Формирование и описание роли креолизованных текстов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:12, дипломная работа

Описание работы

Целью работы было поставлено изучение креолизованных текстов, как фактора оформления облика и структуры регионального выпуска печатного издания «Комсомольская правда – Урал».
В соответствии с целью в работе были определены следующие задачи исследования:
1. изучить теоретико-методологические основы типологии региональных газет, особенности их содержания и оформления;
2. определить понятие и специфику размещения креолизованных текстов в содержании региональных печатных изданий;
3. определить особенности использования креолизованных текстов в оформлении облика и структуры газеты «Комсомольская правда – Урал»
4. сравнить и сопоставить особенности использования креолизованных текстов в оформлении облика выпуска газеты «Комсомольская правда – Урал» и федерального выпуска «Комсомольской правды».

Работа содержит 1 файл

Диплом (1).doc

— 446.00 Кб (Скачать)

Реклама в прессе несет в себе вербальные и невербальные компоненты. Невербальные компоненты являются для рекламы наиболее важными. Если реклама печатная, то в ней не столько важен текст, сколько изображение так, как изображение дает представление о предлагаемом товаре или услуге. Просто текст будет не информативен и не даст возможности полноценного восприятия рекламируемого объекта.

В общем и целом креолизованный текст можно определить, как особый лингвовизуальный феномен, в котором «вербальные» и «иконические высказывания» образуют одно визуальное целое, оказывающее комплексное прагматическое воздействие на адресата. Термин «креолизованный текст» соотносится с термином «рекламный дискурс». При его употреблении акцент делается на существование разных кодов в рекламе. При описании рекламного дискурса следует обратить особое внимание на коммуникативную составляющую, выраженную разными средствами в зависимости от типа рекламы, ее предмета и авторского замысла46.

Эффективность любой рекламы напрямую зависит  как от текста, так и от изображения, используемого в рекламном тексте. На изобразительный компонент рекламного сообщения приходится большая часть  информационной нагрузки при передаче сообщения. Специалисты по рекламе отмечают, что изображение должно привлечь внимание аудитории, дать ей определенное представление о рекламируемом товаре, создать у нее положительное впечатление о нем и, в итоге, повлиять на решение купить этот товар.

Исследования  психологов показывают, что люди воспринимают рекламное сообщение следующим образом:

1) сначала они  смотрят на иллюстрацию; 

2) затем читают  заголовок;

3) и, наконец,  читают текст рекламного сообщения.

Отмечается, что  число людей, читающих заголовки, в  пять раз превышает число людей, читающих основной текст. Если хотя бы одно из перечисленных выше действий по какой-либо причине не выполняется, то эффективность такого сообщения значительно снижается. Основным невербальным компонентом рекламного сообщения является изображение (фото, иллюстрация, картинка), подтверждающее достоверность вербального сообщения. Вместе с заголовком он составляет блок рекламы, в первую очередь привлекающий внимание потребителя. Хорошая цветная фотография делает изображение эмоционально насыщенным, создавая живое впечатление присутствия зрителя в изображаемой ситуации. Фото придает реальность изображению. Рисунки, выполненные в различной технике, тоже имеют свои преимущества, в них возможны преувеличения, эффекты, гротеск, недоступные фотографии (фантастические представления)47.

В частично креолизованных текстах весьма важным является расположение изображения по отношению к тексту. Наиболее оптимальным признается расположение картинки над текстом. В этом случае читатель сначала обращает внимание непосредственно на изображение и формирует у себя определенное представление о том, что будет содержаться в тексте. Расположение картинки внутри текста отвлекает от самого чтения, прерывает на рассматривание картинки и потери основной мысли прочитанного. Весьма оптимальным но малоприменимым является расположение картинки после текста. В том случае читатель оценивает картинку уже по результатам прочитанного текста.

 

Глава 2. Особенности  креолизованных текстов в формировании облика и структуры газеты «Комсомольская правда – Урал»

 

2.1. Региональный выпуск газеты  «Комсомольская правда – Урал»  и его жанрово-тематическое содержание

Практическая  часть дипломной работы посвящена  анализу особенностей использования  креолизованных текстов на страницах  региональных печатных изданий. В качестве объекта исследования выступила газета «Комсомольская правда – Урал».

