Эксперимент по исследованию эффективности использования ТСО в обучении иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что применение видеоматериалов способствует улучшению усвоения знаний на уроках иностранного языка, а именно:

- восполнению отсутствия естественной иноязычной среды на всех этапах обучения и расширению кругозора учащихся;

- реализации важного дидактического принципа наглядности и воспитанию эстетического вкуса у учащихся;

- обучению с учетом индивидуальных типологических особенностей каждого ученика;

Содержание

Введение

Глава I. Технические средства обучения на уроках иностранного языка

1.1 Классификация технических средств обучения и их функции

1.2 Психологические особенности применения ТСО

1.3 Технические средства обучения для развития внимания на уроках иностранного языка

1.4 Видеоматериалы как техническое средство обучения

Выводы по главе I

Глава II. Использование видеоматериалов на различных этапах обучения иностранному языку

2.1 Методика преподавания иностранных языков с использованием ТСО

2.2 Использование видеоматериалов на начальном этапе обучения

2.3 Использование видеоматериалов на среднем этапе обучения

2.4 Использование аутентичных фильмов для формирования социолингвистической компетенции

2.5 Популярные зарубежные видеокурсы используемые на разных этапах обучения иностранным языкам

Выводы по главе II

Глава III. Эксперимент по исследованию эффективности использования ТСО в обучении иностранному языку

Выводы по главе III

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

технические средства.docx

— 142.91 Кб (Скачать)

 

Учитель показывает достаточно большой кусок отрывка, чтобы  можно было понять сюжет и его  дальнейшее развитие. Учащиеся в парах  обсуждают увиденное и заполняют  табличку. Учитель обсуждает с  детьми их догадки, затем показывает оставшийся отрывок видеофильма. Учащиеся обсуждают в парах, что они  увидели, услышали и сравнивают с  тем, что они ожидали увидеть. Учитель с классом обсуждает, оправдались ли их ожидания. При  необходимости, отрывок смотрят  еще раз.

 

Задания по работе с отрывком из телепрограммы можно разнообразить. Во время просмотра учитель делает паузы, чтобы учащиеся

 

угадывали, что случится дальше. Затем продолжают просмотр и сравнивают предположения.

 

По другому варианту учитель  заранее говорит классу, что они  увидят. Затем до просмотра учащиеся отвечают на следующие вопросы:

 

Who will you see?

 

Where will the scene or action take place?

 

What things will you see?

 

What are some lines of the dialogue you will hear?

 

Если это необходимо, перед  тем как ответить на вопросы, учитель  показывает начало отрывка с тем, чтобы учащиеся могли предсказать  следующую реплику. Учителю следует  останавливаться перед каждой репликой.

 

Можно использовать следующее  упражнение: учитель рассказывает, о чем будет отрывок, и на доске  записывает названия шести предметов  или имена людей, из которых четыре появятся в отрывке, а два нет. Дети должны будут предсказать, какие  четыре появятся. Это прекрасный способ введения активной лексики [40;27].

 

4. Five W's and H (10- 15 минут)

 

Из телевизионной программы  новостей учитель выбирает отрывок, который читает диктор и который  содержит достаточно материала, чтобы  задать все виды специальных вопросов.

 

Учитель объясняет классу, что они сейчас увидят настоящие  новости, в которых содержится информация для ответа на вопросы:

 

Who is about?

 

What is about?

 

When did it happen?

 

Where did it happen?

 

Why did it happen?

 

How did it happen?

 

На доске учитель записывает эти шесть вопросов, предупреждает  учеников о том, сколько именно новостей будет в данном отрывке. Задание  перед первым просмотром - слушать  и постараться понять темы. Задание  перед вторым просмотром - слушать  и делать пометки напротив каждого  вопроса. После второго просмотра  учащиеся отвечают на эти шесть вопросов.

