Ревизионистские школы в геополитике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 22:07, реферат

Описание работы

Геополитические представления не даны раз и навсегда. Хотя базовые принципы остаются более или менее теми же самыми, конечный продукт проходит через большое количество серьезных трансформаций, так как мир политики весьма изменчив. Окончание Второй мировой войны означало конец геополитики межимперского соперничества и возникновение условий для создания нового послевоенного геополитического порядка. В период и после Второй мировой войны развивалась преимущественно американская геополитическая мысль.Нужно сказать, что геополитическая история США со времен Первой мировой войны — это история осознания и практического воплощения идеи гегемонии в Евразии.

Содержание

Введение.
1. Предпосылки ревизии классических теорий геополитики.
2. Теории геополитики.
3. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 143.50 Кб (Скачать)
 

    Ревизионистские школы в геополитике. 
 

      Содержание. 

      Введение.

  1. Предпосылки ревизии классических теорий геополитики.
  2. Теории геополитики.
  3. Заключение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Геополитические представления не даны раз и навсегда. Хотя базовые принципы остаются более или менее теми же самыми, конечный продукт проходит через большое количество серьезных трансформаций, так как мир политики весьма изменчив. Окончание Второй мировой войны означало конец геополитики межимперского соперничества и возникновение условий для создания нового послевоенного геополитического порядка. В период и после Второй мировой войны развивалась преимущественно американская геополитическая мысль.Нужно сказать, что геополитическая история США со времен Первой мировой войны — это история осознания и практического воплощения идеи гегемонии в Евразии.

Великий американо-советский альянс, сложившийся  во время Второй мировой войны, хотя и позволил уже после войны  принять некоторые совместные решения, но потом быстро уступил место недоверию. Через два года после окончания войны мир разделился на два политико-идеологических блока, у которых были совершенно разные идеи, символы, стратегия изменения социального и культурного порядка. Отныне почти в течение пятидесяти лет преобладала двухполюсная американо-советская борьба за мировое господство, вошедшая в историю под названием «холодная война»

Возникающий послевоенный геополитический порядок  был качественно другим, характеризующимся  крахом старых колониальных империй  путем деколонизации и появлением США как экономического, военного и политического гегемона. Итоги второй мировой войны существенно изменили геополитическую картину мира, основы и механизмы функционирования «мирового сообщества», что не могло ни отразиться на дальнейшей эволюции геополитической науки 
 
 
 
 
 

Предпосылки ревизии классических теорий геополитики.

Геополитическаю наука, занимавшаяся до 2 мировой войны  изучением преимущественно конфликтного многополярного мира, необходимо было адаптироваться к новой биполярной схеме мироустройства и американскому лидерству на Западе, а также внести в геополитику значительные поправки, связанные с появлением ядерного оружия. Кроме того, появилась острая необходимость решить по сути своей чисто геополитический вопрос о том, как реагировать на быстрое нарастание национально-освободительного движения.

  В период и после Второй мировой войны начинается ревизия классической геополитики, т.е. пересматривается ее содержание, основные методологические принципы, и формируются американскими и европейскими авторами иные геополитические идеи, адекватные реальности. В геополитике по-прежнему активно использовалась категория «жизненное пространство». Но необходимость жизненного пространства уже не была обусловлена пониманием государства как организма, для которого расширение территориального пространства – это естественная потребность. Центральной проблемой геополитики теперь выступает безопасность,в связи с:

  • трагедией Второй мировой войны,
  • формированием биполярного мира,
  • появлением ядерного оружия1

Ее, по мнению, прежде всего, американских авторов, можно было обеспечить с помощью  контроля над территорией. Чем больше размеры контролируемой территории, к тому же включающей в себя геополитические  центры, тем выше гарантия безопасности. Серьезное внимание уделяется анализу геополитической картины мира и анализу ресурсов, с помощью которых можно добиться контроля над тем или иным пространством, стать мировым лидером или гегемоном.

Либеральный интернационализм.

К первому  ревизионисту в геополитике нашего столетия с некоторой долей условности можно отнести американского географа Исайю Боумена (1878—1950), у которого в книге «Новый мир», реализм старого стиля исключен из географии. Это было изложение представлений о философии власти в мировом геополитическом пространстве, вытекающее из идеи либерального интернационализма президента Вильсона.

