Инновации в промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить формы сотрудничества в области научных исследований организации.
Задачи работы состоят в рассмотрении основных организационных форм сотрудничества в сфере разработки инноваций и осуществления научных исследований, описании процесса разработки инновации.

Содержание

Введение 3
1 Совершенствование форм сотрудничества в области научных исследований организации 5
1.1 Основные организационные формы сотрудничества 5
1.2 Сообщества практики 14
2 Описание инновации и характеристика этапов её разработки 19
2.1 Описание нововведения 19
2.2 Восприимчивость инновации 20
2.3 Выбор источника финансирования и этапы инновационного процесса 23
2.4 Управление рисками инновационного проекта 25
Заключение 27
Список использованных источников 28

Работа содержит 1 файл

Инновации-v8.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

     Становление экономики, основанной на знаниях, побуждает  профессиональные и производственные ассоциации дополнить традиционный перечень функций (которые можно назвать институциональными), новыми задачами и функциями, связанными с управлением знаниями:

  • повышение квалификации и обучение;
  • обмен опытом и знаниями.

     Отметим, что существующие производственные ассоциации относятся к двум типам организаций:

  1. объединение директоров предприятий;
  2. объединение коллективов предприятий.

     Для второго типа ассоциаций осуществление  институциональных функций, конечно, является прерогативой топ-менеджеров и владельцев фирм. Однако в этих ассоциациях мероприятия по обмену опытом и повышению квалификации проводятся не только для руководителей, но и для рядовых работников предприятий.

     Виртуальные предприятия

     В последнее время все больше исследований посвящено изучению виртуальных предприятий (ВП). Концепция ВП впервые появилась в западной литературе около 10 лет назад и диапазон трактовок нового термина чрезвычайно широк.

     Под виртуальным предприятием понимается динамическая открытая бизнес-система, основанную на формировании юридически независимыми предприятиями единого информационного пространства с целью совместного использования своих технологических ресурсов [3, стр. 30].

     Создание  ВП стало возможно в связи с  распространением новых информационных технологий (ИT), и особенно Интернета, как информационной инфраструктуры поддержки ВП.

     ВП  первоначально разделялись по сотрудничеству в области закупок и  кооперации в области производства, к этой проблематике относилось создание электронных торговых площадок, общих диспетчерских служб. Партнерство предприятий в рамках ВП позволяет обеспечить:

  • скорость и своевременность выполнения заказов;
  • снижение совокупных затрат за счет эффективного использования ключевых компетенций;
  • более полное удовлетворение потребностей заказчика.

     Очень важным конкурентным преимуществом ВП является возможность для каждого участника действовать на рынке либо от своего имени, либо от имени виртуального предприятия. Ясно, что коллективному субъекту легче получить доступ к необходимым ресурсам. С другой стороны заказчик осознает, что взаимодействие с ВП снижает риск несвоевременного и некачественного выполнения работы.

     Современные технологии сотрудничества в Интернете

     Традиционные  интернет-технологии общения (электронная  почта, форумы) подготовили почву  для революционных изменений в социальной сфере. Появление новых технологий (так называемого социального программного обеспечения – Блоги, Вики) привело к стремительному росту числа виртуальных (он-лайн, интернет) сообществ. Простота, доступность и дружественность новых программных средств представляют любому пользователю интернета широкие возможности для создания своего журнала (блог) или участия в коллективной работе с помощью Вики.

     Огромную  популярность уже успели завоевать, недавно появившиеся технологии построения и развития социальных сетей (social networking). В интернете создано уже десятки сайтов с общим числом участников порядка 200 миллионов. В каждом таком сайте строится социальная сеть позволяющая пользователю найти нужного человека, используя связи своих друзей и знакомых (в сети находится путь, связывающий индивида с нужным человеком и состоящий из нескольких звеньев).

     Технологии  социальных сетей начинают широко использоваться в профессиональной и бизнес среде. Так в Рунете компания HeadHunter создала сайт www.webby.ru , который позволяет зарегистрированному пользователю искать необходимых деловых партнеров и клиентов, получать консультации и экспертные оценки, собирать информацию о работодателях.

