Электронная торговля: состояние и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является анализ состояния и проблем развития электронной торговли в Республике Беларусь, специфики деятельности виртуальных магазинов, их отличия от обычных магазинов, и определить направления совершенствования электронной торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить понятие и сущность электронной торговли;
2. проанализировать процесс создания интернет-магазина;
3. рассмотреть специфику электронной торговли в Республики Беларусь, её состояние и проблемы.

Содержание

Введение…...………………………………………………………………………...3
1 Сущность электронной торговли…………...….…………………….……...5
1.1 Содержание, формы и виды электронной торговли………………………….5
1.2 Способы расчета с покупателями………………………………………….....12
2 Особенности создания интернет-магазина……………….....……………..15
2.1 Основные правила и процесс создания интернет-магазина…………...….....15
2.2 Практические аспекты создания электронных магазинов…………..............22
3 Анализ состояния развития электронной торговли в Республике Беларусь………………………...…………………………………………………...30
3.1 Состояние и проблемы развития электронных магазинов в Республике Беларусь…………………………………………………………………………......30
3.2 Направления совершенствования развития электронной торговли в Республике Беларусь……………………………...…..............................................38
Заключение……………………………………………………………………......44 Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ, СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В РБ.doc

— 447.50 Кб (Скачать)

 

Рисунок 3.3 - Частота покупок в Интернет-магазинах

Интернет-шопинг в равной мере увлекает и женщин (50,3% покупателей), и мужчин (49,7%). Треть покупателей товаров в Сети составляют люди в возрасте от 25 до 34 лет (33,2%). Среди покупателей товаров в Интернет-магазинах примерно равные доли составляют молодежь в возрасте от 18 до 24 лет (23%), люди среднего возраста от 35 до 44 лет (21,4%) и люди от 45 лет и старше (22,5%). [13,с.42-43]

Что касается дохода, то более трети (36,3%) поклонников виртуального шопинга имеют доход от 600.000 белорусских рублей и выше на одного члена семьи. Доход от 500.000 до 600.000 на одного члена семьи имеют 14,4% покупателей Интернет-магазинов, от 400.000 до 500.000 12,3%, от 300.000 до 400.000 - 9,1%. Примерно четвертую часть покупателей товаров в Сети составляют служащие, специалисты производственной сферы (24,1%). учащиеся и студенты составляют 16,6% покупателей товаров в Интернет-магазинах, служащие, специалисты непроизводственной сферы - 15,5%, руководители - 12,3%. [13,с.42-43]

Среди минских Интернет-пользователей  около 70% хотя бы раз делали покупки  в Интернете. Для сравнения в  Могилеве - 28%, в Бресте - 26,4%, в Гомеле -18,2%, в Витебске - 14,3% и в Гродно -10,7% пользователей.

 

Рисунок 3.5 - Распределение Интернет-покупателей по городам

 

Те, кто не занимается виртуальным шопингом, в основном объясняют это предпочтением приобретать товары традиционным способом (75%), иными словами: видеть то, что они покупают в режиме реального времени. Некоторые (6%) убеждены, что при покупке товаров в Интернет-магазине не защищены их потребительские права, а 2,8% опрошенных считают, что в Сети продается некачественный товар. Также в качестве причины было названо отсутствие опыта такого рода покупок (2,1% респондентов).

Среди других причин отказа от виртуального шопинга респонденты называли отсутствие карточки (видимо, речь идет о кредитных карточках и системе оплаты, позволяющей совершать покупки в зарубежных Интернет-магазинах), отсутствие как магазинов в городе проживания, так и необходимых товаров. [13,с.42-43]

Понятно, что государство рано или поздно должно было обратить внимание на интернет-торговлю. До сентября 2006 года эта деятельность регулировалась общими нормами, зафиксированными в Гражданском кодексе и законах «О торговле» и «О защите прав потребителей», а также специальными актами Минторга. Но с принятием Совмином Постановления №1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет»  было положено начало лицензированию и государственному регулированию веб-торговли.

В документе четко определено, что продажа через Интернет является торговлей по образцам. Отныне Интернет-магазин мы рассматриваем как деятельность в сфере розничной торговли. Так как оптовая торговля у нас не лицензируется и специальных правил ее осуществления нет, постановление более ориентировано на розничную торговлю. Чтобы продавать в розницу через Интернет, субъект предпринимательской деятельности обязан создать магазин и только после этого начинать торговлю в Сети. [2,с.22-24]

С момента вступления документа в силу - в начале марта 2007 года - Интернет-торговлей может легально  заниматься только тот, у кого есть реальные торговые помещения – магазины.

