Выбор инновационной стратегии на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. Инновационная стратегия. 6
1.1. Основные понятия 6
1.2. Инновационный процесс 7
1.3. Классификация инноваций 10
2. Разработка и внедрение нового продукта. 12
2.1. Понятие «нового продукта» 12
2.2. Этапы выведения нового продукта на рынок 13
2.2.1. Этап генерации идей 14
2.2.2. Отбор идей 16
2.2.3. Разработка замысла и его проверка 17
2.2.4. Этап экономического анализа 19
2.2.5. Разработка товара 20
2.2.6. Пробный маркетинг 21
2.2.7. Коммерческая реализация товара 24
3. Методы научной оценки ИП 25
3.1. Задачи и основные приемы 25
3.2. Методы отбора инновационных проектов 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

инновационный менеджмент курсовая работа.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

        Эта ситуация более чем нежелательна  и может иметь самые печальные  последствия для фирмы-инноватора. При решении вопроса о том,  использовать или не использовать пробный маркетинг, нужно учитывать и эту возможность.

      2.2.7. Коммерческая реализация  товара

      Этот  этап является серьезным испытанием для инновационного менеджмента. Коммерческая реализация нового товара включает в  себя его полномасштабное производство и комплексное маркетинговое обеспечение, часто требует больших затрат и быстрого принятия решений. Среди факторов, которые должны рассматриваться на этом этапе, - скорость признания потребителями, скорость признания каналами сбыта, интенсивность распределения (через сколько торговых точек), производственные возможности, структура продвижения, цены, конкуренция, срок достижения прибыльности и стоимость коммерческой реализации.

      Предприятию необходимо решить, когда, где, кому и  как предложить свой новый товар на рынке. Частично ответы на эти вопросы были получены на предыдущих этапах.

      Первое  решение - о своевременности выпуска нового товара на рынок. К моменту завершения работы над товаром на рынке может сложиться ситуация, когда предприятию предпочтительнее отложить на время новинку и подождать более удачной конъюнктуры.

      Следующий важный вопрос - где выпускать товар на рынок: в одном регионе или в нескольких, в общенациональном масштабе или в международном. У многих предприятий нет ни средств, ни возможностей, ни уверенности в своих силах, позволяющих выходить с новинками сразу на общенациональный рынок. За рубежом обычной является следующая практика. Большинство фирм устанавливают временной график последовательного освоения рынков. В частности, небольшие фирмы выбирают привлекательный для себя город и проводят блиц-компанию по выходу на его рынок. Затем таким же образом один за другим осваиваются рынки других городов. Крупные фирмы выпускают новинку сначала на рынки какого-то одного региона, потом другого. Фирмы, располагающие сетями общенационального распределения (например, автомобильные корпорации) нередко выпускают свои новые модели сразу на общенациональный рынок.

        Решение о том, кому адресовать  свою продукцию, какие из последовательно  осваиваемых рынков потребителей  являются наиболее выгодными, куда направить основные усилия по стимулированию сбыта, фирмы, скорее всего, принимают по результатам пробного маркетинга. В идеале для товаров широкого потребления первостепенные сегменты рынка должны обладать следующими характеристиками:

      - состоять из ранних последователей (покупателей, быстро реагирующих на новинку);

      -   эти ранние последователи должны быт» активными потребителями;

      - они должны быть лидерами мнений и благоприятно отзываться о товарах;

      - они должны быть доступны для охвата при небольших затратах.

      Не  менее важен вопрос и о том, каким образом вывозить новые  товары на рынки. Обычно зарубежные фирмы  разрабатывают план действий для последовательного вывоза новинки на рынки, составляет сметы для различных элементов комплекса маркетинга и прочих мероприятий отдельно для каждого рынка.

3. Экспертиза инновационных проектов

      3.1. Задачи и основные  приемы

 

      Задача  экспертизы состоит в оценке научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.

      Процедуры оценки проектов, юридического оформления соглашений и контрактов, а также формы и методы контроля за их исполнением действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое значение имеют сроки проведения экспертиз, согласовании, продолжительность периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Постоянно совершенствуются методы контроля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект.

