Инновационная Россия – 2020

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

Работа содержит 1 файл

Проект.docx

— 280.25 Кб (Скачать)

России.

Деятельность  этих подразделений будет направлена на максимальное

задействование потенциала «отраслевой» науки, НИОКР-подразделений предприятий,

экспертного сообщества для выработки и реализации государственной политики в

соответствующей сфере, обеспечения ее инновационного характера.

В каждом из блоков национальной инновационной  системы будет выстроен

координационный механизм, позволяющий максимально  эффективноиспользовать

имеющиеся и  создаваемые инструменты и институты  поддержки инноваций. При этом

будет обеспечена разработка отраслевых (секторальных) стратегий инновационного

развития, либо специальных разделов, посвященных  реализации целей инновационного

развития  в составе стратегических документов развития отраслей (секторов) экономики  и

социальной  сферы. Меры, направленные на реализации положений указанных

документов  будут включены в состав государственных  программ, а также входящих в их

состав подпрограмм  и федеральных целевых программ.

В сфере коммерциализации результатов научной деятельности основным

координирующим  органом со стороны государства  станет Минэкономразвития России.

Главным инструментом обеспечения координации станет эффективное

функционирование  «инновационного лифта» - сети созданных  государством институтов

развития, поддерживающих инновационные проекты на всех стадиях  развития. В рамках

такого «инновационного  лифта» будет создан механизм обмена информацией о

перспективных инновационных проектах, налажена «передача» таких проектов от одного

института развития к другому. «Инновационный лифт»  также должен стать эффективным

инструментом  «стыковки» сферы исследований и  разработок с бизнесом, формирования

новых предприятий  на основе результатов прикладных исследований.

В рамках такого координационного механизма будут  взаимодействовать Фонд

содействия  развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере, ОАО

«Российская венчурная компания» (и ее посевной фонд), венчурные фонды, созданные  с

участием  государства и РВК, ГК «Роснанотех» (ОАО «Роснано» после преобразования),

Внешэкономбанк, отдельные федеральные органы исполнительной власти –

Минобрнауки России, Росмолодежь, а также биржевые институты – в частности, торговая

площадка  ММВБ, созданная для высокотехнологичных  компаний. Будет создана

публичная база данных, включающая краткую информацию (не содержащую

Инновационная Россия – 2020 29

коммерческой  тайны или технологических «ноу-хау») обо всех поддерживаемых

институтами развития инновационных проектах.

В целях болееэффективной работы деятельность «инновационного лифта» будет

опираться на созданную инновационную инфраструктуру - технопарки, бизнес-

инкубаторы, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, в том

числе инфраструктуру, создаваемую ГК «Роснанотех» и регионами в рамках программ

поддержки малого бизнеса. При этом в отношении  объектов инновационной

инфраструктуры  будет создана система мониторинга  эффективности их использования. В

этих целях  в том числе будет сформирован  федеральный реестр объектов инновационной

инфраструктуры, созданных с привлечением государственных  средств.

Государственная политика в сфере коммерциализации будет тесно

координироваться  с политикой в сфере исследований и разработок и мерами по

поддержке инновационного развития бизнеса. Основным инструментом такой

координации станет подпрограмма государственной  программы «Экономическое

развитие  и инновации», координатором которой  будет Минэкономразвития России.

Выработка и  реализация государственной политики в сфере поддержки

инновационного  развития бизнеса также будет координироваться Министерством

экономического  развития Российской Федерации. Координация  будет осуществляться в

рамках государственной  программы «Экономическое развитие и инновации» через такие

институты и  механизмы, реализуемыми в том числе  и другими министерствами и

ведомствами, как федеральные целевые программы, направленные на технологическое

развитие  отдельных отраслей, программы инновационного развития крупнейших

компаний  с государственным участием, Российский фонд технологического развития.

Также в рамках государственной программы будет  обеспечиваться координация

институтов  развития (в первую очередь, Внешэкономбанка  и ГК «Роснанотех»), целью

деятельности  которых является поддержка инновационных  проектов бизнеса. В рамках

этой деятельности также будут вырабатываться дополнительные меры по

стимулированию  реализации частным бизнесом инновационных  проектов, по созданию в

России корпоративных  центров исследований и разработок крупными

транснациональными  компаниями.

В рамках сектора исследований и разработок основным координирующим

органом со стороны государства является Министерство образования и науки Российской

Федерации. Оно будет отвечать за обеспечение  максимальной эффективности

использования бюджетных средств на исследования и разработки – фокусировку

основных  финансовых ресурсов на научно-технических  приоритетах, минимизация

коррупции при  распределении государственного заказа и грантов, исключение

дублирования  тематики, проведение экспертизы качества проводимых исследований с

привлечением  международных экспертов. Основным инструментом координации в

сфере исследований и разработок станет государственная  программа «Наука и

технологии», которая будет реализовываться, начиная с 2012 года.

Минобрнауки России будет координировать проведение фундаментальных

исследований, формируя предложения по распределению  средств, выделяемых

государством  на эти цели, между научными фондами (РФФИ, РГНФ), программой

фундаментальных исследований государственных академий наук и финансированием

фундаментальных исследований в высшем образовании (национальные

Инновационная Россия – 2020 30

исследовательские университеты, федеральные университеты). При этом сохранится

относительная самостоятельность академического сектора - в рамках выделенного

финансирования  РАН самостоятельно будет распределять выделенные средства по

академическим институтам. В то же время, будет  усилена ответственность Академии за

качество  исследований, их соответствие государственным  приоритетам. В отношении

исследований, проводимых академическими институтами, будет обеспечиваться

независимая оценка с привлечением зарубежных экспертов, ученых вузовской науки.

