Сущность и содержание инновационной и инвестиционной политики на федеральном и региональном уровне. Комплекс мер по стимулированию инвес

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Инновационная и инвестиционная политика………………………………..4
1.1. Сущность и содержание инновационной и инвестиционной политики на федеральном уровне …………………………………………………………………...4
1.2. Сущность и содержание инновационной и инвестиционной политики на региональном уровне …………………………………………………………………….7
2 Инвестиционная и инновационная активность предприятий ……………..12
2.1. Комплекс мер по стимулированию инновационной активности предприятий …………………………………………………………………………………………..12
2.2 Комплекс мер по стимулированию инвестиционной активности предприятий ……………………………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы и источников…………………………….……….23

Работа содержит 1 файл

мое ЭОИ.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

     Предполагается  использовать следующие принципы выбора научных приоритетов:

     выбор основывается на независимых исследованиях и одобряется научным сообществом;

     количество  научных приоритетов жестко ограничено (все остальные исследования финансируется в рамках поддержки сохранения и развития "среды").

     Инструментами реализации приоритетов могут являться:

     развитие  системы целевого финансирования научных приоритетов через специальные структуры (фонды);

     стимулирование  участия в работах на прорывных  направлениях корпоративной науки и научно-технических подразделений крупных промышленных предприятий и объединений.

     - Роль государственных и негосударственных институтов в развитии системы генерации знаний

     В современной ситуации государство  должно обеспечивать совместную работу двух составляющих нашего общества - науки и бизнеса. Такая работа может быть организована путем создания совместных конкурсных комиссий по поиску и отбору приоритетных направлений технологического развития, создания совместных специализированных фондов с долевым участием государства и бизнеса и т.д.

     Роль  лидера в решении большинства  перечисленных задач, несомненно, принадлежит Российской академии наук, которая может и должна взять на себя ответственность за сохранение, развитие и использование уникального наследия: многопрофильных институтов, имеющих как исследовательский, так и образовательный потенциал и являющихся интеллектуальными донорами по отношению ко всему миру.

     Эти же задачи должны решать и другие организации  государственного сектора науки - ведущие университеты страны и, в какой-то мере, государственные научные центры.

     Необходимо подчеркнуть, что именно научное сообщество, и в первую очередь Российская академия наук, должно при поддержке государства взять на себя ответственность за выбор очень небольшого количества основных "прорывных" направлений, на которых будут сконцентрированы материальные ресурсы, выделенные на развитие научных приоритетов.

     Осуществление перечисленных мер позволит реализовать  стратегические конкурентные преимущества страны, связанные с ее интеллектуальным потенциалом, сохраняя и развивая мощную базу генерации знаний, сосредоточив ограниченные ресурсы на тех научных направлениях, где Россия имеет мировой приоритет. Это обеспечит сохранение конкурентоспособности страны в научной сфере в краткосрочной и среднесрочной перспективе, создаст основу для дальнейшей интеллектуальной экспансии на долгосрочную перспективу.

     Следует отметить, что сегодня мы сохраняем  передовые позиции как в ряде конкретных научных направлений, так  и в общем системном подходе  к образованию и к организации  фундаментальных исследований. Однако развитие передовой науки без использования ее достижений в экономике столь же неэффективно, сколь и построение национальной экономики исключительно на основе научных достижений других стран. Реализация конкурентных преимуществ в научной сфере для развития национальной экономики требует формирования адекватной системы создания и коммерциализации технологий. 

     Создание  и коммерциализация технологий 

     Этот  этап развития инновационной деятельности включает в себя два основных направления:

     выбор приоритетов инновационного развития и стимулирование концентрации ресурсов различных экономических субъектов на выбранных направлениях;

     развитие  инновационной инфраструктуры.

