Эксперимент по исследованию эффективности использования ТСО в обучении иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что применение видеоматериалов способствует улучшению усвоения знаний на уроках иностранного языка, а именно:

- восполнению отсутствия естественной иноязычной среды на всех этапах обучения и расширению кругозора учащихся;

- реализации важного дидактического принципа наглядности и воспитанию эстетического вкуса у учащихся;

- обучению с учетом индивидуальных типологических особенностей каждого ученика;

Содержание

Введение

Глава I. Технические средства обучения на уроках иностранного языка

1.1 Классификация технических средств обучения и их функции

1.2 Психологические особенности применения ТСО

1.3 Технические средства обучения для развития внимания на уроках иностранного языка

1.4 Видеоматериалы как техническое средство обучения

Выводы по главе I

Глава II. Использование видеоматериалов на различных этапах обучения иностранному языку

2.1 Методика преподавания иностранных языков с использованием ТСО

2.2 Использование видеоматериалов на начальном этапе обучения

2.3 Использование видеоматериалов на среднем этапе обучения

2.4 Использование аутентичных фильмов для формирования социолингвистической компетенции

2.5 Популярные зарубежные видеокурсы используемые на разных этапах обучения иностранным языкам

Выводы по главе II

Глава III. Эксперимент по исследованию эффективности использования ТСО в обучении иностранному языку

Выводы по главе III

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

технические средства.docx

— 142.91 Кб (Скачать)

 

Видеофильм имеет важное идейно-воспитательное значение. Оно  знакомит с историей, культурой, современной  жизнью, традициями, обычаями и нравами  страны изучаемого языка. Воспитательно-познавательное воздействие видео - это «проблема  механизмов и закономерностей психологического воздействия вообще» [25;135].

 

Художественный фильм  представляет собой эффективное  средство обеспечивающее ту совокупность обстоятельств, которая вызывает речевое  общение, благоприятствует или сопутствует  ему, т.е. создает коммуникативную  ситуацию [3;8].

 

Коммуникативная ситуация - основное условие для формирования универсального - и основного умения диалогической речи, реплицирования. Реплицирование - умение использовать коммуникативно и функционально  направленную реплику при совершении речевых действий, соответствующих  факторам коммуникативной ситуации.

 

В качестве приема, используемого  учителем во время демонстрации фильма, может выступать модифицированная фронтальная беседа - т. е. «обучающая беседа» [3;11]. Этот прием ставит учащихся в ситуацию необходимости постоянного  общения либо с учителем, либо с  одноклассниками, либо с классом  в целом, либо перевоплощаться в  персонажей фильма и вступать в общение  с другими его персонажами, выполняя задачу интерактивного взаимодействия в учебном процессе. Таким образом, данный прием способствует формированию умений реплицирования и готовит  учащихся к продуктивной диалогической  речи, построенной на лексико-грамматической основе демонстрируемого фильма [38;13].

 

Видео обеспечивает многократность воспроизведения образца, создает  новые реальные ситуации для развития устной речи, воздействуя эмоционально, стимулирует спонтанную речь.

 

Мы можем с уверенностью сказать, что аудиовизуальные средства все шире используются в методике преподавания иностранных языков на всех уровнях и при выработке  различных навыков.

 

2.2 Использование видеоматериалов  на начальном этапе обучения

 

Процесс обучения иностранным  языкам в средней общеобразовательной  школе подразделяется на три этапа: начальный (2-6-е классы), средний (7-9-е  классы), завершающий (10-11-е классы). Начальный этап исполняет роль фундамента в формировании коммуникативного ядра и является одновременно подготовительным этапом, в ходе которого учащиеся приобретают  комплекс необходимых речевых навыков  и умений. Использование видеоматериалов  способствует реализации воспитательно-развивающего и образовательного аспектов цели для  начального этапа обучения иностранному языку.

 

Но как сформировать стойкую  положительную мотивацию учащихся в отношении иностранного языка, чтобы добиться наиболее оптимального усвоения его базового уровня в обычной  общеобразовательной школе, где  в отличие от специализированных школ, лицеев и гимназий на изучение иностранного языка отводится меньшее  количество часов.

 

Существует, безусловно, множество  нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание, а значит, и интерес школьников к иностранному языку. Одной из них Верисокин  считает работу над фильмом, которую  успешно практикует уже несколько  лет. Это - эффективная форма учебной  деятельности, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию  их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего  с экрана иноязычного звукового  ряда помогает более полному и  точному пониманию его смысла [8;31].

