Формирование и описание роли креолизованных текстов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:12, дипломная работа

Описание работы

Целью работы было поставлено изучение креолизованных текстов, как фактора оформления облика и структуры регионального выпуска печатного издания «Комсомольская правда – Урал».
В соответствии с целью в работе были определены следующие задачи исследования:
1. изучить теоретико-методологические основы типологии региональных газет, особенности их содержания и оформления;
2. определить понятие и специфику размещения креолизованных текстов в содержании региональных печатных изданий;
3. определить особенности использования креолизованных текстов в оформлении облика и структуры газеты «Комсомольская правда – Урал»
4. сравнить и сопоставить особенности использования креолизованных текстов в оформлении облика выпуска газеты «Комсомольская правда – Урал» и федерального выпуска «Комсомольской правды».

Работа содержит 1 файл

Диплом (1).doc

— 446.00 Кб (Скачать)

Как было отмечено Я.Н. Засурским, сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является  негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями18.

Периодические печатные издания  на современном этапе своего развития являются важнейшим инструментом управления общественным мнением и представлениями, а так же формированием позитивного общественного мнения. Главным аспектом в данном процессе, прежде всего, является процесс управления информацией, направленный на достижение определенной цели.  При формировании отношения к событию уважаемое периодическое печатное издание имеет огромные возможности, преподнося его в таком ракурсе, в котором выгодно. В связи с этим практически однозначное событие может быть истолковано в различном ключе.

Современные периодические  печатные издания достаточно разнообразны и имеют различную направленность в своем содержании. Они являются по-прежнему актуальными средствами воздействия, однако, не столь влиятельными, как это было еще, например, тридцать лет назад.

В контексте изучения влияния  СМИ на общественное мнение также необходимо отметить, что долгое время СМИ являлись очень действенным аспектом влияния на массовое сознание. Однако в последние десятилетия отмечается падение популярности СМИ и их влияния, особенно на молодежь. Молодежь становится более критичной вследствие перенасыщения медиарынка информацией противоречивого толка. Очень тяжело ориентироваться на СМИ, когда они представлены неисчислимыми возможностями и тиражами, а телевидение, в частности, – сотнями каналов, каждый из которых проповедует свою концепцию.

Влияние современных  СМИ происходит по средствам их специализации  по интересам. Каждый представитель общества каким либо образом включен в сеть СМИ и, соответственно, подвергается их влиянию. Чтение газет или журналов, просмотр телепередач, сайтов Интернет – каждый из типов СМИ представлен разнообразными сведениями разнообразной тематики. Каждый человек имеет возможность найти для себя что-то подходящее по интересующей его тематике.

Региональная  пресса, по оценкам специалистов, имеет  не меньшее значение, чем крупные федеральные СМИ. «Местную прессу, а это, как правило, одна единственная газета, приходится читать волей или неволей — больше неоткуда узнать о том, что делается в региональной или поселенческой администрациях, что новенького вообще в станице, кто умер, кто, наоборот, женился. Так что, хочешь-не хочешь, выписывай или покупай в киоске» – отмечает Н. Ефименко19.

Региональная  пресса является той сферой массовой информации, которая представляет ситуацию на уровне определенного географического пространства со всеми его проблемами и особенностями. Однако при всем этом исследователи отмечают не только ее значимость, но и по большей части ограниченность, некомпетентность.

Л.Н. Кислая в  своем диссертационном исследовании отмечает, что на современном этапе своего развития региональная пресса совершенно неконкурентоспособна, благодаря специфике редакционной политики, которая ведется по старинке, на уровне времен СССР, когда высокий удой мог стать новостью дня на фоне отсутствия каких-либо других событий и в условиях постоянных трудовых будней действительно был актуален, в отличие от современного времени20.

Весьма распространенной тематикой современных региональных газет становится восхваление собственной  деятельности, а так же деятельности местных властей, порой даже явно преувеличивая их заслуги.

Фактически  недостатки содержания становятся одной  из базовых проблем, которые рассматриваются  на современном этапе в контексте  изучения развития региональных СМИ. Как  отмечает в данном направлении Н. Ефименко: «Иной раз коробит от уровня материалов, от подбора тем, от наивной и в то же время циничной, по степени неуважения к читателю, саморекламы, когда на первой полосе публикуется письмо благодарной, обуреваемой рвущимися на страницы газеты чувствами читательницы, которая, оказывается, просматривает каждый номер любимой газеты «от корки до корки»21.

