Формирование и описание роли креолизованных текстов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:12, дипломная работа

Описание работы

Целью работы было поставлено изучение креолизованных текстов, как фактора оформления облика и структуры регионального выпуска печатного издания «Комсомольская правда – Урал».
В соответствии с целью в работе были определены следующие задачи исследования:
1. изучить теоретико-методологические основы типологии региональных газет, особенности их содержания и оформления;
2. определить понятие и специфику размещения креолизованных текстов в содержании региональных печатных изданий;
3. определить особенности использования креолизованных текстов в оформлении облика и структуры газеты «Комсомольская правда – Урал»
4. сравнить и сопоставить особенности использования креолизованных текстов в оформлении облика выпуска газеты «Комсомольская правда – Урал» и федерального выпуска «Комсомольской правды».

Работа содержит 1 файл

Диплом (1).doc

— 446.00 Кб (Скачать)

3. Работа с  читательской почтой, телефоны доверия,  встречи единомышленников нацелены на удовлетворение личностных потребностей аудитории.

4. Работа с  коллективами и социальными группами, осуществляемая в рамках профессиональных  конкурсов на приз газеты, спортивные  соревнования и т.д.

В последнее  время все чаще региональные газеты с целью привлечения к себе внимания проводят различного рода акции, которые обращают внимание общества и местной администрации на социальные проблемы, весьма актуальные для современного мира. В процессе проведения акций в центре внимания будут находиться сами представители периодического издания. Подробными образом газеты реализуют свою направленность на социальное партнерство, являющееся одной из особенностей их функционирования.

Социальная  ориентация является одним из важных аспектов, обусловливающих повышение рейтингов регионального издания и, соответственно, увеличения тиража. Чем чаще газета обращается к социальным проблемам региона и предлагает пути их решения, тем более востребована она у читателя, для которого именно данное направление представляется базовым в системе функционирования местной прессы.

Особенно значимой социальная ориентация становится в  совокупности вышеперечисленных функций, которые позволяют определить целевое  предназначение газеты.

В соответствии с результатами исследования, представленного  в работе Ю. Пули, успешность региональной газеты определяется ее универсальностью, выполнением максимально возможного количества функций29. Однако, универсальность – это еще не факт будущего успеха на рынке СМИ. Помимо универсальности успешность региональной газеты обеспечивает также творческий подход к организации ее функционирования. Именно творческое функционирование делает региональную газету успешным посредником между народом и властью, которая, как правило, опаздывает с реализацией таких же функций по защите интересов населения.

По мнению Л.Н. Кислой подход к изучению творческих ресурсов региональной газеты позволяет определенный дисбаланс в системе ее функционирования30.  Е.С. Радионцева в данном контексте говорит о соотношении «коллективного-индивидуального» в субъекте творчества31.

Фактически основополагающей особенностью функционирования региональных изданий на современном этапе становится ориентация не на повышение качества или количества информации, а на повышение уровня заработка. Являясь чаще всего изданиями частными, региональные газеты в своем развитии следуют законам бизнеса, ориентируясь на привлечение дополнительных средств прибыли помимо продажи тиражей. Одним из подобных средств является реклама. Реклама занимает все большие объемы на страницах региональных печатных изданий. Она занимает наиболее выгодные позиции, встроена в тексты практически на каждой странице.

Вступление  в рыночные отношения не самым  лучшим образом сказалось на большинстве  региональных газет, поставив их фактически на грань выживания. Идеологическая цензура уступает место экономической, которая оказалась еще более жесткой и непреклонной. Редакторы должны были перестраивать работу издательств в соответствие с потребностями нового рынка информации и определять интересы с учетом изменившихся обстоятельств.

Однако переориентация региональных газет оказалась реализована и эффективна только в отдельных случаях. Д. Санжиев в своем исследовании отмечает, что только незначительная часть (около 20%) сумела реализовать тот творческий потенциал, который присутствовал в ее организационной основе. Также им было отмечено, что на уровне региональных газет в 80% случаев работу ведут люди, не имеющие профессионального журналистского образования32. Именно данный аспект является причиной фактического отсутствия на страницах региональных газет разнообразных по жанру и содержанию статей, которые будут интересны читателям.

Отсутствие  в региональных газетах достаточно квалифицированных кадров, имеющих  не только опыт, но и определенный талант, подход к подаче информации таким  образом, чтобы вызывать интерес у большинства читателей сказывается на изданиях также весьма негативно. Издания во многом не получают возможности привлекать к сотрудничеству такое количество специалистов, которое делает возможным присутствие в газете разнообразного, свежего и актуального материала. Позиция же штатных журналистов рано или поздно читателю надоедает.

