Правовой статус представительств государств при международных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:58, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное исследование правового статуса представительств государств при международных организациях.
В соответствии с обозначенной целью в данной работе представлено научное решение следующих задач:
- изучить формирование института представительств государств при международных организациях представительств,
- проанализировать международно-правовое регулирование статуса представительств государств при международных организациях,

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

     Необходимо подчеркнуть, что иммунитет представителей государств в международных организациях значительно шире, полнее, чем иммунитет должностных лиц. По существу он аналогичен дипломатическому, что имеет под собой серьезные основания. Главным здесь является то, что, как и в случае с дипломатическими представителями, в основе иммунитетов и привилегий представителей государств в международных организациях и в органах этих организаций лежит, прежде всего, право государств на международное представительство. Отсюда необходимость обладания этой категорией представителей максимально возможными привилегиями и иммунитетами, приближающимися к дипломатическим или аналогичными им.

     Вместе с тем необходимо отметить, что, в отличие от дипломатических представителей, эти представители не аккредитованы при государствах пребывания и реализуют свои права на международное представительство не

перед ними, хотя в них и находятся, а в рамках международной организации.

    Аналогичное положение складывается и в отношении делегаций государств на международных конференциях, которые также не аккредитованы при государстве, на территории которого проводится конференция. Никто, разумеется, не может обязать государство стать страной пребывания. Но коль скоро государство взяло на себя такую роль, оно обязано обеспечить представителям государств в международных организациях и делегациям на конференциях соответствующие привилегии и иммунитета, которыми, конечно, они должны пользоваться добросовестно.

     Из того факта, что эти представители не аккредитованы в государстве пребывания, а представляют свои государства в международной организации

(органе, на конференции), вытекают, по меньшей  мере три правовых последствия:  а) их назначение не обусловливается получением агремана от организации или государства пребывания; б) такие представители не могут быть объявлены persona non grata no правилам, применяемым в двусторонней дипломатии; в) по отношению к ним государство пребывания не может применять принцип взаимности.

     Согласно ст. IV Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г., представители государств-членов в главных и вспомогательных органах ООН (делегаты, их заместители, советники, эксперты и секретари делегаций) обладают практически всеми привилегиями, иммунитетами и льготами, какими пользуются дипломатические представители, иногда, однако в некоторых соглашениях привилегии несколько сужены.47

     Так, соглашение ООН с США о штаб-квартире ООН48, признавая в принципе за представителями государств в ООН и в специализированных учреждениях ООН право на дипломатические привилегии и иммунитеты, в то же время позволяет властям США возбуждать с согласия государственного секретаря дела против сотрудников представительств и должностных лиц ООН с целью предъявления им требования о выезде из Соединенных Штатов «при злоупотреблении своими привилегиями». Правда, в соглашении оговорено, что такое согласие может быть дано государственным секретарем США лишь после консультации с соответствующим государством - членом, ООН (когда дело касается представителя такого государства или члена его семьи) или после консультации с Генеральным секретарем или главным должностным лицом специализированного учреждения, когда речь идет о его должностных лицах.

     Конвенция 1975 года предусматривает свободу назначения посылающими государствами сотрудников постоянных представительств. В ней закреплены принципы полной неприкосновенности личности представителей государств в международных организациях и на международных конференциях, помещений постоянных представительств, жилых помещений делегаций, а также почты представительств и делегаций; четко очерчены правовой статус, привилегии и иммунитета постоянных представителей, постоянных наблюдателей, делегаций, а также наблюдателей в органах и на международных конференциях. Объем предоставляемых всем этим категориям представителей государств привилегий и иммунитетов приближается к дипломатическому. Конвенция не содержит положения о persona non grata в том его виде, который характерен для двусторонней дипломатии.49

     Рассмотрим Конвенцию о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, которая устанавливает, что должностные лица ООН пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: они не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц; они освобождаются от обложения налогами, окладов и вознаграждений, выплачиваемых им Объединенными Нациями, от государственных служебных повинностей, а также вместе с женами и родственниками, находящимися на их иждивении, от ограничений по въезду в страну и от регистрации в качестве иностранцев.   Они пользуются теми же привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий, аккредитованных при соответствующем правительстве, а также вместе со своими женами и родственниками, состоящими на их иждивении, такими же льготами по репатриации, какими пользуются дипломатические представители во время международных кризисов; имеют право ввозить беспошлинно свою мебель и

имущество при первоначальном занятии должности в соответствующей стране.

    Круг лиц, которые пользуются перечисленными привилегиями и иммунитетами, определяется Генеральным секретарем ООН. Об этом сообщается правительствам всех стран - членов ООН, поскольку эти привилегии и иммунитета должны предоставляться должностным лицам ООН на территориях всех стран — участниц Конвенции.

     Эксперты ООН, выезжающие в командировки по поручению Объединенных Наций, пользуются во время командировок более широкими привилегиями и иммунитетами, чем должностные лица ООН в ее штаб-квартире. Им, в частности, предоставляются: иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на их личный багаж; всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного или написанного ими и совершенного ими при исполнении служебных обязанностей; неприкосновенность всех бумаг и документов; право пользоваться шифром и получать корреспонденцию посредством курьеров или вализ для сношений с Объединенными Нациями; те же льготы в отношении ограничений на обмен денег, какие предоставляются сотрудникам дипломатических представительств, находящимся во временных служебных командировках; те же иммунитета и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям. В целом же их привилегии и иммунитета значительно уже по объему в сравнении с дипломатическими. 50

     Генеральный секретарь ООН, его заместители, а также жены этих лиц и несовершеннолетние дети пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми согласно международному праву дипломатическим представителям.