     - Выбор приоритетов инновационного развития и концентрация ресурсов

     Основными принципами реализации этого направления являются:

     масштабный  мультипликативный экономический  эффект в ходе реализация приоритетов  инновационного развития с участием промышленных компаний;

     ограниченное  количество приоритетов инновационного развития получающих государственную  поддержку;

     формирование  приоритетов инновационного развития на основе анализа тенденций развития научно-технической сферы и соответствующих рынков наукоемкой продукции.

     Инструментами реализации этого направления являются:

     организация совместной работы власти, бизнеса и научного сообщества по поиску и созданию новых и сохранению имеющихся рынков наукоемких товаров и услуг. Такая работа может быть организована путем создания совместных конкурсных комиссий по поиску и отбору приоритетных направлений технологического развития, создания совместных специализированных фондов с долевым участием государства и бизнеса. При этом принципиально то, что количество приоритетов инновационного развития технологий для наукоемкой промышленности должно быть ограничено в связи с ограниченным объемом доступных ресурсов, а их формирование должно осуществляться на основе совместного анализа и прогноза развития научно - технологической сферы и соответствующих рынков. Подобная организация работ по реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, показала перспективность предложенного подхода;

     совершенствование работы и расширение масштабов деятельности государственных институтов через реализацию федеральных целевых программ. Опыт реализации Федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки техники" на 2002-2006 годы (далее -ФЦНТП) показал, что требуются серьезные изменения как в подходах к формированию структуры программных мероприятий ФЦНТП, так и к уточнению некоторых целевых установок государственной поддержки проектов. В первую очередь это связано с завышенным количеством реализуемых в рамках ФЦНТП проектов (более шестисот). Исследования и разработки зачастую не коррелируются с задачами последующей коммерциализации результатов проведенных работ.

     В связи с этим в ближайшее время  потребуется решить задачи:

     организации финансирования приоритетов инновационного развития государственными и внебюджетными фондами на всех этапах инновационного цикла;

     создания условий заинтересованности в совместных работах над приоритетами инновационного развития у субъектов Российской Федерации и определения механизмов привлечения для реализации наукоемких проектов, в первую очередь имеющих межотраслевое и межрегиональное значение, средств из бюджетов этих субъектов.

     - Развитие инновационной инфраструктуры

     Основными принципами развития инновационной  инфраструктуры являются: адекватность возможностям и требованиям национальной экономики; максимальная адаптивность, транспарентность и конкурентоспособность в международной экономике.

     В настоящее время используется широкий  круг инструментов развития инновационной инфраструктуры. Предполагается дальнейшее их совершенствование и использование новых инструментов, адекватных современным условиям.

     К их числу относятся:

     создание  организационных элементов инновационной  инфраструктуры: центров трансфера технологий с участием государственных научных центров Российской Федерации, высших учебных заведений, академических и отраслевых институтов (при поддержке Минпромнауки России созданы пилотные центры трансфера технологий в шести федеральных округах), технико-внедренческих зон, системы фондов начального финансирования инновационных проектов. В этих целях целесообразно использовать уже отработанный на практике механизм осуществления поддержки малых инновационных предприятий через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (реализация программы "Старт"). Особенностью дальнейшей работы по созданию центров трансфера технологий должна стать отработка механизмов партнерства государства и бизнеса, позволяющих обеспечить передачу в предпринимательскую среду результатов научно-технической деятельности, созданных с участием средств федерального бюджета, для введения их в хозяйственный оборот путем создания и развития высокотехнологичных инновационных предприятий;

     разработка  системы стимулов и мотиваций  для участников инновационного процесса, ориентированных на создание высокотехнологичной  продукции. Это потребует совершенствования системы налогообложения в отношении авторов и разработчиков технологий, таможенного и тарифного регулирования в отношении предприятий, которые создают и используют научно-технические результаты в своем хозяйственном обороте, расширения практики предоставления грантов на стадии, предшествующей коммерциализации результатов научно-технической деятельности, стимулирования развития институтов кредитования и структур страхования инновационных рисков;

     совершенствование системы подготовки кадров инновационного менеджмента;

     реализация  системы мер по формированию инновационной  культуры и инновационного сознания населения, включая: пропаганду в средствах массовой инновационной деятельности; организацию на государственных теле - и радиоканалах специальных программ и циклов передач по инновационной тематике; повышение значимости государственных наград и премий за достижения в инновационной деятельности; разработку и реализацию программ вовлечения молодежи в инновационную деятельность.