     В крупных корпорациях все активнее используются Блоги и Вики, что постепенно формируют новую культуру бизнеса, основанную на сотрудничестве, участии в коллективных формах обучения и обмена знаниями.

     В бизнес-сообществе меняется в положительную  сторону отношение к проектам, реализуемым на основе принципов  самоорганизации и добровольного участия специалистов, опирающихся на инициативу идущую снизу. К наиболее успешным проектам такого рода относится создание энциклопедии Wikipedia, содержащей уже более 1,5 миллиона статей, подготовленных десятками тысяч энтузиастов.

     В среде программистов растет число  сторонников политики открытого  кода (open source – открытое программное обеспечение). Только на сайте www.sf.net зарегистрировано около 1,5 миллиона программистов, готовых бесплатно участвовать в создании программных продуктов (на этом сайте уже создано более 50 000 программных продуктов).

     Постепенно, политика открытого кода (которую  можно рассматривать как социальное движение) меняет корпоративную культуру. Так в корпорации Ксерокс в 2001 г. насчитывалось более чем 70000 служащих и около 4000 программистов, большинство из которых следовало правилам «ксерографии»– корпоративной культуре, основанной на секретности разработок. В 2001 г. в компании Ксерокс начался проект CodeX, основанный на принципах политики открытого кода. Более 1300 программистов самостоятельно осуществили разработку более 200 проектов. Инициатива сотрудников компании Ксерокс, действующих практически независимо от существующей системы корпоративного планирования и контроля, позволила фирме сэкономить только в 2001г. порядка $3000000.

     В интернете под различными названиями появляется все больше виртуальных  сообществ: сети знаний, творческие сети (creative networks), виртуальные институты и лаборатории. Публикуется огромное число работ, посвященных таким научным направлениям, как параллельное проектирование (concurrent engineering), интеллектуальные организации, коллективный интеллект и т.д.  В англоязычной литературе можно нередко встретить такие термины, как VE (virtual enterprise), OKC/VKC (online/virtual knowledge community), COIN – collaborative innovation network, knowledge sharing community и т.д.

     Термины сообщество и сеть используются практически  как синонимы. На наш взгляд, целесообразно  ввести определенные различения в использование  этих базовых понятий.

     Сообщество  – это социальная система, основанная на самоорганизации. Основными качествами социальной системы являются целостность  и наличие границы, отделяющей систему  от окружающей среды.

     Для сети определяющим является структура  взаимосвязи ее элементов. По определению, сеть не имеет границы.

     Таким образом, если для исследователя  важна целостность изучаемого объекта, то лучше использовать понятие - сообщество. При анализе структуры взаимодействия элементов целесообразно пользоваться термином сеть.

     В литературе рассматриваются региональные сообщества (объединяющие людей по месту жительства), сообщества по интересам. Однако специалисты по теории управления знаниями наибольшее внимание уделяют сообществам практики – объединениям людей, стремящимся к общим профессиональным или производственным целям.

     1.2 Сообщества практики

 

     За  рубежом активно развиваются  новые формы сотрудничества специалистов – сообщества практики (Community of Practice). Под сообществом практики понимается виртуальный, постоянно действующий семинар для специалистов в достаточно узкой области деятельности. Основными задачами сообществ практики (СоР) являются:

     - обмен опытом, знаниями, информацией;

     - повышение квалификации, коллективное обучение;

     - обмен идеями, повышение креативности  сотрудников и

     создание  нового знания.

     За  последние годы в крупных зарубежных фирмах (British Petroleum, Shell, SAP, Caterpillar и др.) созданы и успешно функционируют тысячи сообществ практики. Они объединяют десятки инженерно-технических сотрудников или менеджеров данной фирмы, занимающихся близкой проблематикой, но работающих в различных подразделениях фирмы, которые могут располагаться в разных городах и странах.

     Предполагается, что сотрудники корпорации сотрудничают друг с другом, в рамках сообществ практики, добровольно и бескорыстно (также как в японских кружках качества). Раскрепощая инициативу рядовых сотрудников, сообщества практики позволяют резко повысить инновационный потенциал компании. Сообщества способствуют существенной интенсификации обмена знаниями, за счет преодоления вертикальных и горизонтальных внутрифирменных структурных барьеров.

