Мирное разрешение межднуродных споров в ООН

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:22, дипломная работа

Описание работы

Актуальность работ. Обращение к вопросу о мирном урегулированию международных споров является актуальным для исследователей самого широкого профиля: специалистов в области международных отношений, политологов, социологов, юристов, экономистов, политиков, дипломатов и др. После приобретения Казахстаном независимость и проведения независимой внешней политики изучение международных отношений в контексте мирного урегулирования международных споров является актуальным и в свете множества предконфликтных ситуаций по вопросам приграничных, ресурсных и других межгосударственных проблем Казахстана с другими государствами.

Работа содержит 1 файл

DipWork.doc

— 425.50 Кб (Скачать)

На основании изложенного  можно говорить о пяти основных этапах (периодах) становления и развития принципа мирного разрешения международных споров (в его органическом единстве с принципом запрещения применения силы или угрозы ею): до принятия Устава ООН и после его принятия.                     

1. Провозглашение принципа мирного разрешения международных споров в Гаагских конференциях мира, состоявшихся в 1899 и 1907 годах.

2. Утверждение принципа мирного разрешения споров в пакте Бриана — Келлога и в последующих многосторонних международно-правовых документах как одного из основных принципов современного международного права (1928—1936 гг.).

3. Разработка и закрепление принципа мирного разрешения споров в Уставе ООН и в уставах региональных организаций (1944—1955 гг.).

4. Подтверждение и развитие принципа мирного разрешения международных споров в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах международных конференций, многосторонних и двусторонних соглашениях государств (1957—1964 гг.).

5. Прогрессивное развитие и кодификация принципа в системе основных принципов мирного сосуществования государств, его развернутая формулировка в Декларации принципов международного права, касающихся дружественных взаимоотношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года (1964—1970гг.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ.

§1. Непосредственные переговоры — ведущее средство мирного решения международных разногласий.

Переговоры как средство мирного решения международных  разногласий состоят в поисках  решений по спорным вопросам самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижения соглашения между ними.

Переговоры — древнейший  международно-правовой институт, его зарождение связано с возникновением самого международного права. За период от древнего мира до наших дней институт переговоров претерпел значительную трансформацию, но в арсенале средств мирного урегулирования споров его ведущие позиции оставались непоколебимыми. В Уставе ООН (п. 1 ст. 33), уставах региональных организаций и всех важнейших многосторонних международно-правовых актах, касающихся мирного разрешения международных споров, переговоры поставлены на первое место, что подтверждает их действенность, универсальность и эффективность. В пересмотренном Общем акте о мирном разрешении международных споров, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 28 апреля 1949 г. (ст. 1), применение различных согласительных процедур предусмотрено лишь в том случае, если спор не удалось разрешить дипломатическим путем, то есть путем переговоров.

И это не случайно. Преимущество переговоров перед другими методами мирного урегулирования состоит, прежде всего, в том, что в процессе непосредственного, прямого общения стороны имеют возможность ближе познакомиться с позициями друг друга, взаимными претензиями и, проявляя добрую волю и стремление к миру, прийти к взаимоприемлемому решению всех спорных вопросов.

«В сущности, все иные способы разрешения межгосударственных конфликтов, — пишут А. М. Ладыженский и И. П. Блищенко, — всегда начинаются с непосредственных переговоров о применении этих способов и очень часто завершаются такими переговорами. Для образования согласительных, следственных и арбитражных комиссий нужны предварительные переговоры. Сами эти комиссии

создаются в том случае, если путем непосредственных переговоров не удается урегулировать разногласия. Решения следственных и согласительных комиссий дают материал для переговоров». Ф. И. Кожевников существенным преимуществом переговоров считает их гибкость, обеспечивающую «самые различные нюансы возможных решений».

В силу этих качеств переговоры являются для спорящих сторон наиболее простым, удобным и приемлемым средством их общения, не затрагивающим их суверенные права, и к ним они обращаются наиболее часто. Все это делает переговоры наиболее распространенным и эффективным, и следовательно, и важнейшим средством урегулирования международных разногласий.

Так, американский автор  А. Лалл, сопоставляя переговоры с  юридической и арбитражной процедурой, подчеркивает их большие возможности  для достижения «определенной договоренности, улучшения, урегулирования или разрешения споров или ситуаций».