     Новые инструменты стимулирования инновационной деятельности и дальнейшее их совершенствование позволят завершить строительство национальной инновационной системы, создадут "критическую массу", необходимую для обеспечения структурного перехода российской экономики в направлении наукоемких высокотехнологичных секторов рынка. 
 
 

     Модернизация  промышленности на основе инноваций

     Основными принципами модернизации промышленности, ориентированной на инновационное  развитие, являются следующие:

     государство, бизнес и наука совместно формируют  и реализуют крупные проекты, участвуя в них доступными им ресурсами;

     поддерживаются  процессы интеграции российских компаний в мировой рынок через создание транснациональных корпораций или участие в них;

     стимулируется развитие и укрупнение малых и  средних высокотехнологичных компаний, формирование новых крупных промышленных собственников из числа успешных менеджеров и предпринимателей.

     Необходимо  отметить, что модернизация промышленности не подразумевает обязательного  создания каких-то новых отраслей. В  настоящее время российская экономика вряд ли еще может себе это позволить. Целесообразно сконцентрировать усилия в тех областях, где новые технологии, внедрение научных результатов могут сыграть роль мощного катализатора. Это либо области, связанные с нашими естественными конкурентными преимуществами (нефть, газ, лес, обширная территория), либо области в которые уже произведены огромные инвестиции (космос, атомная энергетика, ряд других).

     В модернизации промышленности важнейшую  роль играет и взаимный трансфер технологий. Необходимо стимулировать импорт передовых, перспективных разработок, соответствующего оборудования. При этом продажа или передача в Россию зарубежных технологий, хотя и востребованных сегодня, но бесперспективных в средне - и долгосрочной перспективе, могут не только завести отечественную промышленность в технологический тупик, но и нанести серьезный экономический ущерб (пример - серия ЭВМ ЕС, когда слепое копирование технологий IBM сорвало реализацию проекта по разработке суперкомпьютера, развитие персональных компьютеров).

     Предполагается  использование следующих основных групп инструментов стимулирования модернизации:

     Стимулирование  рынка сбыта конкурентоспособной  продукции и услуг:

     разработка  механизмов, направленных на закупку  преимущественно отечественной наукоемкой продукции для государственных нужд на конкурсной и равноправной основе;

     создание  системы долгосрочных заказов на поставку высокотехнологичной продукции  для государственных нужд и естественным монополиям;

     использование межправительственных комиссий, аппаратов торговых представительств и посольств для оценки мировых рынков и политической поддержки продвижения на них российских компаний;

     содействие  продвижению инновационных товаров  и услуг на внешние рынки путем  совершенствования налоговой и таможенной политики, включая установление упрощенного порядка таможенного оформления и таможенного контроля экспорта научно-технической продукции;

     обеспечение добросовестной конкуренции и защиты отечественной наукоемкой промышленности от нечестных приемов в торговле, применяемых российскими и зарубежными фирмами.

     Стимулирование  инвестиций в модернизацию промышленности на основе инноваций:

     расширение  практики и совершенствование механизмов долевого финансирования крупных инновационных проектов со стороны государства и частного бизнеса;

     ограничение использования подконтрольных государству  финансовых институтов для финансирования сырьевого сектора и стимулирование финансирования модернизации обрабатывающей промышленности, облегчение доступа к финансовым ресурсам малым и средним высокотехнологичным компаниям.

     Стимулирование  предприятий к восприятию инноваций;

Информация о работе Сущность и содержание инновационной и инвестиционной политики на федеральном и региональном уровне. Комплекс мер по стимулированию инвес