Инновационная Россия – 2020

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

Работа содержит 1 файл

Проект.docx

— 280.25 Кб (Скачать)

3) Повышение  «инновационности» государства – максимально широкое

внедрение в  деятельность органов государственного управления современных

инновационных технологий, формирование «электронного  правительства», перевод в

электронную форму большинства услуг населению, расширение использование системы

государственного  заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить

формирование  благоприятного «инновационного климата», включая создание условий и

Инновационная Россия – 2020 20

стимулов  для инновационной деятельности, а также благоприятных условий  для

использования инноваций во всех видах деятельности;

4) Формирование  сбалансированного, устойчиво развивающегося  сектора

исследований  и разработок, имеющего оптимальную  институциональную структуру,

обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на

мировом рынке, радикальное повышение эффективности  и результативности

«проводящей»  инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов

научных исследований.

5) повышение  открытости национальной инновационной  системы и экономики,

степени интеграции России в мировые процессы создания и использования

нововведений, расширения двухстороннего и многостороннего  международного

сотрудничества.

Государство при реализации Стратегии будет  исходить из следующих принципов:

- концентрация  усилий государства в сферах, характеризующихся недостаточной

предпринимательской активностью, преимущественная ориентация на восполнение

«провалов рынка»;

- тесное  взаимодействие государства, бизнеса  и науки как при определении

приоритетных  направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;

- прозрачность  распределения бюджетных средств  и оценки достигнутых

результатов;

- ориентация  при оценке эффективности организаций  науки и образования,

инновационного  бизнеса и инфраструктуры инноваций  на наивысшие международные

стандарты;

- стимулирование  конкуренции, преодоление монополизма  в секторе генерации

знаний как  ключевой мотивации для инновационного поведения.

Варианты  инновационной стратегии

Сложившиеся тенденции технологического развития в российской экономике,

имеющиеся риски  и возможности роста позволяют  выделить как минимум три

возможных варианта стратегии инновационного развития страны.

1.Вариантинерционного  импортоориентированного технологического

развития. Этот предполагает отсутствие масштабных целенаправленных усилий,

нацеленных  на инновационное развитие, фокусирование  политики в основном на

поддержании макроэкономической стабильности и  низких параметров бюджетных

расходов  на науку, инновации и инвестиции в человеческий капитал. Инновационная

политика  проводится в основном через общие  меры по развитию институтов,

Инновационная Россия – 2020 21

формированию  благоприятного делового климата, а  также через меры организационного

содействия, не требующие значительных расходов. Этот вариант с большой вероятностью

приведет  к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы, усилению

зависимости экономики от иностранных технологий. Национальная инновационная

система распадается  на ряд отдельных, преимущественно  оборонных научно-технических

анклавов, при  этом в силу низкого спроса со стороны  отечественного бизнеса и

консервации уровня государственной поддержки  происходит резкое сжатие сектора

фундаментальной и прикладной науки. Результаты реализации такого варианта политики

не соответствует  целям и ориентирам развития российской экономики на долгосрочную

перспективу. Такой вариант обрекает Россию на технологическое отставание от ведущих

стран Запада, а в перспективе - и на проигрыш в конкуренции инноваций таким  новым

индустриальным  странам, как Китай.

2. Вариант догоняющего развития  и локальной технологической

конкурентоспособности. Этот вариант ориентируется не только на перевооружение

экономики на основе импортных технологий, но и  на локальное (точечное)

стимулирование  развития отечественных разработок. Спрос на отечественные технологии

создается не только потребностями обеспечения  интересов национальной безопасности

и обороны, но и развитием энерго-сырьевого сектора (АЭС на основе реакторов на

быстрых нейтронах, технологии добычи нефти в сложных  геологических условиях,

переработки вязких нефтей, танкеры СПГ). Сектор фундаментальной и прикладной науки

сегментируется  и концентрируется вокруг тех  направлений,которые имеют

коммерческое  применение.

Догоняющий  путь развития хорошо известен на примере  целого ряда новых

индустриальных  государств, начиная с Японии в  послевоенные годы, Южной Кореи, а  в

более недавний период – стран Юго-Восточной  Азии (Малайзия, Сингапур) и, наконец,

безусловно, наиболее яркий пример из современной  истории - Китай.

В его основе лежит максимальное использование  доступных на мировом рынке

технологий, которые закупаются, либо, что чаще, привлекаются в страну вместе с

иностранным капиталом. Эти импортируемые технологии не являются самыми

передовыми  из тех, что используются в мире. Самые передовые технологии, как  правило,

используются  странами – производителями этих технологий, поскольку позволяют

получать  инновационную ренту. Производства, основанные на новых технологиях, или

производства  новых продуктов выводятся в  третьи страны (или продаются технологии,

лицензии, ноу-хау) только после того, как продукция  становится распространенной,

конкуренция возрастает, и оптимизация бизнеса  требует переноса производства в  страны

с меньшим  уровнем издержек. Из этого правила  могут быть исключения (например,

уникальные  технологии добычи полезных ископаемых, которые целесообразно

применять сразу  в других странах). Кроме того, самые  новые технологии чаще всего

требуют высококвалифицированной  рабочей силы или сервиса, наличия  научной и

технологической базы, с чем в развивающихся  странах, вставших на путь догоняющего

развития, обычно есть проблемы.

Таким образом, для России догоняющий путь развития означает массовое

заимствование рядовых для мирового рынка, но передовых  по российским стандартам

технологий  в качестве первого этапа технологической  модернизации.