 

Затем можно предложить посмотреть новости в третий раз, после чего надо написать маленькую статью, содержащую новости, услышанные по телевизору. Можно  дать это в качестве домашнего  задания. Можно превратить это в  конкурс: попросить детей изложить услышанное на отдельных листочках (или напечатать на компьютере), а  затем без подписи вывесить для  оценки и "проголосовать" цветными кружочками. Получивший наибольшее количество красных кружков, становится классным "журналистом" на ближайшую неделю.

 

5. Краткие новости (15-45 минут)

 

Учитель выбирает отрывок  программы с несколькими различными новостями. Для каждого учащегося  заготавливает копию такой таблички. Учащимся раздаёт таблички. Нужно  убедиться, что все поняли, что  написано в левой колонке. Затем  ученикам предлагает, посмотрев программу  новостей, придумать для каждой новости  наиболее подходящий заголовок и  заполнить табличку. Учащиеся заполняют  табличку [см. приложение 2, табл. 2].

 

Учитель показывает новости  еще раз, делает паузу после каждой с тем, чтобы желающие могли дать свой заголовок. Класс обсуждает  уместность данного выбора [40;35].

 

Некоторые виды перечисленных  упражнений были использованы нами на практике. Применение видеоматериалов  на уроках способствовало более эффективному усвоению предложенного материала, так как они оказали эмоциональное  воздействие на учащихся, и повысилась их речевая активность. Видеоматериалы позволили поддерживать внимание младших  школьников к неоднократно предъявленному учебному материалу и обеспечили большую эффективность восприятия.

 

2.3 Использование видеоматериалов  на среднем этапе обучения

 

Одна из основных задач  обучения иноязычной речи - развитие навыков  говорения. Но овладение этим видом  деятельности сопряжено с большими трудностями, которые обусловлены  сложностью самого процесса порождения речевого высказывания. Чтобы создать  мотивацию общения на иностранном  языке в учебных условиях, необходимо использовать ситуацию, т.е. обстоятельства, в которые ставится говорящий, что  вызывает у него потребность говорить. В процессе просмотра на уроках видеофильмов на иностранном языке, создаются  такие условия, когда ученики  вступают в разговор, обсуждение. Кроме  того, они слушают речь носителя языка, знакомятся с историей, культурой, географией страны. В общеобразовательных  школах далеко не все ученики хорошо владеют иностранным языком. Тем  не менее, и для такой аудитории  в качестве повышения интереса к  предмету, а также с целью расширения кругозора, стоит проводить показ  видеофильмов.

 

Отбор фильмов, как и процесс  разработки системы заданий к  ним очень трудоемок и занимает много времени. Но собрав материал один раз, им можно пользоваться неоднократно.

 

Учителю остается следить, чтобы  отобранный фильм соответствовал теме урока [31;31].

 

Средний этап обучения иностранному языку завершает создание базового уровня, который совершенствуется в  последующих классах, на котором  в дальнейшем строится профильно-ориентированное  обучение. В отличие от начального этапа, на данном этапе учащиеся могут  быстро научиться строить фразы  и ориентироваться в несложных  текстах. Кроме упражнений, где главную  роль играет звуковая дорожка, на этом этапе можно использовать видео  для изучения различных культурных и социокультурных явлений. Такие  как: видовые фильмы различной тематики для "опознания" культурно, значимых видов и памятников, портретов  выдающихся деятелей прошлого и настоящего, а также отрывки из художественных и документальных фильмов для  интерпретации различных видов  невербального общения - мимики, жеста, позы, видов физического контакта, стиля одежды. Однако в большинстве  случаев вербальная часть видеоклипа будет играть решающую роль. Есть множество  вариантов использования видеоматериалов  на среднем этапе обучения.

 

1. Предсказания (20 минут).

 

Учитель выбирает подходящий отрывок из фильма и выписывает до десяти слов или фраз, которые дают ключ к происходящему, поведению  персонажей и пр. Записывает эти  слова и фразы на доске в  том порядке, в котором они  встречаются в программе. Обсуждает  с учениками, в какой ситуации могут встречаться эти слова.