Более того, формулировки, использующиеся в новом белорусском законодательстве, позволяют приравнять любой рекламный сайт к интернет-магазину. Достаточно  разместить описание товара и поместить его картинку - сайт автоматически попадет под определение электронной торговой площадки. Например, корпоративный сайт предлагает вниманию посетителей различные модели автомобилей, размещает фотографии авто и сообщает их характеристики. Любому понятно, что через  Интернет в Беларуси пока еще новые машины не продают. Но, тем не менее, такой сайт, по мнению Министерства торговли, уже попадает в разряд интернет-магазинов. [2,с.22-24]

Еще один пункт, обязательный для исполнения всеми без исключения онлайн-магазинами, - обязательное размещение на белорусских серверах. Доменное имя, указывающее на сайт интернет-магазина, должно быть зарегистрировано в адресном пространстве Байнета- в «зоне by». При этом регистрация доменного имени сайта должна подтверждаться документом, выдаваемым в установленном порядке Государственным центром безопасности информации при Президенте Республики Беларусь (ГЦБИ). [2,с.22-24]

Самой главной проблемой  белорусской интернет-торговли является ее инертность: почти никто из операторов не предпринимает активных действий по продвижению своих интернет-магазинов. Как правило, это подразделения существующих традиционных магазинов, и серьезной проработкой маркетинговой политики интернет-ресурсов никто не занимается.

Учитывая опыт продвижения  российских интернет-магазинов, можно  сказать, что достаточно появиться  на рынке компании, ведущей себя агрессивно, и доли рынка меняются кардинально. Белорусский рынок веб-торговли находится сейчас в ожидании крупного инвестора. Инвестиционные ожидания связаны в первую очередь с увеличением числа пользователей. Вопреки сложившемуся мнению аудитория Байнета оказалась достаточно платежеспособной. Растущие объемы продаж существующих интернет-магазинов – тому подтверждение. [2,с.22-24]

Организация электронного магазина может рассматриваться в качестве «классического подхода» к ведению электронной коммерции. Каков «идеальный» вариант электронного магазина, его ключевые признаки и особенности?

Во-первых, «идеальный» электронный магазин интегрирован с внутренней системой складского учета предприятия таким образом, что на его витрине автоматически отражается актуальное состояние: ассортимент, цены, наличие товара на складе и т.п. Сделанный заказ непосредственно поступает в информационную систему предприятия для дальнейшей обработки.

Во-вторых, идеальный электронный магазин должен предоставлять  возможность проведения всех операций по заказу товара; в том числе осуществлять его оплату в режиме «оn-line». Таким  образом, весь цикл коммерческой операции проводится непосредственно в электронном магазине без участия человека-посредника, причем заказ, сделанный таким образом, далее обрабатывается предприятием по той же схеме, что и другие заказы. [17,с.136-151]

С точки зрения предпринимательской деятельности, открытие «идеального» электронного магазина эквивалентно открытию обычного магазина или филиала предприятия. Очевидными достоинствами «идеальной» модели являются удобство использования для обеих сторон, прозрачность схемы, оперативность работы, относительная простота управления и использования. Недостатками являются проблемы с осуществлением платежа в режиме «оn-line», а также высокая стоимость внедрения полной интеграции электронного магазина с внутренней системой учета предприятия· (которая, часто работает по бумажной технологии). Естественным выводом являются попытки упрощения «идеальной» модели с целью уменьшения затрат на внедрение электронной коммерции, что для предпринимательства часто является критическим параметром.

Отказ от платежа  в режиме «on-line» является первым шагом в упрощении «идеальной» схемы.

При этом электронный магазин ограничивается выставлением счета на заказ, либо оплата производится наличными при доставке/получении товара. Недостатком такого упрощения становится потеря замкнутости данной модели ведения электронной коммерции. Возникает необходимость в «ручной» или «полуавтоматической» проверке факта оплаты и работы с наличными. С другой стороны, плюсами становятся переход к традициoнным, понятным для партнеров методам оплаты, расширение потенциального числа клиентов (не у всех есть возможность платежа в режиме «on-line»), а также некоторое упрощение реализации (снимается необходимость интеграции с расчетной системой банка). [17,с.136-151]

Отказ от интеграции с информационной базой предприятия  является более серьезным упрощением «идеальной» схемы»

При этом предполагается ручная или полуавтоматическая синхронизация витрины электронного магазина и состояния на складе. Информaция о заказах, может в этом случае автомaтически поступать на обработку, как в «идеальной» схеме, либо также вручную приниматься администратором из электронного мaгазина. Разумеется, подобная схемa требует назначения отдельного управляющего электронным магазином, ответственного за его функционирование, актуальность состояния витрины, получение заказов и передачу их на обработку и т.п. Плюсом же становится упрощение всей схемы, а следовательно и серьезное снижение затрат на внедрение. Кроме того, этот вариант является единственно возможным для не имеющего внутренней компьютерной системы yчeтa и не планирующего ее немедленное внедрение на предприятии.

