Эксперимент по исследованию эффективности использования ТСО в обучении иностранному языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что применение видеоматериалов способствует улучшению усвоения знаний на уроках иностранного языка, а именно:

- восполнению отсутствия естественной иноязычной среды на всех этапах обучения и расширению кругозора учащихся;

- реализации важного дидактического принципа наглядности и воспитанию эстетического вкуса у учащихся;

- обучению с учетом индивидуальных типологических особенностей каждого ученика;

Содержание

Введение

Глава I. Технические средства обучения на уроках иностранного языка

1.1 Классификация технических средств обучения и их функции

1.2 Психологические особенности применения ТСО

1.3 Технические средства обучения для развития внимания на уроках иностранного языка

1.4 Видеоматериалы как техническое средство обучения

Выводы по главе I

Глава II. Использование видеоматериалов на различных этапах обучения иностранному языку

2.1 Методика преподавания иностранных языков с использованием ТСО

2.2 Использование видеоматериалов на начальном этапе обучения

2.3 Использование видеоматериалов на среднем этапе обучения

2.4 Использование аутентичных фильмов для формирования социолингвистической компетенции

2.5 Популярные зарубежные видеокурсы используемые на разных этапах обучения иностранным языкам

Выводы по главе II

Глава III. Эксперимент по исследованию эффективности использования ТСО в обучении иностранному языку

Выводы по главе III

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

технические средства.docx

— 142.91 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

 

Глава I. Технические средства обучения на уроках иностранного языка

 

1.1 Классификация технических  средств обучения и их функции

 

1.2 Психологические особенности  применения ТСО

 

1.3 Технические средства  обучения для развития внимания  на уроках иностранного языка

 

1.4 Видеоматериалы как  техническое средство обучения

 

Выводы по главе I

 

Глава II. Использование видеоматериалов  на различных этапах обучения иностранному языку

 

2.1 Методика преподавания  иностранных языков с использованием  ТСО

 

2.2 Использование видеоматериалов  на начальном этапе обучения

 

2.3 Использование видеоматериалов  на среднем этапе обучения

 

2.4 Использование аутентичных  фильмов для формирования социолингвистической  компетенции

 

2.5 Популярные зарубежные  видеокурсы используемые на разных  этапах обучения иностранным  языкам

 

Выводы по главе II

 

Глава III. Эксперимент по исследованию эффективности использования  ТСО в обучении иностранному языку

 

Выводы по главе III

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

Приложение

 

 Введение

 

Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой  иностранных языков, коммуникативная  компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в  стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей  учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения  на уроке иностранного языка, используя  для этого различные методы и  приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). При  решении данной проблемы огромную роль играют технические средства обучения, которые позволяют дать учащимся более полную и точную информацию по изучаемой теме, повышают наглядность  обучения и вызывают стремление к  дальнейшему совершенствованию  языковой культуры [4;20].

 

Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных  материалов (рисунков, текстов, звукозаписей и т.п.). Знакомство с жизнью англоязычных стран происходит в основном через  текст и иллюстрации к нему, просмотр кинофрагментов, диапозитивов, диафильмов и др.

 

Отсюда очевидна важность и актуальность изучения использования  видеоматериалов. Основным средством  обучения иностранному языку является языковая среда, а все остальные  средства являются вспомогательными, их назначение - создание более или  менее ярко выраженной иллюзии приобщения учащихся к естественной среде. Проведение урока целиком на иностранном  языке создает прототип иноязычной среды, приближает учебный процесс  к условиям подлинной коммуникации на данном языке.

 

Таким образом, объектом нашего исследования является использование  технических средств обучения, а  предметом - использование видеоматериалов  на уроках иностранного языка.

 

В данной работе мы ставим цель доказать, что использование видеоматериалов  является одним из основных технических  средств обучения иностранному языку, а в частности - его речевой  стороны.

