Арабское завоевание Пиренейского полуострова

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:14, реферат

Описание работы

Герцог Бетики Родриго был последним королем вестготов. Уже отмечалось, что арабы занимали большую часть северо-западного побережья Африки, область, в древности называвшуюся Мавританией, и что они неоднократно пытались вторгнуться в Испанию. В правление Родриго им удалось осуществить это намерение, получив помощь из самой Испании. Что это была за помощь, точно не известно.

Содержание

Предпосылки и этапы арабского завоевания Пиренейского полуострова. 2
Последствия арабского завоевания Пиренейского полуострова 6
Политика мусульман в период завоевания Испании 6
Общественно-политическое развитие мусульманской Испании 7
Особенности экономического развития мусульманской Испании 12
Вывод 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 62.08 Кб (Скачать)

Взаимодействие христианского  и мусульманского населения происходило  и на территории, отвоеванной христианскими  королевствами у арабов. Здесь  первоначально оставались довольно значительные массы мусульман, именовавшиеся  мудехарами (от арабского mudachhan - «мусульманин, который живет среди христиан»). Мудехары в большинстве своем занимались производительным трудом, ремеслами. Памятниками их строительной деятельности служат, в частности, аль-казар в Севилье и Пуэрта-дель-соль в Толедо («муде-харский стиль»). Мудехары сохраняли свою религию и обычаи, жили, как правило, в особых кварталах. Их права были обеспечены пактами, которые заключались при завоевании соответствующих территорий или фиксировались в фуэрос. Мудехары обязаны были платить десятину церкви.

Для мусульманской Испании характерно наличие централизованного государства, которое заимствовало ряд черт византийского  и персидского политического  устройства. Во главе государства  стоял эмир (с 929 г. халиф). Ему принадлежала неограниченная абсолютная власть, передаваемая по наследству. Важнейшими отраслями управления (армией, финансами) ведали правительственные учреждения - диваны. Административные округа, на которые делилось государство, и города возглавляли должностные лица - вали. Суд осуществляли чиновники - кади. Доходы государства пополнялись главным образом за счет поземельного и подушного налогов с не мусульман, десятины, которую выплачивали мусульмане, а также торговых пошлин и экстраординарных налогов. Халиф имел еще личные доходы от собственных имений. Военная система первоначально основывалась на ополчении, которое выставляли племена мусульман, участвовавших в завоевании полуострова. Но со второй половины VIII в. важную роль в войске стали играть наемники, набиравшиеся из чужеземцев и отпущенных на свободу рабов. Альманзор отменил деление войска по племенам.

О характере общественного строя  Аль-Андалуза трудно высказать определенное суждение, так как слишком скудны данные о социально-экономических  отношениях в этой стране.

Наварра и Арагон. Общественный строй Наварры и Арагона в раннее средневековье был более архаичен, чем в Астуро-Леонском королевстве и Каталонии. Этот район был очень слабо освоен римлянами, влияние вестготов и франков также было поверхностным. В рассматриваемый период здесь преобладало баскоязычное население, романизировавшееся очень медленно. Землевладение феодального типа развивалось главным образом в долинах больших рек, в горах же сохранялись свободные крестьянские общины. Запоздалым было и формирование феодальной иерархической структуры. Об утверждении в этих государствах феодального строя можно говорить не ранее, чем с середины XI в.

На рубеже Х-ХI вв. при короле Санчо Великом Наварра со столицей в Памплоне была сильным государством, подчинившем себе Арагон и Кастилию. После смерти Санчо (1035 г.) его держава распалась; Наварра, оттесненная от арабской границы своими более активными соседями, постепенно отошла от участия в Реконкисте. В дальнейшем ее судьба оказалась все теснее связанной с судьбой Франции. Арагон, напротив, ведет в XI в. последовательно наступательную политику, понемногу расширяя свои владения за счет мусульманских эмиратов долины Эбро. Общность целей во внешней политике с графством Барселонским предопределила слияние их в XII в. в единое государство.

Особенности экономического развития мусульманской  Испании

В экономическом отношении  мусульманская Испания представляла собой процветающий регион раннесредневековой Европы. На юге полуострова были созданы ирригационные системы, позволившие значительно поднять  урожайность традиционных культур (зерновых, винограда и др.) и начать культивирование новых (сахарный тростник, рис, хлопок, некоторые овощи и  фрукты). В центральных районах  страны получило широкое распространение.

Аль-Андалуз представлял собой  в X-XI вв. одну из наиболее развитых в  экономическом отношении частей Европы. Восточные путешественники, посещавшие Испанию в этот период, считали ее наиболее процветающей страной  мусульманского мира. Сельское хозяйство  поднялось на более высокую ступень  по сравнению с готским периодом. В земледелии применялась плодосменная система, - поочередно сеялись пшеница  и ячмень (один клин оставался под  паром), усовершенствовалось огородничество. Введены были такие культуры, как хлопок, рис, тутовое дерево, ряд новых плодовых деревьев (лимонное, апельсиновое, гранат), шафран.