Также РАН  совместно с Минобрнауки России обеспечит постоянный мониторинг

продуктивности  научных коллективов, установит  и будет в постоянном режиме

отслеживать индикаторы результативности исследований.

РАН будет  отвечать за формирование и реализацию программы

фундаментальных исследований государственных академий наук, а также будет

представлять  в Правительствоежегодный доклад об эффективности реализации

программы по всем государственным академиям  наук, содержащую, в том числе  и

необходимые количественные оценки, выводы по уровню и качеству работ.

Координация в сфере прикладных исследований будет осуществляться

Минобрнауки России через реализацию федеральных целевых программ и подпрограмм

государственной программы «Наука и технологии», направленных на поддержку

прикладных  исследований, а также через согласование расходов на НИОКР в рамках

федеральных целевых программ других ведомств и  через ведение реестра результатов

интеллектуальной  деятельности, полученных в результате реализации НИР и НИОКР по

заказу федеральных  органов исполнительной власти (для  этих целей будет ужесточена

ответственность за непредоставление соответствующей информации министерствами).

Минобрнауки России также выстроит полноценный мониторинг деятельности

создаваемых Национальных исследовательских центров (НИЦ).

Эффективность деятельности в сфере науки будет  оцениваться путем подготовки

ежегодного  доклада об эффективности работы сектора исследований и разработок – с

данными по финансированию, основными темами, достигнутыми результатами (с

конкретными показателями), сравнением с зарубежными  странами, обобщенной

оценкой уровня научных исследований в сравнении  с зарубежными странами по

ключевым  научно-технологическим направлениям.

Отдельным аспектом эффективного развития национальной инновационной

системы является координация федеральной и региональной инновационной политики,

повышение эффективности  действующих и формирование новых  инструментов

поддержки инновационного развития на уровне регионов.

Любой инновационный  проект имеет «региональную привязку»  и его успех в

огромной  степени зависит не только от эффективности  федеральной системы поддержки,

от финансирования со стороны институтов развития, от качества созданной

инновационной инфраструктуры, но и от сформированной на уровне конкретного региона

и муниципалитета институциональной и бизнес-среды, от степени развития социальной

инфраструктуры, комфортности жилищных условий и  т.д.

Сбалансированное  развитие федеральной и региональной составляющих

инновационной системы будет реализовываться  через повышение эффективности

использования действующих институтов – технико-внедренческих  особых экономических

зон, технопарков, а также через расширение поддержки  инновационных кластеров в

Инновационная Россия – 2020 31

рамках софинансирования из федерального бюджета региональных программ

поддержки малого бизнеса, а также через разработку дополнительных мер федеральной

поддержки регионов, активно инвестирующих в создание региональной инновационной

системы. В  этих регионах будет также обеспечена более тесная увязка используемых как

федеральным центром, так и самим регионом инструментов стимулирования инноваций,

а также мер  по развитию инфраструктуры.

Для этих целей, в том числе, будет пересмотрен  статус «наукограда» - их число

будет сокращено, присвоение статуса будет привязано  не только к наличию в конкретном

муниципалитете  высококлассного научного учреждения, но и к степени активности

региональных  властей в формировании региональной инновационной системы, к уровню

коммерциализации  разработок, к динамике развития инновационного бизнеса и т.д. При

этом будет  расширен объем поддержки развития социальной инфраструктуры таких

муниципалитетов.

Координировать  деятельность по содействию инновационному развитию

регионов  будет Минэкономразвития России, а основными ведомствами, участвующими в

этой работе будут Минрегион России, Минобрнауки России, Минтранс России, Минэнерго

России, Минкомсвязь России.

«Гражданская» часть национальной инновационной  системы будет более

эффективно  состыкована с научно-техническим  блоком обеспечения обороны и

безопасности. Основным координирующим органом в этой сфере будет Минпромторг

России, а  ключевыми механизмами – Военно-промышленная комиссия, федеральные

целевые программы  в сфере оборонно-промышленного  комплекса и развития

высокотехнологичных секторов. Значительная роль во взаимообмене технологиями и

продуктами, совместной реализации исследований между  гражданским и оборонным

секторами будет  принадлежать ГК «Ростехнологии», которая в этих целях создаст

необходимую корпоративную инновационную инфраструктуру. При этом будет

значительно усилена фундаментальная составляющая научных исследований в сфере

обороны и  безопасности, в том числе путем  вовлечения ведущих «гражданских»

исследовательских организаций (включая академические  институты и РАН в целом).

Важную роль в этих процессах будут играть «силовые» ведомства – Минобороны, ФСБ,

МВД и т.д. Будет проработан вопрос создания в  России аналога DARPA в целях

финансирования  перспективных поисковых разработок в оборонной сфере.

Российская  национальная инновационная система  будет полноценно

интегрироваться в международную инновационную  среду, используя все имеющиеся

механизмы. В первую очередь, это участие  в международных научных программах,

привлечение ученых с мировым именем для преподавания и ведения исследований в

национальных  исследовательских университетах, финансирование реализации

совместных  инновационных проектов или покупка  и локализация в России

высокотехнологичного  бизнеса через Внешэкономбанк, ГК «Роснанотех», через фонды,

создаваемые с участием ОАО «РВК», через размещение в России исследовательских

центров ведущих  зарубежных компаний.

Важнейшим инструментом такой интеграции в перспективе  станет создаваемый

центр инноваций  в Сколково.

Координация деятельности в области популяризации в обществе научной и

инновационной деятельности будет осуществляться Минобрнауки России с участием

Информация о работе Инновационная Россия – 2020