 

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что применение видеоматериалов  способствует улучшению усвоения знаний на уроках иностранного языка, а именно:

 

- восполнению отсутствия  естественной иноязычной среды  на всех этапах обучения и  расширению кругозора учащихся;

 

- реализации важного дидактического  принципа наглядности и воспитанию  эстетического вкуса у учащихся;

 

- обучению с учетом  индивидуальных типологических  особенностей каждого ученика;

 

- обеспечению ускоренного  формирования и развития навыков  слухового и зрительного самоконтроля  и проявлению интереса к предмету  у учащихся;

 

- максимальному использованию  аналитических и имитационных  способностей учащихся, более полной  мобилизации их внутренних ресурсов.

 

Задачи исследования:

 

- выявить психолого-педагогические  аспекты применения технических  средств обучения на уроках;

 

- определить условия повышения  эффективности обучения иностранному  языку с использованием видеоматериалов  в учебном процессе;

 

- разработать систему  упражнений по применению видеоматериалов  на разных этапах обучения  иностранному языку.

 

- провести исследование, используя на уроках видеоматериалы  для повышения эффективности  обучения.

 

Методологической основой  при изучении данной темы являются теории и концепции педагогов  Г.Ф. Суворовой, О.И. Барменковой, И.А. Исенко, а также разработки методистов Е.А. Маслыко, Е.А. Ильченко, М.Ю. Барановой  М.В., Смирнова, Ю.А. Комаровой, М.И. Мятовой  и др.

 

При помощи таких эмпирических методов, как беседа, анкетирование, анализ была разработана система  упражнений по использованию видеоматериалов  на разных этапах обучения.

 

Базой для проведения исследования явился лицей села Месягутово Дуванского района. Экспериментом были охвачены учащиеся восьмого класса в количестве 25 человек.

 

Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом  обосновании необходимости применения технических средств на уроках иностранного языка с целью эффективности  учебного процесса.

 

Практическая значимость заключена в выработке некоторых  рекомендаций по применению видеоматериалов  в обучении иностранному языку, а  именно подбор упражнений и текстов.

 

Видеоматериалы - это технические  средства обучения, относящиеся к  современным методическим приемам. Учитель не только должен знать, что  такое видеоматериалы, но и уметь  применять их на практике. Только правильно  владея методикой работы с видеоматериалами, он может донести знания до учащихся. Материалы данной работы могут быть использованы учителями, как на начальном, так и на среднем этапе обучения. На этом и основывается теоретическая  и практическая значимость нашего исследования. Работа состоит из содержания, введения, трех глав, кратких выводов к ним, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой главе мы раскрываем теоретические основы применения технических средств обучения, в  том числе видеоматериалов на уроках иностранного языка, во второй главе предлагаются интенсивные  подходы к их применению на различных  этапах обучения иностранному языку, а  в третьей главе мы проводим эксперимент  по исследованию эффективности использования  видеоматериалов в обучении иностранному языку. В список литературы включен  перечень книг, журналов, статей, содержащих информацию по данной теме.

 

 Глава I. Технические  средства обучения на уроках  иностранного языка

 

1.1 Классификация технических  средств обучения и их функции

На протяжении всей истории  человеческого общества человек  изобретал и создавал машины, технику, которая давала бы возможность добиваться лучших результатов с меньшей  затратой сил и энергии. Развитие техники внесло свои изменения во все аспекты жизни человека, в  том числе и в процессе обучения.

 

В области преподавания иностранных  языков использование ТСО и контроля относится к числу наиболее актуальных проблем. Появление обучающей техники, возможность использования ее для  изучения иностранного языка изменили процесс обучения и коренным образом  повлияли на методику преподавания. Еще  несколько лет тому назад понятие  «технические средства» связывались  с занятиями и исследованиями в области технических и точных наук, но никак не относились к изучению иностранного языка. К традиционным, хорошо известным средствам обучения все шире привлекаются новые средства зрительной и слуховой наглядности, такие как магнитофон, видеомагнитофон, учебное кино и телевидение. Сейчас в распоряжении преподавателей иностранного языка находится целый арсенал  ТСО - сложная техническая система, управление которой требует специальной  подготовки.