Искусственное орошение известно было Испании и до арабов. Но они усовершенствовали  его, применив некоторые приспособления, заимствованные в Сирии (например, гидравлическое, колесо). Арабы улучшили борону, применяли  плуг с тремя лемехами. В качестве тягловой силы в мелких хозяйствах использовались ослы, в крупных хозяйствах - в основном быки.

Отмечая развитие сельского хозяйства  -в Испании при мусульманах, не следует преувеличивать его стабильность и производительность. Страна перестала экспортировать хлеб, а в неурожайные годы приходилось ввозить зерно из Северной Африки.

Существенными были изменения в  земельных отношениях. Переход к  мелкому хозяйству, намечавшийся уже  в позднеримский и готский  период, теперь завершился. Рабы, широко применявшиеся в земледелии в  готской Испании, перестают играть в нем существенную роль. В Аль-Андалузе было множество рабов, но использовались они главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле. Исчез также  колонат позднеримского типа. Крупные  землевладельцы обычно не имели в  своих имениях домена и раздавали  землю мелким держателям. Так же использовались и земли государства.

Процесс расчленения крупных имений и оседания на них мелких земельных  собственников, по утверждению испанского историка Кахигаса, принял особенно земли.

Условия, на которых крестьяне получали свои держания, определялись соглашениями с собственниками земли. Эти условия  были различными для «сухой» Испании  и для «влажных» областей. В  зависимости от качества земли съемщики отдавали ее собственнику. В отдельных  случаях крестьяне выполняли  барщину в пользу-землевладельца и экстраординарные работы2. Земельный собственник оказывал держателю помощь семенами, рабочим скотом и орудиями. Держатель обязан был произвести все сельскохозяйственные работы и доставить долю, причитавшуюся собственнику земли, в его городской дом. Иногда землевладелец продавал крестьянину ту часть урожая, которую он должен был получить от него. В случае засухи или губительного изобилия дождей рента обычно снижалась.

О характере земельных отношений  и социальном статусе непосредственных производителей Аль-Андалуза высказывались  различные мнения. Одни называют крестьян крепостными, другие считают их свободными людьми, издольщиками, заключавшими контракты  с собственниками земли. Если же они  и были привязаны наследственно  к своей местности, то это было проявлением не частной зависимости, а фискальной. Они были налогоплательщиками. Высказать определенное суждение по данному вопросу мешает скудость имеющихся источников. Речь идет о мелких земельных держателях, считавшихся свободными. Если они и были связаны личной зависимостью в какой-то форме, сведениями о том мы не располагаем. Можно считать установленным фактом, что они подвергались эксплуатации и со стороны государства.

В Аль-Андалузе имелось немалое  количество мелких земельных собственников. Это видно из архива толедских  мосарабов,,в документах которого фигурируют крестьяне, свободно распоряжающиеся своими земельными участками.

Экономика Аль-Андалуза не носила столь  резко выраженного аграрного  характера, как экономика стран  Западной Европы той же эпохи. Важную роль в хозяйственной жизни здесь  играли ремесло и торговля. Выше отмечалось, что города в готской  Испании деградировали не столь быстро, как в ряде других варварских королевств. Арабское же завоевание и сдвиги, происшедшие в экономических отношениях в стране (рост масс мелких земельных собственников и мелких земельных держателей, освободившихся от тяжелых форм личной зависимости), с одной стороны, включение Испании в сферу экономических связей мусульманского мира (с его относительно высоким уровнем развития торговли и товарно-денежных отношений) с другой, также способствовали сохранению городов, остававшихся в своей основе центрами торговли и ремесла. В Аль-Андалузе уцелели крупные города. Если в Западной Европе даже наиболее крупные торговые центры имели 8- 10 тыс. жителей'в ту эпоху, то Кордова в X в. насчитывала не менее 250 (по некоторым данным, даже от 500 до 1000), Толедо - 37, Альмерия - 27 тыс. жителей.

При арабах были расширены  или построены заново каналы для  орошения садов. Воду брали из рек  или из прудов, особенно в районах  Гранады, Мурсии и Валенсии. В отличие  от прочих мусульманских стран, земледельцы  пользовались для сельскохозяйственных работ римским, а не арабским календарем.

Скотоводство процветало во многих областях Испании. Стада во избежание вредных воздействий  сезонных колебаний температуры  перегонялись из одного места в другое в зависимости от времени года.

В экономике страны существенную роль играл горнорудный промысел. Имелись рудники (принадлежавшие как  халифу, так и частным лицам), в  которых добывались золото, серебро  и другие металлы. Наиболее известны были рудники в Хаэне, Бульче и  Ароче, в Алгарве, а также рубиновые  копи в Бехе и Малаге. Шерстяные  и шелковые ткани Кордовы, Малаги и особенно Альмерии известны были далеко за пределами Испании.

