Правовой статус представительств государств при международных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:58, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное исследование правового статуса представительств государств при международных организациях.
В соответствии с обозначенной целью в данной работе представлено научное решение следующих задач:
- изучить формирование института представительств государств при международных организациях представительств,
- проанализировать международно-правовое регулирование статуса представительств государств при международных организациях,

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

    П. Дайе и А. Пеле отмечают три особенности, определяющие правовой статус таких представительств: поскольку данные представительства являются относительно недавней формой дипломатии, нормы международного права в этой области не являются устоявшимися; привилегии и иммунитеты данных представительств не могут быть основаны на представительной теории и носят функциональный характер; создание данных представительств требует согласования интересов трех сторон; международной организации, государства пребывания и посылающего государства41.

    Попытка кодификации норм международного права в этой области была предпринята на уровне Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. (не вступила в силу).

    В соответствии с Конвенцией 1975 г. ряд вопросов решается с учетом интересов трех заинтересованных сторон. Так, организация уведомляет государство пребывания об учреждении представительства предварительно.       Численность персонала представительства не должна выходить за пределы, которые являются разумными и нормальными с учетом функций организации, потребностей данного представительства и обстоятельств и условий, существующих в государстве пребывания. Посылающее государство уведомляет организацию, а та, в свою очередь, уведомляет государство пребывания о назначении сотрудников представительства, их прибытии й отбытии. Иммунитеты представительств государств при международных организациях и их сотрудников схожи по содержанию с иммунитетами постоянных дипломатических представительств и их сотрудников.

     Конвенция 1975 г. отдельно регулирует вопросы, связанные с направлением государством делегации в орган или на конференцию международной организации. Иммунитеты членов делегации несколько ограничены по сравнению с иммунитетами сотрудников представительства при международной организации. Так, глава делегации, другие делегаты и члены дипломатического персонала делегации пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также иммунитетом от его гражданской и административной юрисдикции только в отношении всех действий, совершенных ими при полнении своих официальных функций. В то же время глава государства, глава правительства, министр иностранных дел или другое лицо высокого ранга, входящее в состав делегации, пользуется в государстве пребывания или в третьем государстве привилегиями и иммунитетами, которые признаются международным правом за такими лицами.

     В связи с тем что Конвенция 1975 г. не вступила в силу, в настоящее время статус представительств государств при мел родных организациях и их сотрудников определяется соглашениями, заключаемыми под эгидой конкретных международных организаций, а также достаточно неопределенными норма обычного права.

     В связи с тем что Конвенция 1975 г. не вступила в силу, в настоящее время статус представительств государств при мел родных организациях и их сотрудников определяется соглашениями, заключаемыми под эгидой конкретных международных организаций, а также достаточно неопределенными норма обычного права.

      Так, статус представителей государств при ООН устанавливается Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ООН Раздел 14 Конвенции 1946 г. подтверждает тезис об исключительно функциональной основе иммунитетов представителей при международных организациях: «Привилегии и иммунитеты предоставляются представителям членов Организации не личной выгоды отдельных лиц, а для того, чтобы обеспечить независимое выполнение ими своих функций, связанных с  работой в Объединенных Нациях. Поэтому член Организации только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета своего представителя в каждом случае, когда, по мнению члена организации, иммунитет препятствует отправлению правосудия, причем этот отказ может быть произведен без ущерба для цели, с которой иммунитет был предоставлен»42

     К числу других международных договоров в этой области относятся Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г., Конвенции привилегиях и иммунитетах Дунайской комиссии 1963 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества 2001 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества 2004 г. и др.

       Как правило, и в этих договорах при определении статуса представительств государств при международных организациях и их сотрудников за основу берется статус дипломатических представительств и их сотрудников с некоторыми исключениями.

      С.И. Иванов отмечает: «Из того факта, что эти представители не аккредитованы в государстве пребывания, а представляют свои государства в международной организации (органе, на конференции), вытекают, по меньшей мере, три правовых последствия: а) их назначение не обусловливается получением агремана от организации или государства пребывания; Ь) такие представители не могут быть объявлены по правилам, применяемым в, двусторонней дипломатии; и с) по отношению к ним государство пребывания не может применять принцип взаимности»43.

