Анализ Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского, Уральского и Дальневосточного регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

Экономическое пространство России состоит из территориальных образований, регионов, районов и поселений, имеющих существенные отличия в уровнях экономического развития, отраслевой специализации, природно-климатических условиях. Вместе с тем эти образования взаимосвязаны, причем не столько торговлей, сколько современным глубоко специализированным высокотехнологичным производством.
В ходе длительного совместного развития российских регионов между ними сложились определенное общественное разделение труда и отраслевая специализация в составе целостного экономического пространства страны. Для востока России, включающего шесть экономических регионов — Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Северный, характерно преобладание ресурсопроизводящих отраслей.
В ходе экономических реформ возникли две устойчивые негастивные тенденции в динамике хозяйственных связей между регионами России. Первая — ослабление межрегиональных связей из-за спада производства как следствие того, что объемы этих связей из-за отраслевой специализации регионов сопоставимы с масштабами производства в них. Вторая тенденция — сокращение числа и наполняемости хозяйственных связей вследствие увеличения поставок на экспорт российской продукции ресурсного назначения — имеет в качестве базового условия исторически сложившуюся замкнутость российского экономического пространства.
Разумеется, наряду со спадом производства и увеличением экспорта произ-водственных ресурсов на процесс сокращения связей между российскими регионами заметно влияют рост тарифов на услуги транспорта, масштабная «бартеризация» экономики.
Для количественной оценки степени зависимости экономики регионов от их внешних связей используется специальная экономико-математическая модель. Она представляет собой оптимизационную статистическую отраслевую модель межотраслевого баланса региона России. С ее помощью устанавливается зависимость изменения объема внутреннего конечного продукта региона от уровня изменения его внешних связей. При этом внешние связи включают в себя как связи с другими регионами России, так и международные экономические связи с ближним и дальним зарубежьем.
Для любого региона России все его возможные стратегии экономического развития будут заключены между следующими двумя предельными альтернативными стратегиями:
• региональной автаркии, которая исходит из замкнутого регионального развития без внешних связей (К = 0);
• регионального фритредерства, которая предполагает максимальную открытость региона (К = 1), его переход к эквивалентным внешним связям на основе мировых цен как с мировым рынком, так и с остальными российскими регионами.
Существенное ослабление межрегиональных связей в экономическом про-странстве России ставит российские регионы перед неизбежностью выбора одной из данных стратегий своего выживания. Этот выбор объективно обусловлен реально существующими различиями в уровнях экономического развития регионов, в их отраслевой специализации, обеспеченности природными ресурсами, климатических условиях, пространственно-географическом расположении.

Содержание

Введение …………………………………..………………………………………………3
1. Основные положения …………………………………………………….……………5
2. Анализ экономических районов ………………………………………………………6
2.1 Анализ Уральского экономического района ……...…………………………6
2.2 Анализ Западно-Сибирского экономического района ………..……………10
2.3 Анализ Восточно-Сибирского экономического района …...………………15
2.4 Анализ Дальневосточного района ……………..……………………………20
3. Основные проблемы развития районов …..…………………………………………24
3.1 Проблемы Уральского района …………………….…………………………24
3.2 Проблемы Западно-Сибирского района …….………………………………25
3.3 Проблемы Восточно-Сибирского района ……..……………………………25
3.4 Проблемы Дальневосточного района …….…………………………………25
4. Основные перспективы развития районов ………….………………………………26
4.1 Перспективы развития Уральского района …………………………………26
4.2 Перспективы развития Западно-Сибирского района ……………………....26
4.3 Перспективы развития Восточно-Сибирского района ………….…………28
4.4 Перспективы развития Дальневосточного района …………………………28
Заключение ………………………………………………………………………………30
Список используемой литературы …………..…………………………………………31

Работа содержит 1 файл

реферат по географ.docx

— 71.05 Кб (Скачать)
xt-align:justify">В Восточной Сибири находится озеро Байкал — уникальный природный объект, который содержит около 1/5 мировых запасов пресной воды. Это самое глубокое озеро в мире.

Огромны гидроэнергетические  ресурсы Восточной Сибири. Самая полноводная река — Енисей. Крупнейшие ГЭС страны (Красноярская, Саяно-Шушенская, Братская и др.) построены на этой реке и на одном из ее притоков — Ангаре.