Только в одной Кордове  было 13 тыс. ткачей. В различных местностях, например в Патерне (Валенсия), производились  керамические изделия высокого качества, причем продукция эта вывозилась в другие страны. В Альмерии изготовлялись  также стеклянная, железная и бронзовая  посуда с рисунками и эмалью, материи, тканные золотом и серебром, и дамас для тюрбанов, в Малаге — парча с рисунками и надписями; в Кордове — художественные изделия из слоновой кости, а в Хативе и других местах — тряпичная бумага для письма, это был новый вид ремесла, введенный арабами.

Альмерия, Мурсия, Севилья, Толедо, Гранада и прежде всего Кордова  были крупными центрами производства оружия; особенно славились испанская  броня и мечи с тончайшей резной отделкой эфеса и ножен. Арсенал  в Толедо был реорганизован Абдаррахманом II.

В Кордове изготовлялась  также кожа для различных нужд и, в частности, дорогие ее сорта  с тиснением и позолотой. В  Мурсии ткали яркие циновки. Испанский  врач ибн-Фирнас в IX в. открыл способ изготовления стекла, сконструировал несколько аппаратов  для измерения времени. Кордовец или толедец ибн-ас-Саркель изобрел  замечательные водяные часы.

Подобное развитие ремесла, в сочетании с обширными и  разветвленными международными связями, должны были, естественно, привести к  большому развитию торговли. Во времена  Абдаррахмана III ввозные и вывозные пошлины составляли важнейшую часть  государственных доходов. Севилья  была одним из главных портов. Туда привозили хлопок, оливки, фиги, оливковое  масло и многочисленные иные сельскохозяйственные продукты.

Основная масса севильского  населения — ренегаты, сохранившие  испано-вестготский тип и обычаи, — занималась торговлей, и город  этот стал одним из богатейших в  стране. Даже когда арабы из окрестных  сельских местностей вторглись в  Севилью и вырезали большинство  ее жителей, торговая деятельность этого  города не замерла. Спустя немного времени, при Абдаллахе (888-912 гг.), когда верховным  правителем Севильи стал ибн-Хаджадж, севильский порт снова был полон  судов, которые привозили ткани  из Египта, путешественников из Аравии, рабов из Европы и Азии.

В Альмерии расположены были судоверфи. Из Хаэна и Малаги вывозились, помимо ранее упоминавшихся изделий, шафран, фиги (лучшие в мире), вина, ароматические  породы дерева, мрамор и драгоценные  камни, шелк-сырец, сахар, кошениль, перец, железо в болванках, сурьма и т.д.

Все эти товары отправлялись морем в близлежащую Африку, откуда караванными путями они шли на Восток, в Египет, в Константинополь  и к берегам Черного моря, где  византийцы вели обширную торговлю с  Индией и Средней Азией. Испанские  мусульмане, особенно после того, как  они; добились независимости, поддерживали постоянные сношения с византийцами.

Важное значение имели обработка металлов и текстильная промышленность, производство оружия и ювелирных изделий. В Аль-Андалузе добывались железо, медь, свинец, золото, серебро,- ртуть. Центрами производства оружия были Толедо и Кордова, бумаги - Хатива, керамических изделий - Малага и Калатаюд, стекла - Аббас бен Фирнас, меховых изделий - Сарагоса, ювелирных товаров и предметов роскоши - Кордова и Севилья, шелковых тканей - Альмерия и Кордова, льняного полотна - Сарагоса. Все эти товары частично становились предметами экспорта в страны Ближнего Востока и в северную Испанию. Последняя, по выражению X. Висенса Вивеса, представляла собой в течение пяти веков колонию для мусульманской промышленности 2. Из Аль-Андалуза вывозились также оливковое масло и другие продукты сельского хозяйства.

Существенная особенность мусульманской  Испании - наличие активной внутренней торговли и экономических связей между городом и деревней. Объектом внутренней торговли были некоторые  промышленные изделия, а также хлеб. Можно сказать, что испано-мусульманский  город представлял собой экономический  центр соответствующего сельскохозяйственного  округа 3. Торговля в стране облегчалась сохранившейся от римских времен сетью дорог.

Для денежной системы мусульманской  Испании характерен биметаллизм. Первоначально в обращении были золотой динар (имитация византийского золотого солида) и дирхам (серебряная монета), а с начала X в. стала чеканиться собственная золотая монета, которая доминировала по сравнению с серебряной монетой. Золотые, серебряные и медные монеты чеканились в Испании во многих городах. Главный монетный двор находился в Кордове. На монетах не было изображений, а имелись только надписи, иногда взятые из Корана, имя и титулы государя, а также дата и место чеканки. Основной золотой монетой был динар, весивший 4,25 грамма, серебряной монетой — дирхем, весивший 2,71 грамма (впоследствии его вес и стоимость значительно понизились).Система счисления у арабов основывалась на так называемых арабских цифрах. Как полагают, арабы заимствовали у индийцев и ввели в употребление знак нуля.

Информация о работе Арабское завоевание Пиренейского полуострова