Роль инвестиций в экономическом развитии государства, привлечение инвестиций в экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Исходя из всего вышесказанного, задачи, а, следовательно, и цели данной работы могут быть сформулированы следующим образом:
Определить сущность понятия «инвестиции». Рассмотреть различные классификации, описать каждый вид, формы инвестиционных вложений.
Выявить роль инвестиций в построении инновационной экономики, также степень влияния иностранного капитала на экономику РБ.
Обосновать необходимость привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику. Выявить проблемную специфику Беларуси.
Выявить основные условия, формы, способы привлечения ИИ в национальную экономику. А именно:

Работа содержит 1 файл

методы привлечения иностранных инвестиций.doc

— 449.50 Кб (Скачать)

     Примечание -  Источник [5, стр. 39, таблица 1].

 

Получив доступ к международным рынкам капитала через материнские банки, отечественные финансовые институты смогли предложить кредитование на более длительные сроки и по более низким ставкам за счет новых источников фондирования. Кроме того, возможность проведения экспортно импортных операций в рамках одного банковского холдинга позволило клиентам не только уменьшить затраты на банковское обслуживание, но и существенно снизить риски неплатежей за счет применения документарных форм расчетов. Активным образом стало использоваться кредитование взаимосвязанных клиентов в различных странах в рамках одной банковской структуры.

Серьезным образом  развился розничный бизнес. В настоящее  время белорусские банки предоставляют частным лицам широкий спектр услуг как традиционного характера (кредиты, депозиты), так и новых (интернет-банк, мобильный банкинг), позволяющих дистанционно управлять счетами.

Однако существенные изменения произошли не только в  построении отношений с клиентами. Получив новые знания, белорусские банки серьезным образом пересмотрели взгляд на свою деятельность с целью построения эффективной системы внутреннего контроля. Значительно больше внимания стало уделяться управлению банковскими рисками, корпоративному управлению, повышению роли внутреннего аудита. Данные изменения способствовали не только улучшению качества работы отдельно взятого банка, но и повышению стабильности банковской системы Республики Беларусь в целом.

В соответствии с Инструкцией о порядке раскрытия  информации банками и небанковскими  кредитно-финансовыми организациями, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 января 2006 г. N° 6, белорусские банки обязаны размещать на своих официальных сайтах определенный перечень сведений, в том числе размер уставного фонда и структуру собственности банка.

Весьма существенные вложения иностранных инвесторов в уставные фонды дочерних банков свидетельствуют не только об их стратегическом интересе, но и объясняются грамотной политикой Национального банка Республики Беларусь по созданию равных условий работы для всех членов банковского сообщества. Основываясь на мировой практике, регулятор внедрил «содержательный банковский надзор», предметом которого является не формальное, а фактическое обеспечение безопасного и устойчивого функционирования банковской системы. Несмотря на наличие особенностей в отечественном банковском законодательстве по сравнению с иностранным, данный подход является абсолютно понятным и прозрачным для иностранных инвесторов. В целях дальнейшего поступательного развития отечественной банковской системы, ее интеграции в мировое сообщество Национальным банком было принято решение о повышении размера (квоты) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь до 50 %.

Привлечение инвестиций в банковскую сферу наряду с дополнительными  финансовыми и материальными ресурсами позволило получить новейшие зарубежные технологии, управленческий опыт, создать новые рабочие места, активизировать конкуренцию. Банковские команды стали формироваться с участием иностранных специалистов на руководящих должностях.

Приход на белорусский рынок крупных иностранных финансовых институтов позволил дочерним банкам существенно увеличить объемы финансирования, а значит, и способствовать инновационному развитию. Как отметил отечественный экономист О. Леонтьев, руководствуясь своей практической деятельностью, белорусские банки вкладывают средства в инновационные проекты, которые связаны с внедрением новых ресурсосберегающих технологий, выпуском качественной, конкурентоспособной продукции массового производства. За счет же участия иностранного инвестора используются не только средства, вложенные в качестве капитала, но и сформированные из иных источников (межбанковские кредиты от материнского банка, целевые займы и т.д.).

Укрепление отечественной частной  собственности и привлечение  иностранного предпринимательского капитала в Беларусь полностью вписываются в современные стратегии инновационной политики (наращивание собственного и перенесение зарубежного научно-технического потенциала). Участие крупных зарубежных финансовых институтов в банковском капитале нашей страны подтверждает сделанные выводы.[5, стр. 40]

 

 

 

2 Методы привлечения инвестиций в экономику Беларуси

 

 

2.1 Иностранные инвестиции в Республике Беларусь в 2007-2010г

 

 

 

О важности и необходимости инвестиций сейчас говорится очень много. При этом почти у всех есть понимание того, что без постоянных инвестиций или капитальных вложений ни одна экономика обходиться не может. Однако осуществление инвестиций всегда вызывало и вызывает определённые трудности, ибо постоянно приходится делать выбор между размерами, сроками, способами и направлениями инвестирования.[23,стр.15].