       Субъекты международного права, имеющие статус наблюдателей при международной организации, также могут открывать при ней свои представительства.

      Некоторые проблемы, связанные с определением статуса данных представительств, были затронуты в Консультативном заключении МС ООН от 26 апреля 1988 г. об обязанности прибегнуть к арбитражу в соответствии с разд. 21 Соглашения о штаб-квартире ООН 1947 г. В 1987 г. власти США приняли закон о борьбе с терроризмом, затрагивающий деятельность представительства Организации Освобождения Палестины (ООП) при ООН. ООН заявила протест и предложила США использовать арбитражную процедуру рассмотрения споров, предусмотренную Соглашением о штаб-квартире. Однако США не ответили на данное предложение. В этих обстоятельствах Генеральная Ассамблея ООН обратилась в Суд с просьбой определить обязанность США участвовать в арбитражной процедуре. Суд установил наличие между сторонами спора и обязанность США прибегнуть к арбитражной процедуре. Суд напомнил об основополагающем принципе международного права, в соответствии с которым международное право обладает приоритетом по отношению к внутригосударственному праву.

     Правовое положение штаб-квартир и представительств международных организаций и их сотрудников определяется договорами о привилегиях и иммунитетах международных организаций. При определении статуса штаб-квартир и представительств международных организаций за основу обычно берется статус дипломатических представительств. Объем привилегий и иммунитетов сотрудников международных организаций, как правило, меньше, чем объем привилегий и иммунитетов дипломатических представителей. Так, иммунитетом от уголовно - административной и гражданской юрисдикции они пользуются только в отношении всего сказанного, написанного или совершенного ими в качестве должностных лиц. Главы международных организаций, как правило, пользуются в отношении себя своих жен и несовершеннолетних детей привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми согласно международному праву дипломатическим представителям.

    Консультативное заключение от 15 декабря 1989 г. о применимость разд. 22 ст. VI Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН. В 1984 г. Комиссия по правам человека избрала румынского гражданин Мазилу членом Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. В 1987 г. Мазилу не присутствовал на сессии Подкомиссии в Женеве и не представил никакого доклада. Румыния сообщила ООН, что Мазилу болен, сам же он заявил о давлении, оказываемом на него. В этих обстоятельствах ЭКОСОС запросил заключение Суда о применимости к Мазилу разд. 22 Конвенции 1946 г. Суд счел, что разд. 22 Конвенции 1946 г. применим к лицам, не являющимся должностными лицами ООН, на которых Организацией возложено специальное поручение (посредничество, подготовка доклада, изучение какого-либо вопроса). Данные лица пользуются привилегиями И иммунитетами независимо от того, совершают ли они поездку или нет; По мнению Суда, привилегии и иммунитеты действуют также в отношениях между данными лицами и государствами их гражданства или места жительства. Суд пришел к выводу, что разд. 22 Конвенции 1946 применим в деле Мазилу.

    Консультативное заключение по спору, касающемуся иммунитета от юрисдикции специального докладчика Комиссии по правам человека от 29 апреля 1999 г. В 1994 г. Комиссия по правам человека назначила малазийского юриста Д.П. Кумарасвами докладчиком по вопросу о независимости судей и адвокатов. После того как в 1995 г. в одном из журналов было опубликовано интервью с Кумарасвами, две малазийские компании обвинили его в клевете и предъявили к нему судебные иски. В последующем было предъявлено еще несколько исков. ООН уведомила малазийские власти об иммунитете Кумарасвами. Тем не менее в 1998 г. Федеральный суд Малайзии указал, что Кумарасвами не является ни суверенным образованием, ни дипломатом, а является всего лишь простым информатором, частично занятым на безвозмездной основе. В этих обстоятельствах ЭКОСОС запросил заключение Суда о применимости к Кумарасвами разд. 22 Конвенции 1946 г. Суд пришел к выводу, что разд. 22 Конвенции 1946 г. применим в данном деле, а Кумарасвами пользуется юрисдикционным иммунитетом в отношении всего сказанного в интервью. Суд постановил, что малазийские суды были обязаны рассмотреть вопрос об иммунитете Кумарасвами как предварительный вопрос; Кумарасавами должен быть освобожден от обязательств уплаты судебных расходов; правительство Малайзии обязано довести до малазийских судов информацию о консультативном заключении с целью соблюдения иммунитета Кумарасвами.

