Роль инвестиций в экономическом развитии государства, привлечение инвестиций в экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Исходя из всего вышесказанного, задачи, а, следовательно, и цели данной работы могут быть сформулированы следующим образом:
Определить сущность понятия «инвестиции». Рассмотреть различные классификации, описать каждый вид, формы инвестиционных вложений.
Выявить роль инвестиций в построении инновационной экономики, также степень влияния иностранного капитала на экономику РБ.
Обосновать необходимость привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику. Выявить проблемную специфику Беларуси.
Выявить основные условия, формы, способы привлечения ИИ в национальную экономику. А именно:

Работа содержит 1 файл

методы привлечения иностранных инвестиций.doc

— 449.50 Кб (Скачать)

Финансовые (портфельные) инвестиции предполагают вложение ресурсов в ценные бумаги, эмитированные государством, другими предприятиями и фирмами. Они предусматривают участие в капитале на временной основе и на условиях получения дохода в виде процентов. Приобретение ценной бумаги фактически является кредитованием эмитента ценной бумаги. Последний в свою очередь принимает на себя обязательства по выплате определённых процентов в течение обусловленного времени,  а также возврату по истечении сроков внесённой суммы займа [19,стр.9].

     Повышение  роли портфельных инвестиций  в последнее время связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых способствовал ряд факторов:

-  интернационализация деятельности  фондовых бирж;

-  снятие ограничений на допуск  иностранных компаний на многих  крупнейших фондовых биржах;

-  расширение международных  операций банков с ценными  бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.

     Два вида инвестиций  движимы аналогичными, но не одинаковыми  мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор стремится взять в свои руки руководство предприятием. Но стране необходимо прилагать все усилия по привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует увеличению производительной мощи экономики.

     Иностранный капитал  может иметь доступ во все  сферы экономики без ущерба  для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных ресурсов (добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы и т.д.), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.д.), телекоммуникационную и спутниковую связь. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала: кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их оправдано: с точки зрения соблюдения национальных интересов и быстрой окупаемостью капиталовложений в названные сферы. Стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля данной страны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны.

 

 

1.2 Условия, формы, методы и стимулы привлечения иностранного капитала в национальную экономику

 

 

 

Рассматривая вопрос о привлечении  иностранного капитала, необходимо учитывать не только свои интересы, но и интересы иностранного партнера.

     Условия в стране, влияющие на приток капитала, складываются из широкого комплекса факторов, объединяемых под общим понятием «инвестиционный климат». Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат и способствующих экономическому росту. Обычно применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране, а также входные параметры, определяющие значения выходных, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации. В их числе:

-природные ресурсы и состояние экологии;

-качество рабочей силы;

-уровень развития и доступность  объектов инфраструктуры;

-политическая стабильность и  предсказуемость;

-макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный  баланс, государственный, в том  числе внешний долг;

-качество государственного управления, политика центральных и местных  властей;

-законодательство, полнота и качество  в плане регулирования экономической  жизни;

-уровень соблюдения законности  и правопорядка, преступность и  коррупция;

-защита прав собственности;

-обязательность партнеров при  исполнении контрактов;

качество налоговой системы  и уровень налогового бремени;

качество банковской системы и  других финансовых институтов;

     Учитывая острейшую  ситуацию в экономике, решение  вопросов о привлечении прямых иностранных инвестиций ни в коем случае нельзя откладывать. В условиях нехватки инвестиционных ресурсов внутри страны и наличия существенных сложностей с привлечением российского капитала в экономику республики, сегодня задача привлечения иностранных инвестиций стоит как  никогда остро. Мировая практика определила универсальный набор мер, используемых  для привлечения иностранного капитала: налоговые стимулы, финансовые стимулы, нефинансовые стимулы (создание общей обстановки функционирования иностранного капитала). Однако главным является создание международного облика страны, предоставляющей инвестору лучшие, нежели другие страны, возможности, политическая  и экономическая стабильность данного государства.