Отказ от возможности  заказа в режиме «on-line » как токового, казалось бы, вообще выводит электронный магазин за рамки электронной коммерции, но такая схемa имеет право на жизнь. На Web-сайте представлена полная оперативная и достоверная информация о товарах и ценах, в то время как заказ товара можно осуществить традиционными методами (телефон, факс, электронная почта). Недостатками в данном случае будут существенное ограничение функциональности, отказ от главного плюса электронной коммерции - интерактивности. Достоинством же являются минимальные затраты на внедрение системы, относительно низкая стоимость сопровождения, при сохранении конкурентоспособности. [17,с.136-151]

 

 

 

 

 

    1.    НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Для развития электронной коммерции в Республике Беларусь созданы определенные предпосылки: разработана законодательная база, интенсивно развивается необходимая техническая база. Но для совершенствования развития электронной торговли в Республики Беларусь необходимо придерживаться следующих направлений.

Главным фактором, сдерживающим развитие розничной интернет-торговли, является недоверие потребителей, обусловленное  неуверенностью как в качестве приобретаемого товара, так и качестве самих информационных систем.

По результатам социлогических исследований основными проблемными вопросами в отношениях продавца и покупателя являются:

    • отсутствие полной информации о продавце;
    • недостоверность информации о товаре и возможности его приобретения;
    • непонятные условия возврата и гарантийного обслуживания;
    • долгая и неудобная доставка;
    • неудобная оплата.

Сократить количество противоречий в отношениях продавца и покупателя при реализации товаров через  интернет можно за счет совершенствования  нормативной правовой базы, добровольной и независимой сертификации интернет-магазинов и повышения уровня потребительских знаний у покупателей. [13,с.48]

В целях совершенствоания нормативно-правовой базы 8 сентября 2006 года постановлением Совета Министров  Республики Беларусь №1161 в Положение  о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания были внесены изменения, в соответствии с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении розничной торговли через интернет-магазины стали обязаны указывать его доменное имя в лицензии на розничную торговлю и общественное питание. Осуществление розничной торговли через интернет-магазины с использовнием доменного имени, не указанного в лицензии,относится к грубым нарушениям лицензиатом законодательства о лицензировании и влечет за собой аннулирование лицензии.

16 января 2009 года вступила  в силу новая редакция Закона  Республики Беларусь « О защите  прав потребителей», которая значительно  расширила перечень обязательной  информации, предоставляемой потребителю при продаже товаров через Интернет. Так ст.7 Закона установлено, что при реализации потребителю товаров по образцам через сеть Интернет , продавец до момента заключения договора должен предоставить потребителю информацию о наименовании товара, цене и условиях оплаты, гарантийном сроке, наименовании и месте нахождения изготовителя товара, цене и условиях оплаты его доставки. Следует отметить, что вышеперечисленная информация должна доводиться до сведения потребителя непосредственно на сайте интернет-магазина.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 утвержден конкретный перечень товаров, реализация которых  через интернет-магазины возможна только при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя торгового объекта, в котором осуществляется реализация таких товаров. В него вошли изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, пиротехнические изделия, лекарственные средства, оружие и патроны к нему, скоропортящиеся продовольственные товары и кулинарная продукция.

Практика показала, что  чрезмерное нормативное ужесточение  требований к интернет-магазинам  не способствует улучшению качества их работы. Поэтому параллельно с  уточнением и расширением требований к ним органами госуправления  была проведена значительная работа по либерализации условий хозяйствования в этом секторе розничной торговли. [13,с.50-51]

Дальнейшим шагом на пути повышения уровня доверия потребителей к розничной интернет-торговле должна стать добровольная сертификация интернет-магазинов, которая сможет гарантировать соблюдение интернет-магазином следующих условий:

    • компания, продающая товар, надежна;
    • условия продажи ясны и доступны для изучения на сайте;
    • товар будет доставлен в оговоренные сроки;
    • в случае возникновения проблем покупателю гарантируется использование эффективного механизма их решения и выплаты компенсации.

Сертификация интернет-магазинов  должна основываться на следующих критериях, построенных на общемировых принципах  защиты потребителей в электронной  торговле:

    • информация о фирме, товарах, услугах и сделках должна быть ясной, полной и достоверной.
    • процесс совершения сделки должен быть поэтапно сформулирован, потребитель должен быть уведомлен о его правах и обязанностях,связанных с заключением сделки, потребитель должен получить документально оформленное подтверждение заключение сделки;
    • механизм защиты платежей должен быть надежным и простым в использовании;
    • конфиденциальность полученной в ходе совершения сделки информации о потребителе не должна быть нарушена, полученная информация не может быть использована в иных целях, кроме необходимых для заключения сделки.

Информация о работе Электронная торговля: состояние и проблемы развития в Республике Беларусь