Мирное разрешение межднуродных споров в ООН

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:22, дипломная работа

Описание работы

Актуальность работ. Обращение к вопросу о мирном урегулированию международных споров является актуальным для исследователей самого широкого профиля: специалистов в области международных отношений, политологов, социологов, юристов, экономистов, политиков, дипломатов и др. После приобретения Казахстаном независимость и проведения независимой внешней политики изучение международных отношений в контексте мирного урегулирования международных споров является актуальным и в свете множества предконфликтных ситуаций по вопросам приграничных, ресурсных и других межгосударственных проблем Казахстана с другими государствами.

Работа содержит 1 файл

DipWork.doc

— 425.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

 §1. Организация Объединенных Наций

 

 

Создание Организации  Объединенных Наций и принятие ее Устава заложили прочную основу для дальнейшего повышения эффективности и углубления содержания принципа мирного урегулирования споров – этого одного из ключевых принципов современного международного права, - непосредственно относящихся к поддержанию мира и безопасности. По мимо положений Устава ООН, органы ООН в своей деятельности по предотвращению и разрешению споров руководствуются резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, такими, в частности как Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области 1988 года, Декларация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности 1991 года и другие .

1.Разрешение международных споров по Уставу ООН. Устав ООН может служить хорошей основой для мирного разрешения споров. Роль ООН в этой области определяется прежде всего той главной целью, ради которой была создана сама организация, а именно – избавление грядущих поколений от бедствий войны, поддержание международного мира и безопасности.

Согласно ее Уставу, ООН  призвана «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п. 1, ст. 1).

Мирное урегулирование международных споров в ООН призвано осуществляться тремя ее главными органами: Советом Безопасности и Генеральной  Ассамблей, а также Международным  Судом, который является главным  судебным органом ООН.  Их роль и полномочия по мирному разрешению споров зафиксированы в основном в главе VΙ Устава ООН (ст. 33 - 38).

В ст. 33 Устава ООН предусматривается, что «стороны участвующие в любом  споре, продолжение которого могло  бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешать спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам ли соглашениям или иными средствами по своему выбору». Слова «прежде всего» нередко истолковываются в том смысле, что спорящие стороны не могут обращаться в Совет Безопасности, не исчерпав, указанных в ст. 33 мирных средств. Так, Л. Гудрич, Э. Хамбро и А Симонс пишут: «Если спор носит характер, предусмотренный в ст. 33, то стороны обязаны перед подачей дела в Совет Безопасности искать решения мирными средствами, перечисленными в этой статье. От них не требуется использовать все процедуры, но ожидается, что они предпримут действительные усилия, прежде чем выйти в Совет Безопасности». В этой связи Д.Б. Левин справедливо отмечал, что слова «прежде всего» в п. 1, ст. 33 «следует расценивать как совет, как рекомендацию спорящим сторонам, но не как запрещение им сразу обратиться в Совет Безопасности».

Большинство статей VΙ главы Устава ООН посвящено полномочиям Совета Безопасности по мирному разрешению международных споров (ст. 33, 34, 36-38).

Совет Безопасности может  вмешаться в спор или ситуацию на любой стадии их развития. Однако он призван только помогать спорящим сторонам при урегулировании споров, с тем, чтобы окончательное разрешение спора оставалось исключительно за спорящими сторонами. Подтверждает этот факт и то, что в главе VΙ Устава ООН используется термин «рекомендация», а не «решение», которое является типичным для главы VΙΙ Устава ООН, касающейся действий в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии.

В соответствии с положениями VΙ главы Устава ООН Совет Безопасности может:

а) обратиться, если он считает  это необходимым, с требованием  к спорящим сторонам, чтобы они урегулировали свой спор при помощи средств, указанных в п. 1, ст. 33 (п.2, ст. 33);

б) расследовать любой  спор или ситуацию, которая может  привести к международным трениям  или вызвать спор, для определения  того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34);

в) в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и  безопасности, или ситуации подобного  же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования (п. 1, ст. 36), причем он должен учитывать характер спора, позиции сторон, степень использования ими других мирных средств (п. 1, ст. 36), кроме того, Совет Безопасности обязан принимать во внимание, что споры юридического характера должны предаваться спорящими сторонами в Международный Суд ООн (п. 3, ст. 36);

г) рекомендовать спорящим сторонам условия урегулирования спора, продолжение которого в действительности могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности (п. 2, ст. 37);

д) по просьбе спорящих сторон делать рекомендации в целях  урегулирования спора, включая спор, который может и не угрожать международному миру и безопасности (ст. 38). 

