Эксперимент по исследованию эффективности использования ТСО в обучении иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что применение видеоматериалов способствует улучшению усвоения знаний на уроках иностранного языка, а именно:

- восполнению отсутствия естественной иноязычной среды на всех этапах обучения и расширению кругозора учащихся;

- реализации важного дидактического принципа наглядности и воспитанию эстетического вкуса у учащихся;

- обучению с учетом индивидуальных типологических особенностей каждого ученика;

Содержание

Введение

Глава I. Технические средства обучения на уроках иностранного языка

1.1 Классификация технических средств обучения и их функции

1.2 Психологические особенности применения ТСО

1.3 Технические средства обучения для развития внимания на уроках иностранного языка

1.4 Видеоматериалы как техническое средство обучения

Выводы по главе I

Глава II. Использование видеоматериалов на различных этапах обучения иностранному языку

2.1 Методика преподавания иностранных языков с использованием ТСО

2.2 Использование видеоматериалов на начальном этапе обучения

2.3 Использование видеоматериалов на среднем этапе обучения

2.4 Использование аутентичных фильмов для формирования социолингвистической компетенции

2.5 Популярные зарубежные видеокурсы используемые на разных этапах обучения иностранным языкам

Выводы по главе II

Глава III. Эксперимент по исследованию эффективности использования ТСО в обучении иностранному языку

Выводы по главе III

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

технические средства.docx

— 142.91 Кб (Скачать)

 

Технические средства обучения также классифицируются по характеру  предъявления (экранные, звуковые и  экранно-звуковые средства и аппаратура); по функциональному назначению (комбинированные  средства-компьютеры, мультимедийная аппаратура, аудиторные технические  комплексы и группа вспомогательных  технических средств обучения).

 

Экранные технические  средства включают проекционную аппаратуру; кодоскоп, диапроектор, диаскоп. С их помощью на экране возможно проецировать различные записи, картинки, диапозитивы  и диафильмы.

Простота управления диапроектором  и диаскопом делает их удобным  и эффективным средством обучения иностранному языку. Диапозитивы имеют  преимущество перед диафильмами  в том, что их можно показывать в любой, удобной для преподавателя  последовательности и в любом  количестве.

 

Диапозитивы могут быть отобраны в серии по темам; города, искусство, география страны и т.д. диапозитивы  также могут составлять рассказы, жанровые сценки для устного и  письменного изложения. Показ диафильмов и диапозитивов можно сопровождать фонозаписью. В таком случае они  становятся частью комплекса зрительно-слуховой наглядности. Более широкие возможности  использования зрительно-слуховой наглядности в обучении иностранному языку предоставляют экранно-звуковые средства; кино, учебное телевидение  и видеомагнитофон. Видеомагнитофон  предоставляет выбор программ непосредственно  преподавателям и учащимся. Преподаватель  сможет контролировать показ материала  в процессе занятия. Относительная  простота изготовления и использования  видеозаписи дает ей большие преимущества по сравнению с фонозаписями, где  отсутствие зрительной наглядности  мешает восприятию иноязычной речи. К  числу статических экранных средств  обучения и воспитания относятся  диапозитивы, диафильмы, транспаранты, эпиобъекты. В настоящее время  в некоторых пособиях их называют видеограммами, определяя их как визуальный образ, предназначенный для представления учебной информации по средствам проекции.

 

Диапозитивы (слайды) по Коджаспировой  Г.М. и Петрову К.В (от греч. dia- через  и лат. positivus-положительный) - фотографическое  позитивное изображение на прозрачной основе (стекло, пленка), рассматриваемое  на просвет или проецируемое на экран, предназначенное для учебных  и воспитательных целей.

 

Диапозитивы могут быть выполнены  на стеклянной или пленочной основе. Достоинство стекла - отсутствие коробления нагреваемого во время демонстрирования диапозитива. Недостатки - хрупкость, плохая транспортабельность и большая  масса [20;21].

 

Наиболее надежным звуковым средством, хорошо зарекомендовавшим  себя на протяжении многих десятков лет, служит магнитофон или магнитофонная  запись учебного материала на иностранном  языке. Магнитофонные записи предназначаются  обычно для начального этапа обучения. Они выпускаются к школьным учебникам, грамматическим и разговорным курсам. Есть записи стихотворений, сказок, пьес и песен на иностранном языке.