Несмотря  на кажущийся идеализм, Боумен относится  к числу самых известных американских геополитиков с сильным практическим уклоном в своей деятельности. Боумен писал о необходимости распространения доминирования США после победы во Второй мировой войне на ключевые регионы мира.

Одна  из идей Боумена отказ США от концепции изоляционизма и вмешательства в дела западного полушария так как уникальное географическое положение, в частности отдаленность от европейского театра военных действий,-недостаточное условие для безопасности США. 2

Имперская геостратегия.

Американец  голландского происхождения Николас  Джон Спикмен (1893–1943) – социолог, родился в Амстердаме, а с 1920 г. жил в США. С 1923 г. Спикмен – профессор международных отношений Йельского университета, организатор и первый директор Йельского института по изучению международных проблем. Спикмен выдвинул свои идеи в годы войны, а сформулировал геополитические цели США после победы союзников.Одним из первых, кто попытался не только теоретически реабилитировать престиж геополитики в США, но и подсказать представителям немецкой геополитической школы выход из кризиса, был именно Спикмен. Деятельность Спикмена в этой области началась с утверждения, что “термин геополитика является подходящим названием для анализа и упорядочения данных, которые необходимы для принятия решений по определенным вопросам внешней политики”.Спикмена можно в известном смысле назвать наследником геополитических доктрин Мэхэна, только с “более сухопутным уклоном”. Его глобальные геополитические модели и выводы показывают, что он находился также под сильным влиянием концепций Маккиндера, хотя в то же время он предпринял попытку их ревизии. Сама ревизия эта в общем мало оригинальна; ее главная особенность в том, что она сделана явно с позиций геополитических интересов Соединенных Штатов, как они понимались Спикменом.

Для Спикмена, в отличие от первых геополитиков, сама география не представляла большого интереса, а еще меньше волновали его проблемы связи народа с почвой, влияние рельефа на национальный характер и т. д. Спикмен рассматривал геополитику как важнейший инструмент конкретной международной политики, как аналитический метод и систему формул, позволяющих выработать наиболее эффективную стратегию. Сила в конечном счете составляет способность вести успешную войну, и в географии лежат ключи к проблемам военной и политической стратегии. Территория государства – это база, с которой оно действует во время войны, и стратегическая позиция, которую оно занимает во время временного перемирия, называемого миром. География является самым фундаментальным фактором во внешней политике государства потому, что этот фактор – самый постоянный. Министры приходят и уходят, умирают даже диктатуры, но цепи гор остаются непоколебимымиюВзгляды Спикмена изложены в книге “Стратегия Америки в мировой политике” (1942) и в изданной посмертно работе “География мира” (1944). Развив критерии, впервые предложенные Мэхэном, Спикмен выделил десять критериев, определяющих геополитическое могущество государства:

1) поверхность территории;

2) природа границ;

3) объем населения;

4) наличие или отсутствие полезных ископаемых;

5) экономическое и технологическое развитие;

6) финансовая мощь;

7) этническая однородность;

8) уровень социальной интеграции;

9) политическая стабильность;

10) национальный дух.

Если  суммарный результат оценки геополитических  возможностей государства по этим критериям  оказывается относительно невысоким, это означает, что данное государство вынуждено вступать в более общий стратегический союз, поступаясь частью своего суверенитета ради глобальной стратегической геополитической протекции.3

Концепция «динамического сдерживания» К. Грэя. 

Колин Грэй, автор концепции «динамического сдерживания», продолжил спикменовскую линию моделирования геополитической ситуации и внес в нее существенные поправки. Согласно К. Грэю, СССР, осуществляя мировую экспансию, «перепрыгнул» за кольцо сдерживания и утвердился по другую сторону римленда. Необходим пересмотр «политики сдерживания» и замена ее политикой «динамического сдерживания», суть которой состоит в необходимости присутствия США в регионах, находящихся вне римленда. Ключевым регионом для США остается Евразия. Тенденция перехода от биполярного мира к мультиполярному. К. Грэй предостерегал США, по окончании «холодной войны» от демонтажа американской инфраструктуры вследствие возможной внезапной смены демократической власти в России на тоталитарную.4

6. Идея «Третьего мира» как альтернатива «Северу» 

Идея  биполярного мира временхолодной войны была нарушенаидеей Третьего мира, представляемого в качестве нового элемента мирового порядка. Отправной точкой идеи «Третьего мира» была Бандунгская конференция 1955 г.

