [Текст]  / Л.В. Петрова // Английский язык: приложение к газете «Первое  сентября». – 2007. - № 11. – С. 5-6.

21.  Программа основного общего образования по английскому языку [Текст]   // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал. – 2005. - № 5. – С. 8-10.

Информация о работе Формирование навыков и умений монологической речи на разных ступенях обучения английскому языку