 

Ни один из видов учебного оборудования, взятый в отдельности, не может полностью обеспечить успех  обучения, и только правильное сочетание  их, отвечающее особенностям изучаемого вопроса и познавательной деятельности учащихся, дает возможность достигнуть оптимальных результатов.

 

Основными средствами обучения для учителя по Роговой Г.В., являются Программа по иностранным языкам и книга для учителя; для учащихся -- учебник, книга для чтения, грамматический справочник, словари; для учителя  и для учащихся (первый организует; вторые выполняют) по этапам обучения -- комплекты картинок, аппликации, диафильмы, диапозитивы, кинофрагменты, кинокольцовки, грамзаписи, лингафонный практикум (начальный и средний этапы); звукозаписи, кинофильмы, таблицы и другие (старший  этап) [35,62].

 

Существуют и другие ТСО. М. В. Ляховицкий по критерию «канал поступления  информации» -- слуховой, зрительный, зрительный и слуховой одновременно -- разделил все ТСО на три группы: 1) фонограммы (запись на грампластинке или магнитной ленте), 2) видеограммы (в форме слайдов, диафильмов, неозвученных кинофильмов, кодопозитивов), 3) видеофонограммы, (в форме озвученного кинофильма, видеозаписи или соединения упомянутых форм фонограммы с видеограммой [26;60].

 

Основные трудности и  недостатки, связанные с использованием ТСО на уроке, вызваны следующими причинами:

 

а) недостаточной подготовкой  учителя к работе с различными видами средств обучения и комплексному их использованию;

 

б) работой с некачественной аппаратурой.

 

1.2 Психологические особенности  применения технических средств  обучения

 

В основе использования технических  средств обучения в качестве источника  знаний лежат вполне определенные психические  процессы. Учитель вводит в класс  такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств обучающегося, основательно перестраивая все его  психические функции. Участвующие  в процессе восприятия зрительные и  слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлении об изучаемых вопросах.

 

Для восприятия технических  средств очень важно, что зрительные анализаторы обладают значительно  более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Но основную информацию обучаемые получают с помощью  сигналов, воспринимаемых слуховыми  анализаторами. Отсюда следует, что  зрительный анализе тор обладает значительными потенциальными резервами  для увеличения ввода с его  помощью обучающей информации [16;6].

 

Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и  предъявляемого учащимся изображения  в процессе обучения. А ТСО как  раз и позволяют более полно  использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний - ощущения и восприятия. Сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Значит, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создают в этом случае основу для успешного протекания следующего этапа, процесса познания - осмысления. Кроме того, при протекании процесса осмысления применение наглядности (в частности, изобразительной и словесной) оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т.д. Объясняется это тем, что аудиовизуальные пособия влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в основе осмысливания.

 

Большую роль ТСО играют в запоминании, как логическое завершение процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.

 

Особенно должно учитываться  учителем эмоциональное воздействие  технических средств. Если ему важно  сконцентрировать внимание учащихся на содержании предлагаемого материала, то сила их эмоционального воздействия  вызывает интерес и положительный  эмоциональный настрой на восприятие. Избыток эмоциональности затруднит  усвоение и осмысление основного  материала. Если используемый материал должен вызывать определенные чувства  и переживания, решающим оказывается  именно эмоциональный потенциал  используемого средства. Цвет, умеренное  музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский или  учительский комментарий значимы  при восприятии любых ТСО. Это  не исключает использования только наглядной или звуковой передачи информации в зависимости от задач  урока, содержания материала, возраста, имеющегося у детей опыта и  т.п.

 

В учебно-воспитательном взаимодействии воспитателя и воспитанника одной  из актуальнейших и сложнейших проблем  является привлечение и сохранение детского внимания на протяжении всего  урока или воспитательного занятия. К. Д. Ушинский считал внимание ученика  чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения. Но, по его мнению, каждый воспитатель  должен быть в состоянии обратить внимание ученика на желаемый предмет. Он указывает воспитателю несколько  средств сохранения детского внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность преподавания.

