Международные организации в сфере международного частного права: общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – охарактеризовать, т. е. раскрыть понятие «международные юридические лица».
Задачи данной работы:
1.Раскрыть основы правового положения международных организаций в международном частном праве;
2. Дать определение понятию «Органы международных орагнизаци», рассмотреть их классификацию и порядок формирования
3.Охарактеризовать международные организации в международном частном праве и их роль

Работа содержит 1 файл

МЧП5.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Право на заключение договоров. Договорную правоспособность международных организаций можно отнести к числу главных критериев международной правосубъектности, так как одну из характерных черт субъекта международного права составляет его способность к выработке норм международного права.

В порядке реализации своих полномочий межправительственные организации имеют публично-правовой, частноправовой или смешанный характер. В принципе каждая организация может заключать международные договоры, что вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации.

Участие в создании норм международного права. Правотворческий процесс международной организации включает деятельность, направленную на создание правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Следует особо подчеркнуть, что никакая международная организация, в том числе и универсальная (например, ООН, ее специализированные учреждения), не обладает "законодательными" полномочиями. Это, в частности, означает, что любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-вторых, как норма, обязательная для данного государства.

Правотворчество международной  организации не является беспредельным. Объем и вид правотворчества  организации определены в учредительном  договоре.

Поскольку устав каждой организации индивидуален, то объем, виды и направления правотворческой деятельности международных организаций отличаются друг от друга. Конкретный объем полномочий, предоставленных международной организации в области правотворчества, можно выяснить только на основе анализа ее учредительного акта.

В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами, международная организация может  выступать в различных ролях. В частности, на начальных фазах  правотворческого процесса международная  организация может: а) быть инициатором, выступающим с предложением о заключении определенного межгосударственного договора; б) выступать как автор проекта текста подобного договора; в) созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью согласования текста договора; г) сама сыграть роль такой конференции, осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем межправительственном органе; д) после заключения договора выполнять функции депозитария; е) пользоваться определенными полномочиями в области интерпретации или пересмотра договора, заключенного при ее участии.6

Право обладать привилегиями и иммунитетами. Без привилегий и иммунитетов невозможна нормальная практическая деятельность любой международной организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным соглашением, а в других - национальным законодательством. Однако в общей форме право на привилегии и иммунитеты закрепляется в учредительном акте каждой организации. Так, ООН пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава). Имущество и активы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), где бы они ни находились и кто бы ни являлся их держателями, обладают иммунитетом от обыска, конфискации, экспроприации или любой иной формы изъятия или отчуждения путем исполнительных или законодательных действий (ст. 47 Соглашения об учреждении ЕБРР).

Право на обеспечение  выполнения норм международного права. Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права свидетельствует о независимом характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности. При этом основными средствами являются институты международного контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции осуществляются двумя способами: путем представления докладов государствами-членами и наблюдения и обследования контролируемого объекта или ситуации на месте.

Наиболее распространенной формой контроля является предоставление докладов государствами-членами. Например, Устав ЮНЕСКО обязывает каждое государство-член представлять Организации в те сроки  и в той форме, которые определяет Генеральная конференция, доклады, содержащие сведения о законах, положениях и статистических данных, касающихся его учреждений и деятельности в области образования, науки и культуры, а также о выполнении рекомендаций и конвенций Генеральной конференции (ст. VIII).

Международно-правовая ответственность. Выступая как самостоятельные образования, международные организации являются субъектами международно-правовой ответственности. Международные организации, например, должны нести ответственность за противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций может наступить в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами. Следует предположить, что политическая ответственность может наступить в случае нарушения организацией своих функций, невыполнения соглашений, заключенных с другими организациями и государствами, вмешательства во внутренние дела субъектов международного права. Материальная ответственность организаций может возникнуть в случае нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных сумм и т.д. Они также обязаны нести ответственность перед правительствами, где находятся их штаб-квартиры, за противоправные действия, например за необоснованное отчуждение земли, неуплату коммунальных услуг, нарушение санитарных норм.

