Роль инвестиций в экономическом развитии государства, привлечение инвестиций в экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Исходя из всего вышесказанного, задачи, а, следовательно, и цели данной работы могут быть сформулированы следующим образом:
Определить сущность понятия «инвестиции». Рассмотреть различные классификации, описать каждый вид, формы инвестиционных вложений.
Выявить роль инвестиций в построении инновационной экономики, также степень влияния иностранного капитала на экономику РБ.
Обосновать необходимость привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику. Выявить проблемную специфику Беларуси.
Выявить основные условия, формы, способы привлечения ИИ в национальную экономику. А именно:

Работа содержит 1 файл

методы привлечения иностранных инвестиций.doc

— 449.50 Кб (Скачать)

    Зарубежный опыт указывает  на то, что после приватизации иностранные собственники стремятся в первую очередь к присвоению финансового контроля и лишь при этом условии на должность ведущих менеджеров назначают местный персонал.

    Иностранные инвестиции  рассматриваются как эффективное средство для зарубежных инвесторов в борьбе за рынок товаров и услуг принимающей страны и вытеснении с него отечественных поставщиков. Иногда зарубежные фирмы, борющиеся за рынок определённой продукции, скупают наши предприятия с целью устранения конкурентов. Поскольку экологическая политика Беларуси более либеральна, чем во многих странах Запада, то существует опасность переноса в неё производств, вредных для окружающей среды, здоровья граждан.

    Иностранными инвесторами  движут различные мотивы. Но вне  зависимости от этих мотивов любая страна должна стать привлекательной для инвесторов. Инвесторы размещают производство в зарубежной стране с целью минимизации производственных издержек и соответственно увеличения прибыли. Среди таких инвесторов преобладают известные фирмы, транснациональные компании обрабатывающей промышленности, которые из-за высокой заработной платы и рентных выплат в своей стране перемещают производство в более «дешёвые страны».

Портфельные инвесторы – инвестиционные, венчурные, пенсионные фонды. Покупая акции открытых акционерных обществ, они заинтересованы в повышении курса национальной валюты, а также доходов в форме дивидендов. Портфельные инвесторы, как правило, прямо не вмешиваются в деятельность предприятий, в их управление, сосредотачивая внимание на рыночных прогнозах, динамике прибыли, размерах дивидендов.[14,стр.220].

Иностранные инвестиции следует рассматривать  как элемент финансово-кредитного механизма инновационного развития национальной экономики, представляющий собой совокупность методов и форм, инструментов и рычагов с соответствующим регулированием и обеспечением их влияния на инновационное развитие всех сфер национальной экономики.

В качестве характеристики инновационного развития экономики определяется развитие финансово-промышленной интеграции, выражающееся в углублении долгосрочного научно-технического, производственного и инвестиционного сотрудничества отечественных и иностранных компаний. Однако пока активность иностранных инвесторов невелика, несмотря на то, что белорусские власти пытаются улучшить инвестиционный климат в стране. Действительно, значительную часть среди источников финансирования новаторской деятельности занимают собственные средства белорусских предприятий. Доля же иностранных инвесторов, включая иностранные кредиты и займы, среди всех источников финансирования в промышленности составила в 2002 г. — 2,26 %, в 2003 г. — 12,57, в 2004 г, - 2,24, в 2005 г. - 1,13, в 2006 г. - 6,58, в 2007 г. - 12,70, в 2008 г. — 15,29 %, что свидетельствует о явной недостаточности притока прямых иностранных инвестиций в нашу страну. Например, за 2008 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 6,5 млрд дол. США инвестиций. Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как промышленность (42,9 % от всех поступивших инвестиций), в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка (29,8 %), торговлю и общественное питание (8,5 %). Основными инвесторами были субъекты хозяйствования Российской Федерации (33,2 % от всех поступивших инвестиций), Швейцарии (18,8 %), Великобритании (10,9 %), Кипра (8,5 %) .

Республика Беларусь является единственной страной из стран с переходной экономикой, у которой существует серьезный разрыв между двумя показателями: индексом потенциального притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и индексом их реального притока, что свидетельствует об упущенных возможностях привлечения ПИИ в экономику по сравнению со странами-конкурентами.

Существует немало преград, которые  усложняют и тормозят возможность привлечения средств белорусскими компаниями иностранных инвестиций:

-нечеткость и запутанность законодательства и регулирующих мер,

-неясность в вопросах собственности,

-нехватка достоверной информации о стране,

-низкая ликвидность финансовых инструментов,

-достаточно высокие издержки вступления на белорусский рынок,

-негативное отношение ряда стран — членов Евросоюза и США к построению в Республике Беларусь собственной модели развития.

