Политическая деятельность Д.И. Шаховского

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 23:51, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы определяется также необходимостью изучения истоков формирования политических идеалов российской интеллигенции в целом и отдельных ее представителей, так как именно либеральные идеи стали той системой ценностей, которые определяли мировоззрение не просто значительной части русской интеллигенции, а, скажем прямо, ее интеллектуальной элиты. Немало самых блестящих представителей русской интеллигенции всей душой разделяли слова Б.Н. Чичерина, высказанные им в одном из знаменитых сборников "Голоса из России": "Либерализм! Это лозунг всякого образованного и здравомыслящего человека в России. Это знамя, которое может соединить около себя людей всех сфер, всех сословий, всех направлений. Это слово, которое способно образовать могущественное общественное мнение, если мы только стряхнем с себя губящую нас лень и равнодушие к общему делу. Это слово, которое излечит глубоко проникнувшие язвы, которое изгонит из нас всю внутреннюю порчу, которое даст нам возможность стать наряду с другими народами и с обновленными силами идти по тому великому пути, которого залог лежит в великих доблестях русского народа.

Содержание

Введение ………………………………………………. с. 3.


Глава I. Формирование жизненных и политических принципов Д.И. Шаховского………………………………………. с. 12.


Глава II. Д.И. Шаховской – лидер земского либерализма и конституционно-демократической партии ………… с. 26


Глава III. Деятельность Д.И. Шаховского после Октябрьского переворота 1917 года…………………………………… с. 44.


Заключение……………………………………………… с. 59.


Список источников и литературы…………………… с. 63.

Работа содержит 1 файл

Дмитрий Иванович Шаховской.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

     На лето родители вывозили  детей в Россию, в родовое имение  кн. Щербатовых в Рождественно-Серпуховском  уезде Московской губернии, где жили бабушка и ее сестра Елизавета Дмитриевна (1792-1885). Из их рассказов Дмитрий узнал о трагической судьбе своего деда-декабриста, об оппозиционных настроениях, царивших в доме известного историка кн. М.М.Щербатова, которого он позднее назовет «суровым антагонистом Екатерины II», о философских исканиях П.Я.Чаадаева, жизни и творчеству  которого впоследствии посвятит ряд своих исследований.12 Недаром Дмитрий Иванович часто любил вспоминать о своих вольнолюбивых предках. «Я, - писал в своей биографии Д.И.Шаховской, - внук декабриста и всегда помнил это, насколько я себя помню». 13 Это «родовое предназначение» проявилось во всем: в облике Дмитрия Ивановича, в его образе мыслей и образе действия. «Шаховской, - вспоминала близко знавшая его А.В. Тыркова, - был прямой потомок декабристов. Та же была в нем рыцарская прямота, непоколебимое чувство долга, наивная влюбленность в свободу, равенство, братство».14

        В 1880 г. 18-летний Дмитрий окончил  6-ю Варшавскую гимназию, где большое  влияние на его воспитание и оформление взглядов оказал учитель М.С. Громеко (1852-1883), познакомивший его с Л.Н.Толстым. Не случайным был и выбор историко-филологического факультета Московского университета, где Дмитрий с восхищением слушал блестящие лекции профессоров В.О.Ключевского, С.А.Муромцева, а под руководством профессора Н.С.Тихонравова начал работать над своим первым студенческим сочинением о «Домострое». Широко эрудированный юноша, обладающий пылким темпераментом, был восторженно принят в студенческой среде. Он сразу же вошел в студенческий кружок, в котором обсуждались рефераты по научным и философским вопросам, а «политики, - вспоминал Шаховской, - насколько помню, почти не касались»15. Однако после цареубийства 1 марта 1881 г. ситуация в Московском университете стала меняться. Начались студенческие сходки, столкновения с начальством споры с профессорами. «Все это приняло другой, более серьезный и роковой характер... В настроении студенчества последовал раскол»16. Даже студенты, предпочитавшие быть «вне политики», после 1 марта 1881 г. стали принимать участие в общеинститутских сходках и демонстрациях. На одной из таких сходок был арестован и Шаховской, вынужденный провести одну ночь в Бутырской тюрьме.