Ряд современных  исследователей задается вопросом о  том, насколько ценными являются опубликованные материалы и насколько они соответствуют истинной картине происходящего. Сомнения вызывает целый ряд факторов, которые всплывают в процессе изучения местных изданий.  Согласно мнению Л. Княжевой, региональная газета, в первую очередь, должна работать на местное общество. Однако фактически же она работает против него, по своему содержанию совершенно не соответствуя духу времени. А порой и нарушая действующее законодательство в стране22.

Некоторая политизированность изданий долгое время являлась признаком  отечественных газет вне зависимости  от того, была ли их тематика связана с необходимостью освещения политики в принципе. Газета являлась тем доступным средством, которое имело возможность донести сведения до самых отдаленных уголков страны и, в соответствие с этим, газета воспринималась, как средство получения точной и проверенной информации. Подобная позиция во многом действует и на современном этапе, особенно среди старшего поколения, которое остается основным читателем печатной прессы. Однако молодежь уже не воспринимает печатные издания, как значимые. И тем более, по их мнению, газеты уже не отвечают требованиям более современных источников информации, таких как телевидение и Интернет. Если молодые люди и находят газеты интересными, то зачастую только благодаря их развлекательному формату.

Подобные несоответствия весьма ярко описывает в своей статье Н. Ефименко, рассмотревший деятельность региональной прессы на примере Краснодарского края: «В прошлом году краснодарская газета «Вольная Кубань» опубликовала подборку материалов под общим названием «Власть и пресса». В первой корреспонденции, названной «И нести тяжело, и бросить жалко», речь идет об особенностях редакционной работы в современных условиях. Автор – редактор одной из региональных газет Краснодарского края, судя по тексту, работает на своем месте уже тридцать лет. Тридцать лет – долгий срок, и это значит, что автор трудился на газетном поприще еще в советские времена, а это, в свою очередь, означает, что был он членом бюро местного райкома КПСС, а значит, человеком в высшей степени почитаемым и, прямо скажем, привилегированным. Однако и сейчас, если судить по публикации, начальство не оставляет редактора и его подопечных без внимания, поскольку «глава бывает в коллективе, знает всех журналистов, отвечает на письма, подсказывает темы»23.

Взаимоотношения местной прессы с местными властями является тематикой региональной газеты в самых различных направлениях. В данном же направлении и работают многочисленные жалобы журналистов на слабую поддержку местных изданий со стороны администрации, которая, по сути, на современном этапе такой задачи уже не имеет и не ставит. Впрочем, региональная пресса по-прежнему несет в себе такую важную составляющую, как освещение деятельности местных властей.

Ю. Пуля, помимо таких проблем, как потеря читателя для газеты также отмечает и такой значительный аспект, как квалификация специалистов, работающих в региональных издательствах и их позиция по отношению поиска, добычи и презентации материала. Этический аспект, с его точки зрения, является одним из значимых для рассмотрения при изучении региональных газет. Журналист делает все для того, чтобы добыть сенсацию и сделать свою статью читаемой. Порой он не обращает внимания на то, какие последствия несет его деятельность и какие проблемы могут появиться у человека при публикации искаженной в угоду читателю информации. Подобная тактика активно используется в столичных газетах и уже достаточно часто встречается региональных24

Подобная ситуация является еще одним фактором потери доверия к СМИ и восприятия журналиста положительно. Современные стереотипы относительно журналистики в целом, сейчас уже во многом относятся и к журналистике региональной. Это способствует возникновению дополнительного кризиса в печатных СМИ. Потеря доверия читателя, негативное отношение к работникам газеты создают дополнительные проблемы при поиске необходимых материалов, их оценке и повышении уровня значимости самой газеты у местного населения.

При фактическом  отсутствии финансирования и минимальном  объеме заработка региональные газеты ориентируются на количество, а не на качество материала. Часть из них даже предоставляет возможность каждому желающему выступить в качестве журналиста, предоставив свой материал. С. Расов отмечает по этому поводу явную обеспокоенность региональных властей, которые осознают фактическую бессодержательность и даже сомнительность материалов местных СМИ при одновременном сохранении ее влияния на общественное мнение местного населения, состоящего преимущественно из представителей старшего поколения, которые привыкли верить СМИ безоговорочно еще со времен СССР25.