 

Технические средства обучения - совокупность технических устройств  с дидактическим обеспечением, применяемых  в учебно-воспитательном процессе для  предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО  объединяют два понятия: технические  устройства (аппаратура) и дидактические  средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств  воспроизводятся.

 

ТСО приобретает особое значение в преподавании иностранных языков в связи с переносом акцента  на овладение языком как средством  коммуникации. Передача информации теперь, при широком использовании средств  массовой информации - радио, телевидения  и кино,- осуществляется главным  образом не в письменной форме, как  это было раньше, а в устной. Необходимость  научить большее количество людей  говорить на иностранном языке и  понимать иноязычную устную речь возросла и с ростом международных политических, экономических и культурных связей.Основную трудность при овладении иностранным языком, представляет выработка навыков и умений аудирования и говорения. Неоценимую помощь в этом оказывают технические средства обучения.

Основное назначение ТСО - интенсификация процесса обучения, особенно процесса ускорение ритма, скорости, динамики речи в целом, - как раз  тех качеств, которые не может  в должной степени подготовить  практика обучения без ТСО.

 

ТСО могут взять на себя некоторые функции преподавателя; задавать вопросы, рассказывать, диктовать  и т.п., т.е. ТСО частично освобождают  преподавателя от трудоемкой работы по автоматизации речевых навыков и создают дополнительное языковое окружение.

 

Однако ТСО никогда  не заменят преподавателя полностью. Преподаватель изучает возможности  каждого из существующих ТСО для  решений конкретных задач аудиторной и самостоятельной работы учащихся, выявляет экспериментально эффективность  отдельных видов ТСО на разных стадиях обучения - при ознакомлении с учебным материалом, при тренировке и при самостоятельной работе.

Во время самостоятельной  работы учащихся ТСО помогают закрепить  и автоматизировать речевые навыки и умения, полученные на занятиях.

Метод, по которому ведется  обучение, предопределяет использование  ТСО, а также принципы создания пособий  с использованием ТСО. Включение  ТСО не должно нарушать целостность  учебной программы.

Перспектива использования  технических средств, специально предназначенных  для обучения ИЯ, открыла большие  возможности для создания новых  комплексов учебных пособий, лабораторных работ и т.д. Высокая эффективность  применения технических средств  в обучении иностранным языкам неоспоримо доказана практикой преподавания иностранных  языков в нашей стране.

 

В основу принципов использования  ТСО легли уже сложившиеся  методы обучения, в разной степени  модифицированные, модернизированные  и приспособленные к современным  требованиям теории обучения иностранному языку.

 

Главная задача при выборе метода - научный подход к изучению иностранного языка, широкое использование  достижений лингвистики, психологии и  методики, изучение взаимодействия родного  и иностранного языков на разных уровнях - фонетическом, грамматическом и лексическом.

В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К жестким относятся  магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры, к мягким - носители информации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и  оптические диски, слайды, кинофильмы.

 

Классифицировать технические  средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Коджаспирова Г.М. и Петров К.В. различают следующие  классификации технических средств:

1) по функциональному  назначению (характеру решаемых  учебно-воспитательных задач);

 

принципу устройства и  работы;

 

роду обучения;

 

логике работы;

 

характеру воздействия на органы чувств;

 

характеру предъявления информации [20;17].

 

Коджаспирова Г.М. и Петров К.В. выделяют следующие функции  технических средств обучения. Они  взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение их достаточно условно. Не все функции могут быть присущи  тому или иному ТСО в полном объеме.

 

Первая из функций ТСО - коммуникативная, функция передачи информации.

 

Вторая - управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий  и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и  коррекцию этих процессов.

 

Третья - кумулятивная, т.е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, накопление, сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий.

 

Четвертая - научно-исследовательская  фикция, связана с преобразованием  получаемой с помощью ТСО информации учащимся с исследовательской целью  и поиском вариантов использования  технических средств обучения и  воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации [20;20].

Информация о работе Эксперимент по исследованию эффективности использования ТСО в обучении иностранному языку