Стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:55, реферат

Описание работы

Стратегия может быть объединена с процессом принятия решений. В
обоих случаях имеются цели (объекты стратегии) и средства, с помощью
которых достигаются поставленные цели (принимаются решения).
Четко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств.
Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя
укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по
отношению к его конкурентам.

Содержание

Введение
1. Выбор стратегии для инновационной деятельности
1.2Значение выбора стратегии
1.3Виды стратегий и обоснование выбора стратегии
1.4Прогнозирование в инновационном менеджменте
2. Практическая часть на примере ООО «Оптика»
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

     ·Фактор времени. Нередко хорошие идеи терпели  неудачу потому, что были предложены к осуществлению в неподходящий момент;

     · Реакция на владельцев. Стратегический план разрабатывается менеджерами  компании, но часто владельцы могут  оказывать силовое давление на его  изменение. Руководству компании стоит  иметь в виду этот фактор.

     Разработка  стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу вверх и с помощью консультативной фирмы. В первом случае стратегический план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по все уровням управления.

     При разработке "снизу вверх" каждое подразделение (служба маркетинга, финансовый отдел, производственные подразделения, служба НИОКР и т.д.) разрабатывает свои рекомендации по составлению стратегического плана в рамках своей компетенции. Затем эти предложения поступают руководству фирмы, которое обобщает их и принимает окончательное решение на обсуждении в коллективе. Это позволяет использовать опыт, накопленный в подразделениях, непосредственно связанных с изучаемыми проблемами, и создает у работников впечатление общности всей организации в разработке стратегии.

     Большое значение на выбор стратегии оказывают экономические характеристики отрасли. Так в инновационных отраслях, где происходит постоянная замена продукции, где компании тратят много времени и средств на проведение научных исследований и разработок, подходит стратегия непрерывного совершенствования продукции или стратегия создания принципиально новых продуктов или услуг с новыми потребительскими качествами, имеющими ценность в глазах потребителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.4 Прогнозирование в инновационном менеджменте

     Под прогнозированием понимается предплановая стадия работы. Если план отвечает на вопрос, что надо сделать для достижения поставленной цели, то прогнозирование главное внимание уделяет вопросу, какие будут последствия в результате того или иного решения?

Прогнозы  различаются по времени действия и по масштабу действия. По времени действия принято различать краткосрочные (до года), среднесрочные (до пяти лет) прогнозы. По масштабу действия прогнозы делятся на глобальные, региональные, государственные и по видам техники. Проблемы глобальных, региональных и государственных прогнозов на соответствующие периоды времени выступают объектом научно-исследовательских институтов. В частности, в составе РАН существует институт прогнозирования. Прогнозы развития техники - объект работы организаций, занятых проектированием и созданием новой техники.

     Для обеспечения эффективности прогнозирования  применяются различные методы. Наибольшее распространение получили методы экстраполяции, экспертных оценок и моделирования. В прогнозах развития техники, то есть инноваций, чаше используются методы экспертных оценок и моделирования. Методы экспертных оценок основаны на опросах специалистов и обобщении результатов этих опросов. К достоинствам этих методов следует причислить возможность привлечения лучших специалистов по данному вопросу, учет таких факторов, которые не могут быть приняты во внимание при других методах. В частности, методы экспертных оценок позволяют связать воедино учет технических, экономических, экологических и социальных факторов. Не менее важное значение имеет и тот факт, что при использовании этого метода прогнозирования удается принять во внимание и процесс перехода количественных изменений в качественные.

     Методы  моделирования делятся на логические, исторические и математические. Логические методы основаны на принципах логики и показывают неизбежность наступления какого-либо действия. Исторические - базируются на последовательности развития тех или иных видов техники, математические - основаны на принципах математического моделирования. К достоинствам математических моделей относятся четкое изложение параметров, возможность быстрого проведения расчетов, к недостаткам - невозможность учета ряда факторов, особенно экологических, отсутствие реального учета перехода количественных изменений в качественные, трудность в описании всех параметров.