Региональная  газета  имеет значительный вес  и влияние на местное население  в свете не только привычки, но и  отсутствия альтернативы подачи региональных новостей, как таковых. О том, что происходит непосредственно рядом при отсутствии СМИ можно узнать только за счет слухов которые, как известно, имеют свойство искажаться и отличаться крайней недостоверностью. Совершенно другое дело газета, особенно если газета функционирует еще с привычных времен СССР, зарекомендовав себя, как надежный источник и поставщик информации, который предоставит сведения в полном и точном составе.

Таким образом, современными исследователями периодической  прессы отмечается состояние упадка значительной части региональных газет. Некоторые из них и вовсе продолжают функционировать исключительно по причине поддержки местной администрации, которая нуждается в наличии собственных региональных ресурсов СМИ за отсутствием иных возможностей передавать гражданам информацию о своей деятельности. Региональная пресса становится все менее информативной в связи с целым рядом причин, обусловливающих и особенности функционирования региональных газет. Однако при всем этом региональные газеты продолжают сохранять значительное влияние на общественное мнение местного населения.

 

 

1.2. Особенности содержания и оформления региональных печатных изданий

Функционирование  региональных СМИ имеет определенные специфические особенности, характеризующие  ее полифункциональное состояние. Региональные газеты выполняют определенные функции, актуальные для своего региона, его экономических и социальных условий. Среди них особо возможно отметить информирующую, ценностно-ориентирующую, организаторскую и другие.

О. Турченко отмечает незаменимость региональной газеты именно исходя из ее функциональных особенностей26. Среднестатистическому жителю региона необходима определенная информация, связанная преимущественно с тем социальным окружением, в котором он находится. О том, что творится за рубежом и в других регионах страны, узнать он может из многочисленных федеральных средств массовой информации, освещающих данные вопросы весьма объемно. С получением же информации относительно региона, в котором он проживает, возникают трудности. В определенной мере этот вопрос решается региональным телевидением и радио, а также ресурсами сети Интернет. Но информация все равно остается неполной и у жителя региона существует определенный информационный голод на почве отсутствия СМИ, дающих необходимую объемную, точную, достоверную информацию.

На современном  этапе старая система функционирования региональных СМИ фактически уже изжила себя и функции агитации и пропаганды стали не актуальны, особенно в свете того, что пресса перестала подчиняться администрации. Однако администрация по-прежнему продолжает пытаться влиять на местные СМИ, что становится одной из проблем развития региональной газеты.

В свое время  советские периодические издания  накопили богатейший опыт реализации диалога с читателем, для чего использовались организационно-массовые работы, в частности создания активов, проведение круглых столов, дискуссий и пр. На современном этапе значительная часть данных методов и подходов сохранилась в видоизмененном состоянии, но, по-прежнему не потеряв актуальности. Региональные газеты, в отличие от крупной федеральной прессы, чаще всего стараются сохранять диалог с читателем, считая это одной из продуктивных форм работы. Некоторые крупные федеральные издания также стараются сохранить взаимодействие с читателем, однако другие издания напротив намеренно отказываются от такого диалога с аудиторией.

Использование традиционных форм общения с читателем  позволяет региональной газете выживать в острой конкурентной борьбе с федеральными и другими региональными СМИ, и при этом не терять своих подписчиков. Эта деятельность требует времени, сил и финансовых расходов. Каждая редакция сама определяет, какие формы и методы массовой работы могут принести ей наибольшую пользу27.

Региональные  газеты используют и новые формы  взаимодействия с читателем. В частности, все большую популярность представляют звонки читателей в редакцию, опросы с целью выявления читательского мнения относительно определенных событий, организации конкурсов среди читателей.

Функционирование  региональных СМИ основано на процессе реализации их функций. Анализ реализации организаторской функции региональных газет, проведенный Е.С. Радионцевой, позволяет выделить несколько основных форм организационно-массовой деятельности и предложить новые аспекты их классификации28.

1. Массовые формы:  газетные конкурсы, викторины, лотереи  на призы газеты, рекламные и подписные кампании, опросы, акции и т.д. Главная цель работы – наладить обратную связь с читателем.

2. Общественная  работа внутри редакционного  коллектива. Это «круглые столы», редакционные советы, расширенные  редколлегии, общественные приемные и т.д. Они дают возможность читателям приобщиться к редакционной работе, предоставляют возможность активным представителям общества проявить свою социальную активность.

Информация о работе Формирование и описание роли креолизованных текстов