География тепловой электроэнергетики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:26, реферат

Описание работы

Одной из составляющих энергетической политики России и ее регионов должно стать формирование нового механизма управления функционированием и развитием электроэнергетического комплекса. Это необходимо проводить в рамках осуществляемых в стране общих экономических реформ с учетом особенностей эл. энергетического комплекса. Поскольку эти и другие необходимые основы рыночной экономики пока не сформированы, и это потребует длительного времени, то невозможность саморегулирования на рыночных принципах должна быть компенсирована сильным государственным регулированием экономических процессов.

Содержание

1. Вcтупление : что такое ТЭС и ТЭЦ
2. Состав ТЭС и ТЭЦ.
3. Кризис в экономике и энергетике ТЭС и ТЭЦ.
4. Антикризисные меры.
5. Существующее положение теплового хозяйства на примере Сибири.
6. Перспективные уровни теплопотребления.
7. Эффективность теплоснабжающих систем.
8. Вопросы реконструкции и модернизации действующих ТЭС и ТЭЦ.
9. Возможные варианты перспективного развития теплоснабжающего региона.
10. Основные задачи НТП в теплоснабжении.

Работа содержит 2 файла

350xdnrok.rtf

— 276.14 Кб (Скачать)

       - уровни развития крупных угольных котельных во многом будут определяться системами комплексной очистки дымовых газов, освоением в широком масштабе технологий сжигания угля в кипящем слое, работоспособностью котлов на водоугольной суспензии;

       - проблемы повышения эффективности газа в Сибири аналогичны его использованию в других районах страны;

       - после 2005-2010 гг. возможно использование искусственного топлива (метанола, газа) из дешевых углей КАТЭК в качестве топлива для мелких ТЭЦ (электрической мощностью 1-20 МВт и тепловой 2-70 Гкал/ч) и для индивидуального отопления и горячего водоснабжения, если это будет экономически оправдано.

       Изложенные основные концептуальные положения позволяют выделить для рассматриваемых агломераций наиболее важные сценарии, которые в дальнейшем необходимо расширить и детализировать. Это прежде всего:

       - определение предельных вариантов развития традиционных ТЭЦ в основных городах Сибири, исходя из резкого сокращения централизованного финансирования перспективных энергообъектов;

       - обоснование эффективности использования газа крупных и локальных месторождений в системах теплоснабжения в увязке с перспективными направлениями развития энергетического оборудования;

       - выявление необходимых объемов реконструкции и модернизации систем теплоснабжения в условиях перехода к финансированию из местных бюджетов и неплатежеспособности потребителей тепловой энергии, особенно в сфере коммунального хозяйства;

       - формирование стратегии развития систем теплоснабжения и теплофикации в малых городах и населенных пунктах;

       - изучение перспективности использования газогенераторных установок на отходах лесной, химической и угольной промышленности;

       - классификация и определение рациональных путей вовлечения нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов в топливный и тепловой баланс регионов.

       В этих условиях при определении структуры источников тепла были приняты следующие дополнительные аргументы:

       1. До 2000 г. развитие систем центрального теплоснабжения необходимо ориентировать на существующие технологии сжигания твердого топлива, а после 2000 г. следует рассмотреть всю гамму возможных вариантов перспективных источников тепла. Среди наиболее приоритетных технологий для Сибири и Дальнего Востока может оказаться широкомасштабное современных экологически чистых угольных ПГУ и газовых ГТУ ТЭЦ малой и средней мощности и необходимость внедрения установок с более низкими расходами топлива, чем на используемых.

       2. Период 1993-1997 гг. характерен снижением теплопотребления (с разной глубины падения спроса промышленности) и неясными темпами выхода из кризиса (особенно это проявляется при согласовании с территориальными органами). В этот период достаточно трудно ориентироваться на конкретные величины теплопотребления, поэтому представляется вполне допустимым и оправданным на состояние обеспеченности (или покрытия тепловых нагрузок) мощностями от существующих систем теплоснабжения в период 1990/92 гг. Это связанно с тем, что несмотря на падение спроса на тепловую энергию в промышленности нельзя однозначно ожидать и снижения тепловых нагрузок, так как выход из кризиса может совпадать по времени с наиболее неблагоприятными климатическими факторами. Так, в этот период надо обязательно учитывать существующий дефицит тепловых мощностей в конкретной системе теплоснабжения и ориентировать развитие такой системы на ликвидацию дефицита (в разумных пределах). Таким образом до 1995 г. следует поддержать ввод мощностей на ТЭЦ, даже если они некоторое время оказываются недостаточно загруженными по  тепловым или электрическим нагрузкам. Это создает реальные возможности для вывода из работы физически отработавшего и о морально устаревшего оборудования, обеспечит надежность теплоснабжения в условиях нестабильного прогноза и создает базу для дальнейшего решения проблем теплоснабжения при ожидаемом после 1995 г. росте спроса теплоснабжения и резкого объема тепловых нагрузок. Однако при этом надо исходить из существующей экономической и политической ситуаций, которые к сожалению, способствуют необходимости планирования задержки теплофикационных блоков на ТЭЦ на 2-3 года.

       На основании уровней теплопотребления отдельных городов, с использованием данных по вводам и демонтажу оборудования ТЭЦ, из Генеральной схемы развития электроэнергетики до 2010 г. (Энергосетьпроэкт, 1991 г.) сделаны укрупненные оценочные балансовые расчеты по структуре развития тепловых нагрузок городов.