Анализ имеющейся литературы, опрос  иностранных инвесторов, а также собственные наблюдения в практической работе, подтверждая вышесказанное, позволяют сделать вывод, что в настоящее время ключевыми препятствиями для инвестиций в Беларуси являются следующие:

-законодательная нестабильность,

-недостаточный уровень поддержки со стороны органов исполнительной власти,

-значительные затраты времени на получение необходимых разрешительных документов (в данном направлении проведены реформы в процедуре регистрации субъектов хозяйствования),

 -отсутствие развитой сети сбыта и ненадежность поставщиков,

 -низкая производительность труда.

На протяжении последних лет  в государственной инвестиционной политике делался акцент на привлечение иностранных стратегических инвесторов к приватизации крупных инвестиционно привлекательных предприятий путем преференций. Однако крупный институциональный инвестор, в первую очередь ТНК, не может быть привлечен только за счет льгот. Для привлечения ТНК необходимо сместить акценты в инвестиционной политике от создания системы преференций к созданию универсальных благоприятных общеэкономических условий, определяющих привлекательность инвестиционной среды.

Как свидетельствует отечественная  и мировая практика, далеко не всегда иностранный инвестиционный капитал  учитывает стратегические интересы страны — реципиента инвестиций. Иностранные инвестиции в Беларусь направлялись преимущественно на приобретение уже работающих предприятий. Иностранных инвесторов, как впрочем и отечественных, больше интересуют отрасли с быстрым оборотом капитала.

В свою очередь экспорт продукции в большой степени определяется тем, какой экспортной политики придерживается государство. При расширении экспорта, с одной стороны, появляются лучшие условия для привлечения ПИИ, с другой стороны, можно увеличивать импорт необходимых товаров и услуг. Экспорт, расширяя спрос на продукцию конкретного предприятия, формирует условия для его быстрого технического переоснащения. Происходящие на предприятии изменения обеспечивают научно-технический прогресс не только на нем самом, но и в отрасли, да и в стране в целом. Следует, однако, помнить, что экономическое развитие можно обеспечивать не любым экспортом, а экс портом продукции конечной переработки.

Существенной преградой в развитии малого и среднего бизнеса является недостаточное обеспечение предприятий финансовыми средствами. Сложность заключается в том, что малые предприятия не имеют возможности пользоваться теми же финансовыми инструментами, что и крупные компании. Определенные средства на развитие частного бизнеса могут предоставить разнообразные иностранные агентства, кредитные учреждения, фонды. Эта финансовая поддержка (далеко не бесплатная) предназначена для тех предприятий, которые уже нашли свою рыночную нишу, являются наименее рисковыми и гарантируют прибыль на длительную перспективу.

В постсоциалистических странах признана практика финансово-кредитной поддержки  развития малого и среднего бизнеса  за счет привлечения иностранных  кредитов, грантов, субсидий, стипендий  и т.п. К основным реальным источникам привлечения Беларусью иностранных кредитов для развития предпринимательства принадлежат кредиты международных финансовых организаций, прежде всего Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Однако в целом объем финансирования ЕБРР проектов в Беларуси остается на достаточно ограниченном уровне: до 30 млн евро в 2007 и 2008 гг. Медленное освоение кредитной линии ЕБРР связано с финансовым состоянием предприятий — потенциальных заемщиков, жесткими требованиями ЕБРР к подготовке проектов, недостатком опыта и отсутствием сети информационно-консалтинговых центров.

Для форсирования привлечения инвестиций основополагающим моментом должно быть решение вопроса собственности. Преобладающие в обществе формы собственности влияют на общественно-политическое и экономическое развитие, на интересы разных социальных прослоек. Они формируют экономическую систему страны и сеть институций, поддерживающих ее функционирование. Проблема собственности является одной из центральных в рыночной трансформации экономики. В ней одновременно концентрируются и переплетаются вопросы экономического, финансового, социального и политического характера. С самого начала обретения Республикой Беларусь независимости многие экономисты надеялись на то, что, задействовав механизм частнособственнического интереса, приватизация сможет обеспечить резкое повышение эффективности отечественной экономики, существенно уменьшить разрыв с индустриально развитыми странами мира.

Действительно, в переходных экономиках частная собственность выполняет разнообразные функции:

-создает альтернативу государству,

-содействует образованию в обществе среднего класса,

-воспитывает заботливое отношение к имуществу,

-способствует социально-экономическим трансформациям.

