Шпаргалка по "Информационным системам в банковском деле"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:05, шпаргалка

Описание работы

Ответы на билеты к экзамену по предмету "Информационные системы в банковском деле".

Работа содержит 24 файла

1. понятие абс, требования к абс.doc

— 36.00 Кб (Скачать)

12. собственные разработки.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

13. централизованная БИС.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

14. распределенная система.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

16.выбор АБС.doc

— 53.00 Кб (Открыть, Скачать)

17. автоматизация.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

18. арм.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

19. функциональные подсистемы бис.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

2. принципы построения АБС.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

20. опер день банка.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

22. технологии отчетности.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

23. налоговая отчетность.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

24. основная отчетность.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

Способы и инструменты  подготовки обязательной отчетности

С 1 апреля 2004 года вступили в силу Указания №1376-У от 16 января 2004 года "О перечне, формах и порядке  составления и представления  форм отчетности кредитных организаций  в Центральный банк Российской Федерации". Согласно указаниям семь отчетных форм обязательны для ежедневного представления в ЦБ РФ, восемь - один раз в пять дней, четыре - ежедекадно. Более 30 форм предоставляются в территориальные учреждения ЦБ РФ ежемесячно, периодичность подготовки остальных - квартал, полгода, год. Общее число отчетов, обязательных для предоставления ЦБ РФ превышает 70 позиций.

Подготовка обязательной отчетности в кредитной организации  сопровождается обработкой огромного  объема информации и отнимает много  времени квалифицированного персонала. Для многофилиальных банков объем исходных данных и трудоемкость подготовки отчетов возрастают пропорционально количеству филиалов, и наряду с отчетностью филиалов и головной конторы банк обязан предоставлять контролирующим органам сводную отчетность. В решении этой задачи особая работа, по объему и сложности превосходящая непосредственно подготовку отчетов, заключается в сборе информации, необходимой для получения отчетов.

Рассмотрим разные способы и инструменты, которые  используются для сбора учетных данных и подготовки обязательной отчетности (см. таблицу 2):

Способ 1. Сбор и обработка данных бухгалтерского учета. Обеспечивает получение только тех отчетных форм, для которых достаточно данных бухучета: форма 101, 102, 201, 603, 90х, ФОР и некоторых других.

Применяются, как  минимум, два подхода к реализации технологии:

  1. С использованием специализированных модулей в составе АБС.Способ идеально подходит нефилиальным банкам и банкам, применяющим централизованную АБС. Подготовленная отчетность из АБС выгружается в формат программ ЦБ РФ (balance, testkb, obved, klico и др.), в которых выполняется межформенный контроль до сдачи отчетов в ТУ ЦБ РФ. Безусловно, решение на основе централизованной АБС является дорогостоящим и выбирается банками, которые уже располагают такой системой.
  2. На основе Хранилища данных. Способ целесообразно использовать многофилиальным банкам, где АБС филиалов могут быть разных версий или от разных поставщиков. В этом случае для получения сводных отчетов по банку необходимо собрать, выверить, проверить актуальность и консолидировать разноформатные учетные данные. Хранилище, в котором используется форматный сбор данных, решает эту задачу наиболее эффективно. Хранилища, где сбор организован на уровне процедур репликации данных из АБС, эффективно работают, если Хранилище и АБС филиалов имеют одного производителя. Важный плюс этой технологии - возможность сверять сводную отчетность по банку в целом с отчетностью по каждому филиалу. Кроме того, отчетность филиалов можно выпускать из центрального Хранилища и пересылать в филиалы для передачи в региональные подразделения ЦБ РФ. Это позволяет гарантированно избежать расхождений в отчетах филиалов и консолидированных отчетах Головной конторы.

Для подготовки некоторых  форм обязательной отчетности только данных бухучета недостаточно. Поэтому использование первого способа возможно в комбинации с другими, которые позволяют получить отчетные формы на основе сделок и договоров.

