Контрольные органы ЕС: Счётная палата и Омбутсмен

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы указать исторические аспекты становления контроля в рамках ЕС, описать особенности и основные сферы деятельности Счетной палаты и омбудсмена. Указать этапы и исторические аспекты становления институтов омбудсмена и Счетной палаты.

Работа содержит 1 файл

!Контрольные органы ЕС Счётная палата Омбутсмен.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Институт Омбудсмена ЕС закреплен в Маастрихтском договоре( ст.21,195 ДЕС).9 В связи с этим усиливается охрана прав граждан ЕС: как физических, так и юридических лиц, деятельность которых зарегистрирована надлежащим образом на территории государств-членов. Во-вторых организация ЕС некоторым образом приближается  к государственной организации.

В новом  Европейском  Союзе  юрисдикция наднациональных  судебных органов охватывает все  сферы ведения данной организации. По сравнению с действующими  учредителями договора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 2 Правовые основы деятельности Счетной палаты как  контрольного органа

2.1 История становления  Счетной палаты  как контрольного  органа

    Европейская Счетная палата была создана в соответствии с положениями второго бюджетного договора  1975 г.  и начала функционировать в полном объеме в 1977 году. Ни одно государство не может нормально функционировать без независимых органов государственного финансового контроля. Это правило применимо и к Сообществам. В связи с этим  было бы неверным предполагать, что до 1977г. В них не существовало  органов финансового контроля. Предшественниками Счетной палаты были  органы финансового контроля,10  существовавшие в каждом из Сообществ при его образовании. В ЕОУС таким органом являлся аудитор. Правовые основы их деятельности были таковыми. Члены Палаты аудиторов избираются из числа лиц, которые работают или работали во внешних аудиторских учреждениях своих стран, или специально подготовлены для такой работы. Их независимость должна быть вне всяких сомнений.Члены Палаты аудиторов назначаются на шестилетний срок Советом, единогласным решением и после консультации с Европейским парламентом.

    Однако, если первые назначения состоялись, четыре члена Палаты аудиторов, избранные по жребию, назначаются только на четыре года.

    Члены Палаты аудиторов могут быть избраны  вновь.

    Они избирают из своего состава Председателя Палаты аудиторов сроком на три года. Председатель может быть переизбран. Члены Палаты аудиторов полностью независимы в исполнении своих обязанностей, исходя из общих интересов Объединения.

    Выполняя  свои обязанности, они не запрашивают  и не принимают инструкций от любого правительства или каких-либо иных органов. Они воздерживаются от любых действий, несовместимых с их обязанностями.

      В течение всего срока своих  полномочий члены Палаты аудиторов  не могут заниматься какой-либо  другой деятельностью, за вознаграждение  или без него. Вступая в должность,  они торжественно подтверждают, что как в период ее исполнения, так и впоследствии, они будут соблюдать вытекающие из этого обязательства, и особенно проявлять щепетильность и осторожность в том, что касается согласия занять определенные должности или получить определенные выгоды после прекращения их деятельности в Палате аудиторов.

      Помимо обычного замещения или  смерти, обязанности члена Палаты  аудиторов прекращаются после  его отставки или отстранения  от должности на основании решения Суда.

    Возникшая в результате этого вакансия заполняется на оставшийся срок ее действия, до новых выборов членов Палаты. За исключением случаев отстранения от должности, члены Палаты аудиторов работают до тех пор, пока они не будут замещены.

    Член Палаты аудиторов может быть отрешен от должности или лишен права на пенсию или другие пособия вместо нее только в том случае, если Суд, по просьбе Палаты аудиторов, найдет, что он более не выполняет все необходимые условия или обязанности, вытекающие из его службы.

