Государственное регулирование инновационной деятельности на примере РОСНАНО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение и анализ основных инструментов государственного регулирования инновационной деятельности.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1.Изучить состояние инновационной политики Российской Федерации
2.Изучить инструменты государственного регулирования в трех основных формах: экономические, организационные, нормативно-правовые.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственное регулирование инновационной деятельности…….5
1.1. Инновационная политика Российской Федерации………………………...5
1.2.Организационное регулирование инновационной деятельности………...10
1.3. Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности……………………………………………………………………..15
1.4. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности…..20
Глава 2. Государственное регулирование инновационной деятельности в корпорации нанотехнологий (РОСНАНО)…………………………………….24
2.1. Характеристика проектов Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО)……………………………………………………………………...24
2.2. Использование инструментов государственного регулирования в Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО)………………………32
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 78.33 Кб (Скачать)

    По программе «Ставка» Фонд компенсирует часть процентной ставки по кредиту или лизингового платежа предприятиям, реализующим проекты инновационного характера. Программа направлена на те предприятия, которые планируют получить (или получили в 2005 году) банковский кредит в любом действующем банке России на проект, в рамках которого реализуется ИиР, или приобрести оборудование по схеме лизинга.

    В последние годы налоговая политика в Российской Федерации последовательно  двигалась в указанном направлении. В результате, законодательство о налогах и сборах уже сегодня содержит большое

____________

1. http://www.minfin.ru/ru/

количество  инструментов, направленных на поддержку  инноваций, включая поддержку активности налогоплательщиков в области осуществления  научных исследований и (или) опытно-конструкторских  разработок.

    Ниже  приведен лишь краткий перечень мер  поддержки, принятых в последние  годы:

    - сокращен до 1 года срок принятия  к вычету расходов на НИОКР  при определении налоговой базы  по налогу на прибыль организаций;

    - отменено ограничение по списанию  расходов на НИОКР, не давших положительного результата;

    - увеличен до 1,5% от выручки (втрое  по сравнению с действовавшим  ранее) норматив расходов на  НИОКР, осуществляемых в форме  отчислений на формирование Российского  фонда технологического развития  и других отраслевых фондов;

    - введена возможность ускоренной  амортизации основных средств  с помощью "амортизационной  премии";

    - предоставлена возможность применения  нелинейного (ускоренного) метода  начисления амортизации, позволяющего  отнести на расходы до 50% первоначальной стоимости основных средств;

    - разрешен перенос убытков на  будущее для организаций, применяющих  общий и специальные налоговые  режимы;

    - действуют льготы по НДС, налогу  на прибыль организаций, налогу  на имущество организаций, земельному  налогу и страховым взносам  для резидентов особых экономических  зон;

    - освобождена от НДС передача  исключительных прав и прав  на основе лицензионного договора  на изобретения, промышленные  образцы, программы для ЭВМ,  ноу-хау;

    - освобожден от НДС и таможенных  пошлин ввоз технологического  оборудования, аналоги которого  не производятся в Российской  Федерации.1

____________

1. http://www.economy.gov.ru

    Для  подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности не хватает квалифицированных преподавательских кадров, значителен разброс в уровне их квалификации, недостаточна учебно-методическая и материально-техническая база, не сформировано общественное мнение о необходимости такой подготовки. Для преодоления этих проблем был создан на базе Академии социального управления Координационный Центр кадровой поддержки инновационной деятельности. Деятельность Центра направлена на решение следующих задач:

  • координация деятельности региональных Центров кадровой поддержки;
  • организация маркетинг-услуг в сфере подготовке кадров для инновационной деятельности;
  • информационное и PR-сопровождение системы кадровой поддержки инновационной деятельности;
  • формирование баз данных об учреждениях, осуществляющих подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров для инновационной деятельности, реализуемых образовательных программах.

    Центр работает в сотрудничестве с Министерством экономического развития, Министерством образования и Министерством промышленности и науки.1 
 
 
 
 
 
 

____________

1.http://ckp.momos.ru/ 

1.4. Нормативно-правовое  регулирование инновационной  деятельности    

Нормативно-правовые инструменты государственного регулирования инновационной деятельности:

  • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,
  • гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.
 

    Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осущестляется на базе Конституции  РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых  в соответствии с ними законов  и иных нормативных правовых актов  РФ и субъектов РФ, а также международных  договоров РФ, относящихся к инновационной  деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности.1

    Законов и подзаконных актов, регулирующих различные стороны инновационного развития, за последние годы принято немало. К 2010 году  в копилке правовых актов, устраняющих барьеры на пути инновационного развития и создающих стимулы к такой деятельности, насчитывалось несколько федеральных законов. В сфере защиты прав интеллектуальной собственности действуют:  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвёртая (с 01.01.2008 г.), 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (от 29.07.2004 г., ред. от 24.07.2007 г.), 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» (от 25.12.2008 г.), 316-ФЗ «О патентных поверенных» (от 30.12.2008 г.).

____________

1.Учебник / Л. С. Барютин и др.; под ред. А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. 2-е изд. Перераб. И доп. — М.: ЗАО «Издательство "Экономика" ", 2006.

    Институты инновационной инфраструктуры регулируются 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (от 07.04.1999 г.), 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» (от 22.07.2005 г.), 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» (от 19.07. 2007 г.), 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (от 02.08 2009 г.).

    К сфере налогового стимулирования можно отнести 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» (от 19 июля 2007 г.).

    Сфера науки и научно-технической деятельности регулируется 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (от 23.08.1996 г., ред. от 04.12.2004 г.).

    Есть  ещё отдельные инновационные правовые нормы. Речь идёт о стимулах ускоренной амортизации и таможенных льготах на некоторые виды высокотехнологичной продукции, о введении новых технологий энергосбережения, о расширении списка видов бизнеса, начинать которые можно в уведомительном порядке и т.д.

    Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений  между субъектами инновационной  деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

  • договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,
  • договоров на выполнение проектных и изыскательских работ,
  • договоров строительного подряда,
  • договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности,
  • договоров страхования инновационных рисков,
  • договоров (контрактов) с инвесторами,
  • и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.
 

    Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:

  • инновационных прогнозов
  • инновационных стратегий
  • инновационных программ
  • инновационных проектов.

   Инновационный прогноз - это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.). Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.

   Инновационная стратегия - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности. Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ. Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.

   Инновационный проект - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.

   Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

   На  основании инновационной стратегии  Правительство РФ разрабатывает  государственную инновационную  программу, которая является составной  частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.    

   Государственная (федеральная) инновационная  программа включает в себя:

  • федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям,
  • крупные инновационные проекты,
  • федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры.

   Инновационные проекты включаются в государственную  инновационную программу на основании  конкурсного отбора, участие в  котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической  и экологической экспертизе, предметом  которой является их новизна, социально-экономическая  и экологическая эффективность.1

   Органы  государственной власти субъектов  РФ разрабатывают региональные и  межрегиональные инновационные  программы.

   Основной  правовой формой государственного регулирования  являются правовые акты. Это многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок создания и внедрения  инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры. 
 
 
 
 
 

____________

1. http://www.innovbusiness

 

Глава 2. Государственное регулирование инновационной деятельности в корпорации нанотехнологий (РОСНАНО)

2.1. Характеристика проектов  Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО).

    Современная тенденция к миниатюризации показала, что вещество может иметь совершенно новые свойства, если взять очень маленькую частицу этого вещества. Частицы размерами от 1 до 100 нанометров обычно называют «наночастицами». Так, например, оказалось, что наночастицы некоторых материалов имеют очень хорошие каталитические и адсорбционные свойства. Другие материалы показывают удивительные оптические свойства, например, сверхтонкие пленки органических материалов применяют для производства солнечных батарей. Тщательно очищенные наночастицы могут самовыстраиваться в определённые структуры. Такая структура содержит строго упорядоченные наночастицы и также зачастую проявляет необычные свойства.

    Нанотехнология  определяется как совокупность методов  и приемов, обеспечивающих возможность  контролируемым образом создавать  и модифицировать объекты, включающие компоненты с размерами менее 100 нм, хотя бы в одном измерении, и  в результате этого получившие принципиально новые качества, позволяющие осуществлять их интеграцию в полноценно функционирующие системы большего масштаба.

    В июле 2007 года специальным Федеральным законом от 19 июля 2007 года № 139-ФЗ была учреждена Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», созданная для развития нанотехнологий. В 2007 году правительство Российской Федерации внесло имущественный взнос в размере 130 млрд рублей для обеспечения деятельности корпорации. Официально зарегистрирована 19 сентября 2007 года.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности на примере РОСНАНО