 

Применение видео на уроках на начальном этапе приятно разнообразит занятие, вносит в него элемент настоящей  жизни, пусть даже на экране, а также  исподволь приучает работать с видеоматериалами, а не просто смотреть на экран. Надо иметь в виду, что телевизионный  экран настолько управляет вниманием  зрителя - ребенка, что многие методисты  справедливо рассматривают видеоматериалы, как усилитель человеческого  внимания. И это понятно, ибо практически  невозможно противиться визуальному  воздействию экрана: оно не подчинено  нашей воле, и мы не можем принимать  или отвергать его как нам  заблагорассудиться. Известно, что  лучше усваивается тот учебный  материал, который оказывает на учащихся эмоциональное воздействие, и прочнее  те знания, которые не только усвоены, но и пережиты.

 

Опора на форму телепередач  дает учителю большую свободу  в организации ролевой игры, считает  Ариян М.А., нежели использование  содержания телепередач. Еще одна степень  свободы присуща заимствованию  из телепередач персонажей: ведущих, героев кинофильмов, мультиков, сказок. Телевидение обладает широчайшими  возможностями в формировании кумиров, образцов для подражания. Этот процесс, который осуществляется спонтанно, часто неосознанно может быть поставлен на службу иноязычной учебно-речевой  деятельности [1;9]. Литературные герои -это Робин Гуд, До Кихот, Д'Артаньян, Гулливер, Скарлет О'Хара прославленные  детективы Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, лейтенант Коломбо и др. Наиболее «нагруженными» в учебном процессе, особенно в младших классах, являются сказочные персонажи и герои  мультиков: Буратино и Мальвина Матроскин, Винни-Пух. Ослик Иа и Пятачок, Хрюша  и Каркуша.

 

Как показал опрос Вайсбурд М.Л., Пустосмеховой Л.Н., дети дошкольного  и младшего школьного возраста дают явное предпочтение мультикам. Но когда  ребенок смотрит телепрограмму, он может не обратить внимания на какую-то деталь, отвлечься, что-то упустить. Совсем другое дело, когда о просмотре  мультфильма просит учитель. Ребенок  сосредоточен, заинтересован в том, чтобы наиболее точно запомнить  слова и повеление героев.

 

Поскольку герои мультфильмов чаще говорят на русском, чем на английском языке, задача учителя состоит в  том, чтобы подсказать ученикам выражения, с помощью которых они могут  выступить в роли выбранных ими  персонажей. Так, например, Винни-Пух -- веселый, неунывающий персонаж мультфильма. Для него характерно использование  таких выражений, как Oh, it's wonderful!; Good!; Nice!: It's a pleasure!; What about (doing something)?; Don't worry; Be happy.

 

Ослик Иа - полная противоположность. Почти всегда меланхоличен, часто  сомневается в правильности своих  действий и поступков своих друзей. Его речь -- отражение этого: I don't know; I really don't know; I'm not sure; I am so sad today [6;7].

 

Практика показывает, что  особенно эффективными на начальном  этапе обучения иностранному языку  являются видеомультипликации. Их использование  позволяет развивать речевую  активность школьников, а также повысить речевую активность обучения. Мультипликация дает возможность легко проникнуть в суть реальных вещей и явлений и в простой наглядной форме донести информацию до учащихся. Методически важно и то, что интерес к мультфильмам не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к неоднократно предъявленному учебному материалу и обеспечивает эффективность восприятия.

 

Несомненными достоинствами  мультипликационных видеофильмов являются их аутентичность, информативная насыщенность, концентрация языковых средств, эмоциональное  воздействие на учащихся и др.

 

Эффективность использования  видеофильмов зависит от рациональной организации занятий. Можно предложить разные варианты использования видеоматериалов  на начальном этапе обучения.

 

1. Учебные задачи

 

Одной из учебных задач, которую  можно решать с помощью видео, является повторение лексики и расширение словарного запаса. Для этого годится  любой отрывок от 30 секунд до 1 минуты, в котором представлены предметы, действия или характеристики по соответствующей, лексической теме. Желательно, чтобы  отрывок сопровождался музыкой  или англоязычным текстом. Если нет  возможности получить такую видеозапись, запишите отрывок с текстом на родном языке, убрав звук.

 

В зависимости от размера  учебной группы вы делите ее на подгруппы  или пары, каждая из которых получает свое задание. Задания не обязательно  должны быть разными, они могут дублироваться  для некоторых групп или пар. Учащиеся смотрят отрывок, где представлены разные животные (профессии, цвета, люди, совершающие различные действия). Затем обсуждают в группах (парах) увиденное. При необходимости они  могут пользоваться словарем или  обращаться за помощью к преподавателю.