 

Учащиеся в парах пишут  сценарий, в котором будут использоваться эти слова и фразы. Пока они  пишут, учитель обходит их, знакомясь  с написанным и помогая, если это  требуется, а затем выбирает несколько  историй и зачитывает. Учащиеся просматривают  отрывок и сравнивают свои истории  с тем, что они увидели. Просматривают  отрывок снова для того, чтобы  уточнить детали. Или во время просмотра  учитель останавливает запись, и  ученики дописывают конец.

 

2. Внутренний монолог  (30-45 минут).

 

Учитель выбирает отрывок, в  котором ярко выражаются чувства  или отношения людей, но очень  мало или совсем нет диалога. Объясняет  учащимся, что в отрывке, который  они увидят, выражаются яркие чувства, но персонажи говорят мало. Учитель попросит их сочинить внутренний монолог, где чувства выражались бы словами.

 

Учащиеся просматривают  отрывок, если необходимо, дважды; работают в группах, обсуждая характер персонажа, его чувства и мысли, а затем  они пишут монолог. Каждая группа читает свой монолог всему классу. Учитель показывает отрывок еще  раз, при необходимости останавливаясь и обсуждая детали.

 

3. Времена года (10-15 минут)

 

Учитель выбирает отрывок, в  котором смена времен года играла бы важную роль в развитии событий. Объясняет, что покажется отрывок, действие которого будет происходить  в определенное время года. Просит класс вообразить, что изменилось бы, если бы это случилось в другое время года. Учитель записывает на доске: If the action took place in [season], what difference would there be in

 

- What do the characters say?

 

- What are the characters wearing?

 

- What do the characters do?

 

Затем учащиеся просматривают  отрывок и обсуждают вопрос в  группах, после чего вопросы обсуждаются  всем классом. При необходимости  отрывок просматривается еще  раз и продолжается обсуждение.

 

4. Соотнесите прилагательные (15-20 минут).

 

Учитель выбирает отрывок, в  котором участвуют 3-5 персонажей разного  типа. Подготавливает список прилагательных, которые используются, чтобы описать  характер людей (или можно попросить  детей сделать это); раздает список и предварительно обсуждает эти черты с классом; если в списке есть незнакомые слова, объясняет их значение. Также учитель предупреждает, что каждый персонаж может быть описан хотя бы одним из этих прилагательных.

 

Учащиеся просматривают  отрывок и работают в группах, обсуждая поступки персонажей, и что  они говорят, и подбирают каждому  хотя бы одну характеристику. Затем  желающие выбирают одну характеристику и объясняют классу, что это  слово означает, иллюстрируя свое объяснение каким-то примером.

 

5. Анализ рекламы (30 минут).

 

Учитель выбирает один или  несколько рекламных роликов, подходящих для своих целей, заготавливает  достаточное количество копий таблички для всех учащихся. Затем раздает  таблички учащимся и проверяет, все  ли ясно, какого рода информация требуется, чтобы заполнить табличку [см. приложение 2, табл. 3].

 

Учитель предупреждает класс, что сейчас будет показан рекламный  ролик. Задача - заполнить табличку данными, которые они получат  из ролика. Учащиеся просматривают  ролик при необходимости несколько  раз и заполняют табличку. После  того, как они закончат, учитель  предлагает каждому сравнить свои ответы с ответами соседа. Ролик демонстрируется  еще раз, чтобы прояснить непонятные моменты.

 

Вариант - если мало времени, класс можно разделить на группы, и каждая группа отвечает за информацию на какую-то одну тему.

 

6. Настоящие вопросы (15-20 минут)

 

Учитель выбирает отрывок  из документального фильма или новостей, который представляет интерес для  учащихся. Новости должен сообщать диктор на экране (не за кадром). Затем  учитель задает вопросы учащимся, что они знают о предмете, который  освещается в новостях. Ответы записывает на доске и предлагает задать несколько вопросов на эту тему. Разбившись на группы, учащиеся составляют еще минимум три вопроса на ту же тему.

 

Перед просмотром учитель  предупреждает, что на некоторые  вопросы в предлагаемом отрывке, возможно, будут ответы. Они могут  быть высказаны прямо, косвенно, или  их не будет вовсе. Задача учащихся - определить, на какие вопросы в  отрывке будут даны ответы.

