Экономико-географическая характеристика Турции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:50, реферат

Описание работы

Для написания реферата, я выбрала Турцию, потому что, на мой взгляд, это страна очень интересна со многих сторон. Во-первых необычное расположение в двух частях света, а следовательно и смешение нескольких культур и религий, богатая истории,особенности экономического развития и так далее.
Карта дает нам четкое представление о том, что Турция является «стражем» Европы, бастионом, защищающим ее от «вторжения» с Востока. На протяжении тысячелетий она разделяла два континента. Свыше 95% территории страны – это азиатская Турция, обширное нагорье, протянувшееся по оси Восток-Запад между двумя внутренними морями. А «конус» европейской зоны – это последний отрог Балкан. Таким образом, будучи расположенной между Средиземным и Черным морями, Турция ассимилировала множество различных культур, пережила исторические катаклизмы, изменившие судьбы многих народов, и обрела сознание того, что она великая страна.

Работа содержит 1 файл

турция5.doc

— 396.00 Кб (Скачать)

  Также на территории Турции развит морской и немного речной транспорт. Основные морские порты: Стамбул, Измир, Зонгулдак. 
 
 
 

Внешняя торговля 

Внешнеторговый сектор для Турции является одним из важнейших источников динамичного экономического развития страны. С одной стороны, это объясняется относительной недостаточностью собственной ресурсной базы, что объективно обусловливает зависимость турецкой экономики от мирового рынка (деятельность основных отраслей турецкой промышленности - от текстильной до электронной - в значительной степени определяется наличием импортируемого сырья, энергоносителей, полуфабрикатов). С другой стороны, экспорториентированность экономики Турции, ее значительный промышленный потенциал предопределяют энергичную работу местных фирм по продвижению своих товаров на внешних рынках. В структуре турецкого экспорта на первом месте стоят, так называемые потребительские товары –  
 

продукция легкой промышленности (в общей сложности 36% общего объема экспорта) и агропромышленного  сектора (25%). Кроме того, в последние  годы в экспорте страны возросла доля продукции машиностроения и металлообработки, а также химической промышленности, что является результатом структурных изменений турецкой экономики и целенаправленной государственной политики стимулирования экспорта.

Основными торговыми партнерами Турции являются: Германия (товарооборот составляет около 10,0 млрд.долл. в год), США (более 5,0 млрд.долл.), Италия (более 4,5 млрд.долл.), Россия (около 4,5 млрд. долл. без учета "челночной" торговли), Франция (3,0 млрд.долл.), Великобритания (около 3 млрд.долл.), а также Нидерланды, Бельгия, Япония, Иран, Саудовская Аравия.

 Внешнеторговые связи Турции традиционно сориентированы на западноевропейский рынок. Более половины ее внешнеторгового оборота приходится на страны-члены ЕС. В связи с этим интересно проследить, как вступление Турции в Таможенный Союз (ТС) с ЕС в январе 1996 года сказалось на ее торговле с европейскими странами.

  Статистика показывает, что уже первый год участия Турции в ТС, как и предполагалось, привел к изменению ситуации во внешней торговле со странами ЕС, однако эти изменения оказались во многом не в пользу Турции. Так, специалисты ожидали, что после либерализации торговли с ЕС темпы роста импорта в Турцию увеличатся, однако реальность превзошла ожидания. Импорт из ЕС в Турцию возрос столь стремительными темпами, что к концу 1996 года дефицит внешнеторгового баланса вырос до небывалого для Турции уровня в 22 млрд. долл. Ожидавшегося роста экспорта, в частности, текстильных товаров, наоборот, не произошло. Турция рассчитывала, что после отмены таможенных пошлин и квот на поставки текстиля в ЕС она сможет уже в 1996 году увеличить экспорт этих товаров в ЕС на 1 млрд.долл. Однако на деле не только не произошло увеличения, но, наоборот, наблюдается определенный спад. Это объясняется, с одной стороны, замедлением роста потребительского спроса в некоторых европейских государствах, являющихся крупными торговыми партнерами Турции, в частности, в Германии и Италии, и с другой стороны, возрастающей конкуренцией со стороны стран Восточной Европы и Китая.

  В то же время несомненно проявляются и положительные последствия вступления Турции в ТС с ЕС. Здесь прежде всего следует отметить, что в структуре быстро растущего импорта Турции из ЕС основной прирост приходится на машины и оборудование, доля которых в общем объеме импорта превысила 40%, что свидетельствует об ускорении процесса оснащения турецкой промышленности качественным современным оборудованием и высокими технологиями из ЕС. При анализе данных по внешней торговле Турции за 2001 год привлекает внимание значительный спад турецкого импорта по сравнению с предыдущим годом. В первую очередь это явление обусловлено последствиями февральского экономического кризиса и последовавшим за ним подорожанием доллара. В подобной ситуации экономические субъекты предпочитают минимизировать закупки товаров и услуг за рубежом, даже если это отрицательно сказывается на динамике их производства. Последнее особенно ярко подтверждается при анализе структуры импорта. Наибольший спад в 2001 году отмечен по группам инвестиционных и потребительских товаров.

  Таким образом, положительные, на первый взгляд, изменения во внешнеторговом балансе Турции (в 2001 году дефицит внешней торговли сократился по сравнению с прошлым годом почти в три раза - с 26,8 млрд. долл. до 9,4 млрд. долл.) в реальности лишь усложняют функционирование привязанной к импорту турецкой экономики.

 

Заключение 

       В заключении я хотела бы отметить, что изучив материал об этой стране, я подчеркнула для себя много полезного и интересного.

      Турция 1-я страна на Ближнем Востоке, которая в результате национально-освободительного движения образовала свою республику (1923 г.). Она является ассоциированным членом “Общего рынка”, где ей отводится роль поставщика сельскохозяйственного сырья продуктов и промышленных товаров.

      Большое значение в стране играет туризм. Сюда приезжают люди из многих стран мира, в том числе из России.

      Оценивая уровень социально-культурного развития Турции в целом, нельзя не отметить, что страна много достигла за последние годы. Это и значительный подъем в экономике. Появились отрасли ранее не существующие: нефтехимическая промышленность, электротехническая, радиоэлектронная, автосборочная.

      
 

Список использованной литературы:

  1. Социально-экономическая география зарубежного мира/В.В.Вольский-М.:Дрофа,2001-560 с.
  2. Турецкая республика: справочник. М., 2000
  3. Малая энциклопедия стран / Сиротенко Н,Г., Менделеев В.А. / 2-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: ООО «Торсинг», 2001.
  4. Страны мира / Факты и цифры. – СПб.: «Норинт», 2001.
  5. Максаковский В.П. / Географическая картина мира: В 2 кн. Кн. I: Общая характеристика мира. – «Дрофа», 2003.
  6. Энциклопедия для детей / География / Аванта+, 2002
  7. http://www. turkey-info.ru
  8. http://www.turki.ru
  9. http://www.turkey.ru
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Турции