Инновационная Россия – 2020

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

Работа содержит 1 файл

Проект.docx

— 280.25 Кб (Скачать)

Несмотря  на выдающиеся успехи отдельных российских ученых, Россия все хуже

представлена  в мировой науке. Так, уже в 2008 г. на Россию приходилось всего 2,48%

научных статей (публикуемых в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of

Science), тогда как на Францию – 5,5%, Германию – 7,5%, Китай – 9,7%. По своему

удельному весу в общем объеме научных публикаций Россия находилась между

Бразилией (2,59%) и Нидерландами (2,46%). Низкими остаются и удельные показатели

научной результативности. Так, в Сингапуре на одну статью в  международно признанных

изданиях  приходится 3,6 активных исследователя, в Германии и Франции - 3,5

исследователей, в Аргентине - 5,8, в Японии – 9,2. В  России этот показатель составляет

16,4 (в Китае,  для сравнения, 13,2).

Сохраняется и достаточно низкий уровень цитирования  работ российских ученых,

что говорит  о недостаточной их востребованности мировым научным сообществом. За

период 2004-2008 годов в среднем на одну статью, опубликованную российскими

авторами (или  с их участием), приходилось лишь 2,4 ссылки со стороны ученых всего

мира. Для  сравнения, для Китая этот показатель равен 2,95, для Японии – 4,64, Франции  –

5,53, Германии  – 6,1. Если доля России в  общемировом числе публикаций  в научных

журналах  составляла 2,48%, то ее доля в общемировом  числе цитирований в научных

журналах  составила за 2004-2008 годы лишь 0,93%. При  этом «стоимость» одной

российской  публикации (соотношение внутренних затрат на исследования и разработки и

Инновационная Россия – 2020 15

общего числа  научных публикаций) росло в 2000х  гг. опережающими темпами и

составляла  уже в 2008 г. 848 тыс. долл. США по сравнению, например, с 221 тыс. долл.

США в Польше.

Государство и среда

Государственная власть пока в целом неинновационна, и при этом не достигла

значимых  успехов в создании «инновационного  климата» в стране. Несмотря на

значительный  масштаб предпринятых в последние  годы мер по поддержке

инновационной активности, переломить сложившиеся  негативные тенденции пока не

удалось.

Неинновационный характер государства в первую очередь выражается в

недостаточном объеме финансирования научной и  инновационной сферы (ассигнования

на гражданскую  науку из средств федерального бюджета  в 2009 г. составили 0.56% ВВП). В

отличие от стран с развитой инновационной  системой недостаточно развита система

частно-государственного партнерства в реализации инновационных проектов бизнесом:

доля организаций, получающих финансирование из бюджета  на эти цели, составляет в

России 0,8% (в  Германии – 8,8%, в Бельгии – 12,7%). Также  недостаточная поддержка

оказывается созданию малого инновационного бизнеса. (Объем программ Small Business

Innovation Research (SBIR) Program и Small Business Technology Transfer (STTR) Program в

США составляет 2 млрд. долл., в России «инновационный»  компонент федеральной

программы поддержки  малого инновационного бизнеса эквивалентен примерно 67 млн.

долл., размеры  Фонда содействия развитию малых  форм предприятий в научно-

технической сфере – примерно 113 млн. долл.

Существующая  система государственных закупок (как нормативная база, так и

сложившаяся практика) пока скорее препятствует доступу  инновационной продукции в

систему госзаказа.

Отдельной проблемой  является неприспособленность системы  государственной

статистики  к целям управления инновационным  развитием. Статистические данные,

отражающие  ключевые параметры инновационного развития становятся доступными с

лагом в несколько  лет. Сама структура статистических показателей во многом отражает

задачи государственного управления индустриальной эпохи и  не вполне соответствует

задачам текущего дня. Актуальное представление о  состоянии и тенденциях развития в

инновационной сфере сегодня можно составить  в основном по результатам опросов  и

обследований, которые проводятся несистематически по инициативе общественных

организаций и частных компаний.