Известный белорусский экономист, профессор, доктор экономических наук Пётр Капитула говорит: «Ни одна страна, даже высокоразвитая, не располагает достаточным объёмом собственных средств, необходимых для осуществления комплексной модернизации производства.

Реальное обновление основного  капитала сегодня составляет 2%, 1,5-1,8% по производственному сектору. Уже  этого фактора достаточно для  того, чтобы констатировать: либо мы будем привлекать иностранный капитал, который позволит нам модернизировать нашу экономику, и проведём серьёзную реструктуризацию, либо останемся на обочине мировой цивилизации.

Необходимо улучшать инвестиционный климат и привлекать зарубежные инвестиции. Ведь это не просто деньги – это ещё и новые технологии, без которых сегодня невозможно сделать конкурентоспособный продукт.» [4,стр.14].

Одной из закономерностей  развития мирового хозяйства является привлечение и использование иностранного капитала для развития собственной экономики, особенно в виде прямых и портфельных инвестиций. Несмотря на проблемы в мировой экономике иностранные инвесторы, вкладывающие средства в экономику РБ, практически не снизили своей активности.

В 2007 г. в экономику Беларуси поступило 5 421 864,6 тысяч долларов США (тыс. долл. США). Распределение инвестиций: прямые инвестиции - 1 313 471,2 тыс. долл. США; в том числе: вклад в уставный фонд - 183 390,3 тыс. долл. США; кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов - 786 093,8 тыс. долл. США; финансовая аренда (лизинг) - 4256,0 тыс. долл. США; прочие прямые инвестиции и реинвестирование - 339 731,1 тыс. долл. США; портфельные инвестиции - 2233,1 тыс. долл. США; прочие инвестиции - 4 106 160,3 тыс. долл. США; в том числе: торговые кредиты - 427 597,7 тыс. долл. США; иностранные кредиты и займы - 3 634 210,8 тыс. долл. США; другие иностранные инвестиции - 44 351,8 тыс. долл. США. [1, стр. 87]

В общем объеме иностранных  инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики республики в 2007 г., доля прямых инвестиций составила 24,2 % (в 2006 г. — 18,5 %), портфельных — 0,04 % (0,1 %), прочих — 75,7 % (81,4 %).

Несмотря на некоторое  увеличение в 2007 г. доли прямых иностранных  инвестиций тенденция сохранения неэффективной  структуры импортируемого капитала выражена предельно четко — в ней преобладающими являются прочие инвестиции, основная часть которых представлена кредитами, включая кредиты от различных международных финансовых организаций и правительств иностранных государств.

Зарубежные кредиты, получаемые правительством, при их предоставлении инициаторам высокорентабельных инвестиционных проектов могли бы стать источником дополнительных доходов бюджета. Однако это возможно лишь при условии достаточно низких процентных ставок предоставления таких кредитов и соблюдении принципов проектного финансирования, при соответствующем жестком контроле за фактическим использованием заемных средств.

Самой привлекательной  формой инвестиций для стран-импортеров, в т.ч. и для Республики Беларусь, являются прямые инвестиции. Их преимущество перед другими формами инвестиций очевидно. Помимо прямого экономического эффекта в виде налоговых поступлений, увеличения занятости, стимулирования национальных поставщиков и расширения внутреннего рынка, прямые иностранные инвестиции оказывают в высшей степени благотворное влияние в сфере трансферта технологии, распространения передового опыта в менеджменте, маркетинге, логистике, развитии кадров и т.д.

В 2007 г. отмечается тенденция  роста поступления прямых инвестиций — 1,3 млрд долл. США, что в 1,8 раза больше, чем в 2006 г. При этом их доля в общем поступлении иностранного капитала возросла до 24,2 %.

Наибольший интерес с  точки зрения воздействия на развитие белорусской экономики представляет распределение прямых иностранных инвестиций по их видам. Вот приведена структура прямых инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики Республики Беларусь в процентном соотношении ( без банков): вклад в уставной фонд – 14,0%; финансовая аренда (лизинг) – 0,3%; кредиты и займы, полученные от иностранных инвесторов – 59,8%; прочие прямы инвестиции и реинвестирование – 25,9%. [13, стр. 9]

В 2007 г.  наибольший удельный вес в составе прямых инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики республики, занимали кредиты, полученные от прямых инвесторов.

