Эксперимент по исследованию эффективности использования ТСО в обучении иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что применение видеоматериалов способствует улучшению усвоения знаний на уроках иностранного языка, а именно:

- восполнению отсутствия естественной иноязычной среды на всех этапах обучения и расширению кругозора учащихся;

- реализации важного дидактического принципа наглядности и воспитанию эстетического вкуса у учащихся;

- обучению с учетом индивидуальных типологических особенностей каждого ученика;

Содержание

Введение

Глава I. Технические средства обучения на уроках иностранного языка

1.1 Классификация технических средств обучения и их функции

1.2 Психологические особенности применения ТСО

1.3 Технические средства обучения для развития внимания на уроках иностранного языка

1.4 Видеоматериалы как техническое средство обучения

Выводы по главе I

Глава II. Использование видеоматериалов на различных этапах обучения иностранному языку

2.1 Методика преподавания иностранных языков с использованием ТСО

2.2 Использование видеоматериалов на начальном этапе обучения

2.3 Использование видеоматериалов на среднем этапе обучения

2.4 Использование аутентичных фильмов для формирования социолингвистической компетенции

2.5 Популярные зарубежные видеокурсы используемые на разных этапах обучения иностранным языкам

Выводы по главе II

Глава III. Эксперимент по исследованию эффективности использования ТСО в обучении иностранному языку

Выводы по главе III

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

технические средства.docx

— 142.91 Кб (Скачать)

 

Качество проведения занятий  в школе зависит от наглядности  и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя  разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:

 

- являются источником  информации;

 

- рационализирует формы  преподнесения учебной информации;

 

- повышают степень наглядности,  конкретизируют понятия, явления,  события;

 

- организуют и направляют  восприятие;

 

- обогащают круг представления  учащихся, удовлетворяют их любознательность;

 

- наиболее полно отвечают  научным и культурным интересам  и запросам учащихся;

 

- создают эмоциональное  отношение учащихся к учебной  информации;

 

усиливают интерес учащихся к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;

 

делают доступным для  учащихся такой материал, который  без ТСО недоступен;

 

активизирует познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного  воображения, наблюдательности;

 

являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

 

иллюстрируют связь теории с практикой;

 

создают условия для использования  наиболее эффективных форм и методов  обучения, реализации основных принципов  целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к  сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);

 

- экономят учебное время,  энергию преподавателя и учащихся  за счет уплотнения учебной  информации и ускорения темпа.  Сокращение времени, затрачиваемого  на усвоение учебного материала,  идет за счет переложения на  технику тех функций, которые  она выполняет качественнее, чем  учитель.

 

Все это достигается благодаря  определенным дидактическим особенностям ТСО, к которым относятся:

 

- информационная насыщенность;

 

возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

 

возможность глубокого проникновения  в сущность изучаемых явлений  и процессов;

 

показ изучаемых явлений  в развитии, динамике;

 

реальность отображения  действительности;

 

выразительность, богатство  изобразительных приемов, эмоциональная  насыщенность.

 

1.3 Технические средства  обучения для развития внимания  на уроках иностранного языка

 

Идет урок иностранного языка. В первые же минуты урока, едва поздоровавшись с детьми, молодая учительница  включает магнитофон. Звучит диалог на английском языке. Однако качество записи такое, что разобрать, о чем говорится, почти невозможно. Это обстоятельство не смущает ни учительницу, ни учеников. Прослушав фонограмму, ученики попарно  воспроизводят диалог на память.

 

Невольно возникает вопрос, для кого демонстрировалась фонограмма? Для учеников? Но они-то, безусловно, слушали ее не раз, имея печатный текст (иначе они не сумели бы выучить  его на память по такой неразборчивой  записи). Тогда для кого же? Для  гостей: урок был открытый, и учительница  хотела показать присутствующим, что  она использует ТСО. Она не учла того, что ТСО -- это вспомогательные  средства, а следовательно, должны помогать в проведении урока, а не служить  его украшением.

 

Вопрос о том, применять  или не применять ТСО, следует  решать, прежде всего, исходя из цели и  задач конкретного уроке. Кроме  того, надо знать возможности различных  видов ТСО и их сочетаний, а  также те требования, которым они  должны отвечать. В приведенном выше случае было нарушено важнейшее требование -- образцовость фонограммы [33;186].