 

Потом учащиеся отвечают на вопросы. По просмотренному отрывку  можно дать задания - назовите по-английски  первое животное, которое вы увидели; скажите, что делает жираф; кто по профессии человек, которого вы увидели на улице; какие зеленые предметы вы увидели на экране и пр.

 

При этом учитель предупреждает, что они посмотрят отрывок  еще раз и должны будут проверить, насколько правильно группа выполнила  свое задание. Затем вы смотрите отрывок  второй раз и проверяете правильность ответов. Как в этом случае, так  и для задания "опишите картинку" можно использовать функцию "пауза" (freeze-frame), чтобы у учащихся была возможность  разглядеть все детали на экране.

 

Видео можно использовать и для введения новых лексических  единиц или новой лексической  темы. Вместо того чтобы использовать для введения названий животных перевод  или картинку, вы можете просто показать их в зоопарке или на воле, что  произведет гораздо более яркое  впечатление и будет способствовать лучшему запоминанию.

 

Другой задачей, которую  можно решить с помощью видео  на этом этапе, является задача обучения пониманию речи на слух, которую  многие преподаватели в силу различных  причин вообще не ставят перед собой. Следует отметить, что использование  видео для обучения аудированию  имеет свои положительные и отрицательные  стороны.

 

С одной стороны видеозапись  по сравнению с аудиозаписью носит  более жизненный характер - вы не только слышите, но и видите говорящих, их мимику и жесты, а также получаете  информацию о широком контексте  происходящего - месте действия, возрасте участников и пр. С другой - все  эти факторы отвлекают слушающего от собственной речи, и он может  увлечься разглядыванием картинки вместо того, чтобы сосредоточиться на аудировании. Поэтому, особенно на начальном этапе, ученики перед просмотром должны получить четко сформулированное задание, на выполнении которого они должны будут сосредоточиться.

 

2. Видеодиалоги (5-15 минут)

 

Данные упражнения помимо аудирования включают в себя выработку  навыков чтения. Можно предложить несколько вариантов организации  работы с видеодиалогом.

 

Вариант А. Учитель выбирает отрывок из фильма длиной 1-2 минуты, который состоит из четко проговариваемых  реплик, простых по форме и содержанию. Выписывает каждую реплику на отдельную  карточку, пометив, какому персонажу  она принадлежит, затем разбивает  класс на несколько групп и  каждой группе дает полный комплект карточек, содержащих диалог. Группа должна посмотреть отрывок, не заглядывая в карточки, а затем поставить реплики  в том порядке, как они встречались  в записи.

 

После этого следует посмотреть отрывок повторно, проверяя правильность порядка реплик. При необходимости  следует делать паузы.

 

Учащиеся в группе тренируются  в чтении диалога.

 

В скобках указывается  продолжительность всего упражнения, включая время на просмотр видеоотрывка.

 

Преподаватель включает запись без звука, и учащиеся озвучивают диалог на экране (по желанию). В качестве вариантов можно предложить следующее:

 

- учащиеся раскладывают  карточки в том порядке, который  они считают правильным, перед  просмотром, а затем проверяют  верность своей догадки.

 

- диалог дается не на  карточках, а на одном листе,  и им надо пронумеровать реплики  в порядке появления.

 

Вариант Б. Учитель выбирает отрывок из художественного фильма на 1-3 минуты, в котором беседу ведут  от трех до пяти участников. Желательно, чтобы ученики были знакомы с  персонажами.

 

Учитель подготавливает два  списка - имен персонажей и их реплик в произвольном порядке. У каждого  учащегося должна быть своя копия. Если копии сделать невозможно - списки записываются на доске.

 

Учитель объясняет ученикам, что отрывок покажется без  звука и их задачей будет расположить  реплики по порядку, а также разобраться, кто что говорит, и показывает отрывок без звука. Учащиеся работают в парах, восстанавливая последовательность реплик и их авторство. Затем учитель  показывает отрывок со звуком. Учащиеся проверяют правильность своей работы. Диалог читается и обсуждается с  классом.

 

3. Предсказания (30 минут).

 

Учитель подготавливает отрывок  из телепрограммы, спектакля или  фильма, из которого довольно быстро можно  понять, как дальше будут развиваться  события. Раздает учащимся таблички или рисует таблицу на доске, при  этом учитель говорит, что покажет  начало отрывка и надо придумать, как будут развиваться события, а затем нужно заполнить табличку [см. приложение 2, табл. 1].

Информация о работе Эксперимент по исследованию эффективности использования ТСО в обучении иностранному языку