Положительно оценивает  роль переговоров и голландский юрист П. Ваарт, хотя толкует их расширительно И не видит разницы между переговорами и другими средствами урегулирования «ни по форме, ни по содержанию».

Профессор международных  отношений Лондонского университета Ф. С. Нортедж и сотрудник Лондонской школы экономических и политических наук М. Д. Донелан в совместной работе о международных спорах утверждают, что двусторонние переговоры редко приносили успех в разрешении важнейших споров и что применение арбитража и других юридических процедур является более эффективным средством урегулирования межгосударственных разногласий.

Г. Кельзен, Г. Фиттон, Д. 0'Коннелл, Я. Браунли, характеризуя мирные средства разрешения международных споров, вообще не упоминают о переговорах.

Непризнание ведущей  роли переговоров объективно ведет  к принижению не только значения средств  мирного урегулирования, но и самого принципа мирного разрешения международных споров как универсального, императивного требования современного международного права.

В современном международном  праве нет норм, которые бы в универсальном порядке регламентировали начало, порядок ведения, продолжительность и форму переговоров. Однако несомненно, что процесс согласования воль спорящих государств как неотъемлемое условие успешного урегулирования их разногласий должен основываться на строго определенных принципах. К ним в первую очередь относятся основные принципы современного международного права как его императивные требования. Для достижения наибольшего результата переговоры «должны строиться на принципах равноправия государств, уважения суверенитета, взаимной выгоды, мирного сосуществования».

Первостепенное значение для успешного урегулирования спора имеет последовательное соблюдение сторонами на всех стадиях переговоров принципа равноправия. «Никто не может по существующему международному праву заставить сторону вступить в соглашение,— справедливо подчеркивает В. А. Соколов. — Спорящая сторона вправе отказаться от соглашения, и это является одним из проявлений равноправия субъектов международного права в международных отношениях. Однако если спорящие стороны приступили к поискам взаимовыгодного решения, то их поведение на этой стадии уже должно определяться принципом равноправия».

Этот принцип требует, чтобы  на процесс урегулирования спора не могли оказывать влияние ни численность населения, ни размеры территории, ни экономическая, политическая и военная мощь спорящих государств.

Равенство сторон в переговорах  несовместимо с предъявлением каких-либо предварительных условий и требований, с давлением и принуждением в  каких-либо формах, стремлением вести  обмен мнениями «с позиции силы». «Такие переговоры не могут обеспечить мирного урегулирования, так как по своему существу они представляют собой насильственный способ решения международных проблем».

Важными условиями достижения соглашения между сторонами в процессе непосредственных переговоров являются (наряду с соблюдением общепризнанных принципов международного права) также добрая воля к решению спорных вопросов, добросовестный поиск сторонами взаимоприемлемого решения конфликта. Нарушение этих условий, как показывает опыт, приводит лишь к углублению разногласий, к возникновению новых конфликтных ситуаций и к обострению всей международной обстановки.

Важное значение для согласования воль спорящих сторон имеет основанное на искреннем стремлении к миру и  взаимопониманию проявление инициативы относительно начала переговоров. Инициатором переговоров могут выступить одно государство, группа государств, третье государство (которое в дальнейшем не будет стороной в переговорах), а также международная организация.

Международная практика выработала основные формы проявления переговорной инициативы: устное предложение в беседе между представителями спорящих государств или переданное через представителей третьих государств; дипломатический зондаж; обращение с предложением переговоров; заявление о готовности начать переговоры; вручение ноты или меморандума с предложением о переговорах; рассылка циркулярной ноты или письма с предложением о проведении переговоров; контрпредложение в ответ на полученное предложение. В некоторых случаях государства могут идти дальше и представить проект мирного урегулирования.

В силу признания принципа обязанности  государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН  и требований принципа мирного разрешения споров другое государство — сторона в споре не вправе уклоняться от ответа на проявленную инициативу.

Каковы же последствия достижения соглашения о переговорах? Это соглашение налагает взаимные обязательства на стороны относительно скорейшего начала переговоров между ними. Участники будущих переговоров должны, прежде

всего, сделать все  от них зависящее в целях содействия началу переговоров и обязаны  воздерживаться от действий, могущих  помешать их успешному исходу.

