Роль инвестиций в экономическом развитии государства, привлечение инвестиций в экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Исходя из всего вышесказанного, задачи, а, следовательно, и цели данной работы могут быть сформулированы следующим образом:
Определить сущность понятия «инвестиции». Рассмотреть различные классификации, описать каждый вид, формы инвестиционных вложений.
Выявить роль инвестиций в построении инновационной экономики, также степень влияния иностранного капитала на экономику РБ.
Обосновать необходимость привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику. Выявить проблемную специфику Беларуси.
Выявить основные условия, формы, способы привлечения ИИ в национальную экономику. А именно:

Работа содержит 1 файл

методы привлечения иностранных инвестиций.doc

— 449.50 Кб (Скачать)

Немецкий инвестор намерен направить  на создание производства около 15 млн. евро. На эти средства будет построен и оснащен современным оборудованием небольшой завод по выпуску биотоплива вблизи деревни Верховье. На первом этапе работу получат около 20 человек. Предполагается, что новое предприятие выпустит первую продукцию уже в 2010 году.

Инвестор имеет рынок сбыта  экологически чистого топлива и  произведенную в Верховье продукцию намерен реализовывать в странах Евросоюза.

Бельгийская компания Antwerpse Ontwikkelings en Investeringsmaatschappij NV (AOI NV) планирует построить логистический центр в районе Национального аэропорта Минск.

Инвестор намерен вложить в  реализацию этого проекта около 300 млн. долл.. Срок создания белорусского логистического комплекса — 10 лет, на первом этапе планируется вложить 20-50 млн. долл.. Территория логистического центра составит не менее 100 га.

Совместное литовско-белорусское  предприятие «Белвингеслогистик» планирует построить в Воложинском районе современный транспортно-логистический центр, рассчитанный на обслуживание потока грузов из стран СНГ и Европы. Под реализацию проекта выделен земельный участок 10 га. Предполагаемый объем инвестиций — 30 млн. долл..

Латвийская компания VITRUM (крупнейший производитель и поставщик торгового  и технологического оборудования в странах Балтии) в январе 2009 года объявила об открытии в Беларуси своего представительства, заявив о планах открыть представительства во всех областных центрах Беларуси.

Ожидаемый объем инвестиций компании в белорусский рынок — около 8,4 млн. долл. Компания не исключает возможности строительства на территории Беларуси предприятия по производству торгового оборудования.

Модернизация 3 предприятий цементной  отрасли Беларуси ведется с участием китайских денег: 500 млн. долл. и 200 млн. юаней. Проект направлен на увеличение производственных мощностей по выпуску цемента до 10 млн. тонн в 2011 году.[5, стр. 39]

В данный момент в Республике Беларусь существует проблема недоинвестирования экономики. Это связано со спецификой нашей страны, которая выражается в:

-серьёзном износе основных фондов;

-недостаточное внедрение передовых  технологий в экономике;

-слабое развитие малого и  среднего бизнеса;

-низкая обеспеченность природными  ресурсами;[7,стр.125].

           Масштабность  и эффективность использования  привлеченных предпринимательских капиталовложений из-за рубежа напрямую связаны с созданием в стране благоприятного инвестиционного климата, который основывается, прежде всего, на перспективе экономического развития региона, а также на гарантиях защиты и сохранности капитала.

     В Беларуси проводится  работа по созданию привлекательного  инвестиционного климата. В последние годы принят и действует целый ряд кодифицированных законодательных актов: Гражданский, Таможенный, Инвестиционный и Банковский кодексы, законы об экономической несостоятельности и др. С 1 января 2004 г. вступила в силу общая часть Налогового кодекса РБ. Готовится  также целый ряд других законов.

    В настоящее время  Беларусь имеет довольно развитое  законодательство, соответствующее основным критериям рыночной экономики. Законодательство Беларуси и судебная практика хозяйственных судов республики нацелены на обеспечение защиты интересов иностранных инвесторов, а также на улучшение инвестиционного климата в республике в целом. В 2001 году Правительством был учрежден Консультативный совет по иностранным инвестициям, в состав  которого вошли представители иностранных компаний и международных организаций. Основными задачами Совета являются формирование и реализация политики привлечения иностранных инвестиций, а также создание «зеленого коридора» для преодоления конкретных проблем иностранных инвесторов.