Статья 37 отличается от других статей VΙ главы Устава ООН тем, что в ней речь идет о споре, который достиг наибольшей степенью обострения, о споре, дальнейшее развитие которого может привести к использованию мер, предусмотренных в главе VΙΙ Устава ООН. Такому характеру спора отвечает и более широкое по сравнению со ст. 36 полномочие Совета Безопасности. В соответствии с п. 2, ст. 37 Совет Безопасности может рекомендовать не только надлежащую процедуру или методы урегулирования, но и условия, какие он найдет подходящими для урегулирования спора.

Совет Безопасности может вмешиваться в спор на любой стадии его развития, причем инициатива по включению спора в повестку дня Совета может исходить от:

1. отдельных государств (ст. 35; п. 1, ст. 37; ст. 38);

2. Генеральной Ассамблеи (п. 3, ст. 11);

3. генерального секретаря ООН (ст. 99);

4. самого Совета Безопасности (ст. 34).

Осуществляя свои полномочия по мирному разрешению споров. Совет  Безопасности выполняет функции  добрых услуг (ст. 36, 38), посредничества (ст. 36-38), следственной процедуры (ст. 34) и примирения (п.2. ст. 37).

В отличие от широких  полномочий Совета Безопасности функции  и полномочия Генеральной Ассамблеи  ООН по мирному разрешению международных  споров значительно ограничены. Это, в частности, следует из того, что  Генеральная Ассамблея не может  делать рекомендации по тем спорам или ситуациям, которые рассматривает Совет Безопасности, если он не запросит её об этом (п.1. ст. 12).

В соответствии с п.3. ст.11 Устава Генеральная Ассамблея может  обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности. Она имеет право, согласно ст. 14 Устава, предложить меры по мирному улаживанию ситуаций и сделать свои рекомендации членам ООН, если в соответствии с п.1. ст. 12 Устава ООН Совет Безопасности её об этом попросит.

Несмотря на достаточно чёткое определение полномочий Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи  в Уставе ООН, из которого следует  субсидиарная (по отношению к Совету Безопасности) роль Генеральной Ассамблеи  в мирном урегулировании споров, некоторые  буржуазные авторы говорят о якобы конкурирующей компетенции этих двух главных органов ООН. По своей сути такие выводы имеют своей целью обосновать попытки обойти Совет Безопасности и тем самым исключить вопросы мирного урегулирования международных споров из сферы действия принципа единогласия постоянных членов Совета Безопасности. Одновременно они также направлены на необоснованное наделение Генеральной Ассамблеи несвойственными ей функциями .

Определённую роль в  урегулировании международных споров может сыграть генеральный секретарь ООН. Согласно ст. 99 Устава ООН, он имеет право доводить до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности. По смыслу Устава, к таким вопросам относятся прежде всего международные споры и ситуации. Полномочия генерального секретаря ООН по вопросам мирного разрешения международных споров носят преимущественно характер посредничества или оказания добрых услуг.

2.Назначение Международного Суда ООН в разрешении международных споров.

Основное назначение Международного Суда ООН состоит  в том, что он должен разрешать  любые международные споры, которые  будут переданы ему спорящими  государствами. В пункте 1 статьи 33 Устава ООН перечислены мирные средства урегулирования международных споров, одним из которых является судебное разбирательство, а именно международный суд, функционирующий постоянно.

Компетенция Суда распространяется лишь на споры между государствами. Суд не может рассматривать споры  между частными лицами и государством и тем более споры между частными лицами. Но и споры между государствами могут рассматриваться лишь с согласия всех сторон. Таким образом, компетенция Суда является для государства не обязательной, а факультативной. Решение о предоставлении Суду лишь факультативной компетенции было принято после весьма напряженной борьбы с достаточно многочисленными сторонниками обязательной компетенции Суда на конференции в Сан-Франциско в первом комитете 4-ой комиссии большинством голосов (31 против 14).

Факультативный характер передачи государствами споров на разрешении суда проявляется, в частности, в  том, что, согласно пункту 1 статьи 36 Статута  Международного Суда , "к ведению  Суда относятся все дела, которые  будут переданы ему сторонами...". Государства-участники Статута могут, однако, признать для себя компетенцию Суда обязательной по определенным категориям дел.

