Государственное регулирование инновационной деятельности на примере РОСНАНО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение и анализ основных инструментов государственного регулирования инновационной деятельности.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1.Изучить состояние инновационной политики Российской Федерации
2.Изучить инструменты государственного регулирования в трех основных формах: экономические, организационные, нормативно-правовые.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственное регулирование инновационной деятельности…….5
1.1. Инновационная политика Российской Федерации………………………...5
1.2.Организационное регулирование инновационной деятельности………...10
1.3. Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности……………………………………………………………………..15
1.4. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности…..20
Глава 2. Государственное регулирование инновационной деятельности в корпорации нанотехнологий (РОСНАНО)…………………………………….24
2.1. Характеристика проектов Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО)……………………………………………………………………...24
2.2. Использование инструментов государственного регулирования в Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО)………………………32
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 78.33 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Государственное  регулирование инновационной деятельности…….5

1.1. Инновационная  политика Российской Федерации………………………...5

1.2.Организационное  регулирование инновационной деятельности………...10

1.3. Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности……………………………………………………………………..15

1.4. Нормативно-правовое  регулирование инновационной деятельности…..20

Глава 2. Государственное  регулирование инновационной деятельности в корпорации нанотехнологий (РОСНАНО)…………………………………….24

2.1. Характеристика  проектов Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО)……………………………………………………………………...24

2.2. Использование  инструментов  государственного  регулирования в Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО)………………………32

Заключение……………………………………………………………………….39

Список использованной литературы…………………………………………...41 

Введение

    Важность  инновационной деятельности для  стабильного экономического развития и государственного регулирования  этого процесса в настоящее время признается в большинстве государств мира, включая и Россию. Для нашей страны сегодня крайне важно занять свою нишу в мировом сообществе, которая бы позволила ей пользоваться преимуществами международного разделения труда и сократить существенное технологическое отставание от передовых в технико-экономическом отношении стран. Экономический рост страны базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве ресурсов, под интенсивными факторами - повышение качества ресурсов и эффективности их использования. В современную эпоху возможности экономического роста за счет вовлечения в оборот новых ресурсов сильно ограничены. Поэтому решающее значение приобретают интенсивные факторы. Таким образом, инновации оказывают решающее влияние на макроэкономические показатели. Помимо этого они влияют на социальную стабильность, на окружающую среду, на интенсивность международного технического сотрудничества, на уровень национальной безопасности и на конкурентоспособность национальной экономики в системе мирового хозяйства. Из этого вытекает необходимость государственного регулирования инновационной деятельности. Государство должно регулировать инновационный процесс, так как в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны. В современной российской действительности наличествуют как возможности, позволяющие достаточно эффективно интегрироваться в мировую экономику, так и глубокие проблемы, тормозящие этот процесс. Россия обладает большими возможностями, но их реализация существенно затрудняется негативными факторами, часть которых досталась в наследство от командно-административной системы, часть порождена неэффективным проведением экономических и социальных реформ. Можно выделить три формы государственного регулирования инновационной деятельности: нормативно-правовое, экономическое и организационное. О них будет подробно рассказано в первой главе.

    Цель  исследования: определение и анализ основных инструментов государственного регулирования инновационной деятельности.

    Реализация  поставленной цели потребовала решения  следующих исследовательских задач:

    1.Изучить состояние инновационной политики Российской Федерации

    2.Изучить инструменты государственного регулирования в трех основных формах: экономические, организационные, нормативно-правовые.

    3.На  практике рассмотреть, как работают изученные инструменты государственного регулирования. Для решения данной задачи была использована Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО). РОСНАНО – это  масштабный государственный проект, конечной целью которого является перевод страны на инновационный путь развития и вхождение России в число лидеров мирового рынка нанотехнологий.

 

Глава 1. Государственное регулирование инновационной деятельности

1.1. Инновационная политика  Российской Федерации

    Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов, и  направлений воздействия государства  на производство с целью выпуска  новых видов продукции и технологий, а так же расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. Свидетельством развития инновационной политики в России могут выступать недавно принятые на самом высоком уровне программные документы, в первую очередь "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Основы определяют важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также систему экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность. Правовой базой Основ являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О науке и государственной научно-технической политике», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

    Целью государственной политики в области  развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. Для достижения цели государственной политики в области развития науки и технологий должны быть решены следующие основные задачи:

    1.создание  организационных и экономических  механизмов для повышения востребованности  инноваций отечественным производством,  обеспечения опережающего развития  фундаментальной науки, важнейших  прикладных исследований и разработок;

    2.совершенствование  нормативно-правовой базы научной,  научно-технической и инновационной  деятельности;

    3.адаптация  научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;

    4.рациональное  сочетание государственного регулирования  и рыночных механизмов, мер прямого  и косвенного стимулирования  научной, научно-технической и  инновационной деятельности при  реализации приоритетных направлений  развития науки, технологий и техники;

    5.совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;

    6.поддержка  научных исследований и экспериментальных  разработок в приоритетных направлениях  развития науки, технологий и  техники с учетом мировых тенденций  в этой сфере;

    7.укрепление  научно-исследовательского сектора  Высшей школы;

    8.активизация  деятельности по передаче знаний  и технологий между оборонным  и гражданским секторами экономики,  развитие технологий двойного  применения и расширение их  использования;

    9.ускоренная  реализация научных и научно-технических  достижений, способствующих предотвращению  возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них;

    10.разработка  и модернизация вооружения, военной  и специальной техники, содействие  развитию оборонно-промышленного  комплекса;

    11.совершенствование  технических средств, форм и  способов борьбы с терроризмом,  в том числе с международным.

