Мирное разрешение межднуродных споров в ООН

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:22, дипломная работа

Описание работы

Актуальность работ. Обращение к вопросу о мирном урегулированию международных споров является актуальным для исследователей самого широкого профиля: специалистов в области международных отношений, политологов, социологов, юристов, экономистов, политиков, дипломатов и др. После приобретения Казахстаном независимость и проведения независимой внешней политики изучение международных отношений в контексте мирного урегулирования международных споров является актуальным и в свете множества предконфликтных ситуаций по вопросам приграничных, ресурсных и других межгосударственных проблем Казахстана с другими государствами.

Работа содержит 1 файл

DipWork.doc

— 425.50 Кб (Скачать)

Следовательно, права  и обязанности сторон и комиссии являются взаимными и равными и их реализация может привести к успешному рассмотрению спора.

Главная деятельность международной  согласительной комиссии направлена на выработку основы соглашения между  спорящими сторонами. Предложения  и рекомендации комиссии могут касаться как конкретных условий разрешения спора по существу, так и процедуры дальнейшего разбирательства, включая передачу спора для его мирного урегулирования с помощью других мирных средств: прямых переговоров, добрых услуг и посредничества, рассмотрения в ООН или международной региональной организации.

Ни одна из сторон не вправе препятствовать согласительной комиссии, пока она работает, давать свои предложения по урегулированию конфликта, хотя имеет полное право отказаться от их принятия.

Работа классических международных согласительных комиссий (т. е. состоящих из нечетного числа членов с участием нейтрального элемента) завершается выработкой комиссией либо условий разрешения спора, либо рекомендации процедуры урегулирования, либо может закончиться безрезультатно.

Результаты работы комиссии фиксируются в протоколах или докладах. Общим правилом для международных согласительных комиссий является то, что их решения принимаются большинством голосов, а решения по существу спора комиссия может принимать только при наличии всех ее членов. В протоколе не указывается, были ли решения комиссии приняты единогласно или нет. Протоколы об итогах работы согласительной комиссии передаются сторонам.

§4. Международное арбитражное и судебное разбирательство

Международное арбитражное  и судебное разбирательство в международно-правовых актах замыкает систему классических средств мирного урегулирования. «Под международным арбитражем понимают организованное на основе соглашения (так называемого компромисса) между спорящими государствами судебное разбирательство дела либо отдельным лицом (арбитром), либо группой лиц (арбитрами), решения которых обязательны для сторон. Международный суд — это постоянный судебный орган, состоящий из лиц, избираемых на определенный срок; международный суд рассматривает дела, которые спорящие стороны добровольно передают ему, и решение его юридически обязательно для сторон».

Главное, что отличает международную арбитражную и  судебную процедуру от ранее рассмотренных  мирных средств, — это то, что спорящие стороны при ней практически отстраняются от разбирательства спора, которое осуществляется посторонним элементом (арбитрами или судьями) и непременно предполагает вынесение последним обязательного для сторон решения. В отличие от дипломатических средств, рамки международной юридической процедуры заранее определены в международных соглашениях, и несоблюдение какого-либо процессуального положения может служить поводом к пересмотру решения.

В свою очередь, между  арбитражем и судом также можно  провести определенные различия.

При арбитраже состав арбитров зависит от соглашения сторон. Это относится ко всем видам международного арбитража: постоянному и учреждаемому по соглашению сторон в каждом конкретном случае (ad hoc); арбитражу, вытекающему как из общего, так и из специального компромисса; собственно арбитражным договорам и договорам, предусматривающим арбитраж в сочетании с согласительной или иной процедурами. Состав же международных судов от спорящих сторон не зависит вовсе, поскольку они комплектуются заранее — на основе их учредительных актов.

Существует также определенное различие в самих правилах арбитражного и судебного процесса, источниках права, которое применяется, и т. п.

Если международный  арбитраж относится к числу старейших  институтов международного права и  применялся еще в древнем мире (Китай, Древняя Греция, Древний Рим), то международное судебное разбирательство — это новый международно-правовой институт, который ведет свое начало со Статута Постоянной палаты международного правосудия.

Однако эти различия между арбитражной и собственно судебной процедурами не существенны, поскольку обе они являются лишь разновидностями общего юридического разбирательства.

Возникнув в древнем  мире, международный арбитраж получил распространение в международных отношениях средневековья. В период абсолютизма это мирное средство практически не применялось, и интерес к нему возродился с конца XVIII века (после подписания в 1794 г. между США и Великобританией договора об арбитраже, известного под названием договора Джея). Особенно часто арбитраж применялся в XIX веке.