Реализация  международной правосубъектности. Обладание теми или иными правами и обязанностями участниками международных отношений влечет за собой потребность и необходимость их осуществления, реализации.

В общей теории права  и в теории международного права  о реализации говорится применительно к нормам права. Под реализацией следует понимать воплощение международной правосубъектности путем правомерного поведения, деятельности, практическое ее осуществление в различных формах. В доктрине выделяются следующие формы реализации: соблюдение, когда субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами; исполнение, которое выражается в активной деятельности субъектов по осуществлению обязанностей; использование, выражающееся в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволений, воплощении прав.

Процесс реализации с учетом тех  особенностей, которые присущи реализации отдельных договоров, обычно включает в себя два вида деятельности:

1) непосредственную фактическую  деятельность по достижению социально  и юридически значимого результата;

2) правовое и организационное  обеспечение фактической деятельности, которое представляет собой деятельность  определенных органов с целью  создания правовой базы для  осуществления фактической деятельности.

Примером фактической деятельности могут служить уничтожение химического оружия в соответствии с Соглашением между государствами - участниками Содружества Независимых Государств в отношении химического оружия от 15 мая 1992 г., приведение в действие собственных органов посредничества и примирения, направленное на мирное разрешение спора, действия по установлению фактов и их сопоставление с обязательствами сторон. Диапазон правотворческой деятельности международных организаций колеблется от содействия государствам в заключении договоров до принятия ими самостоятельных решений, содержащих общеобязательные правила поведения.

В большинстве случаев  реализация международной правосубъектности  происходит в форме использования  предоставленных возможностей, таких  как заключение многосторонних международных  договоров; принятие внутренних актов; установление отношений с государствами и иными субъектами международного права; возможность участия в универсальных международных организациях (в качестве наблюдателя, например); применение санкций при нарушении международных обязательств.7

Таким образом, содержание международной  правосубъектности каждой в отдельности  международной организации закреплено в ее учредительных документах. При  этом недостаточная регламентация  вопросов правосубъектности в уставах  и иных основополагающих нормоустанавливающих документах в определенных случаях может восполняться посредством толкования и анализа их практического применения.8

Подытоживая вышесказанное, необходимо обратить внимание на то, что  в настоящее время в регулировании  деятельности межгосударственных организаций содержится пробел. Очевидна необходимость в разработке новых международно-правовых норм универсального характера, в которых необходимо раскрыть природу и общие свойства международной правосубъектности таких образований, закрепить выявленные в доктрине отличительные особенности и все существенные формы участия объединений государств в международных отношениях, а также основания, пределы и формы реализации правосубъектности объединений государств. В учредительных документах объединений необходимо предусматривать положения о наличии международной правосубъектности и избегать негативных характеристик при определении правовой природы.

 

 

 

 

 

§2. Роль и место международных организаций в международном частном праве

Рассматривая вопрос о правовом статусе международных организаций в международном частном праве, следует подчеркнуть, что конструкция международного  договора как основа деятельности так называемых международных юридических лиц весьма характерна именно для международных институций, поскольку они создаются подобным образом и являются органами сотрудничества государств или его координации. Международно-правовое соглашение конституирует учредительный акт международной организации, которая существует и действует в области международного публичного права. Вместе с тем международная организация не может осуществлять своей международно-правовой деятельности без того, чтобы не быть субъектом хозяйственного оборота — она должна получать от государства пребывания и находящихся под его суверенитет субъектов услуги связи, энергоснабжения, пользоваться почтовыми телеграфными, телефонными, железнодорожными, космическими прочими объектами и предприятиями, равно как и многими другими благами и институтами в своей повседневной жизни.9