 

Учащиеся просматривают  отрывок. Представители групп читают вопросы, на которые они получили ответы. На оставшиеся вопросы учитель  предлагает найти ответы в виде домашнего  задания или группового "проекта".

 

Вариант - учитель показывает начало отрывка и проверяет, все  ли учащиеся поняли тему для обсуждения.

 

7. Биографии (20-30 минут)

 

Учитель выбирает отрывок  на 5-10 минут, в котором персонажи  общаются между собой. Отрывок должен дать ответы или стимулировать догадки  по поводу того, кто эти персонажи, откуда они и прочее. В том случае, если учащиеся уже хорошо понимают устную речь, можно показать им более  длинный отрывок или целый  фильм.

 

На доске учитель записывает вопросы:

 

What is the character's full name?

 

Where was he/she born?

 

When was he/she born?

 

What was his/her family like?

 

Объясняет, о чем будет  отрывок, и учащиеся выбирают одного из персонажей. После просмотра учащимся надо написать его краткую биографию, начав с ответов на вопросы, написанные на доске. Затем учащиеся смотрят  отрывок. Необходимо дать время для  написания биографии. После этого  учащиеся в группах обсуждают  по очереди "свои" биографии, смотрят  отрывок еще раз, чтобы обнаружить, что подтверждает или опровергает  предположения, сделанные ими самими.

 

8. Обзор мнений потребителей (30 минут)

 

Учитель выбирает рекламу  товара или услуги, которая может  заинтересовать учащихся. Раздает анкету, отвечая на вопросы которой можно  выяснить, сколько времени (в день, в неделю, в месяц) в среднем  они смотрят телевизор. Затем  делает предупреждение, что покажет  рекламный ролик. На доске записывает вопросы, на которые надо ответить:

 

What is the message?

 

What target audience is the message aimed at?

 

Are you part of the target audience?

 

Do you find the message convincing?

 

Учащиеся просматривают  рекламу и в группах обсуждают  свои ответы на вопросы. Затем просматривают  ролик ещё раз, чтобы можно  было убедиться в правильности ответов.

 

9. Заполните видеопропуск (10-15 минут)

 

Учитель подбирает отрывок, в котором хорошо просматривается  сюжетная линия. Записывает его начало и конец (длиной примерно по минуте). Объясняет классу, что будет показано два отрывка. Задача учащихся - написать историю, которая связывала бы эти  отрывки. Учащиеся смотрят первый отрывок  и в группах обсуждают ситуацию и персонажей (представитель группы высказывает мнение группы). Затем  смотрят второй отрывок. Порядок  обсуждения такой же. Сравнивают два  отрывка - место, события, отношения  персонажей и прочее.

 

 

Каждая группа сочиняет историю, соединяющую эти два события, а представитель каждой группы зачитывает (или рассказывает) свой вариант. Учащиеся сравнивают убедительность и другие достоинства рассказа. После этого  смотрят весь отрывок целиком, затем  сравнивают свои истории с оригиналом.

 

10. Создайте видеоклип  (40-50 минут)

 

Учитель подбирает музыкальный  видеоклип, желательно такой, который  класс не видел. Учитель записывает слова песни, делает анкету из двух частей: в первой - вопросы по тексту песни и ее исполнению, а во второй - по сопровождающему ее видеоряду. Раздает слова учащимся. Вместе обсуждают  настроение и содержание песни. Затем  учитель раздает анкету и предупреждает  класс, что сначала они будут  только слушать песню, поэтому отвечать надо на первую часть анкеты. Проигрывается  песня на магнитофоне или на видео, при этом изображение закрывается. Учащиеся в группах обсуждают, каким  изображением они сопроводили бы те или иные части песни (вторая часть  анкеты). После обсуждения группы рассказывают, какой видеоклип они сделали  бы для этой песни, учитель показывает видео и класс отвечает на вопросы:

Информация о работе Эксперимент по исследованию эффективности использования ТСО в обучении иностранному языку