Анализ Е.С. Радионцевой  также подтверждает данные утверждения  и дополняет их данными анализа  ряда региональных газет России. Проведенный  анализ показал, что творческий потенциал газет, возглавляемых пишущими редакторами, несравненно выше тех, в которых первое лицо редакции воздерживается от публичного обнародования своих идей, проектов, замыслов. Именно генератор творческих идей в виде деятельного руководителя важен для небольшого по численности коллектива региональной газеты. Сегодня таких руководителей в Омской области всего 7 (из 32). В Алтайском крае именно профессионально образованные, социально ориентированные редакторы таких газет, как «Змеиногорский вестник», «Степной маяк», «Славгородские вести», «Бийский рабочий» вывели свои редакционные коллективы в лидеры внедрения прогрессивных форм работы, цифровых технологий в производстве качественной информации33.

Техническая оснащенность, о которой упоминает Е.Е. Радионцева, так же является значительной проблемой для региональных изданий и в большинстве случаев остается на уровне неразрешимых. Стесненность в финансовых ресурсах делают для редакций подобного типа фактически невозможным приобретение даже простейшего современного компьютера, обусловливая необходимость работы на старых, малопродуктивных машинах.

Творческая  деятельность журналистов региональных газет также имеет некоторые  основополагающие отличия. Творческий потенциал журналиста реализуется  под руководством редактора и кадровой политики, которую он проводит в отношении работников.  Закон РФ «О средствах массовой информации» дает редактору возможность представить свой коллектив в любых юридических вопросах. Если главный редактор является одновременно учредителем газеты, ее издателем, распространителем и, возможно, ее владельцем, собственником редакционного имущества, правовое положение еще более упрощается. Он получает право единолично решать все вопросы, связанные с отношениями редакции и ее газеты со всем их окружением34. В случае, если редактор не является владельцем, то он является ее главным менеджером со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Большая часть  редакций оказалась в условиях, когда  принятие рыночных отношений со всеми  их последствиями стало неизбежным и необходимым. В связи с этим районные газеты весьма активно стали ориентироваться в своем содержании на различного рода рубрики, подразумевающие предоставление платных услуг. В связи с этим, как правило последние страницы региональных газет занимают различного рода сообщения – от некрологов и поздравлений с днем рождения, до объявлений о продаже имущества и потере домашних животных. Данные факторы становятся одной из важных статей дохода региональных изданий, порой даже превышающих выручку от продажи самого тиража.

Специфические особенности региональных газет  так же проявляются и в особенностях их оформления. В. Скоробогатько отмечает, что продуманная модель газеты отличается своей творческой продуманностью, оформлением  ее в таком стиле, чтобы она вызывала интерес и внимание читателя. Подобные газеты отличаются ритмичностью своего внешнего вида. Однако большинство региональных газет данное условие не выполняют, фактически располагая материал так, как придется.

Газеты с  неявно представленными признаками продуманной модели имеют небольшое количество рубрик, зачастую они нестабильны. Журналисты будто бы забывают точное название раздела, меняют порядок слов в рубриках или отдельные слова. Разнообразие жанрового наполнения содержательной модели номера представлено крайне неодинаково. Как правило, местную печать переполняют шаблонные интервью, очерки, не соответствующие жанровым канонам, дежурные отчеты35.

Однако не все  издания находятся в плачевном  состоянии, как то отмечают вышеупомянутые авторы. Часть редакций опирается на инновационные формы организации работы периодической печати. Одним из подобных факторов становится ориентация региональных газет на интернет.  

Печать на бумаге все больше уходит в прошлое и  уступает место расширяющейся сети интернет, которая дает гораздо более широкие возможности. На современном этапе сайт является крайней необходимостью для любой организации, включая и печатные средства массовой информации. Многие же издания и вовсе переходят на электронные версии, сохраняя в бумажном варианте только часть тиража.

Примером подобного  подхода может послужить газета «Комсомольская правда – Урал». Являясь изданием региональным, газета имеет тесную взаимосвязь с изданием головным, федеральным. В связи с этим, региональная газета ориентируется на издание федеральное, представляя информацию, в том числе, расположенную непосредственно на сайте издания. Сайт самого издания очень насыщен и информативен. Информация на сайте зачастую появляется раньше, чем в печати, что делает электронное издание привлекательным для аудитории, предпочитающей получать новости на ресурсах сети Интернет.

