Судьбы женщин. Мария Волконская, Александра Муравьева – жены декабристов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 10:57, доклад

Описание работы

Декабризм оказал глубокое нравственное влияние на женщин, раскрыл их лучшие душевные качества, пробудил готовность к самопожертвованию, мужество, энергию, показал, что они обладают неисчерпаемым запасом любви и участия. Женщины еще не были борцами в нашем понимании этого слова, и, наверное, их главная сила заключалась в терпении. Когда идешь на самое рискованное дело сознательно, представляешь заранее (или, по крайней мере, должен представлять) ответственность за совершенное и соразмеряешь свои силы с тем вполне реальным наказанием, которое может обрушиться на тебя. Страдать за другого значительно труднее...

Содержание

1. Введение 3
2. Значимость женской жертвы 5
3. Муравьева Александра Григорьевна 7
3.1. Семья Чернышевых 7
3.2. И грянул гром… 8
3.3. «Я самая счастливая из женщин…» 9
3.4. Серьезное решение 11
3.5. Жизнь в ссылке 12
3.6. Смерть, ставшая всеобщим потрясением 13
4. Мария Николаевна Волконская 16
4.1. Ей пришлось труднее, чем другим 16
4.2. «Жизнь твоя не есть ли гимн…» 17
4.3. Сильная, несмотря ни на что 20
4.4. Последние страницы жизни 23
4.5. Она сохранила это для потомков 24
Заключение 26
Список используемой литературы 27
Приложения 28

Работа содержит 1 файл

Декабристки.doc

— 732.68 Кб (Скачать)

    Несмотря  на почти полный разрыв с родными, Волконская старалась держаться; вся  ее жизнь проходила теперь в заботах  о детях. Они были главным в ее жизни. Любовь эта отчасти ослепляет ее. Для того, чтобы обеспечить им лучшее будущее, удачную карьеру и житейские блага, которых сама была лишена, она идет на компромиссы. В Петровском заводе она родила сына Михаила и дочь Нелли, которые стали утешением матери. Жизнь Марии Николаевны наполнена заботами о них. Она и кормилица, и воспитательница, и учительница своих детей.  С 1836 года Волконские жили в восемнадцати верстах от Иркутска, в селе Урик. Красота тридцатилетней Марии Николаевны не тускнела: Одоевский воспевал ее в стихах, Лунин – в прозе52.

    «Дорогая  сестра! Я прогуливался по берегу Ангары с изгнанницей, чье имя уже внесено в отечественные летописи…Но величественное зрелище природы было только обстановкой для той,  с кем я прогуливался. Она осуществляла мысль апостола и своей личной грацией, и нравственной красотой своего характера»53.

      Мария Николаевна переписывается с товарищами по изгнанию, помогает им и местному населению, собирает гербарий, коллекцию минералов. Сергей Григорьевич интересовался сельским хозяйством, любил общаться с крестьянами. Мария Николаевна осталась светской дамой, хозяйкой салона. Не всегда гладко складывались ее отношения с мужем: очень разными они были людьми. Семейного счастья не получилось. Но, к чести обоих, – до самых последних дней они отзывались друг о друге с величайшим уважением и в этой традиции воспитали детей.

    Мария Николаевна привыкла выступать всеобщей спасительницей и покровительницей. И многие искренне восхищались ею, так что от недостатка мужского внимания Мария Николаевна не страдала, хотя некоторые отзывались о ней неприязненно и резко. Михаил Лунин оказался одним  из тех, за кого она вела переписку, запрещенную ссыльному. Большинство  его писем сестре, Е. С. Уваровой, написано рукой Марии Николаевны. Он не скрывал, что испытывал к  ней сильное чувство.

    1. Последние страницы жизни

    Незаметно, постепенно менялись и характер, и  взгляды на жизнь Марии Николаевны: она все больше устремлялась к  земному благополучию, и главным  образом не для себя, а для детей. Она пишет письмо сестре Елене: «…Я совершенно потеряла живость характера, вы бы меня в этом отношении не узнали. У меня нет более ртути в венах. Чаще всего я апатична; единственная вещь, которую я могла бы сказать в свою пользу, - это то, что во всяком испытании у меня терпение мула,  востальном мне все равно, лишь бы мои дети были здоровы»54. Правдами и неправдами определила сына Мишу в Иркутскую гимназию. Потом и вся семья перебралась в город. Свой дом здесь опальная княгиня стремилась превратить в лучший салон Иркутска. Она на свой лад и наперекор как Волконскому, так и Поджио устроила судьбу красавицы дочери: едва той исполнилось пятнадцать, выдала ее замуж за преуспевающего сибирского чиновника Л. В. Молчанова, оказавшегося дурным человеком. Растратив казенные деньги, он был отдан под суд, после чего тяжело заболел и, разбитый параличом, сошел с ума и умер. Второй муж младшей Волконской рано скончался от чахотки. Только третий брак Нелли, дважды вдовы, оказался удачным.