    Применение привилегий и иммунитетов мы исследовали на практике показавшей, что  некоторые государства не полностью согласны с действием иммунитетов на представителей государств при международных организациях.

     В заключение можно добавить, что резиденты (а иногда и нерезиденты) — представители стран в международных организациях обладают правом на привилегии и иммунитеты, аналогичные дипломатическим. Представители ООН и ее специализированных учреждений обычно наделяются широким спектром привилегий и иммунитетов согласно Конвенции ООН о привилегиях и иммунитетах от 1946 года и аналогичной конвенции, касающейся спецучреждений ООН. Немногие из старших служащих этих организаций обладают правом пользования всеми видами дипломатических привилегий и иммунитетов при условии, что они не являются гражданами или резидентами принимающей страны; остальные сотрудники этих организаций пользуется ограниченными привилегиями и иммунитетами. Что касается иных организаций, то вопросы о привилегиях и иммунитетах включаются обычно в устав организации или в соглашение, заключенное между принимающей страной и международной организацией, до того как она обоснуется в этом государстве. Специальные правила используются в Швейцарии и США, где такие организации многочисленны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ  4.  КЛАССИФИКАЦИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРИВИЛЕГИЙ И ИММУНИТЕТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 

4.1. Основные привилегии и иммунитеты дипломатических представительств государств при международных организациях 

      Дипломатический иммунитет является одним из старейших принципов международного права, который восходит к древним правительствам Греции и Рима. До 18-го века, дипломатического иммунитета, как правило, признается в качестве основной составной частью внешних связей внешняя политика может означать: - дипломатии, искусство и практика ведения переговоров между представителями групп или народов, - внешняя политика, набор политических целей, которые стремится очертить насколько та или иная страна будет взаимодействовать с другими странами на основе международных обычаев и практики. В 1708 г. Англия официально признанным дипломатическим иммунитетом, и в 1790, Соединенные Штаты последовали примеру путем принятия законодательства, которое предоставляется абсолютный иммунитет дипломатов, членов их семей и сотрудников44. Большинство людей в Америке сегодня ошибочно считают, что зарубежные официальные лица по-прежнему предоставляются абсолютного иммунитета от права любого преступного поведения. На самом деле, степень уголовной неприкосновенности была значительно снижении

       Для того чтобы международная организация могла нормально функционировать, она должна пользоваться определенными привилегиями и иммунитетами. Представители государств — членов международной организации и ее должностные лица также должны пользоваться привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения ими своих функций.45

      В развитие положений ст. 105 Устава Генеральная Ассамблея ООН 13 февраля 1946 г. приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, в которой данные вопросы регламентируются более конкретно. 21 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. Данная Конвенция применима ко всем специализированным учреждениям системы ООН с учетом некоторых изменений, предусмотренных в особых приложениях, которые разрабатываются этими учреждениями с целью отражения их специфики.46

     К этому следует добавить, что ООН заключила соглашения с США и Швейцарией о штаб-квартирах Организации на территориях этих двух стран (соответственно соглашения от 19 апреля 1946 г. и от 26 июня 1947 г.), а специализированные учреждения, в свою очередь, имеют соглашения с государствами, на территории которых расположены их штаб-квартиры (ЮНЕСКО — с Францией, ФАО — с Италией и т.д.). В этих соглашениях содержатся положения о привилегиях и иммунитетах представителей государств и должностных лиц соответствующих организаций.

Информация о работе Правовой статус представительств государств при международных организациях