    Совет, принимая решение квалифицированным  большинством, определяет условия труда Председателя и членов Палаты аудиторов, в частности, размеры их жалования, пособий и пенсии. Он также определяет, тем же большинством, любые выплаты, произведенные вместо заработной платы.11

   Палата аудиторов изучает отчеты о всех административных расходах и административных доходах Объединения, включая доходы с налога, собираемого с жалованья, заработной платы и вознаграждения должностных лиц и других служащих Объединения в его пользу. Он также подвергает проверке документы о всех доходах и расходах всех органов, учрежденных Объединением, если соответствующие учредительные документы не запрещают такой проверки.

   Палата аудиторов проверяет, все  ли полученные доходы и произведенные расходы, были законными и правильными, и было ли надлежащим управление финансами.

    Ревизия доходов осуществляется с двух точек  зрения — утвержденных сумм, которые должны быть получены, и сумм, фактически выплаченных Объединению.Ревизия расходов также осуществляется с двух точек зрения -

взятых обязательств и произведенных выплат.

    Эти ревизии могут быть осуществлены перед закрытием счетов в проверяемом  финансовом году.Ревизия базируется на бухгалтерской документации и, если это необходимо, производится непосредственно  в институтах Объединения и государств-членов. В государствах-членах ревизия осуществляется во взаимодействии с национальными аудиторскими учреждениями или, если последние не имеют необходимых полномочий, с компетентными национальными ведомствами. Эти учреждения или ведомства информируют Палату аудиторов, намереваются ли они принять участие в ревизии.

    Институты Объединения и национальные аудиторские  учреждения или, если последние не имеют  необходимых полномочий, компетентные национальные ведомства направляют в Палату аудиторов, по ее просьбе, любые документы или любую информацию, необходимую для выполнения ее функций.12

 Палата  аудиторов составляет ежегодный  отчет после завершения каждого  финансового года. Он направляется  институтам Объединения и публикуется  вместе с их ответами на  замечания Палаты аудиторов в “Официальном журнале Европейских Сообществ”.

 В  ЕЭС  и Евроатоме существовали  более приближенные  к классическим  счетным палатам Финансовые советы.

После слияния финансовых институтов Сообществ в 1967г.  на базе этих органов был образован  единый орган финансового контроля – Аудиторский совет. Именно на его основе и была создана Счетная палата. На момент своего создания она не была включена в состав институтов Сообщества. Это произошло только после принятия Маастрихтского договора 1992 г. Включение Счетной палаты в число институтов  ЕС.

Ниццкий договор изменил порядок назначения аудиторов Счетной палаты, а также  внес изменения. 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Особенности и  основные сферы  деятельности Счетной  палаты 

Бурный  рост  бюджета Европейских сообществ и Союза в целом, достигший почти 90 млрд. евро в годовом исчислении, и сопутствующие этому росту финансовые злоупотребления заставили Европейские Сообщества принять адекватные меры по усилению финансового контроля. Результатом явилось создание  специализированного органа финансового контроля, которым выступает Счетная палата.

Статья 247 ДЕС предусматривает, что Счетная  палата состоит из 27 членов.

На основании  изменений, внесенных в ст. 247 Договора Ниццким договором 2001 года, каждое из государств-членов должно было представить одного своего гражданина. 14

Предметы  контроля Счетной палаты закреплены в п.1 и 2 ст.248 ДЕС. Прежде всего она  проверяет отчеты об исполнении  всех доходных и расходных статей бюджета ЕС. Проверяет отчеты о расходах и доходах всех органов, учрежденных Сообществом, за исключением тех, в учредительных договорах которых это предусмотрено. Счетная палата осуществляет лишь частичную аудиторскую проверку ЕЦБ в части определения эффективности деятельности

по  управлению самим банком.

Счетная палата также проверяет правильность ведения бухгалтерской отчетности Сообщества, а законность и правильность операций,  лежащих в основе такой отчетности, законность и правильность доходов, а также осуществленных ЕС расходов, исследует вопрос о добросовестности управления финансами ЕС. Круг объектов контроля очень широк. По сути, в него попадают все физические и юридические лица, имеющие отношение к доходам или расходам ЕС. В соответствии с п.3 ст.248 палата имеет право проверять другие институты Сообщества, любые органы Сообщества и государств-членов, распоряжающихся доходами или расходами за Сообщество, любые физические и юридические лица, получающие выплаты из бюджета Сообщества. Все они подлежат проверке со стороны палаты. Для осуществления своих контрольных функций палата наделена полномочиями ( п.3 ст.248 ).