 

Применение технических  средств для обучения и воспитания подрастающего поколения - одна из характерных  черт современного развития школы и  педагогики. Технические средства необходимы для повышения качества обучения и уменьшения утомляемости учащихся. Технические средства дают возможность  изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и  хорошо запоминающейся форме [5;23].

 

Современные технические  средства могут оказать учителю  исключительно большую помощь, а  также необходимы для повышения  качества обучения. Они помогают решать следующие задачи:

 

- дать учащимся более  полную и точную информацию  об изучаемом явлении или объекте  и тем самым способствовать  повышению качества обучения;

 

- повысить наглядность  обучения и, как следствие этого,  сделать доступными для учащихся  такой материал, который при обычных  способах изложения недоступен  или малодоступен (пятиминутный  фильм может сделать доступным  для учащихся объективно сложенный  учебный материал)

 

- повысить темп изложения  материала;

 

- удовлетворить наиболее  полно запросы и любознательность  учащихся;

 

- облегчить труд учителя  и учащихся.

 

Применение на уроке тех  или иных средств зависит от учителя, от принятой им методики изложения. Однако, появившись на уроке, технические средства ведут себя весьма активно и оказывают  сильное воздействие и на методику изложения учебного материала, на весь ход учебного процесса, на всю деятельность учителя. Большое значение для эффективности  использования технических средств  имеет обстановка, в которой они  применяются. Например, готовясь к проведению урока с использованием видеоматериалов, учитель должен внимательно просмотреть  видеофрагмент, имея перед собой  предлагаемые дикторские тексты на иностранном  языке. В ходе просмотра фильма следует  отметить кадры, к которым учитель  должен привлечь внимание учащихся и  объяснить новую лексику. Некоторые  новые слова могут предварительно не объясняться, если обозначаемые ими  предметы, явления или понятия  хорошо известны учащимся и об их значении легко догадаться по контексту.

 

Урок с применением  технических средств - это качественно  новый тип урока, на котором учитель  вынужден согласовывать методику своего объяснения учебного материала с той методикой, которая принята в телевизионной передаче, кинофильме, звукозаписи и т. д.

 

Однако этим не исчерпываются  особенности урока с применением  технических средств обучения. Технические  средства меняют структуру урока  и его форму. Многочисленные наблюдения за деятельностью учителей на уроках с применением технических средств  показывают, что чем выше профессиональная подготовка учителя, тем выше эффективность  использования им технических средств  обучения.

 

Высококвалифицированный учитель, планируя применение технических средств  на том или ином уроке, точнее определяет не только дидактические цели, которые  он будет решать с их помощью, но и последствия применения этих средств, дополнительную работу с учащимися. Важное требование заключается в  том, чтобы технические средства применялись только тогда, когда  это необходимо для достижения конкретной дидактической цели [43;7].

 

Планируя урок с применением  технических средств, учитель выделяет учебный материал, для изучения которого необходимо применение технических  средств; отбирает из фонда пособий  то, которое, по его мнению, пригодно для решения поставленной задачи; определяет место отобранного пособия  на уроке; продумывает методику работы с пособием на уроке.

 

К техническим средствам  обучения, которые способствуют развитию внимания на уроках иностранного языка, относятся:

 

1. Учебные кинофильмы  и кинофрагменты. В связи с  широким внедрением в учебный  процесс кинофрагментов существенно  изменились функции учебных фильмов.  Они служат в первую очередь  для систематизации и обобщения  знаний.

 

Могут применяться фильмы и непосредственно при изучении новых тем программ. В этом случае целесообразно использование фильмов, которые освещают отдельные вопросы  темы и содержат фактический материал, полезный для формирования представлений. Такой фильм будет давать необходимый  учебный материал для построения беседы и рассказа учителя. Демонстрация фильма является органической частью урока и сочетается с другими методами обучения, самостоятельной работой учащихся

 

2. Учебные диафильмы. Диафильм -- статичное изображение на пленке, объединенное единой сюжетной  линией и в связи с этим  имеющее определенную последовательность  подачи материала темы. На документальном  материале строятся, главным образом,  диафильмы очеркового характера,  а на рисованном - сюжетного. По-построению  они могут быть целостными  и фрагментарными, также могут  быть использованы на всех  этапах процесса обучения.