 

Смена кадров в фильме, слайдов  и т.п., демонстрируемых с помощью  технических средств объектов требует  пристального внимания, иначе потом  ученик не сможет ответить на вопросы, рассказать об увиденных процессах  и явлениях, потому что все это  на уроке, как правило, не демонстрируется. Требует внимания и слушание, которое, в свою очередь, воспитывает чувство  языка. Таким образом, прослушивание  фонозаписей, сочетающих слово и  музыку, развивает у учащихся устойчивость внимания. Слуховую память, воображение, формирует навыки наблюдения за словом, воспитывает эстетический вкус.

 

Используя ТСО, необходимо учитывать  следующие психологические особенности  внимания. Сосредоточенность внимания - удержание внимания на одном объекте. Устойчивость внимания, которая даже при активней работе с изучаемым  объектом может у детей сохраняться  в течение 15-20 минут, а потом требуют  переключения внимания, краткий отдых. Объем внимания - количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, что в  норме составляет 7±2. Распределение  внимания - одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное  полное их восприятие. Переключение внимания - перемещение внимания с одного объекта на другой. При демонстрации наглядных пособий в виде карт, плакатов и т.п. управлять направленностью  внимания всех учеников класса или  воспитанников детсадовской группы сложно. Технические средства позволяют  давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на тех частях объекта, которые  в данный момент являются предметом  обсуждения. Такое организованное управление вниманием школьников способствует формированию у них важнейшего обще учебного умения - умения наблюдать.

 

ТСО помогают развивать у  учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, довести до логического  конца неправильные рассуждения  ученика, что является чрезвычайно  убедительным, но не всегда достигается  словом учителя.

 

Практические и традиционные, и современные технические средства обучения и воспитания обладают возможностями  развития творческих способностей учащихся и усвоения ими знаний на высоком  уровне осмысления и интерпретации. ТСО позволяют широко использовать различные пособия, в которых учащиеся в процессе усвоения информации или ее закрепления и обобщения могут что-либо дописывать, дорисовывать, заполнять, а также изготавливать учебные пособия самостоятельно и защищать их на уроках. Учащиеся с помощью многих технических средств могут формулировать свои вопросы, запрашивать у компьютера помощь, определять оптимальный для себя темп изучения материала и возвращаться к пройденному столько раз и в таком объеме, как им необходимо. Графические возможности компьютеров позволяют детям создавать рисунки на экране дисплея и тут же их распечатывать, конструировать, изобретать новые модели, возможность работы которых тут же проверяется. Таким образом, ТСО обладают огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку учиться и не устраняемых в прямом общении с педагогом.

 

Перед зрителем проходит ряд  изображений объекта, каждое из которых  может быть не похоже на другое, хотя все они отображают только один объект. В его сознании эти изображения  отождествляют только один объект. В его сознании эти изображения  отождествляются с реальным объектом. Такое отождествление происходит даже в том случае, если зритель не видел этого объекта в натуре. Образ объекта тогда рождается  путем сравнения с каким-либо знакомым объектом. В процессе восприятия зритель все время как бы расшифровывает экранное зрелище, узнавая в нем  реальные вещи. Кроме того, возникает  трудность перевода образной информации в вербальную, понятийную.

 

Эти психологические особенности  восприятия порождают сложную проблему: фильм предлагает учащимся информацию в виде экранного объекта, а учитель  требует от них уже расшифрованную информацию о самом реальном объекте. Между тем экранный образ сильно отличается от реального, так как  фильм (диафильм, телепередача, компьютерное изображение) - это только форма отображения  действительности. Следовательно, учащиеся должны проделать дополнительную мыслительную работу по воссозданию недостающих  звеньев между экранным образом  и его воплощением в виде материальной вещи или реального явления.

 

Учитель должен учитывать, с  одной стороны, нагрузку экранно-звукового  средства как источника информации, а с другой - возможность учащегося  усваивать передаваемую информацию. Сложную и очень объемную информацию, превышающую диапазон детского восприятия, учащийся не может переработать и  в результате не получит никакой  информации. Хорошо усваивается информация тогда, когда найдена правильная (оптимальная) мера между содержанием пособия и возможностями его восприятия [16;7].

Информация о работе Эксперимент по исследованию эффективности использования ТСО в обучении иностранному языку