   В 1882 г. Дмитрий перевелся в  Петербургский университет, где училось много его друзей и знакомых по варшавской гимназии. Он сразу же вошел в «ольденбурговский кружок», ставший несколько позднее ядром «Братства».  На первых порах кружок, в который входили Ф.Ф. и С.Ф. Ольденбурги, В.И. Вернадский, И.М. Гревс и А.А. Корнилов, сознательно сторонился политической деятельности и ставил перед собой задачу «объединить идеалистическое студенчество около научной работы», противопоставить ее, с одной стороны, карьеризму, а с другой – «преждевременному политиканству и революционерству»17. Члены кружка вошли в состав научно-литературного общества Петербургского университета, которым руководил профессор О.Ф. Миллер. В рамках кружка стала разрабатываться модная тогда идея «Братства», члены которого должны объединиться на конкретном общем деле. Таким делом на первых порах стало совместное участие в научно-литературном обществе. В мае 1884 г. по инициативе Дмитрия Шаховского и А.Н.Краснова (1862-1914) начал действовать кружок народной литературы, члены которого занимались: во-первых, переработкой литературных произведений (например, «Мучеников» Шатобриана, «Айвенго» В.Скотта), стремясь сделать их общедоступными малограмотному народу, а, во-вторых, закупали популярные книги и брошюры и рассылали их по деревням. Уезжая летом на каникулы, члены кружка везли с собой небольшие библиотечки для распространения среди крестьянского населения. В начале 1885 года кружок установил связи с толстовским издательством «Посредник», а на следующий год его члены вошли в Петербургский комитет грамотности при Вольном экономическом обществе, значительно оживи его деятельность. По инициативе кружка в конце 1887 г. в Петербурге была открыта первая бесплатная народная читальня. Кроме того, члены кружка занимались составлением каталогов «библиотек для народа». В этой работе непосредственное участие принимал Дмитрий Шаховской, опубликовавший по этому вопросу специальную статью18.

    Студенческие годы стали периодом  формирования мировоззрения членов  «ольденбурговского кружка». Особым  авторитетом для них обладали  идеи Л.Н.Толстого. Члены «ольденбурговского кружка» неоднократно посещали Толстого в Ясной Поляне и Хамовниках, в Москве, вели с ним многочасовые беседы, распространяли его произведения: «Исповедь», «В чем моя вера», «Так что же нам делать?» и др. Известно, что Лев Николаевич любил общаться с членами этого кружка, с особой нежностью и ласковостью относясь к пылкому, жизнерадостному и честному Шаховскому19.

   Однако, находясь под обаянием  морально нравственных принципов  Толстого, члены кружка критически  относились к ряду его мировоззренческих позиций. В некрологе памяти Ф.Ф.Ольденбурга П.Б.Струве писал: «Этот круг лиц отличался особенной окраской своих моральных исканий. Лев Толстой оказал огромное влияние на весь духовный склад этих людей.   Они не были «толстовцами», но без Толстого я не могу мыслить себе приютинцев как особой группы, как особого духовного типа»20. В ноябре 1937 г. в письме к жене своего покойного друга С.Ф.Ольденбурга – Е.Г.Ольденбург Дмитрий Иванович, разъясняя причины увлечения в 80-е годы ХIХ в. толстовством, писал: «Толстой увлекал нас своим радикализмом («Так жить нельзя» – ведь это первый наш тезис) – и всенародностью, демократизмом, осмысливанием опрощенства, подведением нравственной основы под требования политического и социального обновления»21. Но, обращаясь к учению Толстого, члены кружка, по словам Шаховского, никогда не доходили до №толстовского отрицания политики и культуры вообще»22. С другой стороны, они решительно выступили против народовольческого террора. Члены кружка были воодушевлены верой в культурный и общественный прогресс, во всемогущество науки и распространение просвещения, считая, что на этом поприще можно добиться  гораздо больших результатов для народа, чем участвуя в открытой политической борьбе с режимом. «Мы, - писал Шаховской, - были культурными толстовцами и толстовскими культурниками»23. В письме «Что нам делать и как нам жить» Шаховской наметил примерную программу ближайшей деятельности кружка: «Изучение общины, артелей, поддержка кустарных промыслов, устройство земского дела, распространение хороших книг. Но важнее всего личное сознание и личный пример. Необходимо знание народа и его жизни, необходима настоящая близость к нему, необходима работа в провинции»24.

     В контексте этой мировоззренческой  установки становится понятной причина отказа Шаховского от научной карьеры, которую прочили талантливому  студенту многие профессора университета. В 1884-1885 г. на кафедре славянской филологии он продолжил заниматься изучением «Домостроя»,  а также славянскими языками и сербской литературой. «Но, - как признавал Дмитрий Иванович в своей биографии, - чисто научная деятельность меня к себе не манила»25.

