Международные организации в сфере международного частного права: общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – охарактеризовать, т. е. раскрыть понятие «международные юридические лица».
Задачи данной работы:
1.Раскрыть основы правового положения международных организаций в международном частном праве;
2. Дать определение понятию «Органы международных орагнизаци», рассмотреть их классификацию и порядок формирования
3.Охарактеризовать международные организации в международном частном праве и их роль

Работа содержит 1 файл

МЧП5.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной курсовой работы – «Международные организации в сфере международного частного права: общая характеристика».

При оценке правового  положения юридического лица в конкретном государстве служит критерий, по которому лицо в вышеуказанном смысле от носят к какой-либо категории—к «своим» т. е. принадлежащим к данной стране, или «чужим» — т. е. другому государству.

В течение последних  десятилетий не только в зарубежной, но отечественной научной в учебной  литературе по международному частному праву весьма активно обсуждалось понятие «международные юридические организации».

В данной курсовой работе были использованы учебники и учебные  пособия и периодические издания, а также нормативно-правовые акты РФ.

Цель данной курсовой работы – охарактеризовать, т. е. раскрыть понятие «международные  юридические лица».

Задачи данной работы:

1.Раскрыть основы правового положения международных организаций в международном частном праве;

2. Дать определение  понятию «Органы международных  орагнизаци», рассмотреть их классификацию и порядок формирования

3.Охарактеризовать международные организации в международном частном праве и их роль

При написании работы использованы нормативно-правовые акты РФ, а также учебники и учебные пособия по дисциплине «Международное частное право» таких авторов, как: Ануфриева Л.П., Богуславский М.М., Бендевский Т., Гаврилов В.В.,  Гетьман-Павлова И.В., Дмитриева Г.К., Канашевский В.А., Попова А.В.,  Федосеева Г.Ю.

Глава 1. Международные организации в МЧП и иностранные юридические лица в РФ

§ 1. Понятие, история возникновения, признаки

и виды международных организаций

 

Международные организации - сравнительно "молодой" субъект  международных отношений. Очень  немногие из них отметили столетние  юбилеи.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что "знание" о международных организациях появилось задолго до их внедрения в международные отношения.

Мечты о такой форме организации  человеческого общества можно обнаружить в трудах многих ученых и политиков  прошлого. За пятьсот лет (1300 - 1800) было составлено до 30 проектов международных организаций, направленных на обеспечение международной безопасности, а в начале XX в. появилось более 80 таких проектов.

Международные организации как  элитарный идеал наиболее разумной и справедливой организации социальной жизни рассматривались многими выдающимися философами. Анри Сен-Симон мечтал о создании Европейского парламента, способного предотвратить войны на континенте; Иеримея Бентам предполагал, что создание Международного суда может стать универсальным средством разрешения конфликтных межгосударственных ситуаций; Иммануил Кант предлагал создать мировое правительство в виде "лиги мира для свободных государств".

В середине XIX в. появились первые международные  межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций суверенных государств, стремящихся к национальной независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Возникновение международных организаций  в XIX в. явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации  многих сторон жизни общества. Начиная  с создания в 1815 г. Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых международных универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), которые имели постоянную структуру.

Именно административные союзы  и оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций.

Первая мировая война  задержала развитие международных  организаций и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для развития человеческой цивилизации стимулировало появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.1

Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919), так  и не ставшей эффективным инструментом политического международного сотрудничества во имя сохранения мира и поддержания  безопасности государств. С позиций  сегодняшнего дня неудачи Лиги Наций  объясняются причинами двойственного характера. Во-первых, общеполитическая обстановка 1919 - 1939 гг. не содействовала позитивным акциям новой международной политической структуры: преобладающей в развитии мирового сообщества была не интеграционная, а центробежная тенденция. Происходило усиление националистического статуса государств-членов, стремящихся к изоляции или доминирующему положению в мире.

Во-вторых, организационно-правовой, юридический механизм Лиги Наций  был крайне несовершенен и не позволял эффективно разрешать конфликтные ситуации между государствами-членами, вести поиск мирных путей развития межгосударственных отношений. В целом за время от Первой до Второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности осуществлялась крайне медленными темпами.