Сайт газеты представляет собой не только отражение  самой газеты, но и предоставляет  дополнительную, более полную информацию, на которую может ориентироваться читатель.

Однако освоением  просторов интернет занимаются только единичные региональные газеты. Часть  же изданий имеют в лучшем случае малоинформативный сайт, представленный парой тройкой страниц, содержащих мизерную информацию об истории и  направлении деятельности региональной газеты.

Таким образом, особенности содержания и оформления региональных СМИ имеют несколько  основополагающих факторов, среди которых  необходимо особенно отметить следующие:

1. Тематика региональных  СМИ связана преимущественно  с событиями, происходящими непосредственно в регионе, где выпускается газета.

2. Тематика региональных  газет преимущественно ориентирована  на социальные проблемы региона, возможные пути их решения, а так же отражает деятельность местной администрации.

3. Работа редакции во многом ориентирована на позиции, приоритетные для столичных изданий, с использованием соответствующих средств, методов предоставления информации.

4. Региональные  газеты включены в рыночные  отношения, что обусловливает  их преимущественную ориентацию на улучшение финансового положения за счет предоставления населению и коммерческим организациям услуг размещения их рекламы на страницах местного СМИ.

Некоторые отличия  в содержании и оформлении имеют газеты, базовую ориентацию которых несет в себе крупное федеральное издание, а в регионах издание имеет филиал, который более подробно освещает события и проблемы именно этого региона. Подобные издания расположены в крупных региональных центрах, что в значительной мере отражается на их внешнем облике и содержании, качестве текстов и производства. Филиалы газет принимают на себя общую концепцию издания федерального, имеют те же цели и задачи, ориентируются на ту же сюжетную составляющую. Базируясь на интересах населения и администрации в регионе, они ставят своим приоритетом не только сохранение общей концепции издания, но также и внедрение некоторых элементов, которые позволяют им отойти от важных для головного издания задач и ориентироваться более значимые местные, таким образом, повышая интерес читателей к своим публикациям.

При этом в соотношении головного и местного издания, большее значение имеет федеральное. Подтверждением тому является меньшее количество материалов регионального характера на сайтах изданий, имеющих местные филиалы, в том числе и рассматриваемых нами «Комсомольская правда» и «Комсомольская правда – Урал».

 

1.3. Роль  креолизованных текстов в формировании  структуры региональных печатных  изданий

Современная коммуникативная  среда в качестве приоритетного  средства общения выдвигает естественный, родной язык. Однако данное средство не является единственным и активно взаимодействует со знаками иной природы. 

На современном  этапе человек в процессе общения  употребляет весьма значительное количество неоднородных семиотических текстов, которые в самом общем виде называются креолизованными.

Термин «креолизованный», «креолизация» отсылает к буквальному  его значению: креолизованный язык – язык, образовавшийся благодаря  взаимодействию двух языков – коренного  местного и колониального английского  – и ставший основным средством общения в данном коллективе, например, новомеланезийский язык, образовавшийся при взаимодействии английского языка с меланезийским. По аналогии с этим значением термин «креолизованный» стал употребляться метафорически, обозначая «семиотический текст, состоящий из знаков разной природы: знаков естественного языка и знаков других языков (изображения, формулы, нотные знаки и пр.). Под семиотическим термином «креолизованный текст» понимается текст, фактура которого состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык)»36.

В последнее  время значительно повысился  интерес к невербальным средствам  письменной коммуникации. Как отмечает, Е. Анисимова, «это связно с тем, что их информационная емкость и прагматический потенциал выше, чем у вербальных средств, а лингвистика текста все в большей мере преобразуется в лингвистику семиотически осложненного текста»37. Резко увеличившаяся роль визуальной информации в современных средствах массовой информации вызвала интерес к паралингвистическим, то есть  изобразительным средствам, которые сопровождают письменную речь. В том числе речь идет о графическом оформлении текста в современных печатных изданиях.

Как отмечают в своем исследовании психолингвисты Ю.А. Сорокин и Е.Ф. Тарасов «в лингвистике текста обращение к паралингвистическим средствам связано с поиском закономерностей текстообразования, выявлением роли этих средств в организации прагматического воздействия текста на адресата, необходимостью более полного извлечения информации»38. Креолизованные тексты являются специфической группой паралингвистически активных текстов. В их структуре, как уже было отмечено выше, используются коды различных семиотических систем.

Информация о работе Формирование и описание роли креолизованных текстов