Лекции по "Инновации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:44, реферат

Описание работы

Конспект лекций

Работа содержит 9 файлов

37 Нововведение как объект инновационного управления.doc

— 81.00 Кб (Скачать)
    1. Нововведения  как объект инновационного менеджмента.
 

     Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие  для научной общественности и предпринимательских  кругов России. Именно в настоящее время  Россия переживает бум  новаторства. На смену  одним формам и  методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

     В специальной литературе и официальных  документах чаще всего  использовались понятия  управление научно-техническим  прогрессом, внедрение  достижений науки  и техники в  производство и т.п., что характерно для  централизованно  управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

     Принято считать, что понятие  “нововведение” является русским вариантом  английского слова  innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.

     Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом. 

     В ряде источников инновация рассматривается  как процесс. В этой концепции  признается, что нововведение развивается  во времени и имеет отчетливо  выраженные стадии.

     Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

     Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.

     Простой ИП предполагает создание и использование  новшества внутри одной и той  же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

     Расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

     По  мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его  органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в  основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

     На  второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями  нововведения (НВ), а также между  производителями и потребителями.

     В результате диффузии возрастает число  и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

     Диффузия  инновации- процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

     Распространение инновации- это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

     В реальных инновационных процессах  скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого НВ. Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.

     Одним из важных факторов распространения  любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим  окружением, существенным элементом  которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия НВ является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

     Субъекты  инновационного процесса делятся на следующие группы:

     Новаторы  – генераторы научно-технических  знаний;

     ранние  реципиенты – фирмы, первыми освоившие  новшество;

     раннее  большинство – фирмы, первыми внедрившие новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль:

     отстающие – запаздывающие с нововведениями, что приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.

     Схемы инновационного процесса.

     В общем виде ИП можно представить  в развернутом виде так:  

     ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,  

     где:

     ФИ  - фундаментальное (теоретическое) исследование;

     ПИ - прикладные исследования;

     Р - разработка;

     Пр - проектирование;

     С - строительство;

     ОС - освоение;

     ПП - промышленное производство;

     М - маркетинг;

     Сб - сбыт.

     Научная работа - исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

     Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно  с решением  конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом инновационного процесса. Вместе с тем, необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.

     Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

     Обращаем  внимание: научно-технические разработки выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в технологические инновации. Научно-технические разработки являются приложением нового знания с целью их практического применения, инновации же (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат НПЦ, который в качестве особого товара – НТП – и является материализацией новых новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей. 

     Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

     Коммерческий  аспект определяет инновацию как  экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: “материализацию” инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и “коммерциализацию”, превращающую их в источник дохода.

     Научно-технические  инновации должны: а) обладать новизной;  б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

     Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП).

     Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

     1.   Планирование: составление плана реализации стратегии.

     2.   Определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.

     3.   Исполнение: осуществление исследований и разработок, реализация плана.

     4.   Руководство: контроль и анализ, корректировка действий.

     Новизна инноваций оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

     Виды  инноваций и их классификация. В промышленности различаются два типа технологических инноваций – продуктовые и процессные.

     Продуктовые инновации охватывают внедрение  технологически новых или усовершенствованных  продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) – это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов.

     Процессные  инновации включают разработку и  внедрение технологически новых  или значительно усовершенствованных  производственных методов, включая  методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использование результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и передачи уже существующий на предприятии продукции, но иногда предназначаются также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.

38 Становление, возникновение, основные черты.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

39 организация инновационного мен-та.doc

— 59.50 Кб (Открыть, Скачать)

40 разработка программ и проектов.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

41 создание благоприятных условий нововведений.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

42 формы инновационного мен-та.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

43 инновационные игры.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

44 Прогнозирование в им.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

45 ИМ и СУ.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Инновации"