    Кроме того, наша республика  заключила с некоторыми государствами  ряд соглашений о содействии  в осуществлении и взаимной  защите инвестиций и об  избежание двойного налогообложения, что создает определенные гарантии для иностранных инвесторов.

     Стремясь заинтересовать  иностранных инвесторов вкладывать  капиталы в белорусскую экономику, законодатель в Инвестиционном кодексе помимо гарантий предусмотрел предоставление им различных льгот [10,стр.132].

   Благодаря выгодному географическому  положению республики, между Западной  Европой и Россией, Беларусь  интересует инвесторов не только  качеством её внутреннего рынка, но и как плацдарм для дальнейшей экономической экспансии на огромный рынок СНГ и России. Потенциально повысил инвестиционную привлекательность и Таможенный союз. Беларусь имеет развитую транспортную инфраструктуру, включающую железнодорожные и автомобильные магистрали, нефте- и газопроводы.

  Создана законодательная основа, регулирующая привлечение иностранного капитала в республику. С 9 октября 2001г. Вступил в силу Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. В случае, если акты законодательства Республики Беларусь, принятые после регистрации предприятия с иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий, то к инвесторам, предприятиям с иностранными инвестициями в течении пяти лет применяется законодательство, действовавшее на день регистрации.  В частности, коммерческие организации с иностранными инвестициями пользуются всеми льготами по налоговым и таможенным платежам, предусмотренными законодательством для юридических лиц РБ.

    Особое значение для  иностранных инвесторов имеют положения статьи №35 закона «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» о гарантиях от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц. Речь идёт о взаимоотношениях иностранных инвесторов с государственными органами и отдельными чиновниками. Так, не допускается вмешательство в хозяйственную и иную деятельность предприятий с иностранными инвестициями со стороны государственных органов и их должностных лиц, за исключением случаев осуществления предусмотренных действующим законодательством обязанностей государственных органов и их должностных лиц по контролю и надзору за деятельностью предприятия.

     В целях привлечения  иностранных инвестиций и оказания  помощи в их осуществлении  в Республике Беларусь действует Агентство по вопросам иностранных инвестиций, которому должны содействовать государственные органы Республики Беларусь. Согласно Декрету Президента Республики Беларусь №13 от 5 августа 1998г. « О правовом режиме иностранных инвестиций государств-участниц Содружества независимых Государств», в целях увеличения поступлений инвестиций в Республику Беларусь установлено, что инвесторы стран СНГ могут принимать участие в создании юридических лиц любой организационно-правовой формы в соответствии с законодательством Республики Беларусь о создании банков, страховых организаций с иностранными инвестициями.

      Коммерческие организации  с иностранными инвестициями  освобождаются от уплаты налога в течение 3 лет с момента объявления ими прибыли, включая первый прибыльный год, доля иностранного инвестора в уставном фонде которых составляет более 30% прибыли, полученной от реализации продукции собственного производства, кроме торгово-закупочной деятельности. В случае, если коммерческие организации с иностранными инвестициями производят особо важную для республики продукцию, включённую в перечень, в отношении такой организации действует ещё на срок до 3 лет ставки налога на прибыль, уменьшенные на 50%.

     Коммерческие организации  с иностранными инвестициями, в  уставном фонде которых более 30% иностранного капитала, вправе без лицензии и дополнительных разрешений экспортировать продукцию собственного производства. Валютная выручка от экспорта продукции собственного производства после уплаты налогов и других обязательных платежей, остаётся в распоряжении этой организации.[22,стр.49]. Беларусь стремится создать благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных  инвесторов  и соответствующий  их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей.

Стабильная экономическая ситуация —   одно из основных условий привлечения иностранного инвестора. Иностранные инвесторы, расширяя  сферу своей деятельности, предпочитают иметь дело со странами со стабильной политической ситуацией и схожими социально-экономическими условиями.[22,стр.46].

