Анализ законодательства в сфере информатизации Российской Федерации на трех уровнях управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:38, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение законодательной база РФ в сфере информатизации на трех уровнях управления.
Задачи:
1. Изучение законодательной базы на федеральном уровне управления;
2. Изучение законодательной базы на региональном уровне управления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
2. АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
3. АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Работа_1.doc

— 101.00 Кб (Скачать)



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Международный институт экономики, менеджмента и информационных систем

Кафедра Информационных систем в менеджменте

 

 

 

 

 

 

 

Анализ законодательства в сфере информатизации на трех уровнях управления

                                                               

 

 

 

 

 

Выполнила  студентка

                                                                             3 курса, 283 группы

Ермакова Е.Н.

 

              _________________________

     (подпись)

 

Научный руководитель,

асс.

Бедрина М.В.

 

_________________________

      (подпись)

 

Работа защищена

___________________2011 г.

 

Оценка __________________

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2011г.

 


СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

1. АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

2. АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

3. АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             


ВВЕДЕНИЕ

Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации – одной из важнейших задач государств.

Деятельность программистов и других специалистов, работающих в сфере информатики, все чаще выступает в качестве объекта правового регулирования. Некоторые действия при этом могут быть квалифицированы как правонарушения (преступления).

Регулирование в сфере, связанной с защитой информации, программированием и т.д., является для российского законодательства принципиально новым, еще слабо разработанным направлением именно поэтому данная тема является весьма актуальной.

Объект работы: законодательство РФ.

Предмет работы: законодательство РФ в сфере информатизации.

Цель работы: изучение законодательной база РФ в сфере информатизации на трех уровнях управления.

Задачи:

1.      Изучение законодательной базы  на федеральном уровне управления;

2.      Изучение законодательной базы  на региональном уровне управления;

3.      Изучение законодательной базы  на местном уровне управления.


1. АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

С 70х годов государство приняло огромное количество ГОСТов (более 70) в них описывались все требования к оформлению документации по проектированию и созданию программного обеспечения.

Одним из первых правовых актов который определял требования, и порядок создания автоматизированной системы был ГОСТ 34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы» (взамен ГОСТ 24.201-85). Данный ГОСТ определяет основные требования к автоматизированной системе и правила оформления технического задания: «…Техническое задание на автоматизированную систему должно содержать следующие разделы, которые могут быть разделены на подразделы:

1) общие сведения;

2) назначение и цели создания (развития) системы;

3) характеристика объектов автоматизации;

4) требования к системе;

5) состав и содержание работ по созданию системы;

6) порядок контроля и приемки системы;

7) требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие;

8) требования к документированию;

9) источники разработки.»

Далее подробно описывается информация, которая должна включаться в каждый раздел. Данный ГОСТ имеет большое значение, как для разработчика, так и для заказчика программного обеспечения.

В 90х годах появились множество нормативных актов в сфере информатизации, такие как Методические указания от 1 января 1992 года «Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Требования к содержанию документов» (заменил 12 ГОСТов). Данные Методические указания распространяются на автоматизированные системы (АС), используемые в различных сферах деятельности (управление, исследование, проектирование и т.п.), включая их сочетание, и устанавливают требования к содержанию документов, разрабатываемых при создании АС.

В этом же году появился закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 года (в настоящее время утратил силу). Данный закон распространялся на отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных. Относил программы для ЭВМ и базы данных к объектам авторского права.

Главное содержание данного Закона – юридическое определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных, таких как Авторство, Адаптация, База данных, Воспроизведение, Декомпилирование и т.д., а также установление прав, возникающих при создании программ и баз данных – авторских, имущественных, на передачу, защиту, регистрацию и т.д.

Через три года появился Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

o        формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

o        создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

o        защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Данный Федеральный закон дает юридическое определение следующих понятий информация, информатизация, документированная информация (документ), информационные, информационная система, информационные ресурсы и т.д., а также определяет основными направлениями государственной политики в сфере информатизации, реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов, защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации и т.д.