Палата  имеет право осуществлять свои контрольно-ревизионные  мероприятия как в собственных  помещениях, так и в помещениях проверяемых организаций, получать по своим запросам  всю необходимую информацию от «других» институтов, любых органов, распоряжаться доходами или расходами Сообщества.

Палата  имеет право получать всю необходимую  информацию об управлении доходами и  расходами ЕС и ЕИБ. Несмотря на то что п.3 ст.248  предусматривает заключение трехстороннего соглашения между Счетной палатой, ЕИБ и Комиссией о доступе Счетной палаты  к такой информации ЕИБ, отсутствие такого соглашения не лишает палату права доступа к соответствующей информации ЕИБ.

Методические  основы деятельности Счетной палаты заложены в п.2 и 3 ст.248.

Аудит палаты имеет документальную основ. Аудит доходов должен основываться на сравнении сумм доходов, полученных фактически. Проверка расходов должна базироваться на сравнении размера  обязательств, принятых на себя Сообществом, и размером бюджетных средств, фактически выплаченных ЕС.15

Ст.248 устанавливает  и критерии для осуществления  аудита со стороны Счетной палаты.16 Ими являются законность и правильность. До сих пор между палатой и Комиссией идет ожесточенная дискуссия о том, должна ли счетная палата проверять и эффективность расходования бюджетных средств.

Счетная палата считает невозможным исключать  вопросы об эффективности расходования средств, тогда как Комиссия считает, что этим счетная палата вмешивается в сферу деятельности Комиссия и Совета. 

Более подробно методики осуществления контрольно-ревизионных  мероприятий закреплены в Политиках  и стандартах  Европейской палаты аудиторов, обобщенная версия которых  была принята в 1997 году. Эти стандарты  основываются на аудиторских стандартах Международного  союза контрольных органов и Международных стандартах аудита Международной федерации бухгалтеров и применяется при всех аудиторских проверках, проводимых Счетной палатой, а также при проверке добросовестности управления финансами ЕС.

Большинство контрольно-ревизионных проверок проводится палатой после окончания финансового  года, подлежащего проверке. Однако п.2 ст.248 дает Счетной палате право  осуществлять свои проверки еще до закрытия счетов в проверяемом финансовом году. Это позволяет палате в случае необходимости осуществлять проверку определенных операций с денежными средствами из бюджета ЕС либо еще при их осуществлении,  либо сразу по их завершении.

Каким образом оформляются результаты контрольных  мероприятий, проводимых Счетной палатой? Ст.248 предусматривает следующие формы предоставления информации о контрольных мероприятиях палаты: годовые отчеты, специальные отчеты и  декларации.

Годовой отчет принимается по окончании  проверки финансового года. Этот отчет не о деятельности Счетной палаты, а о нарушениях, выявленных ею в данном финансовом году. Данный отчет направляется органам и институтам ЕС. По получении ответов от институтов Счетная палата может изменить выводы, содержащиеся в годовом отчете. После этого окончательная версия годового отчета публикуется в « Официальном журнале» вместе с ответами  институтов на выводы, содержащиеся в годовом отчете. Годовой отчет палаты является основным документом, в котором в обобщенном виде содержаться материалы всех проверок.

Вместе  с годовым отчетом по п.1 ст.248 палата публикует декларации правильности ведения бухгалтерской отчетности, а также законности и правильности операций. В настоящей  декларации оценивают ситуацию с бухгалтерской отчетностью всем  Сообществе в целом.

Информация о работе Контрольные органы ЕС: Счётная палата и Омбутсмен