Возникло  движение, которое может быть названо альтернативой Юга Северу. Вначале его возглавила Индонезия, а затем Индия.Идеи, лежавшие в основе движения, были развиты индийскими политиками Кришной Меноном и Джавахарлалом Неру. Позжеамериканский географ С. Коэн рассматривал Индию не как лидера развивающихся стран, а как потенциальный геостратегический регион.

Р. Уолтере обосновал деление мира на Север и Юг,что противоречило устоявшемуся представлению о дихотомииВосток—Запад.Мир стал восприниматься, по крайней мере, как триполярный (тринарный), т.е. на проблемы Юга стали смотреть как на проблемы планеты в целом.

Теоретически  это ставит вопрос о природе мировой геополитической системы: не существует ли четвертый, пятый и так далее геополитический актор в мировой системе. Возникает проблема нового подхода к объяснению мирового порядка.5

7. «Атомная дипломатия» Г. Алперовица

Испытания первой атомной бомбы США произошли 16 июля 1945 года перед началом Потсдамской конференции глав государств-победительниц.

Позже президент США дал приказ об аомной бомбадировке Хиросимы и Нагасаки. Атомная бомба давала США огромную геополитическую власть  и означала мировой контроль. В связи с этим американский политолог Гар Алперовиц в 1965 году ввел термин атомная дипломатия.6

Возможные сценарии развития геополитических событий по Г. Алперовицу:

– существование  ядерных вооружений помогло предотвратить  большую войну, возможности их применения невелики;

– «малые военные интервенции» продемонстрировали ограниченную полезность ядерного оружия, исходя из финансовых, моральных и политических оценок;

– поддержание  массированного военного потенциала ведет  к снижению международной конкурентоспособности, непосредственной угрозой национальной и глобальной безопасности является ядерное оружие в руках безрассудной державы7

Доктрина  Соколовского.

Три принципа доктрины Соколовского:

– любой  конфликт между двумя супердержавами будет ядерным с самого начала войны, главным является фактор внезапности;

– во время  второй фазы войны результат ядерных  ударов подкрепляется использованием всего комплекса средств ведения войны, в том числе морского флота, ударные подводные лодки которого имеют абсолютный приоритет;

– СССР прикладывает все возможные усилия, чтобы избежать внезапного первого  удара; тактика состоит в том, чтобы атаковать противника первым при предположении, что он готовится нанести удар.Таким образом, согласно доктрине Соколовского ядерные силыимеют абсолютный приоритет, а их дополняет комплекс вооружений.Эта доктрина оставалась основной до начала 1980-х годов.8

«Два блока — две культуры» Д. Майнинга 

   Доналд  Майнинг развил культурологический аспект геополитики США.

В Третьем  мире США натолкнулись на военное  сопротивление национальных государств и ихнародов. В это время происходили  активные процессы деколонизации. Росло  идеологическое влияние СССР. В связи с этим Майнинг считал, что США должны ввести в свою практическую геополитику более привлекательную культурную компоненту. Геополитик

подчеркивал, что борьба за умы и души людей  не менее, а, может быть, даже

более важная составляющая геополитики, чем военная сила.В плане моделирования Майнинг предпочитал различать два римленда: морской и континентальный. Последний нельзя выделять по формальному критерию выхода государства к океану. Более важной субстанцией является уклад общества. Так, например, Китай, Вьетнам (Северный), Бангладеш, Прибалтику, как выходящие корю, он относил к пространствам континентальной культуры.

Индия, Южная Корея, Бирма — геополитически нейтральны. В то же время страны Западной Европы, Турция, Пакистан и  Таиланд склонны к талассократическому блоку.

По Майнингу, первый этап в становлении культур  был связан с континентальным  развитием, а морская ориентация — более поздняя стадия развития.

Эту идею до конца развил американский геополитик У. Кирк,который в 1965 г. выпустил книгу, воспроизводящую название доклада Маккиндера «Географическая ось истории». Доведя до совершенства классификацию «береговых» зон Майнинга, он выстроил историческую модель, в которой главную роль играют «талассокра-

Информация о работе Ревизионистские школы в геополитике