    Важнейшими  направлениями государственной политики в области развития науки и технологий являются: 

    1.развитие  фундаментальной науки, важнейших  прикладных исследований и разработок;

    2.совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

    3.формирование  национальной инновационной системы;

    4.повышение  эффективности использования результатов  научной и научно-технической  деятельности;

    5.сохранение  и развитие кадрового потенциала  научно-технического комплекса;

    6.интеграция  науки и образования;

    7.развитие  международного научно-технического  сотрудничества.1

    Старт на активную модернизацию был дан  Президентом страны Д.А.Медведевым на прошедшем 18 июня 2009 года в офисе  «Лаборатории Касперского» первом заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Комиссию возглавил глава государства. Он выделил 5 главных направлений работы комиссии, которые, по его мнению, необходимо развивать для «технологического прорыва»:

    1.энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива,

    2.ядерные технологии,

    3.космос, прежде всего связанные с телекоммуникациями, включая, ГЛОНАСС и программу развития наземной инфраструктуры,

    4.медицина, прежде всего диагностическое оборудование, а также лекарственные средства,

    5.стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения.

    В ноябре 2009 года на XI Съезде партии «Единая Россия» ведущая политическая сила страны поддержала предложенные Президентом идеи как стратегические векторы экономической модернизации страны.

    Курс  на консервативную модернизацию, заявленный партией «Единая Россия», достаточно точно отражает реальность «модернизационных  прорывов» в большинстве стран  мира.2

____________

1."Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" (утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. N Пр-576);

2. http://www.ntsr.inf

    Основой социально-экономической модернизации является, в первую очередь, развитие инновационной сферы экономики. Практика развитых стран показывает, что наибольшую роль в развитии научно-технического развития играют именно регионы, формирующие  на своих территориях необходимую  инновационную инфраструктуру. Основным инструментом инновационной политики при этом выступают региональные инновационные программы. В Саратовской  области с начала 2010 году действует  областная инновационная научно-техническая  программа "Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010 - 2014 годы", принятая постановлением Правительства  Саратовской области от 14 октября 2009 г. №502-П.

    Опираясь  на информацию Федеральной службы государственной  статистики, в соответствии с которой  ВРП Саратовской области в 2007 году составил 261682.9 млн. руб., получаем, что доля исследований и разработок в ВРП Саратовской области  в 2007 году составляла 0,57%. Для сравнения: в целом по России доля исследований и разработок в ВВП в 2007 году составила 1,12%, в Тверской области – 5%.1

    В мире складываются 4 главных центра научного прогресса – США (35% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский Союз (24%), Япония и Китай (примерно по 12%). К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров не входит – на нашу долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности. Таким образом, Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза – в 12 раз, от Китая – в 6,4 раза, от Индии – в 1,5 раза

    Мировые расходы на фундаментальную науку  и НИОКР вырастут на 3,6% в 2011 году и составят 1,2 трлн. долларов, прогнозирует американская

____________

1.Аналитический доклад «Областная инновационная научно-техническая программа "развитие высоких технологий в саратовской области на 2010 - 2014 годы и задачи региональной инновационной политики», 2010г.

некоммерческая  исследовательская организация "Мемориальный институт Баттель" (Battelle Memorial Institute).

    Затраты США на науку и НИОКР составят в следующем году треть от общего объема - 405,3 млрд. долларов, или около 2,7% американского ВВП. Вместе с тем темпы роста замедляются - в 2010 году затраты на НИОКР составили 3,2% ВВП США, в 2011 году они увеличатся в номинальном выражении на 2,4%.

    Китай потратит на исследования и разработки 153,7 млрд. долларов в 2011 году (1,4% ВВП), по сравнению со 141,4 млрд. долларов в  этом году, и выйдет на второе место  в мире, потеснив Японию. Расходы  на НИОКР в Японии вырастут с 142 млрд. долларов до 144,1 млрд. долларов (3,3% ВВП).

    Доля  Азии в общемировых затратах на НИОКР  продолжает расти. Эта тенденция  наметилась еще пять лет назад, в  первую очередь, благодаря тому, что  Китай увеличивал расходы на науку  в среднем на 10% в год.1

    Темпы роста расходов на НИОКР в США, Японии и Германии существенно ниже, чем в Китае, России, Южной Корее, Индии и Бразилии, поэтому страны с развивающейся экономикой имеют  все шансы в будущем несколько  потеснить не только развитую Европу, но и США. Чтобы повысить конкурентоспособность  экономики нашей страны на международном  рынке, местные предприниматели  должны серьезно задуматься о вложениях  в научно-исследовательские работы. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности на примере РОСНАНО