Способ 2. Сбор и обработка учетных данных. Предназначен для подготовки отчетов на основе бухучета и данных по сделкам и договорам; к ним, например, относится отчетность по Инструкции №110-И "Об обязательных нормативах банков". Как правило, учет договоров и данных по сделкам ведется в бэк-офисных модулях АБС, в обособленных бэк-офисных системах, в базах данных и модулях собственной разработки IT-службы банка.

Возможны следующие  варианты реализации технологии:

  1. На основе интегрированной АБС от одного поставщика. Речь идет об идеальном случае, когда все бэк-офисные приложения банка разработаны одним производителем АБС. Сбор данных по сделкам для выпуска отчетов в этом случае не вызывает проблем с согласованием форматов. К сожалению, на практике такой вариант почти не встречается.
  2. На основе Хранилища данных. Как правило, состав применяемых бэк-офисных систем банка разнообразен и включает продукты разных поставщиков и зачастую программы, разработанные банковскими специалистами. После внутреннего аудита баз данных систем, в которых ведется аналитический учет операций, составляется перечень реквизитов всех видов сделок и описание информационных объектов Хранилища для учета изменений позиции по сделке в разрезе ее реквизитов. Данные по сделкам выгружаются из разнородных источников в формат Хранилища, где подготавливается отчетность для систем ЦБ РФ.Сбор всех сделок в Хранилище для банка с диверсифицированными бизнесами является сложной и всегда индивидуальной задачей, тем более, что не во всех банках данные по сделкам отражаются в аналитическом учете одинаковым образом.
  3. На основе собственных разработок, с применением MS Excel. Состав отчетов, которые сдаются в ЦБ РФ, зависит от состава банковских операций и финансовых инструментов, с которыми работает банк. Например, если банк не имеет лицензии на работу с драгоценными металлами, следовательно, не подготавливается форма 610 "Отчет об операциях с драгоценными металлами" и т.п. Чтобы собрать ограниченный набор сделок, бывает целесообразно применить "ручную" или "полуручную" технологию. Например, бэк-офисы заполняют специальные формы, чаще всего в MS Excel, в которые заносятся данные по сделкам или агрегированные показатели. Эти данные передаются в службу отчетности, где они вручную или в "полуавтоматическом" режиме вводятся либо сразу в готовые отчетные формы либо в Хранилище данных или АБС, в зависимости от принятой технологии работы банка. Для этого в карточках клиентов и лицевых счетов создаются дополнительные реквизиты, по которым в дальнейшем производятся выборки данных для расчета отчетных показателей. Ограничением использования этой технологии могут стать возможности по настройке дополнительных реквизитов в конкретной АБС. Безусловно, при таком способе возрастает влияние человеческого фактора на результат, повышается ресурсоемкость подготовки отчетов, для ручной работы привлекается квалифицированный персонал бэк-офисов и подразделений по подготовке отчетности.

Способ 3. Сбор и обработка показателей. Эта технология сегодня наиболее распространена среди банков, в том числе многофилиальных. В ее основу положен сбор из филиалов и систем автоматизации бэк-офисов рассчитанных показателей (агрегированных первичных данных). Перечень показателей вытекает из форм сводных отчетов. На основе собранных показателей в головной конторе банка выпускаются отчетные формы.

Встречаются различные  подходы к организации сбора  показателей:

  1. С использованием специализированных модулей в АБС. Сначала агрегаты вычисляются в специализированных модулях АБС филиалов и в файлах заданного формата пересылаются в головную контору. Там файлы загружаются в базу данных АБС, и на их основе выпускается сводная отчетность. Этот способ чаще всего поддерживают в своих программных решениях производители отечественных АБС. Однако, он в полной мере востребован, когда в головной конторе и удаленных подразделениях установлены интегрированные АБС одного поставщика.
  2. На основе форматного сбора в Хранилище данных. Способ предназначен для сбора показателей из различных АБС и бэк-офисных систем банков. Показатели рассчитываются в филиалах по первичным данным бухгалтерского и аналитического учетов, выгружаются или вводятся в единые формы сбора данных и отсылаются в электронном виде для загрузки и консолидации Хранилище головной конторы. В Хранилище "Контур Корпорация", например, можно настроить информационные объекты для хранения данных о формах отчетности. На их основании система автоматически генерирует Excel-шаблоны для заполнения в филиалах. Шаблоны содержат необходимые процедуры проверки вводимых данных, справочники для заполнения ячеек шаблона и процедуры выгрузки данных в XML-формат для последующей загрузки в Хранилище. Подготовка и выверка сводной отчетности, как правило, первая задача, которую решает банк, построивший Хранилище данных.
  3. На основе собственных разработок, с применением MS Excel. По принципу форматного сбора реализовано подавляющее большинство собственных разработок банков, в том числе на основе MS Excel. В свете перманентных изменений законодательной базы такой подход оправдывает себя, сокращает время на внедрение новых отчетов, исключая ожидание их реализации со стороны фирм-производителей АБС.