     Для достижения  более эффективной реализации государственной политики в этой области было бы целесообразно:

-совершенствовать законодательную  базу в сфере международного  инвестиционного сотрудничества, страхования, залога, банкротства и т. д.;

-максимально сократить  временной  разрыв между принятием  законов и указов, устанавливающих принципиальные  положения,  и  нормативными  актами  нижестоящих  органов, издаваемыми в их развитие;

-определить приоритетные регионы  и отрасли экономики для привлечения  иностранных инвестиций;

-создать структуру, осуществляющую отбор и продвижение наиболее актуальных  и перспективных для экономики республики инвестиционных проектов,

-создать единую государственную  систему информационного обеспечения  иностранных инвесторов по  вопросам существующей законодательной  базы и реализации с их участием инвестиционных проектов в различных отраслях деятельности;

-создать в мире адекватный  реальности инвестиционный имидж  Беларуси;

-повысить эффективность инфраструктуры привлечения инвестиций, т. е. создать единую инвестиционно- проводящую государственную сеть.

Стимулирование иностранных инвестиций требует разрешения двух взаимосвязанных проблем. Прежде всего необходимо создание внутренней инвестиционной привлекательности страны, складывающейся из состояния транспорта, географического положения, налогового законодательства, наличия квалифицированной рабочей силы. Вторая сторона привлечения – это создание внешней инвестиционной привлекательности страны, то есть формирование необходимых условий для обеспечения принятия инвестиционных решений в пользу страны-импортёра. Решающими факторами для привлечения прямых зарубежных инвестиций являются:

- время окупаемости затрат и прибыль, которые зависят от уровня инвестиционного риска;

- общественно-политические условия и перспективы экономического роста страны, принимающей инвестиционный капитал;

- стратегия развития международных монополий, учитывающая масштабы и ёмкость рынков;

- Технологические требования и возможности рационализации производства инвестора.

Названные факторы в условиях Беларуси принимают конкретные формы. Мы имеем выгодное географическое положение страны, относительно ёмкий рынок сбыта, политическую стабильность, высокий уровень квалификации кадров, последовательное регулирование политической системы.

     Мировая практика вывоза капитала выработала совокупный перечень критериев инвестиционной деятельности, при исполнении которых инвесторы достигают поставленных целей, а именно:

1.Характеристика местного рынка, включая покупательную способность населения, наличие природных ресурсов, географическое положение. В Республике Беларусь недостаточно топливно-энергетических и минеральных ресурсов, отсутствуют многие виды сырья, в то же время цены в долларовом эквиваленте на многие виды сырья и материалов, импортируемых из России, растут. Поэтому для Беларуси решающим является ресурсосбережение, внедрение современных технологий и привлечение инвестиций на данные цели. Особое значение придаётся производственной инфраструктуре: дорогам, энергосистемам, аэропортам.

2.Политическая стабильность, наличие законов, регулирующих инвестиции и остающихся неизменными в течение продолжительного времени. Практика свидетельствует, что экономическая и политическая неопределённость – одна из причин тормоза инвестиционных вложений. Законодательство должно быть предсказуемым и справедливым.

3.Налоговые ставки и стимулы. Инвестиционная практика выработала универсальный набор мер, в первую очередь налоговые стимулы (льготы, отсрочка от уплаты налога); стимулы, связанные с амортизационными отчислениями (ускоренная амортизация), освобождение от таможенных платежей импорта оборудования, комплектующих изделий, сырья и материалов. Особую группу составляют финансовые методы стимулирования иностранных инвестиций – займы, кредиты и гарантии их предоставления. Для потенциальных инвесторов промышленно развитых стран налоговые льготы играют незначительную роль. Они отдают предпочтение финансовым стимулам, так как влияние налогов безадресно, а финансовое стимулирование позволяет сконцентрировать усилия для достижения конкретных ориентированных целей. Инвесторы развивающихся стран, напротив, в большей мере предпочитают налоговые льготы, что связанно с недостатком финансовых ресурсов.