Население. Восточная Сибирь — один из самых малозаселенных районов России. Численность населения составляет 9,1 млн. чел., средняя плотность — 2 человека на 1 км2, а в Эвенкийском и Таймырском автономных округах этот показатель составляет всего 0,003—0,006 человека.

Население живет  на юге, в основном в полосе, прилегающей  к Транссибирской железной дороге, у линии БАМ и у озера Байкал. Заселенность Предбайкалья выше, чем Забайкалья. Большая часть населения сосредоточена в Красноярском крае и Иркутской области. На огромных пространствах тундры и тайги население редкое, размещено «очагами» — по долинам рек и в межгорных котловинах.

Большинство населения  — русские. Кроме них живут  буряты, тувинцы, хакасы, на севере — ненцы и эвенки.

Преобладает городское  население (71%), т.к. большая часть территории из-за природных условий неблагоприятна для проживания и развития сельского хозяйства. Наиболее крупные города — Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ.

Хозяйство. Отраслями специализации хозяйства Восточной Сибири являются электроэнергетика, цветная металлургия, лесная, и целлюлозно-бумажная промышленность.

Стержень современного хозяйства Восточной Сибири — электроэнергетика. Наиболее мощные тепловые электростанции в районе — Назаровская, Читинская, Гусиноозерская ГРЭС, Норильская и Иркутская ТЭЦ. Стометровый пласт бурых углей залегает здесь близко к поверхности. Добыча ведется в крупных карьерах – открытым способом. Это энергетические угли, которые выгоднее сжигать на месте для производства электроэнергии на крупных тепловых электростанциях, чем транспортировать на большие расстояния.

Также Восточная Сибирь выделяется крупнейшими в стране гидроэлектростанциями, построенными на Енисее.

Вырабатывая дешевую электроэнергию и располагая разнообразными сырьевыми ресурсами, район развивает энергоемкие производства (цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность).

Также в районе добывают золото, серебро, молибден, вольфрам, никель, свинцово-цинковые руды. В некоторых районах на месте добычи создаются комбинаты.

Нефтеперерабатывающая и химическая промышленность представлена предприятиями в городах: Ачинск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Красноярск, Зима и др. Там получили развитие переработка нефти (на пути нефтепровода из Западной Сибири — НПЗ в Ачинске и Ангарске), развито производство синтетического аммиака, азотной кислоты, селитры (Усолье-Сибирское), спиртов, смол, соды, пластмасс и др. Красноярский комплекс специализируется на химической переработке древесины, производстве синтетического каучука и волокон, шин, полимеров и минеральных удобрений. Химические комбинаты работают на отходах целлюлозно-бумажной промышленности, на базе нефтепереработки, на местных ресурсах угля, используя дешевую электроэнергию ГРЭС и ГЭС. Воду дают реки Восточной Сибири (многие производства водоемкие).

Большие запасы леса способствуют развитию лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Лесозаготовки ведутся в бассейнах Енисея и Ангары. По Енисею лес транспортируют к океану и далее — по Северному морскому пути, а также — к Транссибирской и Байкало-Амурской магистралям для отправки по ним леса в другие районы страны.

Машиностроение обслуживает в основном потребности региона. Крупными предприятиями машиностроительного комплекса являются заводы в Красноярске («Сибтяжмаш», комбайновый и завод тяжелых экскаваторов); в Иркутске (завод тяжелого машиностроения). В Чите представлена автосборка.

Агропромышленный  комплекс. Сельское хозяйство развито в основном на юге района. Животноводство специализируется на производстве мяса и шерсти, т.к. 2/3 сельскохозяйственных угодий составляют сенокосы и пастбища. Мясное скотоводство и мясошерстное овцеводство развиты в Читинской области, Бурятии и Туве.

Ведущее место в земледелии принадлежит зерновым культурам. Возделывают  яровую пшеницу, овес, ячмень, значительны  посевы кормовых культур, развиваются картофелеводство и овощеводство На севере, в тундре, занимаются разведением оленей, в тайге — охотой.

Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика — отрасль специализации промышленности района. Здесь работают крупнейшие в стране ГЭС, ГРЭС и ТЭЦ, использующие местные топливные и гидроэнергетические ресурсы. ТЭЦ Норильска работала ранее на угле, а теперь работает на природном газе из Западной Сибири, который подается по газопроводу от месторождения в 150 км от Дудинки.