    В 1885 г. в Петербурге на квартире  К.Д.Кавелина состоялась встреча  Д.И.Шаховского с видными тверскими  земцами Ф.И.Родичевым и П.А. и И.А.Корсаковыми, многое решившая в его судьбе. Вспоминая о ней, Ф.И.Родичев писал: «Молодой, застенчивый, с наивным внимательным взглядом, Шаховской проповедовал учение Льва Толстого, аскетизм, самопожертвование, любовь.  К политике он был равнодушен и собирался идти в учителя русского языка. Он горел жаждой подвига... Я соблазнил его: «Вместо учительства в гимназии поезжайте заведовать народными школами, ваше дело будет и административным, и педагогическим. Вы будете помогать учителям в преподавании, будете связью между ними. Это подлинное дело в пользу народа, то непосредственное знакомство с его нуждами, о котором вы мечтаете”»26.

    Шаховской принял предложение  Родичева и три с половиной  года работал его помощником  по училищной части во Весьегоньском уезде Тверской губернии. Одновременно он исполнял обязанности заведующего хозяйственной частью земских школ. «Среди учителей земских слов, - вспоминал Родичев, - появление Шаховского произвело необыкновенную сенсацию. Молодой князь, сын военного генерала, мужиком в полушубке и в валенках, норовит идти пешком и ездит на одиночке. В Весьегоньске своими руками возделывает огород, не допуская никакой помощи. И при этом незлобив и скромен, как девица.  В нем ни тени самохвальства, -  совершеннейшая искренность и простота обезоруживает насмешку и осуждение. Все, в ком была способность духовного подъема и одушевления, были приподняты влиянием Шаховского: учителя, служащие в земской управе, священники и дьячки, врачи и гласные, кроме немногих, имевших личные цели»27.

    Согласившись работать в провинции,  Шаховской намеревался реализовать  на практике идеи «Братства»  о необходимости поднятия духовного  и культурного уровня сельской  интеллигенции, чтобы с ее помощью  подойти к крестьянским массам. Поэтому его интересовали не только чисто хозяйственные проблемы земских школ (финансы, дрова, керосин), но прежде всего установление тесных личных контактов с земской интеллигенцией. Он занимался организацией методической помощи учителям, налаживанием связей между ними в пределах уезда, посещал уроки, присутствовал на экзаменах. Он часто беседовал с учителями, распространяя среди них идеи Толстого, снабжал популярными брошюрами демократического характера, комплектовал на свои средства народные библиотечки и передавал их для распространения среди крестьян. Не случайно, с 1887 г. Департамент полиции установил за Шаховским негласное наблюдение и настойчиво рекомендовал губернским властям побыстрее избавиться от  «неблагонадежного элемента».

    Купив небольшую усадьбу в селе Малашкино в 12 верстах от г.Красный Холм, Шаховской рассчитывал со временем превратить ее в «Приютино», где могли бы собираться члены «Братства». Эта усадьба представляла собой «довольно большую деревянную дачу с мезонином, почти без всяких хозяйственных пристроек и с небольшим клочком земли при ней... Жизнь была налажена возможно проще. Обедали, ужинали и чай пили за небольшим некрашенным столом без скатерти, сидели на скамейках». Приезжавшие на летние месяцы члены «Братства», сами вели хозяйство: косили и убирали сено, пахали землю28. Члены «Братства» регулярно встречались с тверскими земцами А.А. и А.И.Бакуниными, И.И. и М.И.Пеирункевичами, Ф.И. и Д.И.Родичевыми, с которыми установились самые близкие и дружеские отношения, выдержавшие испытание временем. Несмотря на определенные расхождения  в оценке толстовства (тверские земцы, отрицательно относясь к аполитизму Толстого, заявляли себя сторонниками активной политической борьбы с правительством), Шаховской высоко оценивал подвижническую земскую деятельность своих новых друзей, активно впитывал в себя их опыт общения с «третьим земским элементом», а впоследствии и использовал их обширные личные и общественные связи.