Способ 4. Сбор и консолидация отчетности филиалов. Технология применяется многофилиальными банками для ускорения процедуры выверки отчетов. При таком подходе чаще всего филиалы самостоятельно готовят отчеты в программах ЦБ РФ, где заранее выполняют межформенный контроль. Это позволяет снизить нагрузку на сотрудников Головной конторы в отчетный период. Затем отчеты отправляются в электронном виде в Головную контору, где могут сразу консолидироваться в программах ЦБ РФ. В этом случае ответственность за корректность отчетных показателей распределена на филиалы.

Чтобы избежать этого, используют проверку готовых отчетов, поступивших из филиалов в Хранилище данных. Отчеты загружаются в Хранилище, и консолидируются в целом по банку. В финансовых Хранилищах данных, например, в системе "Контур Корпорация", предлагается инструментарий для настройки правил консолидации и алгоритмов округления сводных показателей. После консолидации выполняется контроль подготовки сводной отчетности по банку в целом. В том числе, выполняется сравнительный анализ данных текущего и предыдущих периодов для определения разрывов и подозрительного поведения показателей. Отчеты филиалов, в которых обнаружены ошибки, исправляются в головной конторе, выгружаются в форматы ЦБ РФ и высылаются обратно в филиалы. Либо по указанию из центра филиалы сами устраняют ошибки и высылают новые версии отчетов для загрузки проверки в Хранилище. Таким простым способом достигается согласованность сводных отчетов и отчетов, которые сдают филиалы.

Низкоуровневая форма  рассмотренной технологии - сбор из филиалов отчетных форм, подготовленных в MS Excel или на твердых носителях. Она до сих пор еще встречается в банках со слабым уровнем автоматизации учета в филиалах. Эта технология является весьма трудоемкой, требует привлечения большого числа специалистов в филиалах и головной конторе. В настоящий обзор она включена исключительно для полноты.

Таблица 2. Способы  и инструменты подготовки обязательной отчетности

  Сбор и обработка  данных бухучета Сбор и обработка  учетных данных Сбор и обработка  показателей Сбор и консолидация отчетности
АБС централизованная, cпец. модуль интегрированная интегрированная, спец. модуль -
Хранилище данных процедурный, форматный  сбор процедурный, форматный  сбор форматный сбор сбор данных из программ ЦБ РФ
Собственные разработки спец. модуль MS Excel MS Excel MS Excel

Перечисленные способы  подготовки обязательных отчетов во многом перекликаются между собой. Для разных банков и разных типов отчетов одна и та же технология может оказаться избыточной, недостаточной или не подходить принципиально. На практике крайне редко встречается применение какой-то одной технологии. Обычно используется оптимальная комбинация разных способов.

28. мсфо.doc

— 47.50 Кб (Открыть, Скачать)

3. история развития АБС.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

31. управленческая отчетность.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

32. понятие ЦОД.doc

— 40.00 Кб (Открыть, Скачать)

33. составляющие цод.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

34. тенденции построения ЦОД.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

35. облачные технологии.doc

— 76.50 Кб (Открыть, Скачать)

37. цод для банка.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

38. цод банк россии.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

7. классификация абс.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

8. поколения абс.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Информационным системам в банковском деле"