Наряду с заявлениями  государств обязательная юрисдикция Международного Суда предусматривается целым рядом  международных конвенций, регулирующие некоторые специальные области международных отношений. В них, как правило, весьма жестко фиксируются условия и порядок передачи на Суд рассмотрение споров, касающихся толкования или применения этих конвенций. В качестве примера можно привести Факультативный протокол об обязательном разрешении споров к Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года. Статья I протокола гласит: "Споры по толкованию или применению конвенции подлежат обязательной юрисдикции Международного Суда и соответственно могут передаваться в этот Суд по заявлению любой страны в споре, являющейся участником настоящего Протокола".

Таким образом, несмотря на относительно низкий уровень признания  обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, последний все-таки наделяется в ряде случаев довольно широкими полномочиями, которые свидетельствуют  о больших потенциальных возможностях Суда в деле разрешения межгосударственных споров.

Общепринятым является положение, в соответствие с которым  государство-истец должно обосновать компетенцию Суда в рассмотрении данного спора по существу. Более  того, именно на это государство  возлагается обязанность доказать факт существование спора и его юридическую природу. Нарушение этого положения делает претензию беспредметной и, таким образом, невозможным применение юрисдикции Международного Суда ООН .

Наиболее многочисленную категорию образуют дела, касающиеся нарушений государствами своих международных обязательств, а также некоторых общепризнанных принципов и норм международного права. В нее входят дела 1972-1974 годов о рыбных промыслах (Великобритания против Исландии, ФРГ против Исландии); 1973-1974 годов о ядерных испытаниях (Австралия против Франции, Новая Зеландия против Франции); 1979-1981 годов о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране (США против Ирана); 1984-1991 годов о действиях военного и полувоенного характера в Никарагуа и против этой страны (Никарагуа против США); 1986-1987 годов о пограничных и трансграничных вооруженных действиях (Никарагуа против Коста-Рики); 1986-1992 годов о пограничных и трансграничных вооруженных действиях (Никарагуа против Гондураса).

Особую категорию составляют дела о делимитации континентального шельфа между Тунисом и Ливией (1978-1982 годы) и между Ливией и Мальтой (1982-1985 годы), проведение морской границы в районе залива Мэн между Канадой и США (1981-1984 годы), пограничном споре между Буркина Фасо и Республикой Мали (1983-1986 годы), в споре в отношении сухопутных и морских границ и границей между островами между Сальвадором и Гондурасом (1986 год) и территориальном споре между Ливией и Чад (1990 -... годы), а также дела 1988-... годов о делимитации спорной границы между Гренландией и Ли-Майеном (Дания против Норвегии), 1991-... годов о делимитации морской границы между Гвинеей-Бисау и Сенегалом (Гвинея-Бисаю против Сенегала), 1991-... годов о проходе через пролив Большой Бельт (Финляндия против Дании), 1991-... годов о делимитации морской границы и территориальных вопросах между Катаром и Бахрейном (Катар против Бахрейна).

В порядке апелляционной  и квазиапелляционной инстанции  Международный Суд за этот период вынес решения по делам 1971-1972 годов относительно компетентности Совета ИКАО (Индия против Пакистана) и 1983-1991 годов об арбитражном решении от 31 июля 1989 года (Гвинея-Бисау против Синегала) и три консультативных заключения по заявлениям о пересмотре решений N 158 (1972-1973 годы), 273 (1981-1982 годы) , 333 (1984-1987 годы) Административного трибунала ООН. В эту же категорию попадает, видимо, дело 1989-... годов о воздушном инциденте от 3 июля 1988 года (Иран против США).

Часть дел, в частности 1973 года о процессе пакистанских военнопленных (Пакистан против Индии), 1976-1978 годов о континентальном шельфе Эгейского моря (Греция против Турции), 1980 года о толковании соглашения от 25 мая 1951 года между Всемирной организацией здравоохранения и Египтом, 1984-1985 годов о пересмотре и толковании решения по делу о континентальном шельфе между Тунисом и Ливией (Тунис против Ливии) и 1988 года о порядке разрешения спора между ООН и США - представляли интерес в основном с процедурной точки зрения .

Информация о работе Мирное разрешение межднуродных споров в ООН