Особенности управления инновационным процессом

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:29, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.

Содержание

Введение 3
Особенности управления инновационным процессом 5
Задача 14
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа № 8.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

Введение                                                                                                               3

Особенности управления инновационным процессом

5

Задача

Заключение                                                                                         

14

15

Список используемой литературы

16


 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях инновационная деятельность в той  или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером  на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия - распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Современные инновационные  процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений - инновационные менеджеры.

Инновационные менеджеры  должны обладать научно-техническим  и экономико-психологическим потенциалом, инженерно-экономическими знаниями, а также способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Для рыночной экономики  характерны конкуренция самостоятельных  фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка нововведений, конкурирующих друг с другом. В результате существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры.

В настоящее время  важной составной частью государственной  социально-экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

Инновационная активность снижается под воздействием низкого  платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию со стороны как государства, так и негосударственного сектора экономики. В условиях уменьшения спроса организации в первую очередь сокращают объемы производства наукоемкой продукции, зачастую заменяя ее технически более простой и дешевой.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что инновационный  процесс - это создание такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки  и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и  научно-технический потенциалы страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности.

Инновационный процесс - мощный рычаг, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Инновационный процесс  призван обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально  новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от превращения научно-технических  разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, и заканчивая освоением их в производстве, требует расширения сети технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технических центров в тех регионах России, где сосредоточена инфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса.

 

 

Особенности управления инновационным  процессом

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще связывается с  понятием «инновационного процесса». Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и менеджмент. Он состоит в получении инновации и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации и устаревания инновации.

Термин «инновационный процесс» сравнительно недавно появился в словарях. В 1986 г. этот термин используется в «Инновационном глоссарии» для обозначения последовательности этапов воплощения идеи в конкретный полезный результат: восприятие проблемы или возможности; первая концепция оригинальной идеи; исследование и разработка; первый выход в производство и на рынок; применение и внедрение; усовершенствования и изменения, приносящие доход [11].

Необходимо отметить, что в «Глоссарии» выделен  такой важный этап инновационного процесса, как восприятие проблемы. Осознание проблемы как отражение общественных потребностей – это тот социальный импульс, который инициирует исходный этап любого инновационного процесса [6].

Подход к определению  понятия «инновационный процесс» через  выделение отдельных его стадий распространен главным образом в научно-технической сфере. Так, в словаре «Научно-технический прогресс» инновационный процесс определяется через совокупность трех стадий: от исследований до первого производственного освоения; от первого освоения до развертывания выпуска в масштабах, достаточных для удовлетворения потребности всего народного хозяйства; от производства новшества до его использования конечными потребителями, включая обслуживание и утилизацию использованного изделия [1].

Мы определяем инновационный  процесс как динамичное и позитивно оцениваемое взаимодействие между инноватором и внешней средой (экономической, социальной, политической и т.п.) в результате целенаправленно осуществляемого инноватором изменения состояния практической деятельности вследствие применения к ней нового либо не использовавшегося в данной области знания.

Необходимо различать  инновации как результат научных  исследований и разработок результат  научных исследований и разработок и инновации в более широком  смысле как результат внедрения нового (либо не использовавшегося в данной области) знания в практическую деятельность (экономическую, социальную, экологическую и т.д.), а также инновационный процесс в узком смысле, – как внедрение результатов НИОКР в хозяйственную деятельность, в широком – динамичное и позитивно оцениваемое внедрение нового (либо не использовавшегося в данной области) знания в практическую деятельность (экономическую, социальную, экологическую и т.д.).

В отечественной литературе инновационный процесс представлен, в основном, в узком смысле, через выделение отдельных его стадий, как линейная модель, в то время как в зарубежной литературе линейная модель инновационного процесса относится к 1950-1960-м гг. С тех пор в зарубежной литературе появилось еще пять поколений моделей инновационного процесса.

В работе [5] выделяется пять поколений моделей инновационного процесса. Первое поколение моделей  инновационного процесса – это так  называемые «подталкиваемые технологиями» (technologypush) модели. Другое название данных моделей – «линейные», или «неоклассические». Они превалировали с середины 1950-х до конца 1960-х гг. [2, 19].

В данных моделях инновационный  процесс рассматривался как «процесс открытий, в котором новые знания трансформируются в новые продукты, проходя определенные этапы» (рис. 1) [21]. Таким образом, для получения результатов в виде новых продуктов или услуг необходимо было концентрировать усилия на первых стадиях инновационного процесса, а именно на НИОКР. Процесс преобразования результатов НИОКР в новые продукты, услуги или процессы, по мнению неоклассиков, был автоматическим и они не уделяли ему должного внимания. Rosenberg назвал данный процесс «черным ящиком» (blackbox) [20].

Результатом этого подхода  к инновационному процессу стало  повышенное внимание к созданию научных лабораторий.