Как постоянное международное  учреждение арбитраж был институирован по инициативе России на первой и второй Гаагских конференциях мира.

По Гаагским конвенциям (ст. ст. 38, 39) обращение к международному арбитражу является добровольным и ограничено вопросами «юридического свойства и преимущественно в вопросах толкования или применения международных договоров», а также спорами «определенного рода».

Конвенции предусматривают  создание Постоянной палаты третейского  суда. Канцелярией Палаты служит Международное бюро, которое возглавляется Постоянным административным советом.

Члены Палаты назначаются  на шестилетний срок государствами—участниками Гаагских конвенций (каждое государство назначает не более четырех лиц, которые

являются признанными  специалистами в области международного права и обладают высокими моральными качествами). Члены Постоянного третейского суда должны быть готовы принять участие в арбитражном производстве, когда к ним будет обращена соответствующая просьба спорящих государств. Постоянный третейский суд, точнее список его членов, был учрежден в 1900 году.

В Постоянный административный совет входят дипломатические представители  договаривающихся государств, аккредитованные в Нидерландах, и министр иностранных дел Нидерландов, выполняющий обязанности председателя Совета. Административный совет осуществляет руководство и контроль за деятельностью Международного бюро Палаты.

Арбитражное разбирательство  также было предметом специального рассмотрения в Комиссии международного права ООН на ее сессиях в 1949, 1952, 1953, 1955 и 1957 годах. В 1958 году на своей десятой сессии Комиссия международного права разработала собрание «Образцовых правил арбитражного разбирательства» и представила Генеральной Ассамблее ООН заключительный доклад, содержащий эти правила. После подробного обсуждения и Шестом комитете Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 1262 (XIII) от 14 ноября 1958 г., в которой обращала внимание государств—членов Организации па статьи проекта по арбитражному разбирательству, с чем чтобы, когда они сочтут это уместным, и в той мере, в какой это будет, но их мнению, необходимым, они принимали во внимание указанные статьи и пользовались ими при разработке договоров об арбитраже или компромиссах.

В рамках Организации  африканского единства арбитраж предусмотрен в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров. На основании ст. ст. 7 и 19 Хартии ОАЕ создана постоянная Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу, состоящая из 21 члена. Протокол Комиссии регламентирует процедуру арбитража.

Исторически первым международным  судебным учреждением была Постоянная палата международного правосудия, действовавшая в соответствии со Статутом, принятым Ассамблеей Лиги наций 13 декабря 1920 г. Официально она начала функционировать с 1 сентября 1921 г. Палата была неотъемлемой частью Версальской системы и действовала на правах автономного органа Лиги наций со всеми присущими этой организации недостатками. Вначале она состояла из 11 судей и 4 заместителей. Впоследствии число судей было доведено до 15. Постоянная палата международного правосудия фактически просуществовала около 20 лет (до февраля 1940 г.), формально—около 25 (до 31 января 1946 г.), когда все ее судьи подали Генеральному секретарю ООН заявления об отставке в связи с учреждением Международного Суда ООН.

За это время состоялось 48 сессий Палаты, причем ежегодно она заседала в среднем 146 дней. Палата рассмотрела за эти годы 65 дел, из них 37 — споры между государствами (принято решение по 32 делам), 28 дел были рассмотрены по просьбе Совета Лиги наций в порядке консультативного заключения. Приведя эти цифры, бывший член Палаты, профессор Гарвардского университета М. О. Хадсон расценивает их как показатель успеха деятельности Палаты и утверждает, что «не было случая, чтобы авторитет Палаты был поставлен под сомнение, не было случая, чтобы государство отказалось признать решение или заключение Палаты». Однако о каком успехе может идти речь, когда, по подсчетам Амоса Писли, «при всех ее достоинствах, Постоянная палата рассмотрела 0,01% всех международных споров, возникших за период ее существования, а за тот же период до 50 тыс. дел международного характера находились на рассмотрении разных комиссий по претензиям, международных третейских судей».

При этом Постоянная палата рассматривала в основном споры второстепенного характера, которые не затрагивали существенных интересов империалистических держав. Как совершенно верно резюмировал Н. Н. Полянский, «Постоянная палата имела значение лишь декорации на исторической сцене, на которой, совершенно не считаясь с Палатой, политические лицедеи завязывали и развязывали узлы интриг, в конце концов приведшие к трагическому финалу — ко второй мировой войне».

