Сущность и содержание инновационной и инвестиционной политики на федеральном и региональном уровне. Комплекс мер по стимулированию инвес

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Инновационная и инвестиционная политика………………………………..4
1.1. Сущность и содержание инновационной и инвестиционной политики на федеральном уровне …………………………………………………………………...4
1.2. Сущность и содержание инновационной и инвестиционной политики на региональном уровне …………………………………………………………………….7
2 Инвестиционная и инновационная активность предприятий ……………..12
2.1. Комплекс мер по стимулированию инновационной активности предприятий …………………………………………………………………………………………..12
2.2 Комплекс мер по стимулированию инвестиционной активности предприятий ……………………………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы и источников…………………………….……….23

Работа содержит 1 файл

мое ЭОИ.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

     установление  опережающих стандартов научно-технической  продукции и введения мер стимулирования приобретения отечественной промышленностью современных овеществленных и не овеществленных технологий, созданных российскими разработчиками;

     формирование  прогноза развития перспективных "технологических  коридоров".

     Стимулирование  процессов реформирования промышленности:

     создание  системы критериев экономической эффективности государственных научно-технических организаций и промышленных предприятий с целью реформирования неэффективных государственных организаций и предприятий, в том числе - путем передачи на основе конкурсов государственной собственности (недвижимости, оборудования и прав на объекты интеллектуальной собственности) в организации любых форм собственности, способных обеспечить рост производства продукции высоких переделов, а также развитие малого инновационного предпринимательства;

     содействие созданию и укреплению корпоративных (вертикально и горизонтально интегрированных) структур в научно-технической и производственно-технологической сферах, в том числе их научных и образовательных организаций.

     Осуществление системы мер по модернизации промышленности на основе инноваций позволит получить положительный эффект использования конкурентных преимуществ страны, связанных с наличием сырьевых ресурсов и интеллектуального потенциала.

     Снижение  энерго - и материалоемкости производства будет способствовать реализации конкурентного преимущества близости к топливно-сырьевым ресурсам. Технологическая модернизация стимулирует и организационное совершенствование предприятий, ведет к повышению производительности труда, реализуя преимущество наличия квалифицированных кадров и относительно низкой их стоимости.

     Концентрация  ресурсов для инноваций на приоритетных направлениях развития позволит реализовать преимущество передовых научно-технических заделов и ранее сделанных масштабных инвестиций.

     Таким образом, инновационная модернизация промышленности позволит создать базу для надежного обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг, производимых российскими предприятиями на ограниченных секторах рынка на краткосрочную и среднесрочную перспективу и для целенаправленного расширения этих секторов в дальнейшем.

     Минэкономразвития России внесло на рассмотрение президиума Правительства Российской Федерации свои предложения по вопросу о стимулировании инновационной активности предприятий, осуществляющих научные исследования и разработки, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, технологическое проектирование и приобретение новых технологий. Доклад по этому вопросу подготовлила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.

     Как сообщается в материалах министерства, несмотря на растущий объем бюджетного финансирования на проведение исследований и разработок, это не привело к должному росту инновационной активности самих предприятий. За период с 2005 по 2007 годы доля средств отечественного предпринимательского сектора во внутренних затратах на исследования и разработки уменьшилась с 30,0% до 29,4%, при увеличении государственных средств с 61,9% до 62,6%, соответственно.

     Эти негативные тенденции усиливаются  в условиях экономического кризиса, начиная со второй половины 2008 года. Предприятия, столкнувшись с необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь, экономят на развитии, откладывая на неопределенное будущее инновационные проекты, расходы на НИОКР и перевооружение.

     В Минэкономразвития считают необходимым принятие мер, направленных на исправление такой ситуации.

     Для этих целей подготовлен проект плана  мероприятий по стимулированию инновационной активности предприятий, осуществляемых в рамках реализации в 2009-2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

     План  содержит комплекс мер по поддержке  приоритетных направлений технологического развития, совершенствованию институциональных условий инновационной деятельности и повышению эффективности созданной инфраструктуры, формированию долгосрочных стимулов к инновационной деятельности, в том числе в государственном секторе, а также по корректировке принимаемых Правительством Российской Федерации антикризисных мер в части учета требований инновационного развития.