Электростанции района объединены линиями электропередачи и подключены к энергосистеме Западной Сибири.

Транспорт. Разработка природных богатств, развитие промышленности сдерживаются малоразвитой транспортной сетью.

Лишь на юге  Восточно-Сибирского района проходит Транссибирская магистраль. В 80-е годы была построена Байкало-Амурская магистраль (общая ее протяженность — более 3 тыс. км).

Магистраль вместе с ранее построенными западным (Тайшет—Братск—Усть-Кут) и восточным участком (Комсомольск-на-Амуре—Ванино) образует второй, более короткий по сравнению с Транссибом, путь к Тихому океану.

На севере района есть небольшая  электрифицированная железная дорога, которая связала Норильск с портом Дудинка.

Крупнейшей транспортной артерией является река Енисей. К западу от устья Енисея судоходство по Северному  морскому пути осуществляется даже зимой. Летом с помощью ледоколов проводятся суда и к востоку от Енисея. Игарка и Дудинка — лесоэкспортные порты.3

 

2.4 Анализ Дальневосточного  экономического района

 

Состав. Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Приморский и Хабаровский края, Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Чукотский и Корякский автономные округа.

Экономико-географическое положение. Дальний Восток — крайний восточный регион России, омываемый водами Тихого и Северного Ледовитого океанов. Здесь Россия имеет морские границы с США и Японией.

Кроме материковой  территории к Дальневосточному экономическому району относятся острова: Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские и Командорские. Южную материковую часть, примыкающую к Японскому морю, называют Приморьем.

Приморский край и Сахалинская область объявлены «зоной свободного предпринимательства».

Природные условия и ресурсы. Северные части территории огромного и самого большого в РФ по площади Дальневосточного региона (7,3 млн. км2) расположены в арктическом поясе, а в южной приморской части, на Камчатке и Сахалине (где заметно влияние Тихого океана) — климат умеренный, муссонный.

Климат же на большей части  территории резко-континентальный, суровый.

Природные зоны сменяются  с севера на юг — зона арктических  пустынь, тундра, лесотундра, тайга. В  горах ярко выражена высотная поясность. По среднему течению Амура имеются лесостепи с плодородными луговыми почвами. Центральная часть Якутии занята равниной, переходящей в обширную полосу низменностей вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана. Остальная территория Дальнего Востока по преимуществу гориста.

Ключевская Сопка  (4760 м) — высшая точка Дальнего Востока и один из величайших действующих вулканов.

Крупнейшие реки района — Лена и Амур с притоками, Колыма, Индигирка, Яна. Богатыми гидроэнергетическими ресурсами обладают многие реки, но особенно Амур и его притоки.

На Дальнем  Востоке много лесов. Большая  часть леса растет в горах, поэтому его заготовка затруднена. В тайге много пушного зверя — это одно из природных богатств района.

Район очень богат  полезными ископаемыми. Открыты  месторождения каменного угля (Ленский, Южно-Якутский бассейны), нефти (Сахалин), природного газа (Якутия), железной руды (Алданский бассейн), руд цветных и редких металлов, золота, алмазов (Якутия).

С приморским положением района связано использование ресурсов Мирового океана.

Население — 9,2 млн. человек. Население размещено крайне неравномерно. Более плотно заселены южные районы Приморья и территория вдоль трасс железных дорог. Особенно редко заселена северная часть района. Средняя плотность населения — 1,3 чел. на 1 км2.

Население Дальнего Востока многонационально. Большинство — русские. Кроме них в районе насчитывается около полутора десятков коренных народностей Севера (чукчи, коряки, ительмены, эскимосы, алеуты). В бассейне Амура и на острове Сахалин живут народы, говорящие на языках алтайской семьи, ее тунгусо-манчжурской языковой группы (нанайцы, ульчи, нивхи, удэгейцы). Коренное население Якутии — якуты. Живут там и Другие народы — эвенки, эвены, юкагиры.

Доля горожан составляет 76%. Крупные города: Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Владивосток. Сельские жители расселены очагами, большей частью по долинам рек.

Хозяйство. Специализация хозяйства Дальнего Востока — производство цветных металлов, добыча алмазов, рыбная, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность, пушной промысел, судостроение и судоремонт.