     Каждая  крупная компания создает собственную  разветвленную систему повышения  квалификации, проводит регулярные мероприятия по переобучению своих сотрудников. Более того, руководство солидных фирм понимает, что сегодня невозможно обеспечить должный уровень конкурентоспособности без внедрения систем управления знаниями, разработка которых требует значительных затрат. Почему же современные корпорации допускают стихийное создание в своей среде множества самоорганизующихся сообществ?

     Анализ  результатов внедрения систем управления знаниями показал, что традиционные подходы полезны для явных, формализуемых (кодифицируемых) знаний. Однако в современных условиях все более очевидной становится важность неявных, трудно формализуемых знаний, основанных на опыте и интуиции индивида. Оказалось, что обмен неявными знаниями, обсуждение новых идей, разработка инновационных концепций и предложений осуществляются значительно эффективней в неформальной среде сообщества практики.

     Ключевым  фактором, обеспечивающим эффективность  деятельности сообщества, является готовность участников делится с коллегами  своими знаниями и опытом. Как правило, члены сообщества понимают, что участие в обмене знаниями является необходимым условием для успешной карьеры. Многие члены сообществ полагают, что их знания принадлежат компании и поэтому активно участвуют в создании общей базы знаний – своего рода энциклопедии производственного опыта.

     Большинство специалистов по управлению знаниями считает, что явное вмешательство  администрации предприятия в  деятельность сообществ практики контрпродуктивно [5].

     Если  в конце 90-х г.г. считалось, что  сотрудники должны тратить на сообщество практики свое свободное время, то в последние годы администрация предприятий специально выделяет на эту деятельность часть бюджета рабочего времени сотрудников (обычно несколько часов в неделю). Таким образом, деятельность сообществ практики поощряется не только моральными, но и материальными стимулами. Отметим, что использование премиальных систем не всегда оказывается полезным.

     Безусловно, администрация компании помогает обеспечивать деятельность сообществ, предоставляя им ресурсы корпоративного портала, помещения для проведения семинаров. Администрация также участвует в разрешении конфликтов между участниками сообществ, определяет правила пользования интеллектуальными активами.

     Значительно сложнее организовать сообщество практики для специалистов, работающих в разных организациях. Ведь интересы этих организаций могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Возникают проблемы утечки информации и переманивания специалистов. Возможна утрата интеллектуальных активов.

     За  рубежом существуют и успешно  функционируют сообщества практики, объединяющие работников малых и  крупных фирм, входящих в один стратегический альянс.

     В следующем параграфе подробно описан опыт создания сообществ практики для  специалистов по информационным технологиям, работающих в разных, не связанных между собой организациях. Имеется только одно ограничение - эти организации не должны специализироваться в сфере ИТ.

     Создание  и функционирование сообществ практики для малых и средних предприятий, среди которых возможна конкуренция, является наиболее сложной задачей.  Успешное функционирование подобных сообществ требует глубокой интеграции процессов межфирменной кооперации и сотрудничества специалистов.

     Поиск кооперативных стратегий для  малого предприятия стимулируется острым дефицитом почти всех видов ресурсов. В этих условиях целесообразно частичное объединение ресурсов малых предприятий, которые сохраняют при этом все возможности для осуществления самостоятельной деятельности. Если одна из фирм сообщества имеет временно свободные ресурсы (специалистов, оборудование, технологии), то другие партнеры могут использовать эти ресурсы на основе устных или упрощенных письменных соглашений.

     Таким образом, создается новая  организационная  форма – сообщество практики для фирм (СоPF). Переход к новой организационной форме требует поэтапной интеграции процессов межфирменной кооперации и сотрудничества специалистов. 

     Этап 1. На начальном этапе сотрудничества создается сообщество практики для  руководителей предприятий. Целью сообщества является обмен знаниями и опытом в сфере менеджмента и маркетинга. Организуются семинары по актуальным для сообщества проблемам, с приглашением опытных консультантов и экспертов. Проводятся различные мероприятия для обучения руководителей и ведущих сотрудников предприятий. Финансирование деятельности сообщества осуществляется в форме организационных взносов или с помощью спонсоров.

Информация о работе Инновации в промышленности