     Мероприятия плана структурированы по следующим  разделам:

     1)      Поддержка приоритетных направлений  технологического развития.

     2)      Поддержка инновационной деятельности  существующих предприятий.

     3)      Улучшение институциональных условий, поддержка создания инновационного бизнеса и повышение эффективности инновационной инфраструктуры.

     4)      Создание стимулов к инновационной  деятельности в государственном  секторе.

     Основные  инструменты реализации плана:

     ·        определение государственных приоритетов в сфере инновационной политики, понятных бизнесу и обществу, включая формирование крупных государственных технологических инициатив в приоритетных направлениях технологического развития, связанных с долгосрочными социально-экономическими целями развития страны;

     ·        государственные закупки и государственные  программы как инструмент создания спроса на инновационную продукцию  и технологии;

     ·        бюджетные субсидии (гранты) как  инструмент стимулирования модернизации и повышения эффективности инновационной деятельности предприятий;

     ·        налоговые льготы, сфокусированные  на поддержке четко выделенных типов инновационного поведения и обеспечивающие возможность эффективного и малозатратного для государства и бизнеса их администрирования при минимизации выпадающих доходов бюджета;

     ·        государственно-частное партнерство  в сфере инновационного и технологического развития (софинансирование государством проектов бизнеса, направленных на создание новых технологий и продуктов, на стимулирование высокотехнологичного экспорта, повышение эффективности деятельности созданных институтов развития и инновационной инфраструктуры);

     ·        установление обязательных требований (административных, технических, природоохранных, требований к энергоэффективности и т.д.), стимулирующих предприятия к инновационной деятельности. 

     2.2 Комплекс мер по стимулированию  инвестиционной активности предприятий. 

       Можно предложить следующие схемы, направленные на совершенствование механизмов перераспределения капиталов в отрасли, ориентированные на внутренний рынок и обладающие наибольшим потенциалом роста добавленной стоимости. Часть этих мер имеет рыночный характер и непосредственно относится к кредитно-денежной политике, другая часть направлена на более активное встраивание предприятий в инфраструктуру финансовых рынков.

     К мерам рыночного характера относятся:

     · Перенесение приоритетов кредитно-денежной политики с поддержания стабильного валютного курса (на практике означающее его укрепление в реальном выражении) на достижение приемлемых для основной массы предприятий (в пределах 8-10% годовых) процентных ставок по инвестиционным кредитам. Для этого требуется достижение низкого уровня реально действующих безрисковых процентных ставок (доходность гособлигаций, ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБР), а также комплекс мер по снижению инвестиционных рисков (макроэкономическая и политическая стабильность, своевременное обслуживание внешнего долга, создание стабилизационных механизмов для снижения зависимости от мировых цен на сырьевые товары российского экспорта, повышение правовой защиты инвесторов). Однако уровень безрисковой процентной ставки будет ограничен снизу уровнем ожидаемой инфляции, и в ближайшие годы вряд ли может быть существенно снижен.

     · Изменение характера увеличения денежного предложения. Увеличение денежного предложения должно осуществляться не путем расширения эмиссии денежной базы (в зависимости от изменения платежного баланса), как это происходило в 1999-2001 гг., а за счет повышения денежного мультипликатора, т.е. показателя качества кредитной системы. В 2001 г. мультипликатор увеличился с 1,59 до 1,68, однако это все еще очень низкий уровень. Резервы для дальнейшего повышения мультипликатора существуют. Это, во-первых, снижение нормы избыточных резервов, а во-вторых, снижение соотношения наличные деньги/депозиты>.