    В принципиальном плане  нынешний инвестиционный климат  в Республике Беларусь можно охарактеризовать как приемлемый. А отсутствие масштабных инвестиций часто объясняется наличием внешнеэкономических факторов, которые во многом определяются интересами зарубежных государств. Поэтому Беларуси и другим странам с переходной экономикой предстоит серьёзно поработать в направлении повышения экономического потенциала, исходя из приоритета собственных национальных интересов.[7,стр.125].

 

 

2.2  Политика Беларуси по привлечению иностранных инвестиций на период до 2020г

 

 

 

       Стратегическая  цель инвестиционно политики  по привлечению иностранных вливаний в экономику нашей страны состоит  в привлечении инвестиций и направлении их на реализацию приоритетов социально-экономического развития.

       На первом этапе  (2006-2010 гг.) инвестиционная политика  будет осуществляться на основе Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. и в соответствии с государственными инвестиционными программами; проектами привлечения иностранных инвестиций для развития малого и  среднего бизнеса, а также с учётом программ, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

       Для выполнения  предусмотренных программными документами  объёмов инвестиций осуществить реализацию следующих мероприятий: 

-обеспечить реальные и действенные  гарантии целевого использования  средств, полученных от продажи государственного имущества частным инвесторам и направления их, прежде всего, на финансирование проектов, основанных на высоких технологиях;

-разработать концепцию финансово-промышленных  групп, включающих предприятия,  банки, торговые дома и торгово-сбытовую инфраструктуру, сеть финансовых посредников (страховые, пенсионные фонды) и обеспечить формирование надлежащих институционально-правовых условий организации финансовых холдингов в Республике Беларусь;

-обеспечить государственную поддержку приоритетных инвестиционных проектов;

-разработать необходимый пакет  мер по учреждению в республике  венчурных фондов;

-создать необходимые условия  по мере роста доходов населения  и укрепления финансов предприятий для формирования долгосрочных целевых накоплений в инвестиционных, жилищно-строительных, страховых, пенсионных фондах.

     С целью обеспечения  правового регулирования инвестиционной  деятельности требуется совершенствование законодательства: о налогообложении субъектов малого предпринимательства; о финансовых холдингах; об инвестиционных банках; о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Кроме того, для создания благоприятного инвестиционного климата необходимо продолжить совершенствование Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Кодекса о земле.

      Первоочередными  задачами структурной политики  государства на первом этапе  должны стать:

-создание равных и предсказуемых  условий экономической деятельности;

-повышение инновационной активности и стимулирование опережающего развития высокотехнологичных секторов экономики;

-прекращение прямого и косвенного  субсидирования убыточных предприятий;

-стимулирование процессов реструктуризации  и реформирования предприятий, повышение их эффективности;

        Структурная  политика на втором этапе (2011-2020 гг.) предполагает стимулирование  расширения спроса на инвестиционные  ресурсы предприятий для реализации  проектов с вовлечением в инвестиционный  процесс отечественных производителей машин, оборудования.

       Важнейшим инструментом  структурной политики является  реализация государственных целевых программ. Финансирование их должно осуществляться на основе новых подходов с преимущественным использованием внебюджетных средств.

         Государственная инвестиционная деятельность в этот период должна направляться на финансирование развития инфраструктуры: дорог, аэропортов, современной системы телекоммуникаций, что послужит дополнительным стимулом для привлечения частных капиталов.

     Инвестиционная активность государства должна развиваться с учетом того, что в предыдущие годы достаточно ощутимыми были инвестиции в социальную сферу (массовое жилищное строительство, образование, спортивные сооружения и др.). Образованное население обладает большей способностью адаптироваться к меняющимся условиям хозяйствования, проявляет большую инициативу и активность в создании спроса на инвестиции.

       Предусматривается  дальнейшее укрепление и развитие  институциональных основ, поиск новых форм и способов привлечения инвестиций, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической и инвестиционной деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы. В этих целях приоритетными должны стать меры по:

Информация о работе Роль инвестиций в экономическом развитии государства, привлечение инвестиций в экономику