4.Макроэкономическая политика государства и низкая (предсказуемая) инфляция. Гиперинфляция усложняет управление, порождает неопределённость в оценках развития, обесценивает оборотный капитал, снижает покупательную способность населения. Это выражается в непривлекательности промышленности и других отраслей реальной экономики как сферы приложения капитала.[22,стр.43.]

 

 

1.3 Влияние иностранного капитала на национальную экономику,     инвестиции как элемент развития инновационной экономики

 

 

 

    Веской причиной для  привлечения иностранного капитала  является увеличение объёма капиталовложений в принимающей стране до более высокого уровня, чем это даёт возможность уровень сбережений внутри страны. Низкий уровень сбережений не позволяет осуществлять через банковскую систему капиталовложения в новые предприятия и продукцию. А увеличение капиталовложений ускоряет экономический рост, хотя между прямыми иностранными инвестициями и ростом ВВП нет причинной связи. Некоторым странам, характеризующимся высоким уровнем прямых иностранных инвестиций, удалось создать благоприятные условия для роста инвестиций. Страны с низким уровнем прямых иностранных инвестиций, не создавшие необходимых условий, не достигли экономического роста и характеризуются постоянным отсутствием инвестиций. В большинстве же случаев рост иностранных инвестиций сопровождается экономическим ростом при проведении рыночных реформ, носящих последовательный и устойчивый характер.

    Прямые иностранные инвестиции  стимулируют рост экспорта и  являются важным источником валютных  резервов в странах с переходной  рыночной экономикой.

    При привлечении прямых иностранных инвестиций в процессе приватизации госсобственности имеется возможность финансирования бюджетного дефицита, пенсионных программ и других обязательств. Привлечение прямых иностранных инвестиций может привести к росту производительности через предоставление новых технологий. Улучшения методов работы и контроля качества, обучение кадров.

    Определяющим критерием  привлечения иностранного капитала  является трансферт иностранных  технологий или иных инновационных  внешних факторов. Факт отнесения предприятия с долей иностранного капитала к разряду привлекающих иностранные технологии положительно отражается на повышении его престижа и внутренней конкурентоспособности.

    Преимущественной формой  инвестиций являются прямые инвестиции, так как служат источником капиталовложений, не ложатся бременем на внешний долг государства, обеспечивают интеграцию национальной экономики в мировую и служат фактором усиления рыночных отношений.

    Деятельность иностранных  предприятий оказывает влияние  на внутренний рынок, так как заставляет поставщиков и местных конкурентов поставлять качественные товары предприятиям, работающих на международных рынках. Для стран с переходной экономикой и квалифицированной рабочей силой наличие на территории страны предприятий международного уровня может снизить предрасположенность квалифицированных работников к эмиграции в страны с более высоким заработком.

    В промышленности инвесторы в Беларуси предпочитают Машиностроение, деревообработку, целлюлозно-бумажную, лёгкую и пищевую промышленность.

    Оценки влияния иностранного  капитала на экономику неоднозначны. Несмотря на то, что преобладают положительные, имеются дискуссионные и отрицательные. Это, прежде всего касается технического прогресса. Известные иностранные фирмы прибывают в страну с уже готовыми технологиями и закрытым производственным циклом. Научно-исследовательские работы ведутся, как правило, на головном материнском предприятии. Представители последнего занимаются адаптацией своих технологий, их техническим обслуживанием. Поэтому НИОКР дочерних предприятий принимающих стран имеет преимущественно вспомогательное значение и не содействует в целом техническому прогрессу.

    Остаётся дискуссионной  проблема репатриации прибыли  и дохода. Легко контролируется  репатриация прибыли в форме дивидендов, но эта проблема особого значения не имеет, так как сумма дивидендов по отношению к вложенному иностранному капиталу незначительна. В то же время трудно поддаётся контролю процесс вывода прибыли. Он происходит в различных формах, например путём завышения объёмов импорта или занижения объёмов экспорта по сравнению с обозначенными в счетах, в виде неформального вознаграждения работы менеджеров в форме выдачи лицензионных премий за ноу-хау и т. д.

Информация о работе Роль инвестиций в экономическом развитии государства, привлечение инвестиций в экономику