В целях привлечения иностранных  инвестиций государством в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь установлены равные условия для ведения бизнеса национальных и иностранных инвесторов. Однако процессы приватизации и разгосударствления в нашей стране в отличие от ряда стран с переходной экономикой, например России и Украины, протекали крайне мед ленно. Данного мнения придерживаются большинство отечественных и зарубежных специалистов. Например, что для повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь следует ускорить процесс разгосударствления и приватизации. Но процесс перехода из унитарной формы собственности в открытое акционерное общество (при сохранении преобладающей собственности государства в акционерном капитале) фактически не оказывал влияния на хозяйственную деятельность предприятий. Обращает на себя внимание и тот факт, что приватизация в Беларуси проводилась при фактическом отсутствии фондового рынка.[5,стр. 35]

В качестве возможного решения данного  вопроса правительство с 2008 г. придало  приватизации государственного имущества  плановый характер на среднесрочную перспективу. Планом на 2008—2010 гг. предусмотрена приватизация более 500 республиканских унитарных предприятий. Законодательство Республики Беларусь предусматривает разнообразные формы вложения капитала иностранным инвестором, в том числе и при реформировании государственной собственности. Предприятия могут не только акционироваться, но и продаваться в целом как имущественные комплексы.

Для расширения инвестирования необходимо реализовать ряд тактических мероприятий, таких как:

-внедрение системы фискальных стимулов инвестиционной деятельности,

-дальнейшая активизация банковской системы,

-использование для инвестирования сбережений населения,

-создание выгодных условий для вложения финансового капитала в производство.

Рыночная экономика развивается циклически: периоды активного инвестирования сменяются снижением темпов, особенно в кризисные периоды. Для выравнивания циклических инвестиционных тенденций необходимо государственное регулирование условий инвестиционной деятельности, причем государство владеет немалыми возможностями для этого. Кроме того, государство имеет рычаги для регулирования фондового рынка, может активно влиять на погашение недостатков циклического развития через денежно-кредитную и амортизационную политику. Наконец, важное значение может иметь поддержка инвесторов и упорядочивание условий инвестирования для создания благоприятных общеэкономических условий

Виды государственного регулирования  условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь представлены в приложении А.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности должно способствовать ее активизации, мобилизации необходимых  финансовых источников.

С учетом вышесказанного можно сделать  следующее заключение: иностранные компании осуществляют инвестирование преимущественно но стра тегическим мотивам с надеждой, что в перспективе в Беларуси условия для предпринимательства будут благоприятнее.

Особенно наглядно проявляется  данный вывод в банковской сфере  Республики Беларусь.

 Приход крупнейших финансово-кредитных  институтов в нашу страну в 2000 — 2009 гг. позволил отечественной банковской системе перейти на принципиально иной уровень развития.

Внедрение в работу передовых методов  и подходов, которые основаны на мировом опыте, позволило отечественной системе финансово-кредитных институтов предложить новые услуги, соответствующие всем мировым стандартам.

Банковская сфера Республики Беларусь благодаря огромному опыту иностранных финансовых институтов вплотную приблизилась к мировому уровню и стандартам.

Крупнейшие финансово-кредитные институты в банковской сфере РБ отражены в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2 - Крупнейшие иностранные инвесторы в банковской сфере РБ

Иностранный инвестор

Белорусский дочерний банк

Размер уставного фонда белорусского банка, млрд р. (на 01.03. 2010

Доля иностранного инвестора в уставном фонде, %

Доля иностранного инвестора в уставном фонде, млрд р.

Райффайзен Интернешнл Банк-Холдинг АГ, Австрия Банк Москвы, РФ

ОАО «Приорбанк» www. priorbank. by

412,2

87,74

361,66

ОАО «Банк Москва — Минск» www. mmbank. by

35,2

100

35,2

Банковская группа «Альфа-Банк», РФ Сосьете Женераль, Франция

ОАО «Банк ВТБ», РФ

ЗАО «Альфа-Банк» www. alfa-bank. by

40,9

88

35,99

ЗАО «АКБ Белросбанк» www.belrosbank.by

71,3

99,99

71,29

ЗАО «Банк ВТБ (Бела-русь)» www.vtb-bank.by

84,4

69,7

58,23

ОАО «Газпром», ОАО «Газпромбанк», РФ Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внеш-экономбанк), РФ Сбербанк России, РФ

ЗАО «Белгазпромбанк» www.beIgazprombank.by

426,2

98,4

419,38

ОАО «белвнешэко- номбанк» www.bveb.bv

605,0

97,42

589,39

ОАО «БПС-Банк» www.bpsb.by

416,5

93,78

390,59

Информация о работе Роль инвестиций в экономическом развитии государства, привлечение инвестиций в экономику