Для того чтобы существовать в гражданско-правовых отношениях, международные организации наделяются правами юридического лица. Его образование санкционируется соответствующим правопорядком. Например, ООН — юридическое лицо штата Нью-Йорк (США), ЮНЕСКО- французское юридическое лицо, МОТ, ВОЗ, Международный союз электросвязи, Международный почтовый союз и др. — юридические лица кантона Женева Швейцарской Конференции, Международный валютный фонд - юридическое лицо федерального  округа Колумбия (США) МАГАТЭ  - австрийское юридическое лицо и т.д.10

Странами — членами  СНГ была создана международная  кредитно-финансовая организация —  Межгосударственный банк. Согласно международно-правовому  договору об учреждении Банка местом его пребывания стал город Москва (Российская Федерация). Вследствие этого 30 июля 1996 г. Межгосударственным банком и Правительством РФ было подписано Соглашение об условиях пребывания Межгосударственного банка на территории РФ. В Соглашении, в частности, указывается, что Банк пользуется права юридического лица на территории России, правомочен заключать международные и другие соглашения, приобретать, арендовать, отчуждать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, совершать другие действия, направленные на исполнение задач, возложенных на Банк его уставом. Наряду с этим договором и принятыми в его исполнение внутригосударственными актами РФ предусматривалось, что Банк освобождается от налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории России, за исключением тех, которые представляют собой плату за пользование конкретными видами обслуживания. Должностные лица Банка приравнены по объему привилегий и иммунитетов к дипломатическим представителям иностранных государств на территории РФ. Налогообложение окладов и вознаграждений, выплачиваемых сотрудникам Банка, осуществляется в соответствии с законодательством РФ и ее международными договорами. Привилегии и иммунитеты, предоставленные Соглашением, не распространяются на должностных лиц Банка, являющихся гражданами РФ.11

В то же время Банк обязан производить обязательные отчисления в фонды занятости государств, гражданами которых являются сотрудники Банка, а также в пенсионные фонды государств, на территории которых эти сотрудники постоянно проживают. Взносы по обязательному медицинскому страхованию уплачиваются Банком в соответствии с порядком, действующим в РФ.12

Хозяйственная деятельность международных организаций современных  условиях носит достаточно широкий  характер. Например, МАГАТЭ, будучи специализированным учреждением, осуществляет наряду с  контролем и координацией сотрудничества государств непосредственные научные исследования в области ядерной энергетики. В рамках этого направления деятельности МАГАТЭ развернула систему перепоручения проведения исследований национальным институтам соответствующих стран и с целью конкретной разработки тем в данной области заключается с национальными институтами договоры, которые имеют гражданско-правовую природу.

Безусловно, подобные инструменты  сотрудничества были бы возможны, если бы международная организация не имела статуса юридического лица—полноправного субъекта гражданско-правовых отношений в национально-правовой сфере конкретного государства. Презюмируется, что международная организация становится правосубъектным в цивилистическом смысле образованием с момента регистрации ее устава (учреждения) либо включения в реестр юридических лиц государства местонахождения, которое, как правило, указывается в ее учредительных документах, конституирующих ее прежде всего как субъект международного публичного права. В этой связи правоспособность такого юридического лица определяется по закону того государства, в котором находится штаб-квартира международной межгосударственной (межправительственной) институции.

Например, в Евразийской  патентной конвенции, учредившей Евразийскую  патентную организацию, которая открыта для любого третьего государства, указывается: «Организация является межправительственной организацией, имеющей статус юридического лица. Организация обладает в каждом договаривающемся государстве правоспособностыо, которая признана за юридическими лицами в соответствии с законодательством данного государства. Организация может приобретать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом и защищать свои права в суде. Местонахождение штаб-квартиры организации город Москва, Российская Федерация» (п. 5 ст. 2).13

Что же касается правового  положения неправительственных  международных организаций, то оно  подчиняется общему принципу регулирования, установленному в коллизионных и  материальных нормах действующего права  соответствующего государства.

Информация о работе Международные организации в сфере международного частного права: общая характеристика