Металлургический  комплекс (цветная и черная металлургия) представлена горно-рудной промышленностью — добычей олова, ртути, полиметаллических руд, вольфрама, золота и их переработкой.

В Комсомольске-на-Амуре  работают металлургические заводы (передельная металлургия), выплавляющие сталь.

Топливная промышленность. Из топливных ресурсов на Дальнем Востоке наибольшее значение имеет каменный и бурый уголь, а также нефть Сахалина. Каменный уголь Южно-Якутского месторождения — главная статья экспорта Якутии. Развивается добыча нефти и природного газа на Сахалине. Большие запасы природного газа обнаружены в устье Вилюя в Якутии.

Нефть добывается на северо-востоке  Сахалина и оттуда по 2 нефтепроводам поступает на НПЗ Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска

Лесная промышленность сосредоточена в основном в южной части Дальнего Востока.

Машиностроение района производило ранее суда, дизели, мостовые краны, станки, приборы и др. Развиты электротехника, производство энергетического оборудования, станкостроение. В настоящее время в регионе наблюдается очень сложная экономическая ситуация, многие предприятия не работают. Крупные промышленные центры района: Хабаровск, Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре. Сельскохозяйственное машиностроение представлено заводом в Биробиджане.

Агропромышленный, комплекс. Климатические условия большей части района сильно ограничивают возможность земледелия вследствие недостатка летнего тепла. Сельское хозяйство развито преимущественно на юге района (муссонный климат), где выращивают сою, рис, овощи, картофель. Животноводство не обеспечивает потребностей района. На юге района разводят крупный рогатый скот, а на севере, в тундре, развито оленеводство. В тайге большое значение имеют охота и звероводство.

Одной из очень важных отраслей промышленности района является рыбная промышленность. Только здесь осуществляется добыча ценных лососевых рыб, сайры, крабов.

Топливно-энергетический комплекс. Основные электроэнергетические мощности Дальнего Востока сосредоточены в южной части района, где они соединены в единую энергосистему. Энергоузлы северных территорий действуют изолированно, обеспечивая местные потребности.

Преобладают ГРЭС и ТЭЦ.

Транспорт. Для Дальнего Востока большое значение имеют все виды транспорта. Железнодорожный транспорт важен для южной части региона и на острове Сахалин.

Здесь, на Дальнем  Востоке, у Комсомольска-на-Амуре  заканчивается Байкало-Амурская магистраль, которая дублирует проходящую южнее Транссибирскую магистраль (до Владивостока). Еще до завершения строительства БАМ была введена в действие линия — так называемый Малый БАМ (ст. БАМ — Тында—Беркакит).

Автомобильный транспорт  обеспечивает перевозки на северо-востоке между портами Охотского и Берингова морей и промышленными центрами в глубине материка (в Якутии, Магаданской обл.). Но дорог очень мало, часто это сезонные дороги — зимники.

Речной транспорт  также важен, особенно на юге района (судоходен Амур и его притоки).

Авиационный транспорт  осуществляет пассажирские перевозки и доставку грузов, в т.ч. в труднодоступные районы и на острова.

Внешнеэкономические связи России осуществляются через  морские порты: Владивосток, Находка, Ванино, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский.

 

3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  РАЗВИТИЯ РАЙОНОВ

 

3.1 Проблемы Уральского  района

Остро  стоит  вопрос  экологии  в  Уральском  экономическом  районе.

Характеризуя  индустриальный  Урал  как  зону  острого экологического  неблагополучия,  не  следует  забывать,  что  он  несёт  на себе  следы  разнообразных  по  генезису  радиационных  воздействий. Причём  радиационное  загрязнение  Уральского  региона  по  объёму значительно  превышает  чернобыльское. 

Также,  в  приделах  уральского региона  производились  подземные ядерные взрывы,  здесь  же  сосредоточено  производство  ядерных боеприпасов.  Наконец,  кроме  техногенного,  на  Урале,  как  и  в  других горно-складчатых  областях,  отмечается  сравнительно  высокое естественное  радиоактивное  загрязнение, в   том  числе  шламоотстойников, свалок,  отвалов  Нижнего  Тагила,  торфопредприятий  Краснокамска  и  т.п. 

 

 

 

 

 

3.2 Проблемы Западно-Сибирского  района

Информация о работе Анализ Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского, Уральского и Дальневосточного регионов