     Прогнозирование инноваций представляет собой сложный, противоречивый процесс с большой  долей риска. Трудности связаны  с учетом следующих факторов:

• изменение  спроса на прогнозируемую продукцию;

• изменение  цен на данную продукцию и, соответственно, прибыли;

• объем  собственных издержек на прогнозируемую продукцию;

• действия конкурентов, особенно в части создания и внедрения инноваций;

• перспективы  развития данных инноваций.

     При создании новой продукции организация  осуществляет определенные затраты  на НИОКР, и чем меньше будет спрос  на продукцию, тем дороже она будет  для покупателя в силу значительной доли расходов на НИОКР.

     Изменение цен может произойти под влиянием таких факторов, как резкое повышение требований к экономической и экологической безопасности, изменение цен на сырье и материалы. Поэтому в прогнозах управляющие инновационным процессом должны учитывать следующие обстоятельства:

• в  современных условиях вся экономическая  конкуренция сводится к борьбе за рынки сбыта и источники сырья, причем для государств и крупных  компаний решающее значение приобретает  доступ к источникам сырья, а для  средних и мелких компаний - к  рынкам сбыта;

• требования по экономической и экологической  безопасности постоянно ужесточаются;

• требования к качеству рабочей силы повышаются, что неизбежно приводит к росту  цен как следствию увеличения заработной платы;

• ужесточаются требования к качеству материалов, что влечет за собой рост цен на продукцию первичной переработки (черные, цветные металлы, пластмассы и т.д.);

• наиболее сложные изделия будут и наиболее дорогими, что соответственно увеличивает  долю НИОКР в ценах на продукцию.

     Невозможность полного учета собственных издержек на прогнозируемую продукцию обусловлена такими факторами, как непредвиденные расходы на дополнительные исследования; повышение цен на свою продукцию со стороны поставщиков комплектующих узлов и организаций, осуществляющих научные разработки в соответствии с планом научных работ; рост зарплаты, аренды, тарифов. В целом следует исходить их практического опыта, учитывая ситуации, когда собственные издержки увеличивались по сравнению с намеченными. Следовательно, необходим определенный поправочный коэффициент. Учет действии конкурентов в современных условиях зависит прежде всего от размеров компании и степени наукоемкости, а следовательно, и дороговизны продукции. Конкуренция между крупными компаниями в определенной мере прогнозируема в больших расходов на массовое производство новой техники. Чем же меньше компания, тем сложнее учитывать действия конкурентов, особенно в части появления новых технических образцов, для создания которых не требуется значительных материальных и трудовых затрат. Есть такие виды техники, которые до сих пор пользуются спросом благодаря их качеству, хотя технические инновации практически невозможны, например, револьверы, в отношении которых инновации не применяются уже сто лет. Следует отметить, что каждый вид техники имеет свои ограничения в части улучшения показателей. В настоящее время некоторые виды техники практически исчерпали резервы повышения своей эффективности.

     Следует отметить, что, создавая какой-либо вид  техники, конструкторы стараются заложить и возможности дальнейшей модернизации этого вида техники. Инновационные направленные на модернизацию, являются в определенной мере вынужденными, так как не хватает денег на новую технику.

     Инновации требуют соответствующего обеспечения. Это обеспечение можно разделить на следующие виды:

• информационное;

• техническое;

• финансовое;

• кадровое.

     Информационное  обеспечение инноваций представляет собой сложный, противоречивый процесс. С одной стороны, необходима как  можно более полная информация о  состоянии дел в данном направлении науки и техники, а с другой - требуется максимально сократить объем информации по собственным разработкам. Следует отметить, что информационное обеспечение инноваций выступает одним из направлений промышленного шпионажа. В крупных компаниях вопросам информационного обеспечения инноваций уделяется огромное внимание. Это относится к сбору информации через открытые источники (книги, журналы и т.д.) и непосредственно через систему промышленного шпионажа. Для информационного обеспечения инноваций в организации крайне необходимо иметь группу специалистов, которые на основании изучения изделий конкурентов могли бы обеспечить руководство следующей информацией:

• качество продукции конкурентов, возможности  модернизации и ориентировочное  увеличение цены;

• анализ собственной продукции, возможности  ее модернизации, ориентировочные издержки;

• сопоставление  продукции компании с продукцией конкурентов для принятия решения  о модернизации или об отказе от нее.

