Сопоставление и использование наглядных пособий для объяснения и активизации грамматического материала

Автор: v***************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.

Усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами и правилами и бесконечным числом исключений. Результаты нашего анализа выявили необходимость в наглядных пособиях, направленных на коммуникацию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Грамматика………………………………………………………..5
1.1. Содержание и употребление грамматики…………………….5

1.2. Виды наглядных пособий, употребляемых в

грамматике…………………………………………………………...9

Глава 2. Наглядные пособия……………………………………………….15

2.1. Виды наглядных пособий……………………………………..15

2.2. Цели и способы употребление наглядных пособий…...........18

Заключение.……………………………………………………………………21

Список используемой литературы……………………………………………22

Работа содержит 1 файл

Дальневосточный государственный технический университет.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     1.2. Виды  наглядных пособий, употребляемых в грамматике 

     На  основе особенностей человеческого  восприятия педагогика и психология утверждают, что наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использования средств наглядности, которые дают возможность визуально представить предъявляемую информацию. Наглядный материал служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником под руководством учителя в процессе овладения знаниями [14,66].

     Введение  в обучение наглядного материала должно предусматривать, по крайней мере, соблюдение двух важных условий: определение его  конкретной роли в  усвоении учебного материала и степень отношения содержания данной наглядности к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.

     Словесное изложение материала  допускает второстепенную информацию, а средства наглядности помогают выделить главное. При  словесно-логическом изложении эффективен следующий способ: от частного к общему. При объяснении новой темы с использованием средств наглядности целесообразно вначале демонстрировать изображение объекта в целом, а потом обозначать его отдельные элементы.

     Существует  неразрывная связь  между наглядностью и пониманием. Наглядность – это такое средство познавательных процессов, когда при взаимодействии субъекта со знаковыми системами в его сознании генерируются наглядные образы, т.е. формируется зрительное представление излагаемого материала. Обучающая модель, по возможности, должна быть зримой. На практике могут существовать разные виды наглядных пособий по одной и той же теме учебного курса [7; 52].

     Предметно-образные пособия включают две группы наглядных учебных пособий – натуральные и объёмно-образные.

     Натуральные наглядные пособия  представляют собой  натуральные объекты, подлинные предметы, специально обработанные с целью использования  их в учебном процессе. К ним относятся  гербарии, препараты, коллекции, чучела, скелеты  и т.д.

     Объёмно-образные наглядные пособия передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объёмного образа, являясь трёхмерным изображением объекта. К объёмно–образным пособиям относятся модели, макеты, муляжи и т.д. [7; 89].

     Знаковые  пособия объединяют образно-знаковые и условно-знаковые.

     Образно-знаковые пособия – это те, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т.п. [7; 92].

     Условно-знаковые пособия передают изучаемые объекты с помощью знака в абстрагированной форме. К ним относятся карты, схемы, чертежи, формулы, уравнения и т.п.

     Применение  наглядных пособий  на занятиях предполагает выполнение ими двух общих дидактических функций: фиксации внимания и активизации запоминания.

     Средства  наглядности можно  охарактеризовать следующим  образом см.Приложение 1, схема 1:

  • натуральная наглядность обычно применяется при знакомстве слушателей с неизвестными предметами и явлениями, конкретизирует понятия, служит средством изучения внешних характеристик объекта;
  • образно-знаковая наглядность применяется в том случае, когда необходимо передать скрытые от непосредственного восприятия свойства объекта, показать в пространственной форме его различные ненаблюдаемые характеристики и связи; выступает средством перехода от описания явления к пониманию его сущности;
  • объемно образная наглядность служит средством фиксации знаний для переработки и хранения, представляет информацию в сжатом виде;
  • условно-знаковая наглядность служит средством структурирования учебного материала.

     Использование наглядных пособий  на занятиях требует  тщательной подготовки преподавателя. Учитель  должен понимать, что  наглядность различных видов, а иногда и одного, имеет различную степень восприятия см. Приложением 2, схема 2.Говоря о материальных средствах обучения, носителях учебной информации, важно определиться с видом и формой наглядности.

     С помощью современных  технически; средств могут быть визуализированы невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, т.е. создай определённый дидактический образ – модель, которой всегда присущи три функции: изоморфно-отражательная, чувственно-визуальная и интегративно-абстрактная.

     Таким образом, наглядность  проявляется через  комплексность использования  средств обучения, ярко выраженную визуальность, обусловливающие форму и способы их функционирования.

     Следует отметить, что наглядность  не самоцель в обучении, а неотъемлемая его составляющая, которая материализуется в средствах обучения и через них реализуется.

     Функции средств обучения, равно как и  их отбор, задаются через  дидактический образ, поскольку именно он является описанием  дидактических качеств (признаков). Образная модель позволяет перейти к истинному, но упрощённому (популярному) образу изучаемого объекта ил и явления. Очевидно, что дидактический образ играет роль своеобразного посредника, который связывает в единую цепь процесс познания от изучаемого (созерцаемого) явления вплоть до конечного результата – знаний, получаемых учащимися, на заданном уровне популяризации.[3,199]

     Реализация  наглядности в  учебном процессе, отбор необходимых  средств обучения и формирование их комплексов представлены на см.Приложение 3,схема 3.