    Летом 1886 г. Дмитрий Иванович  женился на дочери московского  купца Анне Николаевне Сиротининой, с которой был знаком еще с 1880 г., когда учился в Московском университете. Анна Николаевна училась на Высших женских курсах В.И. Герье, а затем на естественном отделении физико-математического факультета Бестужевских курсов в Петербурге, являлась членом «ольденбурговского кружка». После окончания курсов вела занятия в воскресной школе. Дмитрий Иванович и Анна Николаевна прожили вместе более 50 лет. В семье Шаховских было четверо детей: сын Илья (1887-1916), дочери – Анна (1889-1959), Наталья (1890-1942) и Александра (1895-1912). Дважды Д.И. и А.Н. Шаховским (соответственно в 1912и 1916 гг.) пришлось пережить страшную семейную  трагедию: сначала самоубийством покончила с собой младшая дочь Александра, а через четыре года, находящийся в то время на фронте и получивший ранения, старший сын – Илья. Дочь Анна как и ее мать, окончила Высшие женские курсы В.И.Герье. В 20-егоды работала заведующей музеем Дмитровского края, а затем научным сотрудником в Троице-Сергиевой Лавре. В 1928 г. она была репрессирована по делу «черносотенных элементов» в г.Сергеево. С 1937 по 1943 г. Анна Дмитриевна работала референтом академика В.И.Вернадского, а затем хранителем его кабинета-музея в Институте геохимии и аналитической химии АН СССР. Ею был подготовлен уникальный комментарий к «Главнейшим биографическим датам В.И.Вернадского»29. Дочь Наталья стала известной детской писательницей.

    В 1889 г., после смерти управляющего  имениями отца, Д.И.Шаховской вынужден  был переехать в Ярославскую  губернию, где ему «пришлось взять на себя распоряжение двумя большими имениями с совершенно запутанными делами и без малейших признаков рационального хозяйства»30. Однако вскоре он решил продать свои имения, оставив себе в пределах Михайловского 367 десятин земли, необходимых для избирательного земского ценза. Немалую роль в деле продажи имения сыграл нравственный фактор: «Дмитрий Иванович не хотел, чтобы его дети выросли «барчуками» и «впитали» в себя «вредный помещичий дух»31. В одном из писем своему другу Ф.Ф.Ольденбургу Дмитрий Иванович писал: «Высшая моя мечта – чтоб сын мог сказать рабочим, народу: я такой же работник, как и вы, - и чтобы они его поняли и согласились с ним и признали его своим...»32. Морально-этическая толстовская установка последовательно проводилась Шаховским в жизнь. Вспоминая о Дмитрии Ивановиче в его ярославский период деятельности, А.В.Тыркова отмечала усвоенное им у толстовства «опрощение, пренебрежение к внешним 33удобствам и благам жизни, аскетизм».

    В 1889-1890 гг. Д.И. Шаховской в  письмах друзьям четко и определенно сформулировал свои мировоззренческие позиции: «Мы демократы. Мы желаем полной равноправности. Мы стремимся к возможно полному  и всестороннему развитию личности. Мы хотим свободы – не только в правительственных учреждениях, а и в сознании людей, мы хотим дать им возможность не служить тому, что они признают за зло. Мы хотим братства всех людей и полного их взаимного понимания. Мы не хотим взнуздывать зверя  - народ, но не хотим и того, чтобы он разрушил наши музеи и сжег наши книги. Мы хотим быть смелыми и сильными. А для этого мы должны по возможности сами трудиться и побуждать детей участвовать в том великом человеческом труде, который направлен на добычу предметов первой необходимости»34.

    В письме к В.И. Вернадскому  от 14 октября 1890 г. он указывал на необходимость разработки конкретной программы деятельности. Заявляя, что «терроризм – путь не для нас», Шаховской настаивал на активном участии: во-первых, в земской работе, а, во-вторых, в политической деятельности. По его мнению, следует поддерживать и пропагандировать идею созыва Земского собора, разделения властей и провозглашение «прав всякого гражданина, и прав не только политических, но и социальных». В отличие от сторонников политического либерализма, Шаховской подчеркивал, что «всякий имеет право на труд и только на продукт своего труда, всякий имеет равное с другим право в пользовании продуктами, не являющимися результатами труда, всякий немощный имеет право общественного призрения, всякий имеет право на школу». Основываясь на этих исходных посылках, Шаховской считал себя, с одной стороны, последовательным противником индивидуализма и капитализма, а с другой – социалистом. Признавая социализм «как теорию, признающую мерилом ценности труд», он подчеркивал «тесную зависимость личности от общества как чувство необходимости единения с другими людьми и воспитания навыков совместной жизни, и как живое сознание этого единства»35.

Информация о работе Политическая деятельность Д.И. Шаховского