     В Конвенции отмечено, что привилегии и иммунитета предоставляются должностным лицам ООН и экспертам в интересах Объединенных Наций, а не для их личной выгоды. Генеральный секретарь ООН не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу или эксперту, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов Объединенных Наций. В отношении Генерального секретаря право отказа от имущества принадлежит Совету Безопасности ООН.

     Венская конвенция 1975 года о представительствах государств при международных организациях перечисляет все привилегии и иммунитеты как дипломатических представителей так и служащих при представительствах и их семей. Конвенция также предполагает, что представительству принадлежит право пользоваться  флагом  и эмблемой   посылающего   государства   на  своих помещениях.  Главе представительства принадлежит то же право в отношении его резиденции и средств передвижения. Более того государство пребывания  предоставляет представительству все возможности, необходимые для выполнения функций. Скорее всего, это сложилось еще на основе обычаев. Организация также оказывает   представительству   содействие   в получении этих возможностей и предоставляет ему  такие  возможности, какие входят в сферу ее собственной компетенции, что касается помещения, то помещения государство пребывания и Организация  оказывают  посылающему государству  помощь  в  получении  на приемлемых условиях помещений, необходимых  для  представительства,   на   территории   государства пребывания.  Государство  пребывания,  в случае  необходимости и в соответствии со своими законами, оказывает содействие в приобретении таких помещений. Так же в случае необходимости государство пребывания и Организация также оказывают представительству помощь в получении на приемлемых условиях подходящих жилых помещений для его сотрудников.

     Конвенция также регламентирует свободу передвижения и свободу сношений, в которых заключается следующие положения:  государство  пребывания  разрешает  и   охраняет   свободные сношения  делегации  для  всех  официальных  целей.  При сношениях с правительством    посылающего    государства     его     постоянными дипломатическими   представительствами,  консульскими  учреждениями, постоянными представительствами,  постоянными миссиями наблюдателей, специальными   миссиями,    другими   делегациями   и   делегациями наблюдателей, где бы они ни находились, делегация может пользоваться всеми подходящими средствами,  включая курьеров и закодированные или шифрованные депеши.  Однако   делегация   может   устанавливать   и эксплуатировать   радиопередатчик   лишь   с   согласия  государства пребывания.51

    Относительно официальной корреспонденции делегации то  под понимается   вся   корреспонденция, относящаяся к делегации и ее задачам.

    Там,  где это  практически  возможно,  делегация  пользуется средствами  сношений,  в том числе дипломатической почтой и услугами курьера,     постоянного     дипломатического     представительства, консульского    учреждения,    постоянного   представительства   или постоянной миссии наблюдателя посылающего государства.

   Почта делегации не подлежит ни вскрытию,  ни задержанию. Все   места,  составляющие  почту делегации,  должны  иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и могут содержать только  документы  или  предметы,  предназначенные  для официального пользования делегации. Курьер делегации,  который должен быть  снабжен  официальным документом с указанием его статуса и числа мест, составляющих почту, пользуется при исполнении  своих  обязанностей  защитой  государства пребывания.  Он  пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту, или задержанию в какой бы то ни было форме.

    Почта делегации  может  быть  вверена  командиру  судна  или гражданского самолета, направляющегося в порт или аэропорт, прибытие в  который  разрешено.  Командир  должен  быть  снабжен  официальным документом  с  указанием  числа мест,  составляющих почту,  но он не считается курьером делегации.  По договоренности с  соответствующими властями  государства пребывания делегация может направить одного из своих членов принять почту  непосредственно  и  беспрепятственно  от командира судна или самолета.52

     Венская Конвенция четко раскрывает содержание о неприкосновенности личности главы   делегации,   других   делегатов   и членов дипломатического персонала   делегации. Они  не подлежат,  в частности,  аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. 

    Государство  пребывания  обязано  относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для  предупреждения,  каких бы то ни было посягательств на их личность, свободу или достоинство, а  также  преследовать  в  судебном  порядке   и   наказывать   лиц, совершивших такие посягательства, так же конвенция говорит о неприкосновенности частных жилых помещений и имущества: частные жилые помещения главы делегации, других делегатов и членов дипломатического персонала    делегации    пользуются неприкосновенностью и защитой.

    Документы, корреспонденция, имущество главы делегации и других  делегатов или членов  дипломатического персонала делегации также пользуются неприкосновенностью.

    Глава представительства и члены  дипломатического  персонала представительства  пользуются  иммунитетом  от  уголовной юрисдикции государства  пребывания.  Они  пользуются   также   иммунитетом   от гражданской  и  административной  юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:

     а) вещных  исков,  связанных   с  частным недвижимым имуществом, находящимся на территории государства  пребывания, если только данное лицо  не  владеет  им  от  имени  посылающего  государства для целей представительства;

     b) исков, связанных с наследованием,  в отношении которых данное  лицо выступает  в  качестве  исполнителя  завещания,  администратора  наследства,  наследника  по  закону  или наследника по завещанию как частное лицо, а не от имени посылающего государства;

     с) исков,  связанных  с любой  профессиональной или коммерческой  деятельностью,  осуществляемой  данным лицом в государстве  пребывания за пределами его  официальных функций.

  Никакие  исполнительные меры не могут  приниматься в отношении главы   представительства или члена  дипломатического персонал представительства,  за исключением некоторых   случаев.

     Глава представительства и члены дипломатического персонала представительства не обязаны давать показания в качестве свидетелей. 

 Иммунитет  главы представительства или  члена дипломатического персонала   представительства от юрисдикции  государства пребывания не освобождает  его от юрисдикции посылающего  государства. 53

Информация о работе Правовой статус представительств государств при международных организациях