     Педагогическая  эффективность сочетания  слова преподавателя  с использованием средств наглядности  зависит от цели демонстраций, сложности демонстрируемых  объектов (предметов, их изображений, процессов), умения учеников наблюдать  и делать самостоятельные выводы на основе наблюдений. Каждая из форм наглядности требует своего подхода к демонстрации. Образные средства наглядности обычно применяются при знакомстве учащихся с неизвестными предметами либо явлениями, необходимости конкретизации понятия и служат средством изучения внешних характеристик объекта. Структурно-графические средства применяются в том случае, когда предстоит передать скрытые от непосредственного восприятия свойства объекта, показать в пространственной форме его различные ненаблюдаемые характеристики и связи. В этом случае они выступают средством перехода от описания явления к пониманию его сущности. Знаково-модельные средства наглядности формализуют и символизируют знания, представляют информацию в сжатом виде и служат средством фиксации знаний для их дальнейшей проработки и хранения. Текстовые средства являются неплохим способом структурирования учебного материала и регламентации терминологического аппарата соответствующей учебной дисциплины [10,77].

     Наглядные пособия используют в работе примерно 90% респондентов, которые утверждают, что средства наглядности способствуют более быстрому усвоении учебного материала. Высокую оценку получили наглядные пособия, демонстрируемые с помощью технических средств обучения. Частота использования средств наглядности составляет 65%. Это достаточно высокий показатель, учитывая, что не все виды занятий требуют применения средств наглядности. Низким баллом оценено количество наглядных пособий по дисциплинам школьного курса, из них только 62% устраивают учителей в методическом плане.

     Хотелось  бы коснуться проблемы самостоятельной  подготовки наглядных пособий. Как  было отмечено ранее, учитель использует то или иное наглядное пособие  с целью повышения скорости восприятия, переработки и осмысления информации.

     Экспериментально  определена система  общих требований к наглядному материалу:

  • изображение объекта должно занимать площадь всего кадра, если только дидактическими целями и задачами не предусмотрено проведение дальнейшей работы с данным изображением;
  • главные элементы должны быть выделены, равнозначные – соответственно оформлены. По возможности, необходимо уменьшить количество в данный момент второстепенной, не рассматриваемой информации;
  • необходимо обеспечить максимальную контрастность, что достигается подбором цветов фона и изображения;
  • при рассмотрении контуров объектов, взаимного расположения элементов изображения необходимо обеспечить достаточную толщину линий, при этом главные связи и основные элементы, на которые необходимо обратить внимание, должны быть выделены;
  • при оформлении структурно-графической наглядности необходимо помнить, что количество линий на графике не должно превышать 4, а секторов на диаграмме – 5;
  • с точки зрения понимания и преобразования информации по времени и допускаемым ошибкам график оказывается эффективнее таблиц и формул;
  • большое количество текста на изображении уменьшает эффективность восприятия наглядного пособия, поэтому оно должно содержать тот минимум текста, который необходим для обозначения отдельных объектов, их элементов.[6,107]

     На  практике примерно 70% наглядных пособий  содержат текстовую  информацию. Оказалось, что скорость и точность восприятия текстовой информации зависят от характеристики букв, интервалов между ними, межстрочных интервалов, длины и количества строк. Поэтому оформление текста также требует соблюдения некоторых требований:

  • при написании текста необходимо максимально подчёркивать различия подобных по написанию букв (С – О, Б – В и т.д.) и особенно цифр. Если при чтении происходит автокоррекция (по смыслу предложения мы можем даже не замечать присутствующих ошибок), то на восприятие цифр в большинстве случаев автокоррекция не распространяется;
  • экспериментально установлено, что оптимальное соотношение высоты букв и их ширины должно быть 3:2;
  • расстояние между буквами – 0,2-0,3 их ширины, а расстояние между строками –1-2 высоты букв;
  • необходимо знать, что плохо воспринимаются вертикальные надписи или надписи, расположенные по окружности.[6,134]

     Следует сделать вывод, что  соблюдение всех вышеизложенных требований к подготовке наглядных пособий  повышает уровень восприятия наглядного материала, снижает степень утомляемости учеников, помог! создать более чёткие образы излагаемого материала.

     Кроме того, даже средства наглядности одного вида имеют различную степень восприятия. Например, процессы восприятия учащимися изображения и самого предмета совершенно различны. Информация, изображённая на диаграмме, воспринимается быстрее и точнее по сравнению с другими структурно-графическими средства наглядности.

     Массовая практика школ, техникумов, вузов показывает, что занятия могут быть насыщены самыми современными средства) наглядности, но результат может оказаться лучше, чем при проведении занятий без их пользования. Это происходит в тех случая, когда учитель неверно определил дидактическую роль и место средств наглядности в проведении занятия, акцентировал внимание учеников не на главных деталях и фрагментах либо полностью передал свои функции техническим средствам при демонстрации наглядного пособия [13].

     Глава II. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ 
 

     2.1. Виды  наглядных  пособий 

     Использование наглядных средств для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлечённых связей и зависимостей – одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие – различные ступени единого процесса познания. Данная категория методики отвечает на вопрос: «С помощью чего обучать иностранному языку?». Под наглядными пособиями понимается все то, что оказывает помощь в процессе изучения (обучения) ИЯ в классе и дома. Эти пособия могут быть:

  • обязательными (основными) и вспомогательными;
  • ориентированными на ученика и на учителя;
  • техническими и нетехническими.

     В настоящее время  учителю не приходится жаловаться на то, что  ему негде взять  необходимые для  эффективной работы наглядные пособия. Сегодня проблема формулируется иначе, а именно: как выбрать из огромного количества предлагаемых наглядных пособий те, которые помогут оптимизировать процесс обучения, принесут пользу, а не вред (может быть и такое). Недаром в Положении об аттестации учителей записано, что квалифицированный учитель умеет грамотно отбирать, а при необходимости и составлять учебные и контрольные материалы, адекватные условиям обучения [14;245].

Информация о работе Сопоставление и использование наглядных пособий для объяснения и активизации грамматического материала