Действующее государственное регулирование  предпринимательской

деятельности  в целом и инновационной деятельности в частности пока характеризуется

скорее враждебностью  по отношению к бизнесу. Это видно  как из различного рода

рейтингов инвестиционного  климата, комфортности ведения бизнеса, «высоты»

административных  барьеров (интегральныйрейтинг Doing Business (Ведение бизнеса):

Россия в 2010 году на 130 месте из 183; Индекс глобальной конкурентоспособности

Инновационная Россия – 2020 16

Всемирного  экономического форума: Россия в 2010 г. на 63 месте из 133), так и из

показателей официальной статистики по созданию новых предприятий (рост количества

предприятий с 2005 г. по 2009 г. темпом 2% в год). Качество налогового и таможенного

регулирования и администрирования носят «репрессивный» по отношению к

инновационному  бизнесу характер, несмотря на принятые меры по налоговому

стимулированию  инновационной активности. В целом  выросла нагрузка по налоговым и

неналоговым платежам на бизнес по результатам  перехода от ЕСН к страховым платежам.

При этом в  системе государственного управления хоть и недостаточно быстро, но

внедряются  инновации – безбумажные технологии, предоставление государственных

услуг в электронной  форме, «электронное правительство».

Инфраструктура

Инфраструктура  инновационной деятельности в России в целом сравнительно

развита. За последние 10 лет по всей стране при  поддержке государства созданы  сотни

объектов  инновационной инфраструктуры –  технопарков, бизнес-инкубаторов, центров

трансфера технологий, центров коллективного пользования и т.д.

В частности, общее число ЦКП к концу 2008 года достигло 75, в них

сконцентрировано  около 2500 единиц оборудования, общая  стоимость которого

составляет  более 11 млрд. рублей. В 2005-2007 годах при  государственной поддержке на

общую сумму 239 млн. рублей было создано более 100 центров трансфера технологий. В

рамках государственной  программы поддержки малого и  среднего предпринимательства

создано 34 инновационных  бизнес-инкубатора, при этом общие расходы федерального

бюджета составили 863 млн. рублей. Кроме того, действуют  более 140 инновационно-

технологических центров и технопарков, в рамках государственной программы создания

технопарков в сфере высоких технологий выделены средства на создание 9 технопарков.

Начали действовать  технико-внедренческие особые экономические  зоны.

Инновационная инфраструктура сформирована практически  в каждом вузе. В то же

время, эффективность  использования инфраструктуры остается пока на недостаточном

уровне, прежде всего она ограничена стагнацией спроса на инновации со стороны

российских  компаний.

***

Общий вывод  по текущей ситуации с факторами  инновационного развития

России –  несмотря на предпринятые Правительством Российской Федерации усилия, в

российской  экономике не сформировалась окончательно тенденция инновационного

поведения бизнеса. Поставленные в предыдущей Стратегии  развития науки и инноваций

в Российской Федерации до 2015 года целевые показатели, связанные с расширением

инновационной активности компаний реального сектора, в том числе, вследствие

замедления  роста, обусловленного кризисом 2008 - 2009 годов, в основном не

достигнуты. (внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП планировалось

довести к 2010 г. до 2%, удельный вес инновационной  продукции в общем объеме

Инновационная Россия – 2020 17

продаж промышленной продукции на внутреннем рынке планировался в 2010 г. на

уровне 15% (достигнуто 9,4), удельный вес инновационной продукции  в экспорте

промышленной  продукции планировался в 2010 г. на уровне 12%, удельный вес

предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем их числе должен

был составить 15% в 2010 г.),

Созданная за последние году весьма развитая инновационная  инфраструктура не

задействована в полной мере компаниями реального  сектора.

Критическими  проблемами инновационного развития сегодня  являются

создание  мотивов инновационного поведения  всех субъектов экономики и углублении их

кооперации  с сектором исследований и разработок, с опорой на созданную и

развивающуюся инновационную инфраструктуру.

Рисунок. Позиция России в международном сопоставлении развития науки и

инноваций. ОЭСР – 100%.