       Эти результаты представляют собой как бы предельные варианты развития традиционных ТЭЦ в условиях спада промышленного теплопотребления и неустойчивых решений в экономике развития регионов Сибири

       Отпуск тепла от ТЭЦ в перспективе до 2010 г. для Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов, тыс.Гкал/год

       
Наименование района 1990 1995 2000 2010
Алтайский край 20067 19930 21830 26130
Кемеровская обл. 26448 27000 28800 33600
Новосибирская обл. 14523 16630 18130 19630
Омская обл. 20171 21130 23530 27530
Томская обл. 5876 5950 9950 11950
Тюменская обл. 11994 13600 14950 17300
ИТОГО по Западной Сибири 99079 104240 117190 136140
Красноярский край 44668 48360 54230 63830
Иркутская обл. 48709 50680 53950 59350
Читинская обл. 6066 7290 7410 8950
Республика Бурятия 4927 5010 5860 6160
Республика Тува 1485 1500 1600 1700
ИТОГО по Восточной Сибири 105855 112840 123050 139990
 

       При корректировке учитывалось снижение уровней теплопотребления и новая экономическая ситуация в стране. Это сдвигает на более поздние сроки реальные вводы значительной части мощности ТЭЦ, что в ряду случаев противоречит желаниям местных органов управления и требует экономичном. Конкретно по городам складывается следующая ситуация с вводами теплофикационных мощностей на ТЭЦ:

       ОМСК - подвод газа к городу позволяет ориентировать системы теплоснабжения на широкое использование промышленно-отопительных котельных, которые обеспечивают большую долю паровой промышленной нагрузки, а ввод агрегатов на новых ТЭЦ-6 и ТЭЦ-7 позволит покрывать тепловые нагрузки только в горячей воде. Поэтому вопрос о строительстве ТЭЦ-6 и ТЭЦ-7 необходимо рассмотреть дополнительно в увязке с задачами энергоснабжения города и района.

       Подвод газа в Омскую область позволяет рассматривать в качестве варианта, альтернативного централизованному энергоснабжению на базе ТЭЦ-6 и ТЭЦ-7, строительство ГТУ ТЭЦ мощностью порядка 100+200 МВт в городах Исилькуль, Калачинск, Тара, Называевск. Это позволит обеспечить наличие теплоснабжения в этих городах и дополнительно получить энергетические мощности в размере 400-800 МВт на более экономичном оборудовании. Кроме того, в этих городах появится возможность развития промышленности, и затормозится процесс оттока населения в Омск, где за 30 лет население удвоилось. Одновременно, возможно, удастся стабилизировать сельское население.

       БАРНАУЛ - развитие теплопотребления просматривается достаточно четко, хотя и более низкими темпами, чем предусматривалось ранее по схемам теплоснабжения, поэтому представляется, что развитие ТЭЦ-3 по мощности 930 МВт вполне оправданно. Однако, если удастся удержать до 2000-2010 гг. уровень покрытия тепловых нагрузок от ТЭЦ-1, то реальным может оказаться ввод турбин Т-185-130 на ТЭЦ-3 за 2010 г. Строительство ТЭЦ-4 под вопросом.

       БИЙСК - снижение выдачи тепловой энергии после 2000 г. от ТЭЦ-1 можно компенсировать только за счет промышленно-отопительных котельных или путем ввода блока Т-185-130 на новой ТЭЦ-2.

       РУБЦОВСК - развитие ТЭЦ тракторного завода позволяет покрывать потребности в тепле до 2000 г., при этом возможен ввод второго и третьего агрегатов Т-180-130 за 2010 г. Развитие теплоснабжения в городах Благовещенка, Славгород, Заринск, Алейск и других, по видимому целесообразно ориентировать на базе ТЭЦ предприятий металлургии, нефтехимии и сельского хозяйства.

       КЕМЕРОВО - строительство Петровской ТЭЦ и пуск первых двух блоков до 2000г. и последующих двух до 2010 г. представляется необходимым. Возможен рост уровня индивидуального теплоснабжения.

       НОВОКУЗНЕЦК -по структуре тепловых нагрузок на 2010 г. можно допустить задержку с вводом от одного до 2-х блоков Т-180-130 на Западно-Сибирской ТЭЦ или Кузнецкой ТЭЦ, однако при этом необходимо дополнительно решить вопросы теплоснабжения на 2000 г., особенно потребителей от Западно-Сибирской ТЭЦ.

       ЮРГА -основной прирост тепловых нагрузок приходится на промышленные предприятия (из-за расширения и реконструкции и на жилищно-коммунальное строительство. По-видимому, целесообразно осуществить до 2010 г. расширение Юргинской ТЭЦ на один блок Т-185-130 и строительство новых котельных.

       Развитие Прокопьевск- Киселевской ТЭЦ за 2005 г. возможно только при уточнении тепловых нагрузок, либо необходимо приблизить площадку к Прокопьевску, так как на уровне 2010 г. теплопотребление этого города достигает почти 7000 тыс. Гкал/год.

       Развитие систем теплоснабжения в других городах Кемеровской области целесообразно осуществлять на базе уже имеющихся энергоисточников (Томь-Усинской ГРЭС, Беловской ГРЭС, Южно-Кузбасской ГРЭС) и, возможно, за 2000-2005 гг. - на базе небольших промышленно-отопительных ТЭЦ с системами газификации угля.

readme.txt

— 637 байт (Скачать)

Информация о работе География тепловой электроэнергетики России