    Нельзя  не сказать о том, что Мария  Николаевна много думала о восстании  декабристов - событии, перевернувшем  ее жизнь, и сумела сделать верные выводы. «Если бы я смела высказать свое мнение о событии 14 декабря, ... то сказала бы, что все это было несвоевременно: нельзя поднимать знамя свободы, не имея за собой сочувствия ни войска, ни народа»55.

    Она смогла оценить нравственное величие  его участников: «Если даже смотреть на убеждения декабристов как на безумие и политический бред, все же справедливость требует сказать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслужить уважения соотечественников; кто кладет голову на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество»56.

    Внутренний  мир Марии Николаевны Волконской был сложен и противоречив. В Сибирь ее привело скорее чувство долга, нежели любовь, что делало ее путь более  тяжелым, чем у других декабристок. Щеголев называл ее «неукротимой, боевой натурой», подчеркивал ее «любовь к жизни, которую она брала с бою». В то же время она была тщеславна, любила внешний блеск, развлечения. Известный историк, автор книг о женах декабристов М.Д. Сергеев отмечает появившиеся у нее такие черты характера, как сухость, жестковатость и властность.

    В 1856 году Михаил Волконский, живший уже  в Петербурге, привез к декабристам  весть об освобождении. После этого  из Сибири возвратился его отец. Совсем больная, Мария Николаевна уехала годом раньше. Вернувшись на родину, она начала писать воспоминания о  пережитом. С первых же строк повествования  становится ясным, что брак Волконских был заключен не по взаимной любви... Кстати, Мария Николаевна писала свои «Записки» только для сына. Он же, к 1904 году весьма преуспевающий чиновник, не без колебаний взялся за публикацию воспоминаний матери. Ее умные и  скромные «Записки» выдержали множество  изданий. Одним из первых, еще в  рукописи, прочитал их поэт Н. А. Некрасов, автор поэмы «Русские женщины».

    Мария Николаевна в сопровождении своей  любимой Нелли ездила на лечение  за границу, но это не помогло. Умерла и похоронена княгиня Волконская в уже упомянутом селении Вороньки Черниговской губернии, принадлежавшем семье ее дочери Нелли, во втором замужестве Кочубей, фамилия которой случайно совпала с именем героя пушкинской «Полтавы», посвященной Марии Николаевне. Ее последние дни с ней разделил приехавший проститься навсегда Поджио. А Сергей Григорьевич жил в это время в имении сына под Ревелем (ныне – Таллин). Он надеялся съездить проститься с Марией Николаевной, но от него скрыли ее последнюю болезнь, о чем он долго сожалел. А через два года не стало и его. И оба — после бурной в тяжелой жизни — покоятся вместе, в Черниговской области, в селе Воронки...

    1. Она сохранила это  для потомков
 

    Мария Николаевна считала своим материнским  и человеческим долгом поведать детям  историю своей жизни, выпавших на долю декабристов и их жен испытаний, объяснить причины своего нравственного  выбора, раскрыть благородство патриотического  порыва декабристов. Воспоминания Марии  Николаевны написаны в форме письма к ее старшему сыну Михаилу. Это, по сути, проникновенное наставление и  завещание Волконской своим детям.

    Мемуары Марии Николаевны не были предназначены  для публикации. Она пишет в предисловии: «Описание нашей жизни в Сибири может иметь значение только для тебя, как сына изгнания; для тебя я и буду писать, для своей сестры и для Сережи (внук М.Н. Волконской), с условием, чтобы эти воспоминания не сообщались никому, кроме твоих детей, когда они у тебя будут; он прижмутся к тебе, широко раскрывая глаза при рассказах о наших лишениях и страданиях, с которыми, однако же, мы свыклись настолько, что сумели быть веселы и даже счастливы в изгнании»57.

    Сын Марии Волконской в предисловии  к впервые издаваемым им запискам матери писал: «Припоминаю слова, не раз слышанные мною в детстве, в ответ на высказываемое ей удивление по поводу того, что она могла добровольно лишить себя всего, что имела, и все покинуть, чтобы следовать - за своим мужем. «Что же тут удивительного? — говорила она, — пять тысяч женщин каждый год делают добровольно то же самое»58.

    В записках Волконской нет эффектных  мест, зато есть масса живых эпизодов и деталей, метко схваченных женским  глазом, весь ее рассказ поражает искренностью и правдивостью.

    Работая над поэмой о декабристах, Н. А. Некрасов попросил Михаила Волконского познакомить  его с воспоминаниями матери. Михаил Сергеевич читал вслух (Некрасов не знал французского языка, на котором  писала Волконская), а поэт, слушая его, вскакивал с места, закрывал лицо руками...

    И до сих пор записки Марии Николаевны Волконской нельзя читать без волнения.

    Волконская  писала только для сына. Он же, к 1904 г. весьма преуспевающий чиновник, не без колебаний взялся за издание  мемуаров матери. Однако записки, появившиеся  впервые в печати в 1904 году на французском  языке, имели такой успех, что  через два года издание пришлось повторить. И в дальнейшем они  переиздавались неоднократно. Может  ли быть лучшая оценка написанного?