В середине 1960-х – начале 1970-х гг. появилось второе поколение  моделей, называемых «подтягиваемые спросом» (thedemandpull). Инновации стали результатом сигналов, поступающих с рынка; в отличие от предыдущей модели инновации больше не были результатом новых идей НИОКР, они стали удовлетворять спрос, поступающий от потребителей (рис. 1).

В некотором смысле вторую модель инноваций можно назвать «реагирующей» (reactive) на рынок, в то время как неоклассическую модель можно назвать «воздействующей (pro-active)» на рынок.

В дальнейшем усиление конкуренции  и сокращение жизненного цикла товаров  привели к необходимости более  тесной взаимосвязи НИОКР с другими стадиями инновационного процесса. Это привело после публикации работ Nelson и Winter «Эволюционная теория экономического изменения» [17] и «Интерактивной модели» Rosenberg и Kline [13] к появлению новой модели инновационного процесса. В ней инновационный процесс начинают рассматривать как комбинацию двух предыдущих моделей. В данном виде моделей, получивших название «интерактивные модели», новые знания комбинировались со старыми (рис. 2).

Рис. 2. Интерактивная  модель инновационного процесса

Инновационный процесс  начинался с осознания новой  рыночной возможности и создания инновации или с изобретения и далее создания инновации, затем следовало создание продукта и его производство.

Модель состояла из двух типов взаимодействий: внутренние – между подразделениями  фирмы и внешние – с другими  компаниями, клиентами и пр.

В данных моделях подчеркивалась необходимость  усиления связей между различными подразделениями предприятия. Считалось, что новые идеи могли появиться в любом подразделении, и, следовательно, взаимодействие между различными подразделениями было неотъемлемой частью инновационного процесса.

Сторонники данной модели утверждали, что при поиске новых технологических решений предприятия сначала должны обратиться к существующим знаниям. Только когда существующий уровень знаний не сможет разрешить их технологические запросы (требования), начинается создание нового знания (посредством НИОКР).

Интерактивная модель, так  или иначе, оставалась линейной. В  середине 1980-х новая организация  производства на японских предприятиях привела к появлению нового поколения  моделей инновационного процесса –  интегрированных [12].

В данных моделях акцент делался на интеграцию исследований и разработок с производством и на более тесное сотрудничество с поставщиками и покупателями. Различные подразделения предприятий интегрировались для создания нового продукта, позволяя предприятию уменьшать срок разработки продукта при одновременном снижении издержек. В то же время значительно увеличилось горизонтальное сотрудничество (создание совместных предприятий, стратегических альянсов).

На рис. 3 изображен  процесс разработки нового продукта в компании Nissan (пример интегрированного инновационного процесса). Однако следует отметить, что этот пример модели сфокусирован на основных внутренних характеристиках процесса: его параллельной и интегрированной сущности. На практике вокруг находится сеть взаимодействий, представленная в третьем поколении процесса, так как данная модель не отменяет, а дополняет предыдущую.

Рис. 3. Процесс  разработки нового продукта в Nissan

В 1990-х внимание экономистов  переместилось от интеграции к созданию сетей. Считалось, что для того чтобы предприятию быть инновационным, необходимо не только объединять различные подразделения предприятия вокруг инновационного процесса, но и создавать и укреплять их сетевые взаимодействия с потребителями, поставщиками и другими учреждениями. Это сформировало так называемую «систему инноваций» [14, 15]. В этом десятилетии появились так называемые «системы инновационных теорий» [8, 3, 16, 18]. Основная идея данных теорий заключалась в том, что взаимодействие и обмен знаниями необходимо осуществлять не только между различными подразделениями предприятия, но и с другими «источниками знаний» (предприятия, университеты, исследовательские центры, потребители, поставщики). Freeman [9] определяет инновационную сеть (innovationnetwork) как «ограниченное число явных связей с предпочтительными партнерами … с целью снижения статической и динамической неуверенности»[9, с. 99]. Несмотря на то, что неформальные сетевые отношения существуют, в работах того периода они практически не описаны и не изучаются, так как их «трудно классифицировать и измерить».

Rothwell [5] так описал  эту модель инноваций: определенные  преобразования в управленческой, организационной и технологической сферах позволяют предприятию изменять скорость изменений и эффективность инноваций. Rothwell выделил основные стратегические элементы и особенности (primary enabling features) пятой модели инноваций (табл. № 1).

                                                                        Таблица 1

Особенности и  стратегические элементы пятого поколения  моделей инновационного процесса

Стратегические элементы

Особенности

Стратегия, основанная на времени

Более высокая организационная  и системная интеграция

Фокусирование на качестве и других неценовых факторах –  тотальный менеджмент качества (Total quality management)

Гибкая организационная  структура, позволяющая быстро реагировать  на изменения

Корпоративная гибкость

Полностью развитые базы данных

Потребитель – важнейшее  звено стратегии

Эффективные внешние  каналы связи

Стратегическая интеграция с основными поставщиками

 

Стратегии горизонтального  технологического сотрудничества

 

Стратегии электронной  обработки данных

 

Информация о работе Особенности управления инновационным процессом