 

Для успешной деятельности с использованием учебных диафильмов (экранных пособий) у учащихся необходимо сформировать общеучебные навыки и  умения воспринимать учебную информацию с экрана, расшифровывать и перерабатывать ее. Обучение приемам работы следует  начинать на самых простых по содержанию кадрах диафильма.

 

Вся самостоятельная и  коллективная работа учащихся по экранным пособиям обязательно завершается  работой с учителем, в процессе которой проверяются результаты деятельности детей и подводятся необходимые итоги и выводы.

 

3. Учебные диапозитивы.  Диапозитивы - фотографическое позитивное  изображение на пленке, помещающееся  в специальную картонную или  пластмассовую рамку. Они выпускаются  сериями до 30 штук в каждой.

 

Диапозитивы отличаются от диафильмов организацией материала. Если в диафильме кадры связаны  сюжетной линией или по иному признаку, то в серии диапозитивов система  расположения материала, предложенная автором, может и не использоваться. Учитель демонстрирует кадры  в той последовательности, которая  наиболее целесообразна при выбранной  им методике изложения материала. Традиционно  учителя используют диапозитивы  в качестве иллюстраций к своему рассказу.

 

Диапозитивы, как и диафильмы, при объяснении учителя выполняют  главным образом иллюстративную функцию, помогая учащимся воспринимать учебный материал, так как создают  более полное представление о  событии или явлении. Но обучающие функции этих статичных пособий не ограничиваются, конечно, только иллюстрацией рассказа учителя. Они могут служить материалом и для проверки знаний учащихся, и для проведения устных и письменных сочинений.

 

4. Транспаранты к кодоскопу.  На уроках также используется  графопроектор (кодоскоп) - прибор, предназначенный  для демонстрации крупноформатных  транспарантов, выполненных на  прозрачной пленке. Транспаранты  можно показывать как по одному, так и серией. За счет последовательного  накладывания одного транспаранта  на другой создается иллюзия  движения и развития. Статичные  изображения приобретают определенную  динамику. Графопроектор помогает  учителю преподнести учебный  материал поэтапно, логическими  частями. Это способствует лучшему  пониманию, усвоению материала,  внимание школьников концентрируется  на самом главном.

 

Использование транспарантов  к графопроектору в учебно-воспитательном процессе способствует формированию у  учащихся умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и синтезировать.

 

5. Магнитофонные записи. Магнитофонные записи условно  можно разделить на художественные (запись детских радиопередач  к урокам иностранного языка)  и учебные, включающие в себя  не только информацию, но и  задания, вопросы. Наибольшими  обучающими возможностями обладают  учебные звукозаписи, предназначенные  для организации самостоятельной  работы. В общем виде они представляют  собой материалы, которые учитель  записывает на магнитную ленту,  воспроизведенная звукозапись передается  через наушники на каждое рабочее  место. Так как при составлении  учебных звукозаписей используются  некоторые принципы программированного  обучения (деление материала на  небольшие порции, введение предписаний,  указывающих учащимся на характер  и последовательность умственных  и практических действий, обеспечение  подкрепления), то их принято условно  назвать программированными звукозаписями.  Такого вида звукозаписи в  значительной мере имитируют  беседу учителя с учащимися  или такие виды работы, как  анализ условий задачи, разбор  предложения, различные виды диктантов,  работа над текстом. 

 

Учебные магнитофонные записи помогают учителю осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход к обучению [9;55].

 

6. Телевидение. Телепередачи, которые могут быть в том  или ином виде использованы  в учебном процессе, условно делятся  на три большие группы. Одну  составляют учебные передачи, созданные  с учетом учебных программ; они  используются непосредственно на  уроках, выходят несколько за  его рамки, расширяя и углубляя  учебный материал, применяются во  внеурочной работе.

Информация о работе Эксперимент по исследованию эффективности использования ТСО в обучении иностранному языку