 

Иными словами, они обязаны поддерживать общую благоприятную для переговоров атмосферу.

Переговоры можно классифицировать по различным критериям. По конкретному  предмету спора переговоры можно  подразделить на мирные, по

политическим и по специальным (экономические, торговые, социального и культурного общения, относительно толкования международных договоров и т. д.) вопросам. Особо распространенную категорию представляют территориальные и пограничные споры и разногласия, которые нередко приводят к вооруженным столкновениям, чреватым в современных условиях тесного переплетения экономических, политических, стратегических и иных интересов государств угрозой непосредственной опасности для международного мира.

Значение переговоров  для урегулирования этой категории международных споров трудно переоценить.

По количеству сторон различают  двусторонние и многосторонние переговоры. Двусторонние переговоры состоят в установлении непосредственных, прямых контактов между двумя спорящими сторонами. Многосторонние переговоры могут приобретать самые различные формы. Еще в древнем мире была известна такая форма многостороннего общения, как съезды. На одном из съездов правителей Северного Китая, по сведениям старинных китайских источников, еще в 546 году до н. э. был заключен договор о мирном разрешении споров и о третейском суде. Широкое распространение съезды государей как форма многосторонних переговоров получили в Западной и Восточной Европе в средние века. Наиболее известные из них: в Любече (1097 г.), Вятический (1100 г.), Каменский (1166 г.) съезды; в Тарасконе (1201 г.), Данциге (1366 г.), Луцке (1429 г.), Аррасе (1435 г.). Процедура рассмотрения споров на них была весьма сложной, но малоэффективной.

В период абсолютизма  появляется новая форма многосторонних переговоров — конгрессы монархов и дипломатические конгрессы (конгрессы в Камбре в 1559 г., Вервине в 1598 г., Вестфале в 1648 г., Аахене в 1668 г., Утрехте в 1713 г., Немирове в 1737 г., Тешене в 1779 г. и др.). Эта форма достигла своего совершенства в XIX веке (Парижский конгресс 1813 г., Венский конгресс 1815г., конгресс в Карлсбаде 1819 г., Парижский конгресс 1856 г.). Начиная со второй половины XIX века и по настоящее время главной формой многосторонних контактов государств являются международные конференции.

Переговоры могут проходить  на различном уровне. По должности  участвующих в них представителей государств бывают переговоры на уровне глав государств, глав правительств, а также министров, послов или уполномоченных представителей. В последних случаях они могут иметь дипломатический или специальный (технический) характер.

Переговоры могут проходить в устной или письменной форме, путем переписки. Международная дипломатическая практика выработала различные формы официальной переписки: обмен посланиями, нотами (коллективная нота, вербальная нота, идентичная нота), меморандумами, памятными записками и т. д.

Как уже было сказано  выше, международное право не регламентирует порядок ведения и продолжительность переговоров. Они определяются самими спорящими сторонами. Что касается международных конференций и совещаний, то в современном международном праве имеются определенные обычные и конвенционные нормы их организации: место проведения, начало, участники, вопросы процедуры, порядок принятия решений и т. д.

Однако вопросы процедуры  при всей их значимости являются скорее техническим средством для достижения соглашения — главной цели переговоров. На всех стадиях переговоров стороны обязаны действовать с полной ответственностью и добросовестностью и прилагать все усилия для достижения разумного и взаимоприемлемого решения спора на основе учета интересов друг друга, взаимных уступок и компромиссов. Только при неуклонном соблюдении этих требований, выдвигаемых самой жизнью, можно устранить разногласия и достичь мирного соглашения между сторонами даже по самым сложным и щепетильным вопросам.

Как показывает опыт, соблюдение сторонами всех этих условий и  требований в большинстве случаев  приводит к положительным результатам — достижению соглашения либо на основе взаимных уступок, то есть компромисса, либо на основе отказа одной из сторон от своих притязаний и удовлетворения справедливых требований другой стороны. Если же сторонам в процессе переговоров не удалось достигнуть соглашения и разрешить спор, то это не снимает с них обязанности по его урегулированию с помощью других международно-правовых средств.

Информация о работе Мирное разрешение межднуродных споров в ООН