     Для создания новой техники используют информацию, получаемую в основном по линии обработки материалов научных конференций и предоставляемую по линии промышленного шпионажа. Конечно, многое зависит от положения компании, научного задела. Опыт показал, что наличие научного задела позволяет увереннее действовать на рынке. Не менее важное значение имеет анализ информации для выявления наиболее существенных компонентов, которые следует учитывать при информационном обеспечении инноваций.

     Техническое обеспечение инноваций подразумевает  соответствующую техническую базу для проведения работ по конструированию, изготовлению опытных образцов и отладке технологий.

     К сожалению, опыт реформы в России с точки зрения технического обеспечения  инновационного процесса - во многом отрицательный. Если СССР имел достаточную техническую базу для инноваций, в частности хорошо разработанную и отлаженную систему опытных производств Академии наук, отраслевых институтов и конструкторских бюро, то сейчас положение с техническим обеспечением можно назвать близким к критическому. Это вызвано прежде всего разрушением ранее существовавшей системы связей теоретических исследований и опытных разработок на базе институтов Академии наук, научно-производственных и производственных объединений. Академия наук во многом потеряла техническую базу в силу устарелости оборудования, ухода большой части квалифицированных работников из-за низкой оплаты труда. Наибольший урон техническому обеспечению был нанесен в результате ликвидации научно-производственных объединений, где имелась достаточная техническая база. Техническое обеспечение инноваций направляется большей частью в отрасли, занимающиеся заготовкой сырья и его первичной переработкой. Сложившееся положение требует принятия кардинальных шагов, пока еще существует техническая база, так как с ее потерей резко снизятся возможности отечественной продукции на мировом рынке.

     Финансовое  обеспечение инноваций представляет очень сложную проблему. Здесь  необходим учет ряда факторов, включая  такие, как внутренний уровень доходности, различная стоимость денег в разные периоды времени. Нижней границей внутреннего уровня доходности следует признать прогноз банковского процента на рассматриваемый период времени и скорректировать его снижение стоимости денег. При современном уровне развития науки и техники финансовое обеспечение многих работ становится для компаний невозможным. Отсюда - желание максимально использовать финансовые ресурсы государства.

     Не  меньшее значение имеет и кадровое обеспечение, то есть наличие достаточно квалифицированных специалистов. Роль хорошо подготовленных инженерно-технических работников и рабочих очевидна на опыте Японии. Как известно, основная масса достижений в сфере научно-технического прогресса была разработана не в Японии, но именно высокая квалификация японской рабочей силы позволила обеспечить не только насыщение ее собственного рынка в кратчайшие сроки, но и массовый экспорт наукоемкой продукции. Экономия на фундаментальных исследованиях и упор на покупку лицензий и технологий в сочетании с высококвалифицированной рабочей силой дали значительный эффект в 60-70-е гг. XX в., который, однако, практически исчерпал себя к началу 90-х гг. Это частично объясняется тем, что резко повысилась квалификация рабочей силы в таких странах, как Южная Корея и Тайвань, где уровень оплаты труда существенно ниже, чем в Японии.

В России положение с кадровым обеспечением может оцениваться как катастрофическое. Причины этого - следующие:

• резкое сокращение финансирования научно-исследовательских  работ и, как следствие, крайне низкая оплата труда научных работников;

• стремительное  старение кадров научных работников и работников предприятий, занимающихся научными и опытно-конструкторскими работами;

• массовая эмиграция молодых, перспективных  специалистов.

     Крайне  низкая оплата труда научных работников привела к тому, что значительная часть специалистов ушла в коммерческие структуры, остались в основном немолодые работники. В результате средний возраст научного работника в РАН составляет пятьдесят лет, что уже ставит под вопрос дальнейшее Существование Академии наук. Не менее удручающая картина среди работников предприятий, занятых конструированием техники. Здесь также средний возраст таких специалистов составляет пятьдесят лет.

Информация о работе Стратегии