«Комсомольская  правда – Урал» является ежедневным изданием,  ориентированным преимущественно на социальную тематику, политическую тематику, рассмотрение экономических, социальных и культурных событий, происходящих в мире и России. По своей основополагающей сути газета выполняет функции социальной адвокатуры.

 «Комсомольская  правда – Урал» выполняет данные  функции исходя из того, что  бесплатно осуществляет расследования различных ситуаций. В некоторых случаях дает пояснения и разъяснения к издаваемым и вступаемым в силу законам, формируя у граждан правовую сознательность и компетентность.

Как уже было упомянуто в предыдущем параграфе, основополагающей направленностью тематики региональных газет является тематика социально-ориентированная, связанная с проблемами региона в данном направлении.

На современном  этапе развития социальная проблематика приобретает все большую актуальность и становится практически основой  в региональной журналистике. Отражение социальных проблем в социальной журналистике носит основополагающий характер, определяя ее действенность и основную направленность.

Чаще всего  социальную журналистику понимают довольно узко как совокупность текстов, отражающих проблемы социально незащищенных людей. В рамках узкого подхода социальная журналистика существует, как отдельная система. Но, такое представление не может считаться удовлетворительным. Подобная интерпретация возникла под влиянием кризиса 90-х гг., когда в числе «беззащитных» оказалась большая часть населения. Это обстоятельство сформировало «печальный образ» социальной журналистики.

Широкое понимание  социальной журналистики так же не охватывает ее сущность. В рамках широкого подхода социальной журналистики, как отдельного направления не существует в связи с тем, что, по сути, вся журналистика социальная. В такой трактовке предмет размывается, и при желании им может стать все что угодно – на этом основании можно услышать суждения о том, что никакой особой «социальной журналистики» нет.

Фактически  же и один, и другой подходы искажают представление о предмете социальной журналистики, и это нередко приводит к неглубокому, стихийному формированию социальной  «повестки дня» в  СМИ.

Однако, в реальности потенциал данной области журналистики огромен, что можно наблюдать на примере издания «Комсомольская правда – Урал».

Представленные  в издании статьи включают в себя отдельные сегменты информации о  социальной сфере с их нестабильными  и постоянно меняющимися актуальными проблемами, становлением социальных институтов, экспертиза новых законов и решений, и интересы разных социальных, национальных, возрастных, профессиональных групп, и неисчерпаемая проблематика отдельной человеческой личности; это различные уровни восприятия и обобщения. Факты и ситуации, судьбы и характеры, явления, события, процессы – словом, актуальная, оперативная и конкретная информация о структурном и функциональном состоянии общества и отдельных его групп, поддерживающая баланс интересов, о социальной динамике и характере ее протекания, позволяющая своевременно предотвратить кризисное развитие48.

В своей базовой основе тематика газеты направлена на освещение  проблем социального характера  с целью не только представления  данных о них, но так же и влияния на изменение существующей ситуации. Работа журналиста при написании статьи социального содержания направлена на то, чтобы обратить внимание общественности на существующие проблемы, оказывающие значительное влияние на развитие общества.

По мнению Т.И. Фроловой, полноценная социальная журналистика включает различные аспекты профессиональной журналистской деятельности49:

- отражение в прессе  проблем социальной сферы в  ее связях с другими сферами  общественной жизни;

- анализ любой информации  с позиций общественного большинства и в интересах развития всего общества;

- использование профессиональных  ресурсов и особых методов,  формирующих творческое своеобразие  социальной журналистики;

- вовлечение в информационный  обмен самих граждан, создание  их собственных информационных ресурсов.

Данные аспекты основаны на существующем разделении общества. Традиционно общество разделяют  на четыре основные сферы: политическую, экономическую, социальную, духовную. Каждая из перечисленных сфер имеет  свою определенную специфику. Собственно, социальная сфера определяет предметное своеобразие социальной журналистики. И, прежде всего, ее тематические особенности: освещение проблем труда, занятости, доходов, образования, здравоохранения, социальной защиты, межнациональных отношений и т.д. Фактически же, социальная проблематика более подвижна, изменчива, злободневна: каждое сообщество решает свои собственные проблемы, вытекающие из характера социальных связей в конкретный исторический период.

Социальная  ориентация газеты «Комсомольская правда – Урал» заключается, в первую очередь, в представлении того спектра проблем жизни и быта, с которым читатели сталкиваются каждый день. Еще в период СССР региональные газеты в совершенстве натренировались в данных подходах, описывая и представляя читателю будни трудовых коллективов и ударников труда, события из мест отдыха и особенности районного развития культуры.