В современных условиях международное судебное разбирательство осуществляется главным образом Международным Судом Организации Объединенных Наций. Международный Суд действует в соответствии с положениями главы XIV Устава ООН, своего Статута, а также выработанного в 1946 году Регламента и является главным судебным органом ООН, что не исключает

возможности образования  других судебных органов Объединенных Наций. Кроме того, в соответствии с международными соглашениями специального характера возможно создание специальных судов.

В соответствии со ст. ст. 2 и 3 Статута Международный Суд состоит из 15 членов, образующих коллегию независимых судей, «избранных, вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права».

Кандидаты в члены  Суда выдвигаются в каждом государстве так называемыми «национальными группами», состоящими или из членов Постоянной палаты третейского суда, или создаваемыми соответствующими государствами. Члены Суда избираются из числа этих кандидатов абсолютным большинством в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности ООН, действующими независимо друг от друга. Статья 9 Статута требует, чтобы весь состав Суда в целом обеспечивал «представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира». Судьи избираются на девять лет, причем каждые три года их состав обновляется на одну треть. Из своего состава судьи избирают председателя и вице-председателя Международного Суда ООН.

Местопребывание Суда — Гаага. Но это не препятствует ему выполнять свои функции в любом другом месте. Кроме заседаний Суда в полном составе Статут предусматривает возможность образования камер.

Суд может рассматривать лишь споры между государствами и только с их согласия. Следовательно, компетенция Суда в принципе является для сторон факультативной.

В то же время в соответствии с п. 2 ст. 36 Статута государства — его участники могут признать юрисдикцию Международного Суда для себя обязательной по ряду правовых споров, а именно по спорам, касающимся: а) толкования договора; б) любого вопроса международного права; в) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; г) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.

Вопрос о признании  для себя обязательной юрисдикции Международного Суда ООН по этим категориям правовых споров каждое государство целиком решает самостоятельно и оформляет свое признание в виде декларации. По данным ООН на 31 июля 1999 г., обязательную юрисдикцию Международного Суда признали 45 государств, то есть намного меньше половины членов ООН. Из государств, признавших обязательную юрисдикцию Международного Суда, абсолютное их большинство, в том числе США, сделали это с различными оговорками, заявлениями о взаимности, которые весьма существенно ограничивают пределы обязательной юрисдикции, и по-прежнему к услугам Международного Суда прибегают крайне редко. За более чем полувековую свою историю Международный Суд вынес 31 решение по спорам между государствами и дал 14 консультативных заключении. Таким образом, практически все свои споры государства пытались решать и решали не в Суде, а с помощью дипломатических средств мирного урегулирования.

Некоторые авторы работ  по общим проблемам международного права всю процедуру мирного урегулирования, по существу, сводят к арбитражному и судебному разбирательству. Так, английский профессор Д. Браунли в книге «Принципы международного публичного права» раздел о мирном разрешении споров строит так: «1. Общие положения. 2. Арбитраж. 3. Юридическое разбирательство». По мнению Г. Кельзена и Д. 0'Коннелла, любые международные споры подлежат разрешению с помощью юридической процедуры.

В некоторых доктринах  также широко обсуждаются проекты  реорганизации Международного Суда ООН в сторону расширения его  компетенции. Наиболее характерны в этом отношении предложения американских авторов Г. Кларка и Л. Сона, изложенные в выдержавшей несколько изданий их совместной книге «Международный мир посредством мирового права», в которой они обосновывают идею создания всемирной системы правосудия и примирения для урегулирования всех конфликтов между государствами. Кроме реорганизации Международного Суда ООН на базе наделения его обязательной юрисдикцией по всем правовым спорам они предлагают создать не менее 20 и не более 40 региональных судов ООН, а также учредить Международный трибунал справедливости по серьезным политическим вопросам.

Ф. Нортедж и M, Донелан, выступая за повышение роли международного юридического разбирательства, предлагают создать систему иерархии трибуналов с правом апелляции от нижестоящих к вышестоящим судам, вплоть до окончательного, но их мнению, апелляционного суда — Международного Суда ООН.

Укрепление доверия  к Международному Суду, реальное повышение его роли в справедливом разрешении международных споров связаны с устранением несоответствия между составом Суда и реальным положением в мире и дальнейшими успехами в области кодификации международного права.

Информация о работе Мирное разрешение межднуродных споров в ООН