      Существуют  три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета:

  • описательный;
  • сравнение положений «до» и «после»;
  • сопоставительная экспертиза.

      Описательный  метод широко распространен во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, составляются прогнозы и учитываются побочные процессы. Он позволяет учитывать, например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров.

      Основной  недостаток этого метода в том, что  он не позволяет корректно сопоставить  два и более альтернативных варианта.

      Метод сравнения положений «до» и «после»  позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

      Сопоставительная  экспертиза состоит в сравнении  положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что составляет одно из требований проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов.

      Метод сопоставительной экспертизы применяется  в США и других странах с  развитой рыночной экономикой. Этот метод  также имеет недостатки, в частности, он неприменим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.

      Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают  их комбинированное применение.

      Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано руководствоваться следующими принципами проведения экспертиз:

      1) наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее проводящих, и методам контроля;

      2) при расчете добавленной стоимости  деятельность в области исследований  и нововведений рассматривается как производственная;

      3) проведение предварительного прогнозирования  и планирования расходов на  среднесрочную перспективу, чтобы  иметь возможность определить  предполагаемую эффективность и  время для контроля;

      4) методы контроля должны быть  увязаны с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

      При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду. Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы.

      Экспертная  оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе научного содержания проекта учитываются:

      1) четкость изложения замысла проекта  (четкое, нечеткое);

      2) четкость определения цели и  методов исследования (четко, нечетко);

      3)качественные  характеристики проекта (проект  имеет: фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);

      4)научный  задел (имеются: существенный  научный и методологический задел  в решении сформулированной в  проекте проблемы; публикации по  заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует).

      5) новизна постановки проблемы (автором  впервые сформулирована и научно  обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).

      Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор/участники в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу).

      Таким образом, эксперт должен не только дать описание проекта, но и оценить: его актуальность для данной отрасли знаний; относится ли проект к приоритетным направлениям исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников, а также обосновать по приведенной выше системе оценку проекта.

      Для экспериментально-лабораторных исследований экспертиза предусматривает ответы на следующие вопросы:

  • подготовлены ли программы исследований;
  • подготовлены ли анкеты для опроса;
  • проведено ли пилотажное исследование. Предусматриваются три уровня экспертизы.

      Первый  уровень – предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:

  • отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;
  • составление мотивированных заключений по отклоненным проектам;
  • определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.

      Формализация  результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе. Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне экспертизы.

      На  третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимаются решения о финансировании). 

      Индивидуальный  рейтинг проекта рассчитывается по формуле

      R = r1 + r2 + r3 ,

где R   - общий рейтинг проекта;

      r1, r2 – коэффициенты, учитывающие соответственно научную ценность проекта и реальность выполнения проекта в срок;

      r3 - коэффициент коррекции суммарной оценки r1 и r2;.

      R может принимать значения от 2 до 13.

      Коэффициент r1 оценивает вероятность того, что  выполнение проекта может привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области.

      Коэффициент r2 учитывает научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы.

      3.2. Методы отбора  инновационных проектов

 

      Экспертиза  должна обеспечить выбор качественного  инновационного проекта. Представленные инвесторам инновационные проекты, должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы  показателей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показателей по вариантам должны быть сопоставимы.

      Сопоставимость  представленных проектов определяется по:

  • объему работ, производимых с применением новых методов (технологий, оборудования и т.п.);
  • качественным параметрам инноваций;
  • фактору времени;
  • уровню цен, тарифов; условиям оплаты труда.

      Один  из важнейших принципов менеджмента - обеспечение многовариантности  мероприятий. Без анализа зарубежного опыта, опыта непосредственных конкурентов инвестиции могут уйти впустую. Следует помнить о соотношении 1:10:100:1000, где 1 доллар - «экономия» на принятии упрощенного решения на стадии его формирования, а 10, 100, 1000 - потери на последующих стадиях жизненного цикла решения. В условиях рыночной экономики вариант инновационного проекта выбирается с учетом интересов инвестора.

Информация о работе Выбор инновационной стратегии на предприятии