Однако в период перестройки  региональные газеты во многом утратили свой потенциал в данном направлении  и потеряли былую гибкость. Функция агитатора и пропагандиста, присущая региональным газетам на протяжении долгих лет ее существования, отмечает Ф. Пугачев, переродилась в зависимость газеты от местной власти. На первый план вышла информационная поддержка властных структур, «пиар» главы муниципального образования, что сказалось не лучшим образом на уровне содержания. С другой стороны, часть газет полностью отошла от политики, переориентировавшись на освещение социальных вопросов50.

Базовую основу социального  содержания газеты составляют новости, представленные различными событиями из жизни жителей региона.  Новости являются значимым аспектом современных СМИ и присутствуют как в печатных, так и аудио- и видео-форматах. Определение «новости» в общепринятом контексте на современном этапе не существует. Энциклопедии и словари по журналистике приводят понятия весьма непохожие одно на другое.

На современном этапе  сложилось несколько основных мнений относительно того, что такое «новости»51:

- Что-то такое,   о   чем прежде не было известно, новые сведения или свежая информация.

- Сообщение о чем-то  новом или о том, что произошло  совсем недавно.

- Человек, факт, событие,  проблема или еще что-то такое,  к чему стоит привлечь внимание. Публикации в средствах массовой  информации о текущих событиях  и проблемах или вообще о чем-то интересном или важном.

- Полосы в газете или  часть одной из них, где публикуются  последние известия - в отличие  от полос с редакционными статьями, комментариями и другими авторскими  материалами, тематическими обзорами  и рубриками.

- Название или часть  названия очень многих газет,  журналов, бюллетеней информационных  агентств или разных ведомств  и учреждений.

В толковом словаре  русского языка Владимира Даля понятие  «новости» объясняется как «качество, свойство всего, что ново», в противоположность «старому, древнему, давнишнему, прежнему, бывшему, прошлому», или как «первое известие о чем-либо». Приводятся такие примеры: «А слышали ли Вы новость? Она охотница до новостей. Какие новости в газетах? Новость многих изобретений сомнительна – старое и забытое нередко берется за новость»52.

В «Комсомольской правде – Урал» новости занимают приоритетные позиции и фактически являются лицом издания. Новостные  материалы в них не являются однородными и подразделяются по уровню «свежести» и актуальности, «календарности».

Наиболее свежие и актуальные новости – это  новости, которые обычно предлагаются на первой полосе. Они связаны с  неожиданными событиями либо событиями, выходящими за пределы обыденности. К примеру, новость о рождении  тройни в местном родильном доме будет являться актуальной, в связи с наступившим событием, но при этом не будет являться «горячей» новостью. Но если в процессе рождения произошел конфликт, возникло подозрение на вину врача в увечье ребенка, то новость превратиться в «горячую», не отступая от своей основной ориентации на социальные аспекты.

Так называемые «горячие» новости привлекают наиболее пристальное внимание и являются одними из самых рейтинговых в «Комсомольской правде – Урал», в связи с чем чаще всего помещаются на первую полосу.

Обычно к  подобного рода новостям относятся  события позитивного характера, связанные с успешным развитием  и процветанием региона, либо напротив – связанные с негативными явлениями.

В отличие от неожиданных «горячих» новостей новости календарные связаны  с событиями определенными во времени. К примеру, состоятся очередные  народные гуляния.

Отличительной особенностью подобных материалов является тот факт, что они готовятся заранее. Обговаривается их сюжет, сопутствующая материалу речь, комментарии, приоритетные направления освещения события. В отличие от них новости «горячие» создаются и представляются спонтанно.

Организация новостей и подача событий в «Комсомольской правде – Урал» зависит исключительно от журналиста, который пишет статью. Газета имеет несколько рубрик, в которые помещают статьи в связи с их тематикой. Однако это не является жестким правилом, и тематические рамки могут быть нарушены, в результате чего на одной странице окажутся совершенно разные по тематике и сюжету статьи. На современном этапе подобная тактика применяется вполне успешно.  Обычно подобного рода приемы связаны с достаточно скучными событиями, которые необходимо разместить как можно более компактно в ограниченном пространстве номера.

Информация о работе Формирование и описание роли креолизованных текстов