Инновационная Россия – 2020 18

II. Цели и задачи  Стратегии. Этапы реализации

Цели  и задачи

Цель  Стратегии – перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь

развития, характеризующийся  следующими основными показателями:

доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40

- 50 процентов  в 2020 году (в 2009 году – 10,4 процентов);

доля России на мировых рынках высокотехнологичных  товаров и услуг (в том

числе атомная  энергетика, авиатехника, космическая  техника и услуги,специальное

судостроение  и т.д.) достигнет не менее 5 - 10 процентов  в 5 - 7 и более секторах к 2020

году;

удельный  вес экспорта российских высокотехнологичных  товаров в общем

мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров  увеличится до 2 процентов в

2020 году (в  2008 году – 0,35 процента);

валовая добавленная  стоимость инновационного сектора  в валовом внутреннем

продукте  составит 17 - 20 процентов в 2020 году (в 2009 году – 11,8 процентов);

удельный  вес инновационной продукции  в общем объеме промышленной

продукции увеличится до 25 - 35 процентов в 2020 году (в 2009 году - 12,4 процента);

внутренние  затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5 - 3 процентов

валового  внутреннего продукта в 2020 году (в 2009 году – 1,24%), из них больше половины

- за счет  частного сектора.

доля российских исследователей в общемировом числе  публикаций в научных

журналах  повысится до 5 процентов в 2020 году (в 2008 году - 2,48%);

средняя цитируемость научных работ российских исследователей повысится до 5

ссылок на статью в 2020 году (в 2009 году 2,4 ссылки на статью);

не менее 5 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов

согласно  международным рейтингам (в 2009 –  ни одного);

количество  патентов, ежегодно регистрируемых российскими  физическими и

юридическими  лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии превысит в 2020 году

2,5 - 3 тысячи (В 2008 году – 63);

доля средств  в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет

выполнения  НИР и НИОКР, достигнет 25%;

доля средств  на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме

средств, направляемых на научные исследования, увеличится до 30%;

Инновационная Россия – 2020 19

Общий экономический  рост и темпы инновационного развития при этом будут

все более  взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится  в

основной  источник экономического роста через  повышение прозводительности всех

факторов  производства во всех секторах экономики, расширение рынков и повышение

конкурентоспособности продукции, через создание новых  отраслей, наращивание

инвестиционной  активности, роста доходов населения  и объемов потребления и т.д. По

оценкам, инновационное  развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта

ежегодного  экономического роста сверх «инерционного» сценария развития, начиная с

2015 года. С  другой стороны, экономический  рост расширит возможности для  появления

новых продуктов  и технологий, позволит государству  увеличить инвестиции в

человеческий  капитал (прежде всего, в образование  и фундаментальную науку), в

поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие  на темпы

инновационного  развития.

Ключевыми задачами Стратегии являются:

1) Наращивание  человеческого потенциала в сфере  науки, образования,

технологий  и инноваций. Эта задача включает повышение восприимчивости населения  к

инновациям  – инновационным продуктам и  технологиям, радикальное расширение

«класса»  инновационных предпринимателей, создание в обществе атмосферы

«терпимости»  к риску, пропаганда инновационного предпринимательства и научно-

технической деятельности. Адаптация всех ступеней системы образования для целей

формирования  у населения с детства необходимых  для инновационного общества и

инновационной экономики знаний, компетенций, навыков  и моделей поведения,

формирование  системы непрерывного образования  Для инновационной экономики

нужен «инновационный человек» - не только способный в полной мере использовать

достижения  науки и техники, но и ориентированный  на создание инноваций, внедрение

их во все  сферы общественной жизни.

2) Резкое, кратное  повышение инновационной активности  существующего

бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний. Бизнес должен

воспринимать  инновации не как «хобби», и тем  более не как обязанность перед

государством, а как жизненно важную для перспектив развития компании, повышения

эффективности и занятия лидерских позиций  на рынках модель поведения. (индикаторы

по бизнесу). Обеспечение на этой основе технологической  модернизации ключевых

секторов, определяющих роль и место России в мировой  экономике, повышение

производительности  труда во всех секторах.

Информация о работе Инновационная Россия – 2020