     Меры, относящиеся к стимулированию инвестиционной активности путем встраивания предприятий  в инфраструктуру финансовых рынков:

     · Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам и купонных выплат по облигациям. Поскольку снижение рыночных процентных ставок до уровня, достаточного для повышения спроса промышленных предприятий на кредитные ресурсы, в ближайшие несколько лет труднодостижимо (из-за высокого уровня инфляции и высоких инвестиционных рисков), то на этот переходный период можно разработать систему субсидирования (органами федеральной/региональной власти) стратегически перспективным предприятиям части процентных выплат по банковским кредитам/облигационным займам, привлеченным для финансирования отдельных высокоэффективных инвестиционных проектов.

     Для данной схемы (субсидирования процентных выплат по кредиту) в настоящее время перспективными представляются инвестиции в динамично растущие отрасли, требующие относительно небольших капитальных затрат и с небольшими сроками окупаемости проектов (малый бизнес, строительство жилья, пищевая промышленность, hi-tech - производство микроэлектроники, биотехнологии). В то же время внешнее финансирование инвестиционных расходов для таких предприятий затруднено - банковские кредиты дороги и недоступны на срок более 1-2 лет, выпуск облигаций требует больших затрат в связи с отсутствием кредитной истории.

     · Для инвестиционных проектов, требующих крупных инвестиций на длительный срок, можно использовать иные схемы рефинансирования.

     В частности, на базе ЦБР может быть создано специализированное агентство  по рефинансированию инвестиционных кредитов коммерческих банков предприятиям (федеральное кредитное агентство). Привязка к ЦБР представляется логичной, поскольку именно в функции Банка России входит рефинансирование коммерческих банков.

     Коммерческий  банк, предоставляя долгосрочный кредит предприятию на инвестиционные цели, имеет право обратиться в данное агентство для получения рефинансирования путем выкупа кредита. Условия выкупа должны быть четко сформулированы и одинаковы для всех банков, они могут учитывать отраслевые приоритеты, требования к финансовому состоянию заемщика, кредитной истории и качеству обеспечения, критерии эффективности и приемлемый уровень риска проекта. Затем агентство эмитирует ценные бумаги (инвестиционные облигации), обеспеченные пулами однородных инвестиционных кредитов, подбираемых по срокам, доходности, рискам. Сумма основного долга и проценты по этим обязательствам выплачиваются конечным инвесторам за счет сумм, поступающих в погашение инвестиционных кредитов, объединенных в пул.

     Возможны  несколько вариантов государственной  поддержки деятельности агентства: гарантии Правительства РФ (администраций  субъектов РФ) по облигациям агентства; субсидирование деятельности агентства, в частности, низких процентных ставок; установление обязательной доли данных облигаций в инвестиционных портфелях пенсионных фондов (в том числе ПФР) и в резервах страховых компаний; налоговые льготы по данным облигациям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Под инновацией понимается конечный результат  творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Под инвестициями понимаются вложения в основной капитал (основные средства производства), в запасы, а также в другие экономические объекты и процессы, требующие отвлечения материальных и денежных средств на продолжительное время.

     Инвестирование  инновационной деятельности является частью общего инвестиционного процесса. В рыночных условиях инновационный процесс должен обеспечиваться несколькими источниками финансирования.

     Государственное регулирование экономических и инновационных процессов является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы. Необходимо создать новый механизм координации деятельности всех участников инновационного процесса как по горизонтали, так и по вертикали посредством рыночных рычагов. Необходимо наращивать финансовые ресурсы, понижать кредитные ставки банков, уменьшать экономический риск инновационной деятельности, вовлекать промышленные предприятия в инновационный процесс и привлекать финансовые ресурсы из негосударственного сектора.

     В условиях кризиса экономики финансироваться  из бюджета должны только жизненно важные инновационные проекты, воздействующие на уровень развития экономики в  целом. В целях совершенствования  государственного финансирования инновационных процессов в бюджете целесообразно выделить в качестве направления финансирования – инновации по приоритетным стратегическим направлениям создания высокоэффективных технологий, машин и оборудования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сущность и содержание инновационной и инвестиционной политики на федеральном и региональном уровне. Комплекс мер по стимулированию инвес