В 2001 году впервые была разработана Концепция «Развития законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации». Концепция развития законодательства в сфере информации и информатизации призвана определить приоритетные направления разработки законов, направленных на создание правовой основы развития информационного производства и информационных отношений на ближайшие 5-10 лет.

Концепция описывает основы правового регулирования информационных отношений, в которые входят 23, 24, 29, 44 статьи Конституции Российской Федерации и перечень Федеральных законов в сфере информатизации:

1)     Федеральный закон от 16.02.95 (редакция от 06.01.99) «О связи»;

2)     Закон РФ от 19.02.93 № 4524-1 (редакция от 24.12.93) «О федеральных органах правительственной связи и информации»;

3)     Федеральный закон от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»;

4)     Федеральный закон от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»;

5)     Основы законодательства РФ от 07.07.93 № 5341-1 «Об архивном фонде Российской Федерации и архивах»;

6)     «Патентный закон Российской Федерации» от 23.09.92 № 3517-1;

7)     Закон РФ от 10.06.93 № 5154-1 «О стандартизации».

Данные Федеральные законы направлены на правовое регулирование отношений субъектов, участвующих в развитии инфраструктуры единого информационного пространства России и в формировании и использовании информационных ресурсов.

В данной Концепции обозначена проблема: «…В числе действующих видовых законов отсутствует важный закон «О правовой информации», который должен определить порядок формирования информационных ресурсов, включающих в себя все правовые и нормативные акты, регулирующие отношения субъектов общества во всех областях его жизни. Как показала практика, решить эту проблему указами Президента Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 31.12.93 № 2334 (ред. от 17.01.97) «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», Указ Президента Российской Федерации от 12.05.93 № 663 «О мерах по созданию единого эталонного банка данных правовой информации», Указ Президента Российской Федерации от 23.04.93 № 477 «О мерах по ускорению создания центров правовой информации») не удалось».

Как только обозначились основные направления развития законодательной базы в сфере информатизации, государство активно стало принимать законы в этой сфере такие как:

1.      Федеральный  закон «Об электронном документе» от 16 апреля 2001 года. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с формированием и использованием электронных документов, определяет основные требования, предъявляемые к электронным документам в электронном документообороте.

2.      Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 26 декабря 2001 года. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Годом раньше в 2000 году была принята «ДОКТРИНА
информационной безопасности Российской Федерации» от 9 сентября 2000 года. «…Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.»

В Доктрине намечены план по укреплению информационной безопасности РФ, обозначаются источники угроз информационной безопасности Российской Федерации и методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Эти Федеральные законы дали толчок в развитии электронного документооборота, как на государственных предприятиях, так и на частных.

В 2006 году был разработан Федеральный закон «О персональных данных», который вступил в силу с 21.01.2007 года. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Данный Федеральный закон дает юридическое определение следующих понятий персональные данные, оператор, обработка персональные данные, распространение, использование, уничтожение персональных данных и т.д., а также определяет права субъекта персональных данных, обязанности оператора и т.д.

В этом же году был принят Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года. На основании данного Федерального закона утратил силу Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года.

Федеральный закон от 27 июля 2006 года регулирует отношения, возникающие при:

 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

 2) применении информационных технологий;

 3) обеспечении защиты информации.

Данный закон дает юридическое определение следующих понятий информационные технологии, информационно-телекоммуникационная сеть, обладатель информации, конфиденциальность информации, документированная информация и т.д., а также определяет право на доступ к информации, ограничение доступа к информации т.д.

В 2002 году была разработана важная Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)». Целью направления является повышение эффективности использования и внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти на основе формирования единой системы организационно-технических норм, требований, принципов, регламентов и методических материалов, обеспечивающих эффективное создание и согласованное развитие государственных информационных систем и информационно-технологической инфраструктуры в соответствии с приоритетами модернизации системы государственного управления.

Можно сделать вывод, что законодательная база РФ на федеральном уровне в сфере информатизации является неразвитой. Неразработанный механизм в целом передового законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности приводит к потере доходов российскими экспортерами и мешает привлечению в Россию крупных международных компаний.

 

 


2. АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Информация о работе Анализ законодательства в сфере информатизации Российской Федерации на трех уровнях управления