Финансово-кредитный механизм регулирования инновационной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 01:19, реферат

Описание работы

Современная экономика может быть с полным основанием названа «инновационной экономикой». Разработка и внедрение новых видов продуктов, технологий и услуг становится ключевым фактором конкурентоспособности государств, регионов и отдельных предприятий. Можно говорить об особом, инновационном типе развития мировой экономики. Этот тип основан на постоянном поиске новых идей, осуществлении инноваций во всех областях общественной жизни, межфирменной научно-технологической кооперации, трансформации внутрифирменных организационных структур в сторону большей гибкости.

Содержание

Введение 3
Инновационная сфера 3
Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ 5
Источники и формы финансирования инноваций 9
Инновационная деятельность как объект инвестирования. 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Работа содержит 1 файл

реферат пэпу.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает  участие Отдел науки и образования  аппарата Президента. В 1995г. при Президенте создан Совет по научно-технической политике, являющийся консультативным органом.

Органы  законодательной власти РФ - Государственная  Дума и Совет Федерации имеют  право инициирования законов  в сфере научно-технической и инновационной деятельности. Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике.

Министерство  промышленности, науки и технологий РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала.

Министерство  экономического развития и торговли РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику.

Минфин  РФ осуществляет бюджетное обеспечение  инновационной политики и аудит  использования финансовых ресурсов.

В целом  можно сказать, что государство  выступает не только в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, но и организатора, регулятора институциональной основы инновационных взаимодействий. И это придает ему достаточно важное значение в организации инновационной деятельности. И во многом от качества государственного регулирования инновационной сферы будет зависеть инновационная активность предприятий.

 

 Источники и формы финансирования инноваций

Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки.

Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.

В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Принципы  организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

По видам собственности источники финансирования делятся на :

  • государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);
  • инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.
  • Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

  • собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,
  • привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,
  • заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

На уровне предприятия источниками финансирования являются:

  • собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);
  • привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;
  • заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

Важным  финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты

В самом общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена ниже:

Основные  организационные формы финансирования инновационной деятельности, принятые в мировой практике, представлены ниже:

Форма Возможные инвесторы Получатели  заемных средств Преимущества  использования формы Сложности использования формы  в условиях нашей страны
Дефицитное  финансирование Правительства иностранных государств. Международные  финансовые институты. Предприятия  и организации РФ Правительство Российской Федерации Возможность государственного регулирования и контроля инвестиций Нецелевой характер финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджета
Акционерное (корпоративное) финансирование Коммерческие  банки. Институциональные инвесторы Корпорации. Предприятия Вариабельность  использования инвестиций у корпорации (предприятия) Нецелевой характер инвестиций. Работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов. Высокий уровень риска инвестора
Проектное финансирование Правительства. Международные финансовые институты. Коммерческие банки. Отечественные  предприятия. Иностранные инвесторы. Институциональные инвесторы Инвестиционный  проект. Инновационный проект Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств — участников финансовых учреждений. Высокий уровень контроля Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим

Как видно  из приведенной выше таблицы, доступными формами финансирования инновационной деятельности для отдельных предприятий являются акционерное финансирование и проектное финансирование.

Под проектным финансированием обычно подразумевают такой тип организации финансирования, когда доходы, полученные от реализации проекта, являются единственным источником погашения долговых обязательств.

Как правило, инвестору бывает весьма сложно выбрать  вариант из предложенных инновационных проектов. Поэтому для минимизации проектных рисков и оптимизации параметров успешности проекта наиболее широко применяется портфельный подход, включающий разнообразные проекты, крупные и мелкие, далекие и близкие по срокам, различные по назначению и принципам реализации. Это необходимо для оптимального внедрения инновации с высокой результативностью финансово-экономических показателей, а также для успешной стратегии конкуренции фирмы. Анализ и отбор инновационных проектов осуществляются на основе совокупности методов и способов, позволяющих прогнозировать затраты для всех стадий жизненного цикла новшества с учетом различных технических решений и финансово-экономических факторов.

Еще одной  альтернативой для финансирования инновационного проекта является грант. Грант (grant) — средства, безвозмездно передаваемые спонсором организации или частному лицу для осуществления конкретного инновационного проекта.

В России существуют и работают как свои национальные, так и международные донорские организации. Каждый донор работает по своим правилам, с которыми надо считаться и уважать, поскольку речь идет о предоставлении Вам денег и инвестор заботится о том, чтобы они не были потрачены впустую.

Обратим Ваше внимание на то, что у каждой донорской организации существуют свои приоритеты, которые могут включать определенные направления деятельности, предпочтительные типы грантозаявителей, а также региональные предпочтения.

Еще одна трудность заключается в том, что усиливается конкуренция за получение доступа к донорским источникам финансирования, поскольку зачастую средства фондов-грантодателей являются единственным источником поступления новых финансовых средств для многих инновационных проектов.

 

 Инновационная деятельность как  объект инвестирования.

При принятии решения о реализации нововведения инвестор сталкивается с проблемой определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли.

Если  в качестве инвестора выступает сам инициатор инновации, то при принятии решения об инвестировании он исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние потребности производства , а также внешние факторы, к которым относится ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции.

Руководство компании — инноватора сталкивается, как минимум, с одной альтернативой инвестиций — вложить временно свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг. Таким образом, цена капитала определяется как чистая доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств.

Инновационные риски (риски инновационных проектов) связаны с инновационной деятельностью, главной целью которой является обеспечение конкурентоспособности за счет реализации инноваций. Инновационный риск является результатом совокупного действия всех факторов, определяющих различные виды рисков: научно-технических, экономических, политических, предпринимательских, социальных, экологических и др.

В процессе реализации инновационного проекта осуществляется операционная деятельность, инвестиционная деятельность и финансовая деятельность. Все виды деятельности связаны с типовыми рисками любого инвестиционного проекта.

К специфическим рискам инновационных проектов, можно отнести:

Научно-технические  риски

  1. Отрицательные результаты НИР;
  2. Отклонения параметров ОКР;
  3. Несоответствие технического уровня производства техническому уровню инновации;
  4. Несоответствие кадров профессиональным требованиям проекта;
  5. Отклонения в сроках реализации этапов проектирования;
  6. Возникновение непредвиденных научно-технических проблем.

Риски правового обеспечения проекта

  1. Ошибочный выбор территориальных рынков патентной защиты;
  2. Недостаточно «плотные» патентные защиты;
  3. Неполучение или запаздывание патентной защиты;
  4. Ограничение в сроках патентной защиты;
  5. Истечение срока действия лицензий на отдельные виды деятельности;
  6. «Утечка» отдельных технических решений;
  7. появление патентно-защищенных конкурентов.

Информация о работе Финансово-кредитный механизм регулирования инновационной сферы