    Ю. Лотман однажды сказал, что необычайный  всплеск русской духовности XIX века был подготовлен женщинами, дамочками, зачитывающимися любовными романами и грезившими жертвенными подвигами. Это они, невинные и неискушённые, создали рафинированные понятия  чести, долга, совести; внушили эти  понятия своим детям, но, к сожалению, под давлением практицизма и  материализма тихо, без борьбы ушли в небытие. Мария Волконская из таких  кристально чистых и высоких духом  женщин. Она, возможно, воплощает неповторимый идеал, от которого сегодня сохранилось  немного насмешливое и сожалеющее прозвище: «декабристка».

    Через 40 лет после смерти матери ее сын  Михаил Сергеевич Волконский решился  напечатать ее воспоминания. Написанные по сугубо личному поводу - дать нравственный урок сыну - "Записки княгини Марии Николаевны Волконской" стали значительным явлением в русской литературе и общественной жизни. Хороший литературный слог, живые, яркие портреты, точные, лаконичные характеристики, верные, глубокие наблюдения - все это ставит "Записки" в ряд самых замечательных памятников мемуаристики XIX века.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Работая над данной темой, перечитывая мемуары  декабристов, изучая исследовательские  работы минувших лет, я испытывала чувство  бесконечной гордости за женщин, которые  выдержали на своих хрупких плечах столько испытаний. Идти против власти, против принятых устоем непомерно сложно. Но они вынесли все: отчужденность родственников, лишение титулов и привилегий, тяжелый путь к месту изгнания.   

    Александра  Муравьева и Мария Волконская были одними из первых, кто помчался за своими возлюбленными. Тем самым  подбадривая на этот вызов остальных. В истории ничто не проходит бесследно. Своих настоящих героев Родина будет  помнить вечно. Конечно, скажете  вы, ведь немало декабристок воодушевили  великих писателей и навсегда остались на страницах книг. Но я говорю не об этом. Они в наших сердцах… Проходят годы, века, одно поколение сменяет другое, но память не угасает. Миллионы женщин ставят их в пример, как любящих жен, истинных патриоток.

      Имена Волконской, Муравьевой мне  были известны. Но, начав свою  исследовательскую работу, я не  только узнала о всей их  жизни, но и смогла по-новому  взглянуть на события 1825 г.  Изучая историю в школе, мы, конечно, не вникали во внутренний  мир героинь. Но ведь оценка  происходящего тех, кого непосредственно  коснулись события, наиболее важна. Они не знали о готовящемся заговоре, их уделом была семья. Страшное известие не сломило их, а придало сил на смелый шаг, определивший смысл всего дальнейшего существования. Разделить судьбу того, кому навеки отдала свое сердце – замечательная кульминация любовных романов, которыми некоторые из нас зачитываются. Но на деле все оказалось намного страшнее. Кто знает, как сложится наша жизнь. И, может быть, оказавшись в подобной ситуации, мы вспомним тех, кто не спасовал и решил идти до конца.

    К данной теме обращались много раз и будут разбирать ее и дальше. И каждый исследователь вносит что-то новое, высказывает свои теории, мнения, направляя тем самым своих последователей. Я опиралась на доводы многих ученых, мемуаристов (их имена в списке используемой литературы), но важно то, что я постаралась объяснить все языком, доступным современному поколению. Выводы восемнадцатилетней девушки показывают, как оценивают происходящее молодые люди XXI века. Через 185 лет мы с замиранием сердца следим за судьбами героев, переживаем и сочувствуем им, сожалея лишь о том, что уже ничем не можем помочь. Хотя нет… Сохранить в памяти людей неугасающую благодарность в наших силах. Если постоянно подбрасывать поленья в костер, он будет гореть. Рассказывая своим современникам, потомкам о каком-то историческом событии, мы протягиваем нить между поколениями, соединяя прошлое, настоящее и будущее. А это и есть самое главное.

    Женщины – декабристки не думали, что  совершают великий подвиг, они  просто последовали за любимыми. Но своей жизнью они доказали всю  женскую мощь и заставили всех по-иному взглянуть на представительниц слабого пола. В этом и заключается  их бесценный вклад, молчать о  котором невозможно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

 
  1. Беляев  А.П. Воспоминания. СПб., 1882.
  2. Буланова О.К. Роман декабриста. М., 1933.
  3. Волконский С.Г. Записки декабриста. СПб., 1902.
  4. Голос минувшего. 1912. №4.
  5. Записки княгини М.Н.Волконской. М., 1977.
  6. Записки, статья письма декабиста И.Д. Якушкина. М., 1951.
  7. Зильберштейн И.С. Художник декабрист Николай Бестужев. М., 1977.
  8. Лорер Н.И. Записки декабриста. Иркутск., 1984.
  9. Лунин М.С. Сочинения и письма. Пг., 1923.
  10. Павлюченко Э.А. В добровольном изгнании. М., 1986.
  11. Розен А.Е. Записки декабриста. Иркутск., 1984.
  12. Русская старина. 1875. Т.XII.

   Приложения

 
 
 
 
 
 

 Приложение 1. 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Судьбы женщин. Мария Волконская, Александра Муравьева – жены декабристов