Вторая мировая война  в силу ее масштаба дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе во многих государствах по разработке проблем послевоенной организации  мира и безопасности.

На правительственном  уровне вопрос о создании организации международной безопасности возник по сути дела с первых дней войны. Можно даже сказать, что параллельно с военными усилиями, направленными на то, чтобы выиграть войну, три государства - члена антигитлеровской коалиции уделяли немалое внимание и вопросу о том, как строить мир, занимались разработкой принципов и планов будущей глобальной международной организации.

Представляется, что усилия союзников по созданию ООН были обоюдны  и равновелики. Отмеченные биполярностью, противостоянием и растущим взаимным непониманием годы холодной войны воспрепятствовали выполнению многими международными организациями надежд, которые возлагались на них как самими государствами, так и общественным мнением. Переломной в этом смысле стала эпоха 1989 - 1990 гг. Крутые перемены были связаны с падением Берлинской стены и утратой политическими идеологиями их прежней власти, что явилось причиной поворота в двусторонних и многосторонних отношениях различных стран.

Нормы права международных  организаций преимущественно являются договорными нормами, а само право организаций - одной из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Источниками этой отрасли являются учредительные документы международных организаций, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др.

Таким образом, право  международных организаций образует совокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность организаций, взаимодействие с другими субъектами международного права, участие в  международных отношениях.2

В основе правовой природы  международных организаций лежит  наличие общих целей и интересов  государств-членов. Для правовой природы  международной организации существенным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура и т.п. имеют  согласованную договорную основу.

Государства, создавая международные  организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, признавая  за ними способность: иметь права  и обязанности; участвовать в  создании и применении норм международного права; стоять на страже соблюдения норм международного права. Тем самым государства создают новый субъект международного права, который наряду с ними осуществляет правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества.

Любая международная  организация обладает следующими шестью признаками.

1. Создание в соответствии  с международным правом. Если  международная организация создана  неправомерно или ее деятельность  противоречит международному праву,  то учредительный акт такой организации должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок. Международный договор или любое из его постановлений недействительны, если их исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно международному праву неправомерным.

2. Учреждение на основе  международного договора. Как правило,  международные организации создаются  на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола  и т.д.). Объектом такого договора  является поведение субъектов  (сторон договора) и самой международной организации.

Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными  участниками международных организаций  являются также межправительственные организации. Например, Европейский  союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций.3

Международные организации  могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию.

3. Осуществление сотрудничества  в конкретных областях деятельности. Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной области.

Международные организации  призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ).

Международные организации становятся посредниками между государствами-членами.

4. Наличие соответствующей  организационной структуры. Этот  признак является одним из  важных признаков наличия международной  организации. Он как бы подтверждает  постоянный характер организации и тем самым отличает ее от других многочисленных форм международного сотрудничества, Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных и вспомогательных органов. Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда один раз в два года). Исполнительными органами являются советы.

Административный аппарат  возглавляет исполнительный секретарь (Генеральный директор). Все организации  имеют постоянные или временные  исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией.

5. Наличие прав и  обязанностей организации. Права  и обязанности любой организации  в общей форме закреплены в  ее учредительном акте, резолюциях  высших и исполнительных органов,  в соглашениях между организациями. Эти документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствующей международной организацией. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5 "С") Устава МАГАТЭ запрещает Агентству при выполнении своих функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.

6. Самостоятельные международные  права и обязанности организации.  Именно сама организация как  субъект международного публичного  и частного права вправе избрать  наиболее рациональные средства  и методы деятельности. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю.

Для классификации международных  организаций могут быть применены  различные критерии. По характеру  членства они делятся на межгосударственные и неправительственные международные организации. Последние, хотя и играют значительную роль на международной арене, не рассматриваются в качестве субъектов международного права, поскольку создаются не государствами, а юридическими и физическими лицами различных государств.

По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых  могут быть государства одного региона (Африканский союз, Организация американских государств).

Межгосударственные организации  подразделяются также на организации  общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей  компетенции затрагивает все  сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, АС, ОАГ).

Организации специальной  компетенции ограничиваются сотрудничеством  в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная  организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д.

Информация о работе Международные организации в сфере международного частного права: общая характеристика