Догоняющая  стратегия имеет ряд преимуществ:

Инновационная Россия – 2020 22

(1) поскольку  используются уже готовые и,  более того, хорошо отработанные

технологии, то инновационные риски минимальны – можно достаточно уверенно

прогнозировать  технико-экономические характеристики нового продукта или технологии;

приобретая  готовые технологии, фирмы, как правило, могут получить и весь комплекс

сопутствующих услуг – обслуживание, ремонт, обучение персонала;

(2) сроки  реализации инновационных проектов  гораздо короче, при этом в

случае хорошей  восприимчивости бизнеса к инновациям экономика получает

существенные  преимущества от быстрого массового  распространения более

прогрессивных технологий;

(3) изменение  технологической специализации  может идти нелинейно, не по

технологической цепочке в отдельном секторе, то есть развитие технологий в базовых

секторах  может привести к появлению новых  высокотехнологичных секторов;

(4) децентрализация  принятия решений о выборе  технологии: вообще говоря, не

требуется государственной  политики по определению научно-технологических

приоритетов – решения принимает конкретный бизнес, что снижает (в среднем) риски

ошибочных решений.

Однако есть принципиальные риски при реализации догоняющей стратегии в

российских  условиях:

(1) необходимость  жестко конкурировать с другими  производителями

аналогичной продукции (использующих ту же, либо более  совершенную технологию). При

этом отсутствие инновационной ренты усиливает  конкуренцию по цене, а, следовательно,

прежде всего, по издержкам производства; в этой связи конкурентоспособность на

мировых рынках может быть обеспечена только при  кардинальном росте

производительности  труда в российской экономике;

(2) современные  технологии настолько сложны, что  зачастую недостаточно

приобрести  лицензию и/или оборудование – требуется  весь комплекс знаний и опыта, а,

следовательно, эффективное развитие производства преимущественно должно идти в

рамках процесса привлечения прямых иностранных  инвестиций; в свою очередь это

требует очень  серьезных усилий по улучшению инвестиционного  климата. Высокая

значимость  в экономическом развитии иностранного капитала и иностранных технологий,

повышая вовлеченность  страны в глобальные процессы, повышает и зависимость страны,

усиливает внешние  риски;

(3) сильная  зависимость от импорта техники  и технологий при прочих равных

тормозит  развитие собственных разработок, что  в российских условиях будет означать

дальнейшее  углубление разрыва между отечественной  наукой и промышленностью.

3. Вариант достижения лидерства  в ведущих научно-технических  секторах и

фундаментальных исследованиях соответствует долгосрочным целям и задачам,

обозначенным  в Концепции долгосрочного развития. Он характеризуется значимыми

усилиями  государства по модернизации сектора  НИОКР и фундаментальной науки,

значительным  повышением их эффективности, концентрацией  усилий на прорывных

научно-технологических  направлениях, которые позволяют  резко расширить применение

отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке

высокотехнологичной продукции и услуг.

Инновационная Россия – 2020 23

Потенциально  Россия может претендовать на лидирующие позиции в

производстве  авиакосмической техники, нанотехнологиях, композитных материалах,

атомной и  водородной энергетике, биомедицинских технологиях жизнеобеспечения и

защиты человека и животных, отдельных направлениях рационального

природопользования  и экологии и ряде других.

Этот вариант  характеризуется резким увеличением  спроса на новые научные и

инженерные  кадры и предполагает формирование целостной национальной

инновационной системы и восстановление лидирующих позиций российской

фундаментальной науки.

Этот путь, более привлекательный как с  экономических, так и с политических

позиций, одновременно является существенно более затратным, поскольку предполагает

масштабное  государственное финансирование исследований и разработок, прежде всего,

фундаментального  характера, содействие скорейшей коммерциализации создаваемых

перспективных результатов, активный поиск и формирование новых рынков, новых ниш и

сегментов в  рамках существующих рынков и, наконец, поддержку выхода на них

российских  компаний. Кроме того, путь технологического лидерства является гораздо

более рискованным:

(1) неопределенность  и риски инноваций, основанных  на принципиально новых

решениях  неизмеримо выше, чем при использовании  уже известных технологий, пусть  не

самых передовых, но более прогрессивных, чем применяемые  в настоящее время и

дающих существенный прирост производительности и эффективности;

(2) в современном  мире обмен знаниями протекает  столь быстро, что даже при

наличии системы  защиты прав на интеллектуальную собственность  весьма велика

вероятность того, что результаты «прорывных»  инноваций будут раньше и (или) в

большей степени  использованы в других странах.

Для страны с крупной экономикой, достаточно диверсифицированной

отраслевой  структурой выбор варианта политики технологической модернизации не

может быть универсальным для всех отраслей и секторов. Для России в современных

условиях оптимальной является смешанная стратегия, с элементами стратегии лидерства

в некоторых  сегментах, в которых имеются (или  могут быть быстро созданы)

конкурентные  преимущества, но с реализацией догоняющей стратегии в большинстве

секторов  экономики и промышленности, параллельно  с восстановлением инженерного  и

конструкторского  потенциала.

С учетом проблем  посткризисного развития сейчас существует значительный риск

того, что  в России может начать реализовываться  «инерционный» вариант политики –

определенные  тенденции в этом направлении  уже складываются, в первую очередь  в

плане сокращения расходов на сферу исследований и  разработок. Задача данной

стратегии –  вывести Россию на реализацию оптимальной  стратегии.

Реализация  смешанной стратегии определяет основные акценты в

инновационной политике, изложенные в данном документе. Прежде всего, это акцент на

приоритезации усилий государства (как финансовых, так и организационных) в

поддержке отдельных  направлений инновационного развития при формировании

необходимых общих стимулов к масштабной модернизации и инвестировании в

Инновационная Россия – 2020 24

формирование  нового качества человеческого капитала, необходимого при реализации

как стратегии  лидерства, так и стратегии догоняющего  развития.

Информация о работе Инновационная Россия – 2020