Другой формой внешнего финансирования являются портфельные инвестиции, которые представляют собой долгосрочное вложение капитала в промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и иные организации путем покупки акций и других ценных бумаг. Портфельные инвестиции в общем объеме поступавших в Республику Беларусь зарубежных капиталовложений традиционно занимали незначительное место, хотя в абсолютном исчислении их годовой прирост иногда был значительным. Максимальная их доля и абсолютный объем были зафиксированы в 2006 г. (3,2 млн долл. США). В 2007 г. этот показатель снизился и составил 2,2 млн долл. США.

В 2007 г. портфельные инвестиции поступили  в 6 отраслей экономики. Самые значительные суммы таких инвестиций получили промышленные предприятия — 645,9 тыс. долл. США (28,9 % общего поступления портфельных инвестиций), организации материально-технического снабжения и сбыта — 520 тыс. долл. США (23,3 %), сельского хозяйства — 226,5 тыс. долл. США (10,1 %).

Зарубежные портфельные капиталовложения в Беларуси изначально не могли играть той активной роли в формировании инвестиционных ресурсов принимающей  страны, которую они выполняют  в других странах, точно так же

как не были в состоянии сыграть эту роль и белорусские портфельные инвестиции.

Это связано с сохраняющейся  неразвитостью фондового рынка  страны, незначительным количеством  эмитентов, акции которых способны принести инвестору достаточный  доход в виде дивидендов. Остальные  факторы непосредственно вытекают из вышесказанного: неопределенность, «непрозрачность» рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные с ними, — все это не способствует заинтересованности иностранного инвестора вкладывать деньги в ценные бумаги эмитентов Республики Беларусь.

В связи с этим заметный приток внешних портфельных инвестиций может ожидаться лишь при достаточной стабилизации ситуации на фондовом рынке, хотя в любом случае в краткосрочной перспективе он не сможет привести к существенному изменению положения в инвестиционной сфере белорусской экономики.

Немаловажное значение в составе  иностранных инвестиций, поступающих от иностранных инвесторов в реальный сектор экономики Республики Беларусь, имеют прочие инвестиции, состоящие из финансовых ресурсов, предоставляемых на возвратной основе, — кредитов (в первую очередь торговых) и банковских вкладов.

Ниже приведена видовая структура  прочих иностранных инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики в 2007 г. Торговые кредиты – 10,4%; иностранные кредиты и займы – 88,5%; прочее – 1,1. [1, стр. 91]

Валовое поступление прочих иностранных  инвестиций в 2007  году составило 4,1 млрд долл. США (75,7 %). В составе прочих иностранных инвестиций по итогам 2007 г. на иностранные кредиты и займы приходилось 88,5 % всех поступивших прочих инвестиций.

В 2007 г. чистое поступление иностранных  инвестиций (превышение поступления иностранных инвестиций над их изъятием) составило 1,3 млрд долл. США. При этом чистое поступление прямых иностранных инвестиций составило 565,2 млн долл. США, или 44,2 % всего поступления иностранных инвестиций.

По итогам 2007 г. чистое поступление  портфельных инвестиций составило 532,9 тыс. долл. США.

Чистое поступление прочих иностранных  инвестиций составило 712,8 млн долл. США, или 55,8 % всего поступления иностранных инвестиций, При этом в 2007 г. отмечается изъятие по торговым кредитам на 56,8 млн долл. США. Далее приведены данные о чистом поступлении иностранных инвестиций в 2007 г.: прямые инвестиции - 565 137,4 тыс. долл. США; в том числе: вклад в уставный фонд - 170 219,9 тыс. долл. США; кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов - 151 344,0 тыс. долл. США; финансовая аренда (лизинг) - 4000,9 тыс. долл. США; прочие прямые инвестиции и реинвестирование - 239 572,6 тыс. долл. США; портфельные инвестиции - 532,9  тыс. долл. США; прочие инвестиции - 712 831,4 тыс. долл. США; в том числе: торговые кредиты – (–56 815,3) тыс. долл. США; иностранные кредиты и займы - 747 806,8 тыс. долл. США; другие иностранные инвестиции - 21 839,9 тыс. долл. США. Общее значение чистого поступления прочих иностранных инвестиций в Республику Беларусь составило - 1 278 501,7 тыс. долл. США.

По состоянию на 1 января 2008 г. накопленный  иностранный капитал, включая вложения государств — участников СНГ, составил 4,2 млрд долл. США, что на 39,4 % больше, чем на начало 2007 г. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, — 61,5 %. Доля прямых инвестиций составила 38,3 %, портфельных — 0,2 %. [13, стр. 19]

Информация о работе Роль инвестиций в экономическом развитии государства, привлечение инвестиций в экономику